Берцелиус, Йенс Якоб

Берцелиус после пожалования ему рыцарского звания
Увеличить
Берцелиус после пожалования ему рыцарского звания

Йенс [1] Якоб Берцелиус, с 19 декабря 1835 барон фон Берцелиус, Jöns Jacob Berzelius (родился 20 августа 1779 в деревне Веверсунде неподалеку от Линчёпинга, ныне область Эстергетланд на юге Швеции; умер 7 августа 1848 в Стокгольме) - крупнейший химик, отец физической химии.

Берцелиусу принадлежит идея современного обозначения химических элементов и написания формул. Он измерил атомные массы 45 химических элементов, причем в процессе исследований открыл три новых - церий, селен и торий, и впервые выделил в свободном состоянии еще четыре: кремний, титан, тантал и цирконий. Берцелиус первым выдвинул теорию электрического взаимодействия атомов в химических соединениях, ввел понятия органической химии, изомерии и катализа. Наконец, он придумал фильтровальную бумагу и резиновые трубки для химических аппаратов. Единственной помощницей молодого Берцелиуса в его работах была безнадежно влюбленная в него лаборантка Анна Бланк.

Открытия Берцелиуса были столь впечатляющи, что без покровительства сверху он стал президентом Королевской Академии наук в 30 лет (1808), установив в отношении возраста рекорд. В 1818 году подагра, которой Берцелиус страдал с детства, оторвала его от активной научной деятельности. Он был посвящен в рыцари и перешел на должность секретаря Академии, занявшись составлением реферативного журнала об успехах химии.

В 1835 Берцелиус был удостоен звания барона и женился на дочери государственного канцлера. Детей в этом браке не было.

Сочинения Йенса Якоба Берцелиуса