Благовещенский мост

Реконструкция Благовещенского моста. Май 2007
Увеличить
Реконструкция Благовещенского моста. Май 2007

Благовещенский мост (в 1855 — 1918 Николаевский мост, с 1918 до 15 августа 2007 носил название Мост Лейтенанта Шмидта)[1] — первый постоянный мост в Санкт-Петербурге. В 1850 соединил Васильевский остров с Английской набережной. Мост cчитается границей между рекой Невой и началом Финского залива — Невской губой. Cооружение Благовещенского моста стало одной из трех грандиозных построек первой половины XIX века наряду с железной дорогой из Санкт-Петербурга в Москву и Исаакиевским собором.

Строительство

18 ноября 1842 император Николай I подписал указ о строительстве первого постоянного моста через Неву. До появления Благовещенского моста берега реки соединяли только наплавные мосты.

Автором проекта был инженер Станислав Валерианович Кербедз, придумавший использовать при строительстве арочные конструкции из чугуна. Началось строительство в 1842, строящаяся переправа получила название Невский мост.

Строительство решено было вести там, где в Неву впадал Крюков канал. При этом часть канала была заведена в трубу и засыпана, на этом месте возникла Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью Конногвардейского полка в центре. Изменилась и набережная со стороны Васильевского острова на правой стороне Невы — она была значительно раcширена.

Условия, в которых велись работы, оказались чрезвычайно тяжелыми. Грунт был плохой. Для того, чтобы вбивать сваи в глубину реки и вести подводные работы, использовали воздушные колокола.

В создании моста принимал участие знаменитый архитектор Александр Павлович Брюллов, спроектировавший газовые фонари и красивую чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков. Миниатюрная часовня Николая Чудотворца — вклад архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера.

Легенда гласит, что император Николай I очень серьезно относился к сооружению первого большого моста в Санкт-Петербурге, и, чтобы простимулировать процесс строительства, он пообещал Станиславу Валериановичу Кербедзу повышение в чине за постройку каждого пролета моста. После завершения строительства моста Кербедз действительно получил генеральский чин.

12 ноября 1850 мост был переименован в Благовещенский в честь одноименной церкви.

Сооружение первого постоянного моста через Неву стало заметным событием в жизни Санкт-Петербурга. 21 ноября 1850 состоялось официальное открытие моста для экипажей и пешеходов. Современники называли его "драгоценным ожерельем красавицы Невы". Новый мост имел 7 пролетов в чугунных арочных конструкциях, а 8-й пролет был двукрылый разводной у правого берегового устоя. Благовещенский мост стал первым постоянным мостом через Неву[2].

Дальнейшая судьба моста

В 1855, после кончины императора Николая I, мост переименовали в Николаевский.

Увеличить

Спустя некоторое время разводной пролёт моста стал узок, к тому же он был расположен в мелкой боковой части Невы. В 1901 было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь.

В 1918 мост получил имя лейтенанта Петра Петровича Шмидта — участника революции 1905, возглавившего мятеж на крейсере "Очаков" в Севастополе.

Увеличившиеся транспортные нагрузки потребовали капитальной перестройки, которая была осуществлена в 1936 — 1938 по проекту профессора Григория Петровича Передерия. Новый двукрылый разводной пролет был устроен между центральными опорами. Прежний разводной пролет заменен железобетонной аркой, облицованной гранитом. Пролеты по сторонам разводной части моста заново перекрыты стальными балками. Впервые в истории в мостостроении была применена электросварка. От прежнего Благовещенского моста остались только перила и опоры. Длина моста составила 331 м, ширина — 24 м.

С сентября 2006 по 15 августа 2007 была проведена капитальная реконструкция Благовещенского моста[3]. Мосту возвращено не только его исконное имя, но и исторический облик 1850 — восстановлен исторический силуэт, решетчатая ферма с криволинейным нижним поясом, элементы декора. Теперь ширина моста составляет 37 м: 8 полос движения по 3,5 м каждая, 2 полосы безопасности и 2 тротуара. С моста убраны трамвайные рельсы.

Примечания

  1. «Лейтенанту Шмидту» вернули имя (сообщение портала "Смена.ру")
  2. «15 августа 2007 года. Благовещенский мост открылся после ремонта» - новость на сайте Администрации Санкт-Петербурга
  3. На время проведения работ рядом с мостом, чуть выше по течению, был сооружен мост-дублер оригинальной конструкции из инвентарных блоков и разводного пролетного строения вертикально-подъемной системы.

--Axenophontov 15:24, 17 ноября 2007 (MSK)

К этой странице обращались 25 497 раз(а).