Бабочки

Парусник Демолей, или лаймовый парусник. Родина - Бирма, Лаос, Китай, Австралия, Фото Ольга Кувыкина

Бабочки и люди

Красная орденская лента (Catocala nupta), семейство Совки-ленточницы, июль, Ульяновская область Фото Olga Sytina

Чешуекрылые, или бабочки (Lepidotera) – настолько привлекательные создания, что даже люди, недолюбливающие насекомых, относятся к ним благосклонно. О бабочках написано немало, но каждый год удается узнать что-то новое из их жизни или описать новые виды. Чтобы эта статья не напоминала скучную сводку основных сведений о бабочках, я остановлюсь лишь на некоторых фактах из их жизни.

Бабочек известно около 200 000 видов, все они характеризуются наличием особых уплощенных волосков на крыльях – чешуек. Нередко дети думают, что бабочки покрыты пыльцой цветов, и если ее стереть, то потом легко насыпать сверху новой, например, с тычинок лилий. Однако эта «пыльца» – чешуйки. Если их стереть и при этом потрепать крылья, хрупкие насекомые не смогут летать и долго не проживут.

В детстве многие ловят бабочек и пытаются их коллекционировать – это нормальная тяга к познанию, но когда бабочек губят просто так, забавы ради, мне вспоминается абзац из статьи : «О гигантских сверчках, прилежных ленивцах и поднадзорных коалах»

“Что же касается того, нужно ли людям беспокоиться о спасении насекомых, Мидз вспомнил эпизод, происшедший на одной из полевых станций. Когда на стол, за которым они завтракали, села моль, кто-то из сотрудников поднял руку, чтобы прихлопнуть ее. Другой успел перехватить руку в воздухе. «Вот когда вы сможете создать что-либо подобное ей, — сказал он, — тогда вы можете убить эту»”.

Недавно я видела, как девочка на лету поймала бабочку. Она бросила ее в лужу и растоптала. Мама ей ничего не сказала, ничего не объяснила, они просто молча пошли дальше…

У многих чешуекрылых хорошо развиты хоботки. Все бабочки развиваются из гусениц, которые окукливаются. Одни бабочки питаются нектаром цветов, другие – соком деревьев и забродившим соком фруктов, третьи не против перекусить пометом и слезами животных, а так же грязью, чтобы восполнить недостаток минеральных солей после спаривания.

Любопытно, что существуют даже бабочки-«вампиры». «Вампирами» являются только самцы некоторых мелких совок из рода калиптра (Calyptra), а самки калиптры предпочитают сок фруктов. Большинство калиптр обитает в тропиках Азии, где они пьют кровь буйволов. В фантастическом рассказе «Выводок» из сборника «Вампиры: Антология» Рэмси Кэмпбелл поведал нам о проделках калиптры эустригата (Calyptra eustrigata) — тропической бабочки-кровопийцы. Он ее не выдумал – такая бабочка и правда пьёт по ночам кровь буйволов в тропиках Азии. Интересно, что кровь пьют только самцы — так они получают вещества, необходимые для размножения. Описаны эти бабочки давным-давно, так что непонятно, зачем из этого решили сделать сенсацию, написав в СМИ несколько месяцев назад, что открыты бабочки-вампиры.

В Приморье, а иногда в Подмосковье и Ленинградской области встречается бабочка калиптра василистниковая (Calyptra thalictri, вид открыт ещё в 1790!). Это мелкая светло-серая совка. Она при случае может не только пить кровь из открытой раны, но и прокалывать кожу хоботком. Встречаются эти бабочки редко, в некоторых местах даже занесены в Красную Книгу. Нужно провести не одну ночь на лугу или в лесу, привлекая насекомых на свет и поджидая, когда же калиптра сядет на палец и проткнет кожу хоботком. Какие от этого ощущения – я не знаю, но экспериментаторы говорят, что похоже на укол раскаленной иглой. Хоботок калиптры острый, с зубчиками на конце. Питание кровью требует у животных глубокой перестройки анатомии, физиологии, а значит — длительной эволюции, поэтому не стоит бояться белянок-«мутантов», которые вдруг в один прекрасный день кинуться пить кровь человека.

Видео с бабочкой-"вампиром" можно посмотреть здесь.

Бабочки на земле и под водой

Гусеница волнянки античной, 4 августа, МО, Фото Николай Владимиров

Гусеница волнянки античной, 4 августа, МО, Фото Николай Владимиров

На взгляд людей, самое главное украшение бабочек – крылья. Именно благодаря разноцветным переливающимся крыльям о бабочках слагают легенды, их считают олицетворением человеческой души, изображают на картинах и татуировках. Однако существуют бескрылые бабочки! Например, самка волнянки античной (Orgyia antiqua). Еще эту бабочку называют кистехвостом обыкновенным. Многие волнянки (семейство Lymantriidae) не питаются, а живут лишь за счёт запасов, накопленных гусеницей.

У волнянки античной остались хотя бы зачатки крыльев, а вот волнянка степная (Orgyia dubia) и этого лишена. Превратившись в бабочку, самочка даже не выходит из кокона. Она лежит там и ждёт самцов. Прилетающие женихи протискиваются в крохотное отверстие в коконе. У такой неподвижной толстой самки образуется много яиц, около ста, и все они прикрыты коконом. Так природа заботится о будущем потомстве волнянки – гусениц будет много, и они защищены плотным коконом.

В журнале «Наука и жизнь» член Энтомологического общества, физик Владимир Мурзин однажды описал такой случай с волнянками селенофорами (Gynaephora selenophora). В горах Узбекистана он нашел под камнем насколько коконов самок и положил их в карман. Пока натуралист добрался до палатки, его окружил рой небольших чёрных мохнатоусых бабочек. Всё это были самцы. Они пытались пробраться в карман и спариться с только что вылупившимися бескрылыми самками. Как они их нашли? По аромату феромонов, которые уловили своими пышными усами. Если рассматривать ночных бабочек, ты нетрудно заметить, что у одних усики узкие, а у других широкие, перистые. Это самцы, и их пушные усы помогают учуять самку издалека.

Интересно, что некоторые бескрылые бабочки не только матери-героини, но еще и подводницы. Бескрылые самки огневки подводной (Acentropus niveus) прекрасно ныряют [1].

Эти мелкие бабочки из семейства огневки (Pyralidae) обитают в Европе. Гусеницы питаются на подводных листьях роголистников (Ceratophyllum) и рдеста (Potamogeton). Некоторые исследователи предполагают, что крылатым самцам приходится нырять вслед за самками в водоем. Слишком увлекшись любовью, они находят свою погибель. Ведь в отличие от самок, самцы не приспособлены для водной жизни. В любом случае жизнь бабочек этого вида коротка – сутки - двое, а вот гусеницы долгую зиму проводят в пруду.

В местах, где встречаются редкие белые кувшинки (Nymphaea alba), можно найти другую бабочку-подводницу – кувшинковую водную огневку (Hydrocampa nymphaeata). Подросшие гусеницы этого вида сооружают себе убежища из листьев, наполняя их пузырьками воздуха. Гусеницы повсюду таскают с собой такой воздушный мешок. Окукливается гусеница в этом же мешке. Появившаяся на свет бабочка (оба пола у кувшинковой огневки крылатые) всплывает на поверхность, подобно буйку. Обсохнув на первом попавшемся листе, бабочка улетает. Изучать водных насекомых трудно, поэтому сведений о них не так много. Обычно для наблюдений гусениц помещают в аквариум, который ставят возле рабочего стола – чтобы следить за гусеницами каждый день.

Воспитание бабочек из гусениц

Коконопряд травяной, гусеница, 11 мая, Московская область. Фото Ольга Кувыкина

Коконопряд травяной, гусеница, 11 мая, Московская область. Фото Ольга Кувыкина

Коконопряд травяной, бабочка, самка 21 июля, Московская область

Коконопряд травяной, бабочка, самка 21 июля, Московская область

Найденную гусеницу нужно брать вместе с кормовым растением – как правило, это то дерево или цветок, на котором сидит гусеница. Но что делать, если гусеница обнаружена, скажем, на дороге? Лучше всего попробовать определить её вид с помощью книги или энтомологических форумов, тогда будет ясно, что она ест. Ведь каждый вид гусениц предпочитает какую-то определённую пищу. Некоторые, правда, многоядны, например, гусеницы некоторых совок едят всё, что попадётся – от бутонов гвоздик до листьев шиповника.

Садок или банку с гусеницей необходимо плотно закрыть марлей или крышкой с отверстиями для вентиляции, иначе животное удерёт. Однажды летом со мной произошла поучительная история. Я была не в духе и решила порадовать себя воспитанием винного бражника (Deilephila elpenor – дейлефила эльпенор) из гусеницы.

В конце июля я нашла в лесу недалеко от дома крупную гусеницу на иван-чае (Chamaenerion angustifolium – кипрей узколистный). Взять с собой гусеницу сразу не решилась. Дело в том, что второе поколение в течение лета у этих бражников бывает не всегда, а только в благоприятные годы. В противном случае куколку придётся хранить всю зиму в холодильнике среди овощей, регулярно увлажняя мох-сфагнум. Еще одна проблема – гусеницы бражников перед окукливанием прячутся под опавшими листьями. Через неделю я снова бродила на том же самом месте, снова увидела гусеницу и на этот раз не устояла, взяла с собой. Первые два дня гусеница активно жевала листья иван-чая – он стоял в баночке, прикрытой салфеткой, чтобы гусеница не утонула. Сверху всё это было накрыто противомоскитной сеткой, снизу прижато гирьками.

На третий день гусеница перестала есть и начала бегать кругами по садку – собралась окукливаться. Земля и сфагнум, которые я поставила в горшочке, почему-то ей не понравились. На четвертый день она сбежала. Не представляю, откуда у гусеницы столько сил – она сумела отодвинуть гирьку. Гусеница крупная, размером с большой палец, но всё равно куда-то так спряталась, что я не смогла ее найти на застеклённом балконе.

Обыскала все горшки с землей, все пакеты – нет её и все тут! Либо она спрыгнула вниз с балкона и приземлилась на лилии, либо так спряталась, что увидеть её можно будет только после рождения бабочки. У других заводчиков тоже случаи бывали – гусеница пряталась, а через месяц раздавался трепет крыльев под потолком. Если бабочка после появления из куколки не найдёт подходящую опору (веточку, занавеску), крылья плохо расправятся, и она будет калекой. Поэтому при воспитании гусениц очень важно поставить в банку палочки. Когда бабочка появляется из куколки, её крылья похожи на тряпочки, висящие на каркасе – жилках. Постепенно крылья набирают силу и вытягиваются.

Позднее мне больше повезло с воспитанием бабочек. Во-первых, я нашла кокон редкой краснокнижной сатурнии павонии (малый ночной павлиний глаз – Saturnia pavonia) и принесла её домой. Твёрдый как камень грушевидный кокон сатурнии рекомендуется всю зиму хранить на застеклённом балконе или в холодильнике на нижней полке в коробочке с песком и сфагнумом. Иногда песок нужно увлажнять. В конце апреля ставим коробочку в квартире на тёплый подоконник (но не под палящие солнечные лучи!), помещаем внутрь веточку и ждём рождения крупной пушистой бабочки. Правда, из коконов иногда вместо бабочек появляются молодые паразитические мухи или наездники. Как раз недавно из куколки нимфалиды у меня вылупилась толпа золотистых паразитических ос.

Взрослые наездники прокалывают гусениц и помещают в их тело яйца, а ежемухи приклеивают яйца сверху, причем так крепко, что их даже иглой не отскребешь. Личинки, вылупившись из яиц, питаются мягкими тканями гусеницы, не повреждая нервную систему. И только перед самым окукливанием они добираются до мозга, и будущая бабочка погибает.

Во-вторых, я нашла много куколок осенних совок зубчатокрылых (Scoliopteryx libatrix). Это красивые совки с зубчатыми крыльями и рисунком из оранжевых пятнышек. 22 сентября я обнаружила чёрных куколок в кустах ивы, а одну такую куколку – на крапиве. Мне не хотелось возиться с зимним хранением куколок, поэтому поначалу я их не трогала. Однако вскоре я выяснила, что это куколки совки зубчатокрылой. Это довольно редкий для Московской области вид и одна из немногих ночных бабочек, которая зимует на стадии имаго (взрослое насекомое). То есть моя куколка зимовать вовсе не собиралась, а собиралась зимовать бабочка.

Вернувшись к тем ивам, я осмотрела все куколки и выбрала ту, которая при прикосновении брыкалась. Остальные не шевелились. Я её взяла вместе с веточкой. Веточку поставила в банку, накрыла марлей, стянула резинкой, поставила в тёплую комнату на подоконник. Иногда слегка увлажняла воздух водой из пульверизатора.

Через некоторое время у куколки начали проступать очертания тела. В начале октября уже были хорошо видны аккуратно сложенные лапки и усики. 5 октября вечером я вернулась домой, заглянула в банку и на минуту обо всём забыла – там сидела она, прекрасная бабочка! Жаль, она вывелась, пока меня не было дома, и я не смогла наблюдать этот интересный процесс. Ведь у бабочек уходит несколько часов на то, чтобы расправить крылышки. Сначала появляются «культи», но постепенно они расправляются, как бы натягиваясь на каркас из жилок.

Если найдете пушистые коконы, будьте с ними осторожны, берите их платочком, а не голыми руками. Недавно я нашла большой серый кокон на дереве, решила посмотреть, жива ли там внутри куколка, стоит ли брать кокон домой. Осторожно вскрыла кокон сверху, и десятки мелких черных заноз глубоко вошли под кожу пальцев! Я их ничем не могла удалить, и больше недели палец зудел.

Немного о фотосъемке чешуекрылых

Перламутровка Аглая, 17 августа, Московская область. Фото Ольга Кувыкина

Перламутровка Аглая, 17 августа, Московская область. Фото Ольга Кувыкина

Конечно, лучше всего снимать бабочек на цветах – это и естественно, и красиво. Но что делать, если сильный ветер склоняет соцветия до земли и сфокусироваться невозможно? На этот случай у меня свое ноу-хау – ношу в кармане бутылёк с раствором меда. Обмакнула палец, поднесла к бабочке – она на него перебралась. Главное, подходить осторожно, чтобы тень не падала. И ещё нужно носить с собой влажные салфетки, иначе липкими вскоре станут не только руки.

Траурниц и некоторых других бабочек приманивают сладкой смесью – мёд и живое пиво (или дрожжи) настаивают сутки в банке, потом намазывают на ткань (лучше всего подойдет кусок мешковины) и обматывают эту ткань вокруг ствола дерева или подвешивают на ветку. Немало ночных бабочек (медведиц, совок, сатурний) можно сфотографировать, если приманить их ночью на свет. Для этого тёплыми вечерами позади мощной лампы (лучше всего подойдёт ртутная кварцевая электролампа) на расстоянии 50-100 см от неё натягивают белую простыню, на которую и будут садиться бабочки. Желательно под лампой положить на землю белое полотно (простыню) – отражатель. Лампу располагают на высоте 1-1,5 м. Не смотрите на лампу – это вредно для глаз.

Иногда интересные бабочки прилетают ночью прямо в квартиру – достаточно поярче включить свет, да пошире открыть окна. Этим летом ко мне в гости прилетали самец коконопряда травяного (Euthrix potatoria, бабочка, похожая на пушистого рыжего лисёнка) и кисточница малая (Clostera pigra, бабочка с кисточками на конце брюшка). Чтобы после фотосессии выпустить бабочку на улицу, лучше вынести ее во двор, а не выпускать из окна, иначе она вновь ворвётся в квартиру. Свет неудержимо манит ночных насекомых.

Многие удивляются, где я нахожу столько гусениц для фотосъемки. Они повсюду, но они очень маленькие и здорово маскируются. Нужно медленно идти по лесу и осматривать каждый лист сверху и снизу, на дереве и под ногами, чтобы что-то увидеть. В плохую погоду или в слишком жаркую гусеницы прячутся.

Систематика

Портрет волнянки ивовой (Leucoma salicis), самец. Фото  Дина Рогатных

Портрет волнянки ивовой (Leucoma salicis), самец. Фото Дина Рогатных

Бабочек изучают лепидоптерологи - от греческого lepis (родовой. падеж. lepidos) - чешуя, pteron — крыло, и logos — наука, учение.

В систематике можно немного запутаться, потому что постоянно происходят изменения – то нимфалид делят на разные подсемейства, то из подсемейств делают отдельные виды.

Вот список основных семейств крупных бабочек (без микрочешуекрылых):

• Тонкопряды (Hepialidae) • Липузиды (Lypusidae) • Мешочницы (Psychidae) • Слизневидки (Limacodidae) • Пестрянки (Zygaenidae) • Стеклянницы (Sesiidae) • Древоточцы (Cossidae) • Коконопряды (Lasiocampidae) • Осенние (желтые) шелкопряды (Lemoniidae) • Сатурнии, павлиноглазки (Saturniidae) • Березовые шелкопрялы, или шелкокрылы (Endromidae) • Бражники (Sphingidae) • Толстоголовки (Hesperiidae) • Парусники (Papilionidae) • Белянки (Pieridae) • Голубянки (Lycaenidae) • Нимфалиды (Nymphalidae): подсемейство Бархатницы (Satyrinae), подсемейство Геликониевые (Heliconiinae), подсемейство Ленточники (Limenitinae), подсемейство Переливницы (Apaturinae), подсемейство нимфалиды (Nymphalinae) • Серпокрылки (Drepanidae) • Урании (Uraniidae) • Пяденицы (Geometridae) • Хохлатки (Notodontidae) • Эребиды, совки-ленточницы (Erebidae): подсемейство Волнянки (Lymantriinae), подсемейство Медведицы (Arctiinae), подсемейство Гермениновые (Herminiinae), подсемейство Усатки (Hypeninae), подсемейство Орденские ленты (Erebinae) • Нолиды, карликовые шелкопряды (Nolidae) • Совки (Noctuidae): подсемейство Стрельчатки (Acronictinae), подсемейство Капюшонницы (Cuculliinae), подсемейство Ксилениновые (Xyleninae), подсемейство Совки (Noctuinae)

Разнообразие бабочек

Шелкопряд березовый, самец. Московская область, 4 мая. Фото Николай Владимиров

Шелкопряд березовый, самец. Московская область, 4 мая. Фото Николай Владимиров

Невозможно в одной статье показать все 200 000 видов бабочек. Я лишь хочу представить их многообразие – здесь есть бабочки, похожие на ос, гиганты, карлики, яркие красавицы и скромные серые «мышки».

Гусеницы бабочек так же все разнообразны и представляют собой отличные фотомодели для макрофотографов – есть гусеницы, похожие на змей, на пушистых медвежат, на украшения для волос и на веточки. Для тех, кто хочет увидеть еще больше бабочек, выше приведены ссылки.

Русское и латинское названия животного
Название
на английском и фото
Подробности

Семейство Моли длинноусые (Adelidae)

Моль длинноусая верониковая на цветке вероники. Обратите внимание на размер цветка и размер бабочки. 13 июня 2009
Усы полностью в кадр не поместились! Моль длинноусая опоясанная (Nemophora degeerella), 21.06.2010

В семейство Длинноусые моли, или Длинноуски насчитывается 30-40 видов. Усы раза в два-три длиннее тела. Самцы иногда роятся, где их и можно разглядеть. Крылья обычно с металлическим блеском. У самок длинноуски опоясанной усы гораздо короче, чем у самцов. Гусеницы этих молей шубами в шкафах не интересуются – живут внутри листьев или семян. Усы в полете перевешивают бабочек. Нужны такие усы для поиска самок.

Семейство Моли первичные зубатые (Micropterigidae)
Мелкокрыл калужницевый (Micropteryx calthella), Московская область, 07.06.2010
Мелкокрыл калужницевый (Micropteryx calthella), Московская область, 07.06.2010

Что ест моль? Таким вопросом задаются многие. Особо впечатлительным детям кажется, что из шкафа вот-вот вылетит моль и нападет на человека. На самом деле моли, как и все бабочки, питаются нектаром или ничем не питаются. Примитивное древнее семейство зубатых молей питается пыльцой.

Шубная, платяная, зерновая и другие моли, гусеницы которых повреждают одежду и крупу, относятся к семейству Настоящие моли (Tineidae). Остальные моли, которые живут в лесу, никакого отношения к этим «диверсантам» не имеют. Изначально некоторые настоящие моли, то есть их гусеницы, питались перьями и шерстью в гнездах и норах животных. Но позднее приспособились к соседству с человеком. Как избавиться от моли? Сейчас придумано множество действенных химических препаратов, однако по-прежнему пользуются популярностью махорка, лаванда, герань и пихтовое масло. А лучше всего просто почаще «выгуливать» одежду и просушивать ее на солнышке.

В семейство Первичные зубатые моли насчитывается 12 родов. В Европе около 10 видов. У этих молей сохранились уменьшенные жвалы для перетирания пищи. Предполагают, что древние бабочки по строению были похожи на зубатых молей. Гусеницы зубатых молей шубами не интересуются, живут внутри тканей мхов.

Семейство Листовертки (Tortricidae)

Листовертка разноцветная полосатая, 28.06.2008, МО
Листовертка разноцветная полосатая, 28.06.2008, МО

При виде маленьких бабочек обычно слышишь «Вредитель!». Но, во-первых, лишь небольшое количество видов и правда доставляет нам хлопоты. А во-вторых, «вредитель» в природе таковым не является. Просто существуют фитофаги, которые питаются именно теми растениями, которые человек решил одомашнить.

Семейство листовёрток включает более 750 родов и 6300 видов.

Это маленькие скромные бабочки, но некоторые красиво окрашены. Гусеницы листоверток встречаются повсюду, например, это те мелкие «червячки», которые буравят плоды гороха и винограда. Листовертка разноцветная полосатая (Olethreutes arcuella) летает в мае-августе на территории Европы. Гусеницы живут на опавших листьях, то есть перерабатывают уже мертвую листву и садоводам не вредят.

Семейство Огневки настоящие (Pyralidae)

Огневка водная прудовая
Огневка водная прудовая

Огневка крапивная большая, Московская область
Огневка крапивная большая, Московская область

В семействах Огневки настоящие и Огневки-травянки насчитывается около 6200 видов. Многие виды летают по вечерам, а гусеницы, как и у Листоверток, сворачивают листья в трубочку и живут в таком съедобном «домике», скрепив его паутинкой.

Некоторые виды огневок откладывают яйца на пшеницу, ячмень, подсолнечник, и в последствие их мелкие гусеницы наносят ущерб посевам. Таких гусениц, например, вида Anerastia lotella называют яровыми червями.

В жарких странах где только не находят гусениц разных видов огневок – в сухофруктах, сале, масле, семенах, корнеплодах. Я никогда не сталкивалась с вредной деятельностью огневок, хотя увлекаюсь садоводством. Кто действительно способен полностью слопать листья, например, смородины, так это личинки пилильщиков – насекомых без жала, родственников ос. А бутоны роз обычно сильно повреждает тля. Т ак что для меня огневки – просто красивые маленькие бабочки, прекрасные объекты для макросъемки. Несколько интересных видов огневок можно встретить у воды, где они питаются прибрежной и водной растительностью, например, ряской.

Гусеницы огневки водной прудовой (Nymphula nitidulata) живут под водой, на листьях ежеголовники и желтой кубышки.

Семейство Огневки-травянки (Crambidae)

Огневка-травянка агрифила (Agriphila straminella), Московская область
Огневка-травянка агрифила (Agriphila straminella), Московская область

Одно время огневок-травянок считали подсемейством огневок настоящих, но сейчас выделяют отдельно. Это небольшие бабочки, которые прячутся в траве, складывая крылья вдоль травинок.

Семейство Тонкопряды (Hepialidae)

Тонкопряд хмелевый, самка, МО, 20.06.2009
Тонкопряд хмелевый, самка, МО, 20.06.2009

Тонкопряд хмелевый, самец, МО
Тонкопряд хмелевый, самец, МО

Тонкопряды – древнее семейство, в Европе обитает всего 10 видов, в мире – около 600. Издалека тонкопряда можно принять за ручейника, но ручейник – не бабочка. Крылья тонкопрядов устроены совсем не так сложно, как у современных бабочек, например, нимфалид. У взрослых тонкопрядов хоботок редуцировался, то есть его строение упрощено, и взрослая бабочка не питается. Гусеницы живут в земле, едят корни разных трав – одуванчика, щавеля, сныти. Тонкопряды летают в сумерках.

Семейство Волнянки (Lymantriidae)

Волнянка краснохвост, 31.08.2009, МО,
Волнянка краснохвост, 31.08.2009, МО,

Самец волнянки красноховста
Самец волнянки красноховста
Гусеница ивовой волнянки, портрет которой можно увидеть выше, Московская область

Распространены по всему миру. Известно около 2700 видов. Самки нередко бескрылые.

На мой взгляд, гусеницы волнянки краснохвоста - одни из самых красивых в Европе. Краснохвосты предпочитают березовые, буковые и дубовые леса. В конце октября гусеница окукливается на земле, а в конце мая появляются бабочки.

Семейство Хохлатки (Notodontidae)

Хохлатка липовая (Ptilodon capucina), 12.07.2009, МО
Хохлатка липовая (Ptilodon capucina), 12.07.2009, МО

Хохлатка зигзаг (Notodonta ziczac), гусеница, 31.08.2009, МО, Кубинка-2
Хохлатка зигзаг (Notodonta ziczac), гусеница, 31.08.2009, МО, Кубинка-2
Хохлатка зигзаг (Notodonta ziczac), бабочка
Хохлатка зигзаг (Notodonta ziczac), бабочка
Гусеница лунки серебристой (Phalera bucephala), 19.0802009, МО.
Гусеница лунки серебристой (Phalera bucephala), 19.0802009, МО.
Лунка серебристая, фалера сучковидная (Phalera bucephala), 13.06.2010 МО, Кубинка-2
Гарпия большая, гусеница, МО
Гарпия большая, гусеница, МО
Гарпия большая, бабочка
Гарпия большая, бабочка

В семействе Хохлаток насчитывается около 3500 видов. Эти ночные бабочки крайней интересны – посмотрите хотя бы на их гусениц – ну чем не сказочные дракончики?

Распространены хохлатки по всему миру, но наибольшего разнообразия достигают в тропиках. Это ночные пушистые бабочки с хохолками на затылке. Некоторые настолько пушисты, что напоминают котят, и по-английски так и называются – «мотыльки-киски» (Puss Moth). Взрослые бабочки не питаются, гусеницы питаются листвой деревьев определенных видов.

Гусеницы некоторых видов притворяются страшными чудищами, благодаря выростам на теле, другие же виды выделяют муравьиную кислоту и прочие защитные вещества. На какие только ухищрения не пойдешь, чтобы не быть съеденным… Обычно каждая гусеница сидит на листе в гордом одиночестве, не создавая колоний, как это любят делать павлиний глаз и другие нимфалиды.

У лунки серебристой и других бабочек можно наблюдать очень интересный способ мимикрии - маскировки. Когда я увидела лунку серебристую в траве, первая мысль была такая – сучок обломало с двух сторон и бросило ветром в траву. Однако я нагнулась пониже и поняла, что это бабочка! Толстенькая, спокойная.

Семейство Пальцекрылки (Pterophoridae)

Platyptilia, 07.07.2009, Московская область
Platyptilia, 07.07.2009, Московская область
Спаривание пальцекрылок
Спаривание пальцекрылок

Во всем мире известно около 1200 видов этого семейства.

На редкость интересные бабочки, которых многие не замечают, потому что размером и обликом они напоминают комариков. Полет у пальцекрылок медленный, выглядит это так, словно им в каждое крыло вставили по костылю. А все потому, что крылья пальцекрылок всегда расправлены, они их не складывают. Передние крылья расщеплены на два, а задние — на три лопасти. Все это напоминает растопыренные пальцы.

Пальцекрылок можно найти, если вечером медленно идти по полю или опушке леса, вглядываясь во взлетающих из травы существ. Гусеницы пальцекрылок сворачивают листья и живут в них, или же обитают в стеблях травянистых растений. Бабочки питаются нектаром и пыльцой цветков.

Семейство Совки (Noctuidae)

Совка-лишайница альпийская (Moma alpium), 13.06.2009, МО
Совка-лишайница альпийская (Moma alpium), 13.06.2009, МО

Тизания Агриппина (Thysania agrippina), Южная Америка. Не смотря на размеры, эта совка прекрасно маскируется - посмотрите, как она слилась с корой дерева. Найти эту бабочку не просто.

Если летней ночью кто-то серый и пушистый стучится к вам в окно – почти наверняка это совка. Совки – крупнейшее семейство ночных бабочек, хотя некоторые летают и днем. Встречаются совки повсеместно, известно их около 35 000 видов. Рисунок на крыльях обычно состоит из ломаных линий, точек, кружков. Крылья обычно сложены «домиком», а нижние крылья ярче верхних.

Некоторые совки красиво окрашены в зеленые, желтые, металлические тоны. Огромных синих и красных орденских лент тоже раньше относили к семейству Совки, но теперь выделили в отдельное семейство Совки-ленточницы.

Гусеницы совок обычно голые, окрашены по-разному – бывают просто зеленые и коричневые, а бывают и со сложным рисунком. Склонны к многоядности, то есть один вид способен есть одновременно подсолнухи, клевер и гвоздики. Голова у гусениц широкая, выпуклая, обычно по этой голове я и определяю, что передо мной гусеница совки.

В Южной Америке обитает совка размером с птичку – тизания Агриппина (Thysania agrippina) с размахом крыльев до 28 — 30,5 cм.

Семейство Совки-ленточницы (Erebidae), подсемейство Орденские ленты (Erebinae)
Лента орденская желтая (Catocala helena Eversmann, 1856) на бархатцах, Амурская область

В августе эти красивые бабочки залетают на свет в подъезды Санкт-Петербурга, Ейска и других городов. Днем они прячутся на стволах деревьев, почти не отличимые от коры.

Семейство Совки-ленточницы (Erebidae), подсемейство Медведицы (Arctiinae)

Медведица желтая (Spilosoma lutea), МО
Медведица желтая (Spilosoma lutea), МО
Медведица крапчатая (Spilosoma menthastri), МО
Медведица крапчатая (Spilosoma menthastri), МО
Медведица Кайя (Arctia caja)
Медведица Кайя (Arctia caja)
Медведица Кайя (Arctia caja), гусеница на молодом тополе, 13 мая
Медведица Кайя (Arctia caja), гусеница на молодом тополе, 13 мая

Гусенцы медведицы Кайи - полифаги, то есть едят разную пищу. Их можно обнаружить на крапиве, лопухах, тополе и других растениях.

Систематика медведиц запутана и все еще пересматривается. Сейчас в подсемейство входят следующие рода: Acerbia, Arachnis, Arctia, Atlantarctica, Borearctia, Chlorhoda, Chlorocrisia, Epicallia, Eucharia, Euerythra, Gonerda, Hiera, Holomelina, Hyphantria, Hyphoraia, Hypomolis, Kodiosoma, Lafajana, Mallocephala, Metacrisiodes, Oroncus, Orontobia, Palaeomolis, Paracles, Pararctia, Parasemia, Pericallia, Platarctia, Preparctia, Pseudalus, Sinoarctia, Stauropolia, Stenucha,Spilosoma, Venedictoffia, Virbia, Acantharctia, Acyclania, Afroarctia, Agaltara, Alpenus, Amerila, Amphicallia, Amsactarctia, Argina, Balaca, Baroa, Binna, Carcinarctia, Caribarctia, Caridarctia, Caryatis, Cheliosea, Curoba, Cymaroa, Dasyarctia, Dionychoscelis, Diospage, Diota, Disparctia, Epilacydes, Euceriodes, Eyralpenus, Fodinoidea, Galtara, Graphelysia, Heliozona, Ilemodes, Ischnarctia, Karschiola, Kiriakoffalia, Leucaloa, Leptarctia, Leucopardus, Mannina, Mellona, Melora, Menegites, Micralarctia, Migoplastis, Neoarctia, Neuroxena, Omochroa, Paralpenus, Paramaenas, Paraplastis, Phlyctaenogastra, Platyprepia, Poecilarctia, Pseudogaltara, Rhodogastria, Saenura, Satara, Seirarctia, Stenarctia, Teracotona.

В Европе обычно можно встретить медведицу Кайю, медведицу госпожу, луговую медведицу. Есть крупные медведицы, а есть и крохотные. Все они красивые, пушистые и довольно яркие. Кажется, что эти бабочки носят королевские мантии. Красно-черная окраска некоторых медведиц предупреждает – не ешь нас, мы ядовиты.

Некоторые медведицы испускают ультразвуковые сигналы, нарушая работу «сонара» охотящейся летучей мыши, и летучая мышь не может найти бабочку.

Семейство Пяденицы (Geometridae)

Пяденица-шелкопряд тополевая (Biston strataria), 02.05.2010
Пяденица-шелкопряд тополевая (Biston strataria), 02.05.2010

Пяденица малая дождевая (Idaea aversata), Московская область, Кубинка-2. 13.07.2009

Гусеница березовой пяденицы (Biston betularia), 01.09.2009. Московская область, Кубинка-2

Когда идешь летом по лесу, из травы то и дело вспархивают маленькие стройные бабочки. Чаще всего они белые или серые, реже – черные, зеленые, но иногда попадаются и со сложным рисунком – в рыжих и черных точках, в квадратиках и зигзагах. Пролетев немного, бабочки прячутся или под листиками, или на стволах деревьев. Это представители второго по численности среди чешуекрылых семейства – пяденицы.

Пядениц в мире насчитывается около 26 000 видов.

Научное название пядениц – геометриды – в переводе с латыни означает «землемеры». Название связано со своеобразным способом передвижения гусениц. Гусеницы всех пядениц маскируются под веточки и палочки. Нередко даже приходится ощупывать ветки, чтобы понять – настоящие они или это гусеницы. Передвигаясь, гусеница приставляет задние ноги к паре передних, выгибая тельце кверху. Затем она цепляется за лист задними ногами, отрывает передние, вытягивается и снова выгибается петлей. Так она передвигается вперед ровно на длину своего тела, как бы меряя пространство.

Если дотронуться до гусеницы пяденицы, она или притворяется веткой, или падает вниз, предварительно закрепившись за лист паутинкой. Когда опасность минует, гусеница поднимется обратно вверх по этой паутинной нити.

Семейство Бражники (Sphingidae)

Бражник глазчатый (Smerinthus ocellatus), 22.05.2010, МО
Бражник глазчатый (Smerinthus ocellatus), 22.05.2010, МО

Средний винный бражник (Deilephila elpenor), гусеница,16.07.2009. Московская область, Кубинка-2
Бражник липовый (Mimas tiliae), 31.05.2009. Московская область, Наро-Фоминский район, д.Плесенское

Гусеница бражника мертвая голова
Гусеница бражника мертвая голова
Бражник мертвая голова
Бражник мертвая голова

Бражников, или сфингид известно около 1200 видов по всему миру. Самый известный бражник - мертвая голова (Acherontia atropos), встречается в основном на юге России. У него на "затылке" изображен "череп". Эта бабочка умеет устрашающе пищать, а еще она любят забираться в ульи и лакомиться медом. Прародиной европейского бражника была Северная Африка, но благодаря высокой способности к полетам, эта бабочка мигрировала к нам. Куколки бражника мертвая голова можно увидеть в фильме "Молчание ягнят" - преступник клал их в рот жертвам. (На самом деле для съемок использовались обертки конфет, свернутые в виде куколок бабочки).

Бражников с другими бабочками не спутаешь – это преимущественно сумеречные пушистые существа с толстыми брюшками и узкими крыльями. Когда они появляются летом возле флоксов, кажется, будто бы в воздухе мелькает какой-то мини-Карлсон или птичка.

Бражники – самые быстрые бабочки, некоторые развивают скорость до 54 км в час. На цветы они никогда не садятся – пьют нектар прямо на лету, опустив вниз длиннющий хоботок и быстро-быстро вибрируя крыльями. Из-за этой особенности, а так же из-за толстенького пушистого тела и узких крыльев этих бабочек иногда принимают за птиц. Так рождаются «сенсации» – порой поступают сообщения, что на Кавказе, на Алтае или в Крыму появились колибри! Я и сама, когда была совсем маленькой, первый раз завидев бражников над нашими петуниями на балконе, воскликнула: «Колибри?».

Обычно бражники вылетают в сумерках. Их интересуют ароматные цветки вроде флоксов и жимолости. Ночью бражников можно приманить на яркий свет и сфотографировать. Если найти днем дремлющую молодую бабочку или тяжелую от яиц самку, то можно тихонько подставить ей палец, и она на него взберется.

Гусениц бражников легко отличить от других - почти у всех есть вырост-"хвостик" на конце тела. Питаются гусеницы определенными видами растений, например, средний винный бражник предпочитает иван-чай.

Семейство Сатурнии, павлиноглазки, ночной павлиний глаз (Saturniidae)

Сатурния (павлиноглазка) Буадювала (Caligula boisduvalii), Амурская область
Сатурния (павлиноглазка) Буадювала (Caligula boisduvalii), Амурская область

Сатурния (павлиноглазка) китайская дубовая, сатурния ямамаи (Antheraea yamamai), Амурская область
Самки Сатурний комет (аргема миттреи - Argema mittrei) на своих коконах, родина – Мадагаскар, снято в Московском Зоопарке
Гусеница малой павлиноглазки (Saturnia pavonia)
Гусеница малой павлиноглазки (Saturnia pavonia)

Крупные и гигантские ночные бабочки. Распространены по всему миру, наибольшего многообразия достигают в тропиках и субтропиках Старого и Нового Света. В мире около 1500 видов. В Европе - 10, в России — около 20 видов. В Подмосковье можно встретить редкую малую павлоноглазку, или сатурнию павонию (Saturnia pavonia).

На моем фото слева можно увидеть самку кометы. Каждое крыло этого насекомого - размером с ладонь. У самцов хвостики еще длиннее (до 13 см!) и при этом тоньше. Представляю себе, как эти «вымпелы» развиваются в полёте. Еще у самцов очень пышные усы – с их помощью они «унюхивают» самок издалека. Самок комет в книге «Бабочки мира – самые красивые и знаменитые» совершенно справедливо назвали «могучими» - толщина их пушистого брюшка примерно в два детских пальца. Как и многие сатурнии, днем они сидят неподвижно. Эта неподвижность повеселила меня еще в прошлом году на выставке живых насекомых в МГУ, где я увидела на пальце у человека сатурнию самию цинтию (Samia cynthia) – она казалась неживой, но когда я до нее дотронулась, она зашевелилась.

Впервые узнав об этих фантастических бабочках из книги Аркадия Фидлера «Горячее селение Амбинанитело», я часто мечтала о них, как о символе чего-то прекрасного и недостижимого. Я все еще не теряю надежды попасть на Мадагаскар (кометы обитают только там), а вот бабочек уже увидела в Москве, в павильоне Фауна Индонезии. Сидят они в отдельном стеклянном помещении слева.

Живут сатурнии недолго, около двух недель. Они не питаются. Их главная задача - найти пару и отложить яйца.

Семейство Стеклянницы (Sesiidae)

Стеклянница тополевая малая (Paranthrene tabaniformis), Амурская область
Стеклянница тополевая малая (Paranthrene tabaniformis), Амурская область
Стеклянница ольховая (Synanthedon spheciformis), 07.06.2010, Московская область, Кубинка-2

В мире известно около 1123 видов стеклянниц.

Мне всегда нравились картинки со стеклянницами, но где найти этих красивых бабочек в Подмосковье? Несколько раз я видела смородинных стеклянниц на даче, но фотографироваться они не желали. В эти бабочках меня очаровывает все – их смешные «хвосты», прозрачные крылья, рисунок на теле.

Стеклянницы подражают осам, наездникам и другим перепончатокрылым, что спасает их вкусные тела от поедания птицами и другими хищниками. Гусеницы стеклянниц ведут необычный образ жизни – они живут внутри корней или стволов деревьев и кустарников. Там они развиваются 2-3 года!

Однажды в июле я увидела на опушке леса пышный куст с белыми пахучими соцветиями (пузыреплодник калинолистный - Physocarpus opulifolius - семейство розоцветные). Все цветки были облеплены мухами-журчалками и бабочками-крапивницами. Я долго всех фотографировала, белая собака Белка даже заснула.

И тут высоко на одном соцветии я увидела стеклянницу ольховую! Неужели я смогу её сфотографировать? С замиранием сердца я подкралась ближе, поднялась на цыпочки, вытянула руки и начала приближать фотокамеру, делая кадр за кадром. Когда я подобралась совсем близко, бабочка улетела.

Ветер раскачивал соцветия, мушки жужжали, а мы с Белкой, довольные, шли домой. Вдали начали зацветать иван-чай, орхидеи и ромашки.

Семейство Голубянки (Lycaenidae)

Малинница обыкновенная (Callophrys rubi), 08.05.2010
Малинница обыкновенная (Callophrys rubi), 08.05.2010

Голубянка Икар (Polyommatus icarus)
Голубянка Икар (Polyommatus icarus)

Голубянок известно свыше 6 000 видов, в основном они обитают в тропиках. Самцы обычно яркие - синие, голубые, оранжевые, самки окрашены более скромно, например, бурые. Такое различие в окраске называется половым диморфизмом. Гусеницы некоторых видов живут в муравейниках, где питаются куколками муравьев. Таких насекомых, в данном случае - гусениц, называют мирмекофилами. Среди голубянок нет сельскохозяйственных вредителей, это дружелюбные саду бабочки.

Семейство Толстоголовки (Hesperiidae)

Толстоголовка тире (Thymelicus lineola), 05.08.2009
Толстоголовка тире (Thymelicus lineola), 05.08.2009

Интересная группа дневных бабочек, внешне похожая на ночных. Толстоголовки – небольшие бабочки (размах крыльев 25-36 мм) с крупной головой, большими, широко расставленными глазами и широко расставленными усиками. Концы усиков часто загнуты в виде крючочков.

Окраска преимущественно рыжая, золотистая, коричневатая. Самцы некоторых видов складывают передние крылья в виде кармашка, пряча таким образом особые пахучие чешуйки. Эти чешуйки выделяют феромоны, привлекающие самок, а необычные строение усиков необходимо для улавливания феромонов. Гусеницы живут на дикорастущих злаках и других травах в свернутых листьях. Любят мятлики и другие злаки, которые человек считает сорняками. Зимуют гусеницы, яйца и куколки.

Всего в мире встречается около 3500 видов толстоголовок.

Семейство Нимфалиды, подсемейство Бархатницы (Satyrinae)

Крупноглазка (Lasiommata achine), 29.06.2008, МО
Крупноглазка (Lasiommata achine), 29.06.2008, МО

В основном все бархатницы среднего размера, бархатистые, окрашенные в шоколадные, серые и бурые тона, с глазками как на верхней стороне крыльев, так и на нижней.

В этом подсемействе свыше 2400 видов бабочек.

Семейство Белянки (Pieridae)

Белянка брюквенная (Pieris napi), МО, 23.08.2008
Белянка брюквенная (Pieris napi), МО, 23.08.2008

Лимооницы , самец и самка (Gonepteryx rhamni), МО, 02.04.2010
Лимооницы , самец и самка (Gonepteryx rhamni), МО, 02.04.2010

Белянка рапсовая (Pontia edusa) на лаванде, Москва, Сокольники, 15.07.2009
Белянка рапсовая (Pontia edusa) на лаванде, Москва, Сокольники, 15.07.2009

Самая крупная азиатская белянка (до 10 см, Hebomoia glaucippe) - гебомоя главк, родина – Япония, Корея, Китай, Индия, Таиланд
Гусеница гебомои главк
Гусеница гебомои главк
Куколка гебомои главк
Куколка гебомои главк

Белянки встречаются по всему миру, кроме Новой Зеландии . В семействе этих дневных бабочек около 1200 видов. Некоторые думают, что белянка - это только капустница. Но разнообразие белянок велико, и не все они целиком белые. Есть с черными, желтыми, оранжевыми пятнами.

Семейство Нимфалиды (Nymphalidae)
Пеструшка Сапфо (Neptis sappho) обитает в Восточной Европе, Средней Азии, Японии, иногда попадается в России. Фото Olga Sytina

Адмирал

Гусеница пестрокрыльницы
Гусеница пестрокрыльницы
Гиполимнас болина, в Доме бабочек на ВВЦ
Гиполимнас болина, в Доме бабочек на ВВЦ

У нимфалид есть общие черты, позволяющие отличить их от других бабочек. Очертания крыльев нимфалид угловатые, крылья широкие. Передние ноги редуцированы, не используются при хождении. На них нет коготков, зато они покрыты густыми волосками. Это хорошо видно сбоку, когда бабочка сидит на ветке или на цветке. В России не встречаются данаиды и геликониды, а вот нимфалид летает немало. К ним относятся такие известные бабочки, как адмирал, репейница, дневной павлиний глаз, траурница. Гусеницы всегда с шипиками, выростами, волосками. Куколки угловатые, висят на кормовых растениях.

Нимфалид насчитывается около 5700 видов по всему миру.

Адмирал (Vanessa atalanta), ванесса Аталанта. Карл Линней еще в гимназии очаровался мифической историей Аталанты, и позднее именно в честь нее назвал одну из красивейших бабочек Европы. Царь Аркадии Иас мечтал о сыне, но родилась дочь – Аталанта. Иас приказал отнести ее в лес и оставить там, но девочке повезло – сначала ее взяла на воспитание дикая медведица, а затем – охотники. Со временем Аталанта стала лучшей охотницей и бегуньей во всей Аркадии. Она даже приняла участие в калидонской охоте наравне с мужчинами и первой ранила дикого вепря. Прекрасную Аталанту осаждали поклонники, и, чтобы избавиться от них, она устраивала соревнования. Только тот, кого она не смогла бы догнать, стал бы ее женихом, а проигравшего разило копье охотницы. Немало юношей погибло, прежде чем находчивый Гиппомен не стал ее мужем. Он бросал на бегу золотые яблоки – подарок Афродиты – Аталанта наклонялась за ними, и, таким образом, проиграла соревнование.

Дневной павлиний глаз (Inachis io), нимфа Ио - одна из самых обычных бабочек в Европе. Согласно древнегреческой мифологии, прекрасная Ио была дочерью речного бога Инаха, в которую влюбился Зевс. Чтобы скрыть ее от ревнивых глаз супруги Геры, Зевс превратились Ио в белоснежную корову. Но Гера нашла Ио, лишила дара речи и перенесла на другой край земли под надзор стоглазого великана Аргуса. Тогда Зевс попросил о помощи хитрого бога Гермеса, тот усыпил сто глаз великана и убил его.

Узнав о происшествии, Гера направила на Ио гигантского вечно голодного слепня, который погнал ее в бесконечные скитания. Странствия привели Ио к Прометею в Колхиду, где он был прикован к скале, и его печени клевал орел Зевса. Прометей предсказал Ио, что она еще долго будет скитаться, но однажды ее мучения закончатся на берегах реки Нил. Так оно и было – в Египте Зевс вернул Ио человеческий облик, вскоре у них родился темнокожий сын Эпаф, ставший первым царем Египта и родоначальником поколения героев, к которым принадлежал и Геракл.

Крапивница (Aglais urticae) - зимующая в Подмосковье бабочка. Осенью можно обнаружить толпы крапивниц, забившиеся на чердаки и в дачные домики. Весной их нужно своевременно выпустить, как только пригреет солнце, иначе они погибнут от голода. “Urtica” по-латыни – крапива, “Aglais” – Аглая, в греческой мифологии – одна из трех граций (богини изящества, прелести, красоты и радости жизни), дочь Зевса и Эвриномы. Народное название крапивницы – шоколадница.

Репейница (Vanessa cardui) - выносливая мигрирующая бабочка, весной она прилетает в Европу из Северной Африки. Репейница дает два, а иногда и три поколения. Гусеницы серые в желтую полоску и с желтыми шипами, кормятся на бодяке, чертополохе, крапиве, мать-и-мачехе. “Cardui” – от “Carduus” – чертополох, “Vanessa” – Ванессы – в славянский мифологии – бабочки-эльфы к пестрых платьях, которые будят и укладывают спать цветы, трав, птиц в лесу.

Пестрокрыльница изменчивая, сеточница весенняя (Araschnia levana) - небольшая нимфалида, интересная своим сезонным диморфизмом – весенние бабочки желто-оранжевые, летние – черные. Другие виды бабочек тоже бывают разных цветовых форм. Известный пример - березовая пяденица. Обычно ее окраска похожа на белый ствол березы, но встречаются полностью черные бабочки.

Родина гиполимнас болины (Hypolimnas bolina) – Индия, тропики Азии, Австралия. Окраской они подражают некоторым ядовитым данаидам, хотя сами не ядовиты. В природе я в первый раз увидела гиполимнас болину во Вьетнаме. Шумные улицы, грязь, и вдруг прямо в лужу посреди дороги опустилось несколько бабочек. Крылья самцов переливались на солнце синим. Конечно, я удивилась и бросилась к этим бабочкам с фотиком, роняя по дороге книжки и документы. Вьетнамцы смотрели на меня и хохотали. Позднее, в джунглях, я видела очень много крупных бабочек. Но так к этому и не привыкла, и всякий раз, когда надо мной пролетала бабочка, я восхищалась ее совершенством.

Семейство Нимфалиды (Nymphalidae), подсемейство Данаиды (Danainae)

Идэея белая (белая лесная нимфа, Idea leuconoe), в Доме Бабочек на ВВЦ
Идэея белая (белая лесная нимфа, Idea leuconoe), в Доме Бабочек на ВВЦ

Данаида большой монарх
Данаида большой монарх
Гусеница данаиды большой монарх
Гусеница данаиды большой монарх

Данаиды обитают в основном в тропиках. Насчитывается их около 300 видов. Многие ядовиты - их гусеницы накапливают яд, питаясь ядовитыми растениями семейства Кутровые. Крылья многих данаид кажутся бумажными, тонкими, и имеют сложный рисунок.

Идэя белая обитает в тропиках Китая, Малайзии, Индонезии. Как и большинство данаид она ядовита для птиц. Я видела таких бабочек на Шри-Ланке. Они летали высоко в кронах, и каждый взмах крыла был ленив и медлен, словно в замедленной съемке. Размах крыльев 15 см.

Из-за тонкого рисунка на крыльях и характерного полёта в народе эту бабочку называют «лесная нимфа», «белая рисовая бумага» (Rice Paper butterfly) , «воздушный змей». Мне эти идэи напоминают летающие сарафанчики, т.к. в лучах солнца виден только черный рисунок, а белые крылья просвечиваются. Скорее всего, Идэя – это от горы Ида и пещеры Идео Андро на острове Крит, где рос Зевс. А еще с горы Ида боги наблюдали за ходом Троянской войны. Леуконой – древнегреческое имя.

Самая известная из данаид - большой монарх (Danaus plexippus) - славится своими миграциями на дальние расстояния. За перемещениями монархов даже следят с помощью сайта «Наблюдение за монархами».

Чтобы не повторятся, здесь я процитирую отрывок из своей книги «Письма насекомых»:

Когда наступает осень, не все бабочки умирают. Некоторые прячутся в щели на зимовку, а особо отважные улетают в теплые края. Репейницы, адмиралы, олеандровые бражники и бражник «мертвая голова» летят на юг. Хрупкие репейницы, похожие на тонкие кусочки расписного китайского шелка, преодолевают до 5 000 км. Монархи из семейства данаид – самые известные путешественники. Осенью бабочки отправляются из Канады и севера США в теплые Калифорнию и Мексику. Самое поразительное – они летят тем же маршрутом и присаживаются отдохнуть на те же самые деревья, что и их предки десятки лет назад, хотя их никто этому не учил. Многомиллионная стая бабочек облепляет деревья такими густыми гроздьями, что ветки прогибаются. В честь такого зрелища американцы устраивают карнавалы и праздничные шествия, а мексиканцы организовывают туры в заповедники. Ничто не останавливает хрупких путешественниц, даже океан! Устав, они присаживаются отдохнуть на корабли или прямо на водную гладь. В теплых краях монархи откладывают яички, и весной уже их дети возвращаются на север. Много лет исследователи изучают феномен массовых миграцией насекомых, и до сих пор в этом вопросе много загадок. Помимо бабочек, к миграциям склонны саранча, божьи коровки и муравьи. Их гонят в другие края засуха, голод, холод или пожары.

Семейство Нимфалиды (Nymphalidae), подсемейство Геликониды (Heliconiinae)

Гусеница  геликониды Юлии (Dryas iulia)
Гусеница геликониды Юлии (Dryas iulia)
Геликонида Юлии, бабочка-дриада, на любимом нектароносе – лантане (Lantana camara), семейство Вербеновые, в Доме Бабочек на ВВЦ

Перламутровка большая лесная, Подмосковье, Кубинка-2
Перламутровка большая лесная, Подмосковье, Кубинка-2

Около 200 видов ярких бабочек в основном из Центральной и Южной Америки. У всех продолговатые узкие крылья и предупреждающая окраска - бабочки ядовиты.

Однажды в Московском Доме Бабочек (павильон номер 2 на ВВЦ) проходила акция – кто принесет кустик пассифлоры (страстоцвета), тот получить бесплатный билет на две персоны. Конечно, это выгодно в основном тем, кто сам выращивает пассифлору, потому что в питомнике взрослая лиана стоит недешево. Гусеницы геликониды Юлии питаются исключительно пассифлорой, что позволяет им накапливать в своем теле яд. Хотя в лиане накапливается ядовитый пассифлорин и разные алкалоиды, плоды некоторых видов вполне съедобны – например, пассифлоры бразильской (она же – маракуйя).

В Доме Бабочек я наблюдала, как геликонида кружилась над пассифлорой, иногда слегка касаясь на лету усиков и листьев лианы – откладывала яйца. «Где-то должно быть гусеницы!» - подумала я и принялась разглядывать пассифлоры. Принесли их немало – тут были и лианы с красными цветками, и лианы уже с плодами. Предполагается, что такая кормовая база позволит завести и других геликонид – например, зебровых харитоний. Хотела бы я на них посмотреть, но пока их не привезли.

Гусениц я все-таки нашла – они оказались совсем юными, 0,5-1,5 см длиной и 2-3 мм толщиной. Только с помощью объектива я рассмотрела, какие они забавные – этакие панки в городе.

Геликониды – музы, обитающие на горе Геликон. Там же расположен источник Гиппокрена, возникший от удара копытом крылатого коня Пегаса.

Геликонида Юлии встречается от Бразилии до Флориды, иногда в огромных количествах. Когда она складывает крылья, то маскируется под длинный пожухлый листок. Питаться предпочитает нектаром лантаны – это представитель вербеновых из Южной Америки.

Пеламутровка большая лесная (Argynnis paphia) - одна из крупнейших российских нимфалид. Перламутровки бывают нескольких цветовых форм – ярко-рыжие и дымчато-зеленые. На нижней стороне крыльев перламутровок находятся особые зеленовато-серебристые пятна, за которые эти бабочки и получили название перламутровок. С помощью этих пятен бабочки узнают особей своего вида.

“Paphia” – Пафия – одно из имен греческой богини Афродиты, данное ей по названию святилища на Кипре у места, где богиня любви и наслаждения вышла из моря.

Семейство Парусники (Papilionidae)

Парусник (хвостоносец) Махаон (Papilio machaon),гусеница, Амурская область
Парусник (хвостоносец) Махаон (Papilio machaon),гусеница, Амурская область
Парусник (хвостоносец) Махаон (Papilio machaon),в Красной Книге Московской области, снято в августе на побережье Азовского моря, Краснодарский край
Парусник Маака (Papilio maackii), Амурская область. Крупнейшая дневная бабочка России
 Парусник Ксут (Papilio xuthus) на дельфиниуме, Амурская область
Парусник Ксут (Papilio xuthus) на дельфиниуме, Амурская область
Птицекрыл Троидес на выставке живых насекомых в МГУ, октябрь
Птицекрыл Троидес на выставке живых насекомых в МГУ, октябрь

Графия сарпедон, парусник «голубая бутылочка» (Graphium sarpedon, Шри-Ланка. Питаются графии нектаром лантаны (Lantana sp.) – растения с оранжево-желтыми цветками. На фото - самцы, решившие восполнить недостаток минеральных веществ

Известно около 700 видов парусников. Это средние и крупные бабочки с хвостиками и без, окрашенные весьма разнообразно. Самые крупные парусники - орнитоптеры, то есть птицекрылы, встречаются в тропиках.

Новичку трудно ориентироваться в семействах бабочек, но парусников отличить от других видов легко - когда они присаживаются на землю, то и правда напоминают водные суда, которые собрались на регату.

Когда люди встречают парусника Махаона в Москве, то им кажется, что это какая-то тропическая бабочка, удравшая из Дома Бабочек на ВВЦ. В Ейске, что на берегу Азовского моря, я столкнулась с такой же реакцией. В парк развлечений залетел Махаон, и все решили, что он удрал из местного Сада Бабочек.

Махаон (греческая мифология) - сын Асклепия (Эскулапа), брат Подалирия, врач-хирург, опекун раненых во время троянской войны. Подалирий - другой похожий парусник, встречается на юге. Его крылья украшены черными полосами, из-за чего он смахивает на тигра-альбиноса.

Гусеницы Махаона кормятся на сныти, борщевике, тмине и других зонтичных.

Троидесов, или птицекрылов существует несколько видов и все они очень похожи (Троидес Елены, Троидес Радамант, Троидес Минос, Троидес Миранда и т.д.). Родина Троидеса Елены – Шри-Ланка, Индия, Таиланд, Вьетнам. В природе я видела птицекрылов во Вьетнаме, в заповеднике Кат Тиен. Они летают очень высоко и издали напоминают черно-желтых птиц. Светящееся ярко-желтое брюшко птицекрылов – предупреждение хищникам – бабочка ядовита! Накопить яду бабочкам удается благодаря гусеницам, которые едят ядовитые растения.

Всего в группу птицекрылов (это одни из самых крупных бабочек мира) входит три рода – Троидес, Орнитоптера (Ornithoptera)и Трогонопетера (Trogonoptera). Многие в Красной Книге. В прошлые века орнитоптер даже подстреливали из луков и ружей для коллекций

Семейство Пестрянки (Zygaenidae)

Пестрянка щавелевая (Adscita statices), Амурская область
Пестрянка щавелевая (Adscita statices), Амурская область

Пестрянка луговая (жимолостная, Zygaena lonicerae), самец и самка на дербеннике, Московская область

В начале июля на сухих лужайках в Европе появляются группы маленьких ярких бабочек с булавовидными усиками – пестрянок. Летают они до августа.

В основном в Подмосковье встречаются четыре очень и очень похожих вида – пестрянка таволговая, пестрянка горошковая, клеверная и луговая.

Все они черные с сине-зеленым блеском и красными пятнами на крыльях. Самая крупная – пестрянка таволговая, у нее на каждом крыле по шесть красных пятен. У луговой и горошковой пестрянок по пять пятен, сами бабочки гораздо более мелкие. Более редко встречающаяся у нас щавелевая пестрянка окрашена по-другому – она металлически-зеленая. Гусеницы пестрянок желто-зеленые с черными пятнами и длинными седыми волосками. Кормятся в основном на клевере и лядвенце из семейства бобовых. Гусениц и маленькие коконы, прикрепленные к черешкам клевера, можно найти в июне.

Летают пестрянки медленно, словно к ним привязаны гири, на цветах тоже сидят спокойно – если они сидят парочками, их даже можно брать в руки. Такое спокойствие объясняется просто – пестрянок никто не ест, они ядовиты (в их телах накапливаются соли синильной кислоты), о чем и предупреждает эта контрастная окраска. Сами пестрянки тоже очень устойчивы к ядам – их не убивает даже цианистый калий. Однако такая устойчивость не делает их менее уязвимыми перед человеком – в тех местах, где скашивают траву и перекапывают почву, пестрянок мало.

Внешне самцы от самок отличаются только толщиной брюшка. В мире насчитывается около 900 видов пестрянок. Некоторые окрашены очень интересно и имеют сложный рисунок из блестящих пятен.

Семейство Слизневидки (Limacodidae)

Бабочка мокрица обыкновенная (Monema flavescens), Амурская область
Бабочка мокрица обыкновенная (Monema flavescens), Амурская область

Невероятно красивая гусеница бабочки мокрицы обыкновенной, похожая на морского голожаберного моллюска
Гусеница зеленой пушистой бабочки параса консоциа (Parasa consocia)
Гусеница зеленой пушистой бабочки параса консоциа (Parasa consocia)

Гусеницы этих бабочек очень красивы - напоминают морских слизней, голожаберных моллюсков из подотряда Nudibranchia. Кто увлекается дайвингом, то их наверняка видел и был восхищен. Гусениц этих руками лучше не трогать - жгутся, как крапива, а то и похуже. Это касается не зеленых гусениц, а тех, что ярко окрашены.

1. Золотницкий Н.Ф. "Аквариум любителя"

[2]

Автор благодарит за помощь в подготовке материала макрофотографа Николая Владимирова и энтомолога Дину Рогатных. Дина - специалист по жукам-жужелицам, фотолюбитель, художник, автор иллюстрацией к моей книге Письма насекомых. Николай живет в Москве и снимает в основном в Московской области, Дина живет в Благовещенске Амурской области, фауна этого региона очень отличается от нашего. Например, там можно встретить таких диковин, как бабочки-слизневидки.

OKuvykina, очерк в работе