Абы

Зелёной стрелкой отмечено место, где находятся руины города Абы.
Увеличить
Зелёной стрелкой отмечено место, где находятся руины города Абы.

Абы, ’Αβαι ("Аба́й" др.греч.), Abae (англ.) — небольшой древний город в области Фтиотида[1] в Средней Греции к востоку от горы Парнас[2]. Абы располагались на дороге из Орхомена в Беотии в Опунт. Город был знаменит святилищем с оракулом Аполлона. Руины города, раскопанные в 1894 г. английскими археологами[3], находятся на вершине крутого холма в 1 км к востоку от совр. деревни Калаподи, Kalapodi (англ.), Καλαπόδι (греч.) в административном регионе Центральная Греция.

История города

Древнейшая история города практически неизвестна. Некоторая информация содержится в античных источниках, но уже сами древние историки иногда относились к ней критически. Павсаний, автор грандиозного труда "Описание Эллады", известный своей добросовестностью в изложении легенд о древнейшей истории греческих городов, далеко не всегда принимал на веру те или иные мифы[4]. Так, рассказывая о возникновении Аб, он лишь сообщает, что жители города говорят, что "они прибыли в Фокиду из Аргоса и что их город получил название от имени основателя Абанта, который был сыном Линкея и Гипермнестры, дочери Даная" (Описание Эллады X. 35.1). Этот рассказ связывает историю Аб с древнейшей мифологической эпохой Греции — с Абантом, царем Аргоса и сыном одной из Данаид — Гипермнестры[5], а также с героической эпохой, ибо Абант еще и предок таких знаменитых греческих героев как Персей и Геракл[6]. Это типичный для мифологического сознания этиологический рассказ о возникновении города/племени через его основателя.

Другое свидетельство, проливающее свет на историю заселения Аб, сообщает Аристотель из Халкиды (IV в. до н.э.). По его словам, в Абах жили фракийцы, переселившиеся затем на Эвбею и давшие ее жителям имя абантов (Страбон. География. X. 1.3). Действительно, на Эвбее засвидетельствованы следы фракийской ономастики[7], но связь города Аб (Αβαι) и абантов (’Αβαντες, А́бантес др.греч.) основана, по-видимому, на ложной этимологии.

Несмотря на мифологическую традицию, археологические исследования на месте Аб не дали никаких данных, подтвеждающих, что здесь существовало какое-то поселение, возникшее ранее позднегеометрического/архаического периода, т.е. до VIII в. до н.э.[8].

Впервые в историческом контексте Абы упоминаются Геродотом (История. VIII, 33) в числе 15 городов Фокиды, которые стояли на пути армии персидского царя Ксеркса, продвигавшегося в 480 до н. э. в Грецию с севера. Античный историк сообщает, что богатое святилище Аполлона, находившееся рядом с городом, было разграблено варварами. Абы славились своим оракулом, к которому около 547 до н.э. обращался царь Лидии Крез (История. I. 46), а также незадолго до Платейской битвой персидский полководец Мардоний (История. VIII. 134). После Греко-Персидских войн храм Аполлона, по свидетельству Павсания, так и остался невосстановленным, "как вечный памятник взаимной вражды" (Описание Эллады X. 35.2).

Другим ценным свидетельством Геродота является рассказ о войне фокидян и фессалийцев, события которой относятся к времени около 510 до н.э.(История VIII. 27). Одержавшие победу фокидяне пожертвовали в храм Аполлона в Абах 2 тыс. захваченных в битве щитов, а также статуи Аполлона, Афины и Артемиды[9].

В ходе Третьей Священной войны (355 - 346 гг. до н.э.) между Фивами и Фокидой за контроль над Дельфами у стен Аб произошло столкновение враждующих сил. Фиванцы, получившие подкрепления македонского царя Филиппа II, одержали победу (346 до н.э.)[10]. Хотя святилище Аполлона вновь пострадало, сам город остался нетронутым и его граждане, прежде не участвовавшие в разграблении дельфийского святилища, не были расселены по другим поселениям. Но со временем города фокидян были восстановлены и жители вернулись обратно еще до Херонейской битвы в 338 до н.э. (Павсаний. Описание Эллады. X. 3. 2; 35. 1-3).

При римлянах Абы получили автономию, а по приказу императора Адриана в святилище Аполлона были проведены восстановительные работы и воздвигнут новый, пусть и уступающий по размерам древнему, храм (Павсаний. Описание Эллады. X. 35.3)[11].

Оракул и святилище Аполлона

Главным центром Аб было святилище Аполлона Абайского — ’Απολλων ’Αβαιος ("Апо́ллон Аба́йос" др.греч.: Гезихий. s.v. Abai; Геродот. История. VIII. 33; Павсаний. X. 35.1)[12], известного своим оракулом. Расцвет святилища приходится на VI — V вв. до н.э., когда слава оракула Аполлона распространилась даже за пределами Греции. Именно сюда, наряду с другими оракулами, обратился царь Лидии Крез, когда собирался в поход против персов в 547 до н.э. (Геродот. История I. 46). В 480 до н.э. персидский царь Ксеркс предал святилище разграблению и огню (Геродот. История VIII. 33). Но вряд ли опустошение было настолько серьезным, потому что меньше чем через год к оракулу Аполлона в Абах обратился представитель персидского полководца Мардония (Геродот. История VIII. 134), а Павсаний, хотя и рассказывающий об ужасном запустении храма во II в. н.э., упоминает древние статуи Аполлона, Латоны, Афины, и Артемиды, которые были пожертвованы в храм фокидянами еще до войны с персами (Описание Эллады. X. 13.3; 35.2-3). К оракулу обращались и фиванцы накануне битвы при Левктрах в 371 до н.э. (Павсаний. Описание Эллады. IV. 32.5), впрочем, разорившие святилище в 346 до н.э. во время Третьей Священной войны, когда после битвы у Аб в храме искали укрытия побежденные фокидяне (Павсаний. Описание Эллады. X. 35.2; Диодор. Историческая библиотека. XVI. 58.4-6). Крупные восстановительные работы в святилище были предприняты только в первой половине II в. н.э. при римском императоре Адриане, славившегося своим филэллинством (Павсаний. Описание Эллады. X. 35.3). С распространением в Римской империи христианства святилище с оракулом Аполлона пришло в упадок и постепенно разрушилось [13].

Археологическое изучение Аб

Древние Абы были открыты в ходе археологических исследований, проведенных здесь Британской школой в Афинах в 1894. Руины города находятся на вершине вытянутого с юга на север холма, расположенного в 2,5 км к югу от совр. деревни Экзархос, а также в 2 км к юго-востоку от другого древнего города — Гиамполя. На акрополе сохранились участки каменных стен архаического времени, сложенных в полигональной технике, а также ворота в южной части крепостной стены[14]. К северо-западу, на расстоянии 600 м от стен города, на небольшом возвышении был обнаружен священный храмовый участок ("теменос"), где сохранились остатки стои, а также 2-х небольших сооружений, предположительно храмов, хотя их размеры совершенно не соответствуют описаниям древних авторов, которые упоминали богатое и большое святилище Аполлона, наряду с Дельфами и Олимпией (Софокл. Царь Эдип. 900)[15].

Ссылки

Зарубежные ресурсы

Литература

  • McInerney J. The Folds of Parnassos: Land and Ethnicity in Ancient Phokis. Austin, 1999.
  • Müller D. Topographischer Bildkommentar zu den Historien Herodots Griechenland. Tübingen, 1986
  • Schrober F. Phokis. Jena, 1924

"Вокруг Света" об Абах

Путеводители

Примечания

  1. В древности Абы находились в области Фокида, которая была крупнее современной.
  2. Между Парнасом и заливом Вориос-Эввоикос Эгейского моря.
  3. Yorke V. Excavations at Abae and Hyampolis in Phocis // JHS, v. 16, 1896, P. 291-312
  4. Вернан П. Греки и мифология. М., 2003. С. 122-130
  5. Гипермнестра — единственная из 50 дочерей Даная, не убившая в брачную ночь своего мужа и двоюродного брата Линкея
  6. Историческая эпоха для древних греков начиналась с Троянской войны
  7. Откупщиков Ю.В. Догреческий субстрат. Л., 1988. С. 167
  8. Yorke V. Excavations at Abae and Hyampolis in Phocis // JHS, v. 16, 1896, P. 291-312; Fossey J.M. The Ancient Topography of Eastern Phocis. Amsterdam, 1986. P. 78-81
  9. Ср. Павсаний. Описание Эллады X. 13.3; Плутарх. Моралии, 244; How W.W., Wells J.A. A Commentary on Herodotus. v. 2. P. 242-243 Oxford, 1928
  10. Harris E.M. Aeschines and Athenian Politics
  11. Schrober F. Phokis. Jena, 1924. S. 20-21
  12. Прозвища Аполлона; Павсаний. Описание Эллады. X. 35. 2-3:

    "C древних времён и Абы считали городом, посвященным Аполлону, и в них был оракул Аполлона. К богу-хранителю Аб не с одинаковой почтительностью относились римляне и персы, но римляне из благоговения перед Аполлоном дали автономию, войско же, шедшее с Ксерксом, сожгло даже самый храм в Абах. Когда эллины восстановляли сожженные варварами святыни, они решили этого храма не восстанавливать, но оставить в таком разрушенном виде как вечный памятник на все времена взаимной вражды... Думаю, что такое же зрелище представлял тогда из себя храм в Абах до того момента, пока во время Фокейской войны тех же фокидян, которые были побеждены в сражении и бежали в Абы, фиванцы как их самих, прибегнувших к богу с мольбой о защите, так и храм вторично после мидян не предали огню. И до того времени стоял этот храм, являя самое печальное зрелище из всех зданий, поврежденных огнем, так как после первого мидийского пожара, столь позорно его изуродовавшего, беотийское пламя вновь и вконец его уничтожило. Около большого храма есть другой храм, уступающий ему по величине; его воздвиг император Адриан в честь Аполлона. Есть там очень древние статуи Аполлона, Латоны и Артемиды, пожертвованные сюда также и самими жителями Аб; они из меди и представлены в стоячей позе"

  13. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. С. 188
  14. Yorke V. Excavations at Abae and Hyampolis in Phocis // JHS, v. 16, 1896, P. 297
  15. Возможная идентификация храмового комплекса у Калаподи, открытого Немецким археологическим институтом в Афинах, со знаменитым святилищем Аполлона в Абах пока остается под вопросом: Felsch R.C.S. Kalapodi. Ergebnisse der Ausgrabungen im Heiligtum der Artemis und des Apollon von Hyampolis in der antiken Phokis. I. Mainz, 1996; Müller D. Topographischer Bildkommentar zu den Historien Herodots Griechenland. Tübingen, 1986. S. 447

Viktorianec --Axenophontov 20:23, 31 января 2008 (MSK)

К этой странице обращались 22 815 раз(а).