Аристотель

Аристотель. Мраморный бюст работы неизвестного скульптора, римская копия. Рим, Национальный римский музей
Увеличить
Аристотель. Мраморный бюст работы неизвестного скульптора, римская копия. Рим, Национальный римский музей

Аристотель, ’Aριστοτέλης (греч.), Aristotle (англ.), родился в 384 до н.э. в Стагире, умер 7 марта 322 до н.э. в Халкиде на острове Эвбея[1] — греческий философ, создатель Перипатетической школы и ученый-энциклопедист, основоположник нескольких наук — физики, биологии, психологии, политологии.

Жизнь Аристотеля

Аристотель родился в Стагире, находящейся в восточной части полуострова Халкидика, на побережье Фракии. После смерти отца, который был придворным врачом македонского царя Аминты II, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Платона и оставался в Академии почти 20 лет, до смерти своего учителя в 347 до н.э. Уязвленный тем, что Спевсипп был выбран руководителем Академии, Аристотель покинул Афины и отправился вместе с Ксенократом ко двору Гермия Атарнейского, владевшего несколькими городами в Троаде (Малая Азия). Там Аристотель основал философскую школу и даже женился на племяннице Гермия, которого знал еще по годам учебы в Академии Платона.

После трагической гибели Гермия в Персии в 345 до н.э. Аристотель перебрался в Митилену на Лесбос, а оттуда в 343 до н.э. по приглашению Филиппа II, царя Македонии, приехал в Пеллу, чтобы стать воспитателем царского сына — Александра[2].

В 335 до н.э. Аристотель вернулся в Афины, где Платоновскую Академию возглавлял Ксенократ. Аристотель основал свою собственную школу, ставшую известной под названием школы перипатетиков[3].

В 323 до н.э., когда умер Александр Македонский и Греция восстала против македонского владычества, Аристотеля, как бывшего наставника великого завоевателя, обвинили в богохульстве и собирались предать суду. Не желая разделить судьбу Сократа, Аристотель, передав управление Ликеем Теофрасту, навсегда покинул Афины и переселился в поместье своей матери на острове Эвбея, где и скончался 7 марта 322 до н.э.

Научные труды Аристотеля

Традиционно весь корпус сочинений Аристотеля делится на 7 групп:

  • логические сочинения, которые впоследствии стали называть "Органон" ("Категории", "О выражении мыслей", "Первые аналитики", "Вторые аналитики", "Топика", "О софистических обманах");
  • сочинения из области физики, т.е. науки о природе ("Физика", "О возникновении и уничтожении", "О небе", "Метеорология");
  • биологические сочинения ("О животных", "О частях животных", "История животных", "О растениях");
  • сочинения из области психологии ("О душе");
  • произведения, касающиеся так называемой первичной философии, так называемая "Метафизика" (после физики);
  • сочинения по вопросам этики, политики, экономики, теории государства и права ("Никомахова этика", "Эвдемейская этика", "Политика" и "политии", т.е. очерки государственного устройства (например, "Афинская полития");
  • сочинения из области риторики и поэтики ("Поэтика", "Риторика").

Цитаты

  • Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг
  • Когда люди любят друг друга, им не нужна справедливость
  • Мир благоденствует, когда цари философствуют, и философы царствуют
  • Остроумие — это просвещенная дерзость
  • Сомнение — начало мудрости
  • Природа ничего не создает напрасно
  • Воспитание — лучший припас к старости
  • Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями
  • Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага
  • В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья — это надежное прибежище
  • Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями
  • Мы восхваляем того, кто любит своих друзей
  • Наслаждение общением — главный признак дружбы
  • Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами
  • О, друзья мои! Нет на свете друзей!
  • Добро для человека — это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью
  • Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных
  • Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи
  • Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время
  • Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим
  • В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро
  • Жить — значит делать вещи, а не приобретать их
  • Наш характер есть результат нашего поведения
  • Это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого
  • В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными
  • Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь — благо по природе
  • Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью
  • Серьезное разрушается смехом, смех — серьезностью
  • Свойство тирана — отталкивать всех, чье сердце гордо и свободно
  • Талантливые врачи придают исключительную важность точному знанию анатомии человека
  • Счастье — на стороне того, кто доволен
  • Совесть — это правильный суд доброго человека
  • Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину
  • Честь — это награда, присуждаемая за добродетель
  • Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда
  • Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее — несправедливость — не часть порочности, а порочность вообще
  • Страх определяют как ожидание зла
  • Пусть будет страх — некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинит нам неприятность
  • Человек по своей природе есть существо общественное
  • Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости
  • Человек вне общества — или бог, или зверь
  • При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется
  • Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок
  • Принципы поступков — это то, ради чего они совершаются. Совершать проступок можно по-разному... между тем поступать правильно можно только одним единственным способом
  • Преступление нуждается лишь в предлоге
  • Хорошая книга — та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно
  • Хвалить людей в лицо — признак лести
  • Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь
  • Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади
  • Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле
  • Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности
  • Познание начинается с удивления
  • Остроумен тот, кто шутит со вкусом
  • Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением
  • Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь
  • Начало есть более чем половина всего (хорошее начало - половина дела)
  • Опьянение — добровольное сумасшествие

Ссылки

Сочинения Аристотеля

"Вокруг света" об Аристотеле

Статьи

Примечания

  1. По другим данным философ умер 2 октября 322 до н.э.
  2. В благодарность за это, Филипп II приказал восстановить родной город Стагиру, разрушенную во время Олинфской войны в 349 до н.э.
  3. Такое название школа получила от особой манеры преподавания среди прогулок в портиках ("перипатос"); эти занятия происходили при храме Аполлона Ликейского (отсюда наше название "лицей")

--Axenophontov 03:01, 7 марта 2007 (MSK)

К этой странице обращались 61 907 раз(а).