Андрей Критский

Кондак, глас 2-й Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас
Увеличить

Кондак, глас 2-й

Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас

Андрей Критский, Ἀνδρέας ἀρχιεπίσκοπος Κρήτης (греч.), также Андрей Критский Иерусалимский, Ἀνδρέας ὁ Ἱεροσολυμίτης (родился во второй половине VII в. в Дамаске в Сирии; умер 4 июля по юлианскому календарю/17 июля по григорианскому календарю в первой половине VIII в. в Эресе на Лесбосе) – христианский святой, архиепископ Крита, выдающийся церковный поэт, автор "Великого покаянного канона" ("Μέγας κανών", по-новогречески "Μεγάλος κανόνας").

Житие

Святитель Андрей родился в Дамаске (Сирия). До 8-летнего возраста Андрей был немым, но обрел дар речи после принятия Святых Таин. С 14-летнего возраста Андрей жил и учился в монастыре в Иерусалиме. Иерусалимский патриарх Феодор избрал его своим секретарем. Как представитель патриарха Феодора святой Андрей принимал участие в VI Вселенском соборе (Константинополь, 7 ноября 680 – 16 сентября 681 г.).

Константин IV Погонат дарует привилегии церкви Равенны. Слева направо изображены: Ираклий и Тиберий, братья Константина, которым он отрезал носы в 681 году; Константин IV, архиепископ Равенны Репарат и священник, принимающий привилегии от Константина IV. Нимбы – знак высокого статуса изображенных.Мозаика VII века. Церковь святого Аполлинария в Классисе (Sant’  Apollinare in Classe). Равенна, ИталияN.B. Константин IV Погонат здесь – без бороды!
Увеличить

Константин IV Погонат дарует привилегии церкви Равенны. Слева направо изображены: Ираклий и Тиберий, братья Константина, которым он отрезал носы в 681 году; Константин IV, архиепископ Равенны Репарат и священник, принимающий привилегии от Константина IV. Нимбы – знак высокого статуса изображенных.

Мозаика VII века. Церковь святого Аполлинария в Классисе (Sant’ Apollinare in Classe). Равенна, Италия

N.B. Константин IV Погонат здесь – без бороды!

Византийский император Константин IV Погонат (Κωνσταντῖνος ὁ Πωγωνάτος: буквально – Бородатый; 668-685) предложил созвать VI Вселенский собор (Константинопольский III) для решения вопроса касательно ереси монофелитства: монофелитство было осуждено.

В течение ряда лет после VI Вселенского собора святитель Андрей Критский оставался в Константинополе: он был рукоположен в диаконы храма Святой Софии; заботился о сиротах.

В начале VIII века, при императоре Юстиниане II Ринотмите (Ἰουστινιανὸς ὁ Ῥινότμητος: буквально – с отрезанным носом; 685-695 и 705-711), святой Андрей – епископ города Гортина (Γόρτυνα) на Крите. Скончался на острове Лесбос в городке Эрес (Ἐρεσσός; сейчас это – в 90 км от Митилены). Память святого Андрея – 4 июля по старому стилю (юлианский календарь), или 17 июля по новому (григорианский календарь): этот день по церковному преданию считается днем завершения земной жизни святителя Андрея Критского.

Сочинения Андрея Критского

Купол храма святой Софии.Из стихотворения Осипа Мандельштама "АЙЯ-СОФИЯ" (1912): Айя-София, – здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам.  <…> Прекрасен край, купающийся в мире, И сорок окон –  света торжество.  На парусах, под куполом, четыре Архангела – прекраснее всего. <…>
Увеличить

Купол храма святой Софии.

Из стихотворения Осипа Мандельштама "АЙЯ-СОФИЯ" (1912):

Айя-София, – здесь остановиться

Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

<…>

Прекрасен край, купающийся в мире,

И сорок окон – света торжество.

На парусах, под куполом, четыре

Архангела – прекраснее всего.

<…>


  • "Великий канон": церковнославянский текст; параллельный русский перевод и примечания Н. Кедрова; книга 1915 года в формате pdf

  • Patrologia Graeca, vol. 97: большинство сочинений Андрея Критского содержится в 97 томе ГРЕЧЕСКОЙ ПАТРОЛОГИИ аббата Миня (греческий текст и латинский перевод)

Литературное творчество

"Великий покаянный канон"

Предыстория

В 712 году император-монофизит армянин Вардан-Филиппик (Βαρδάνης ὁ καὶ Φιλιππικός; 711-713) созвал еретический собор, на котором монофелитство было восстановлено, а VI Вселенский собор предан анафеме (ἀνάθεμα: буквально – отставка; отлучение).

Святой Феофан Исповедник (Θεοφάνης ὁ Ὁμολογητής; около 760-818; память 12 марта), автор "Летописи от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта", служащей единственным связным источником для нескольких десятилетий истории Византийской империи, сообщает, что среди участников еретического собора Вардана-Филиппика был и святой Андрей Критский: "<…> в первом году царствования Филиппика был безумный собор против святого шестого вселенского собора. По изгнании Кира в шестом году его патриаршества, патриархом Константинопольским был Иоанн, митрополитом Критским Андрей, Кизикским Герман, которые вместе с прочими тогдашнего времени епископами торжественно подписались и предали анафеме вышереченный святой шестой собор вселенский против монофелитов" (рассказ под 677 годом от Рождества Христова).

Предполагают, что движимый чувством раскаяния в своем участии и присутствии на еретическом соборе святой Андрей Критский и сочинил "Великий покаянный канон".

Строение "Великого покаянного канона"

Добавленный в канон позднее тропарь с упоминанием св. Андрея
Увеличить

Добавленный в канон позднее тропарь с упоминанием св. Андрея

Великим (μέγας) этот канон назван вследствие своей исключительной обширности в сравнении с другими канонами. В нем 250 тропарей, из которых 40 позднего происхождения и не принадлежат святому Андрею Критскому.

Богослужебное использование

"Великий покаянный канон" поется по частям в первые 4 дня первой недели Великого поста на великом повечерии и целиком — на утрене в четверг пятой недели.

Другие произведения

Цитаты

События церковной и политической истории

Мозаика c изображением Христа из храма Святой Софии.  Стамбул, Турция
Увеличить

Мозаика c изображением Христа из храма Святой Софии.

Стамбул, Турция

  • 449 ‘Разбойничий’ собор в Эфесе (latrocinium Ephesinum лат.): торжествует ересь константинопольского архимандрита Евтиха (Εὐτυχής; евтихианство), известная под именем монофиситства. Монофиситы (μονοφυσῖται: от μόνος "единственный" и φύσις "природа"; термин конца VII века) в вопросе о соотношении Божественной и человеческой природ в Христе придерживались мнения, что Божественная природа поглотила человеческую. Считается, что евтихианство было реакцией на несторианство, осужденное как лжеучение в 431 году на III Вселенском соборе (Эфесском).

  • 451 IV Вселенский собор (Халкидонский): евтихианство осуждено как лжеучение. Восточные провинции Византийской империиАрмения, Египет, Сирия – фактически остались монофиситскими. В конце V века патриархи Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский – монофиситы.

Внутри храма Святой Софии бывал и святитель Андрей Критский. Стамбул, Турция
Увеличить

Внутри храма Святой Софии бывал и святитель Андрей Критский.

Стамбул, Турция

  • 8 июня 632 Кончина основателя ислама Мухаммеда; начало арабских завоеваний. Военные успехи Халифата на землях Византийской империи облегчались, как и военные успехи персов 20-летием ранее, идеологической разобщенностью монофиситских восточных провинций Византии и православного Константинополя. 20 августа 636 года в битве на реке Ярмук (приток Иордана) после месячного противостояния византийское войско было разбито арабами. В этом же году (636) был завоеван Дамаск; в 638 – Антиохия и Иерусалим; в 642 – Александрия в Египте, вторично – в 646 году. 637 Арабы разгромили персов в битве при Кадисии. Последний шах из династии Сасанидов Йездигерд III оставил тогдашнюю столицу Ирана Ктесифон и бежал (убит в 652 г.). В отличие от персов, в отношении христиан арабы проявляли терпимость, особенно в отношении монофиситов: в 638 году при сдаче Иерусалима арабам христиане получили от халифа Омара (634 - 4 ноября 644) охранную грамоту на церкви, имущество, членов семьи, личную безопасность.

  • 638 "Экфесис" (Ἔκθεσις τῆς πίστεως, изложение веры): император Ираклий обнародовал эдикт с одобрением монофелитства – компромиссного учения, призванного примирить монофиситов и православных и сплотить духовно разобщенные части империи перед лицом внешней угрозы. Монофелиты (μονοθελῆται: от μόνος "единственный" и θέλημα "воля") придерживались мнения, что в Христе – при 2 природах (Божественной и человеческой) – только одна воля (θέλημα) и одно действие (ἐνέργεια). Монофелитами были умершие в этом же году папа римский Гонорий I (625-638) и патриарх Константинопольский Сергий (610-638).

  • 638 Святой Максим Исповедник, бывший секретарь императора Ираклия, отправился в Карфаген и убедил епископа Фортуния осудить "Экфесис".

  • 648 Император Констант II (641-668) обнародовал "Типос" (Τύπος τῆς πίστεως, образец веры). В этом эдикте он запрещал спорить о вере и обсуждать вопрос о волях и действиях в Христе.

  • 649 Латеранский собор в Риме: папа Мартин I (649-655) осудил монофелитство как лжеучение, а также эдикты императоров Ираклия и Константа II.

  • 653 Святой Максим Исповедник арестован и доставлен в Константинополь. В 662 ему был отрезан язык и правая рука, и 13 августа 662 года святой Максим Исповедник скончался в Лазике (современная Грузия), месте своей ссылки.

Химера, пожирающая грызуна. V в. н. э. Мозаика из Большого императорского дворца. Музей мозаики, Стамбул, Турция. Большой императорский дворец (μέγα παλάτιον) в Константинополе не сохранился до нашего времени. В начале XX в. были открыты части мозаичного пола этого сооружения
Увеличить

Химера, пожирающая грызуна. V в. н. э. Мозаика из Большого императорского дворца.

Музей мозаики, Стамбул, Турция.

Большой императорский дворец (μέγα παλάτιον) в Константинополе не сохранился до нашего времени. В начале XX в. были открыты части мозаичного пола этого сооружения

  • 691-692 ‘Пято-Шестой’ собор (Трулльский; concilium quinisextum; ἡ πενθέκτη σύνοδος). Император Юстиниан II Ринотмит (685-695 и 705-711) созвал этот собор для дополнения деятельности V Вселенского собора (553 г.; Константинопольский II) и VI Вселенского собора (680-681 гг.; Константинопольский III), отсюда – название ‘Пято-Шестой’. Другое название – Трулльский – происходит от названия залы императорского дворца, в которой происходили заседания как VI Вселенского собора (680-681 гг.; Константинопольский III), так и ‘Пято-Шестого’ (691-692): тождество места действия рассматривалось в качестве символа единства двух соборов. Зал, в котором происходили заседания, имел купол: по-гречески τροῦλλος, от заимствованного из латинского языка слόва trullă "ложка с дырками; шумовка; черпак; чаша". Обозначение купола τροῦλλος было перенесено и на само помещение под ним. "Собор под шумовкой": вот какое образное было у греков мышление! Деятельность ‘Пято-Шестого’ собора мыслилась как дополняющая по части канонов, касающихся упорядочения церковной жизни и нравов тогдашнего христианского общества вообще. С этой целью были изданы 102 канона, направленные против неприглядных явлений в жизни как клира, так и мирян. По этим канонам узнаéм о крайнем падении нравов общества: женатых епископах; причащении умерших; близкородственных браках; вытравлениях человеческого плода и т. п. Некоторые из канонов собора были направлены против обычаев Римской церкви, например, целибата священников. Поэтому в Римской церкви ‘Пято-Шестой’ собор не признается: папа Римский Сергий (687-701) не подписал акты собора, несмотря на давление и попытку насилия со стороны Юстиниана II Ринотмита через посланного им в Рим уполномоченного. Любопытно, что на самих заседаниях ‘Пято-Шестого’ собора Римскую церковь представлял Василий, епископ Гортины на Крите.

Церковь святого Сергия (казнен в 303 г. н. э.; память святых мучеников Сергия и Вакха – 7 октября) в мертвом городе Ресафе, византийском Сергиополе (ветхозаветный Рецеф). Сирия.Сергиополь, как и еще несколько византийских городов в Сирии, опустел в VII в. после нашествия  персов, во время войны Византии с Ираном
Увеличить

Церковь святого Сергия (казнен в 303 г. н. э.; память святых мучеников Сергия и Вакха – 7 октября) в мертвом городе Ресафе, византийском Сергиополе (ветхозаветный Рецеф). Сирия.

Сергиополь, как и еще несколько византийских городов в Сирии, опустел в VII в. после нашествия персов, во время войны Византии с Ираном

  • 712 Рецидив монофелитства[1]. Армянин Вардан, ставший императором под именем Филиппика (711-713), восстановил монофелитство на специально созванном соборе, анафематствовавшем VI Вселенский собор. На еретическом соборе председательствовал патриарх Константинопольский Иоанн; присутствовал святой Герман, тогда – епископ Кизика, впоследствии – патриарх Константинопольский (715-730; память – 2 мая) и противник иконоборческой политики императора Льва III Исавра (717-741). Внутренняя история еретического собора Вардана-Филиппика неясна; мотивы поведения церковных иерархов загадочны; исторических источников, видимо, недостаточно. Папа Константин (708-715) не признал ни решений собора Вардана-Филиппика, ни его самого как законного императора. 3 июня 713 года Вардан-Филиппик был свергнут и ослеплен. На соборе 715-716 года святой Герман, уже патриарх Константинопольский, окончательно осудил монофелитство как лжеучение и восстановил авторитет VI Вселенского собора. После свержения Вардана-Филиппика в письме папе Римскому Константину патриарх Константинопольский Иоанн пояснил, что церковные иерархи уступили императору-еретику οἰκονομικῶς – ≈ из хозяйственных соображений.

Монофелитство. VI Вселенский собор

Город Гортина на Крите упоминается уже Гомером ("Илиада" книга 2, стих 646; "Одиссея" книга 3, стих 294). В начале VIII в. н. э. епископом Гортины был святой Андрей Критский.В науке о древности Гортина знаменита так называемыми гортинскими законами, открытыми в 1884 г. Это 12 каменных таблиц, датируемых V в. до н. э., с текстом законодательства на дорийском диалекте древнегреческого языка. Гортинские законы – древнейший и ценнейший источник по истории права древней Греции
Увеличить

Город Гортина на Крите упоминается уже Гомером ("Илиада" книга 2, стих 646; "Одиссея" книга 3, стих 294). В начале VIII в. н. э. епископом Гортины был святой Андрей Критский.

В науке о древности Гортина знаменита так называемыми гортинскими законами, открытыми в 1884 г. Это 12 каменных таблиц, датируемых V в. до н. э., с текстом законодательства на дорийском диалекте древнегреческого языка. Гортинские законы – древнейший и ценнейший источник по истории права древней Греции

Одна из 12 таблиц гортинских законов
Увеличить

Одна из 12 таблиц гортинских законов

Ссылки

Об Андрее Критском


О произведениях Андрея Критского

Примечания

  1. Выражение А. В. Карташева (1875-1960). См.: Карташев А. В. Вселенские соборы. СПб., 2002. С. 466.

  2. Ἀ. Παπαδόπουλο-Κεραμεύς. Ἀνάλεκτα Ἱεροσολυμιτικῆς Σταχυολογίας 5. Πετρόπολις, 1899.

--EPolycarpov

К этой странице обращались 23 134 раз(а).