"Бородино"

Эскадренный броненосец "Бородино" на Кронштадском рейде, осень 1904 г.
Увеличить
Эскадренный броненосец "Бородино" на Кронштадском рейде, осень 1904 г.

"Бородино" — русский эскадренный броненосец, головной корабль в серии из пяти однотипных кораблей. Назван в память Бородинского сражения 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 г. Заложен 11 сентября 1900 года, спущен на воду 26 августа (7 сентября) 1901 года. Строился на верфи "Новое Адмиралтейство" в Санкт-Петербурге по переработанному проекту эскадренного броненосца "Цесаревич". Руководитель строительства — корабельный инженер Д. В. Скворцов. Вступил в строй в сентябре 1904 года. Потоплен в Цусимском сражении 27 мая (14 мая по старому стилю) 1905 г.

Проектирование и постройка

Проект эскадренного броненосца типа "Бородино" был разработан корабельным инженером Д. В. Скворцовым в 1898-1899 гг. Чертежи броненосцев типа "Бородино" были утверждены Морским Техническим Комитетом 10 июня 1899 г. Однако, вплоть до лета 1900 г. в проект вносились многочисленные изменения, непосредственно отразившиеся как на сроках сдачи, так и на процессе строительства броненосцев. Результатом стали порой довольно значительные различия в конструкции однотипных кораблей. Основным и наиболее важным отличием проекта броненосцев типа "Бородино" от проекта "Цесаревича" стала усовершенствованная схема бронирования. Однако за увеличенную площадь броневых поясов пришлось заплатить уменьшением толщины броневых плит, чтобы компенсировать возросший вес бронезащиты. Также корабли этого проекта отличало прогрессивное размещение артиллерии среднего калибра в башенных установках.

Эскадренный броненосец "Бородино" на Кронштадском рейде, сентябрь 1904 г.
Увеличить
Эскадренный броненосец "Бородино" на Кронштадском рейде, сентябрь 1904 г.

Эскадренный броненосец "Бородино" был заложен 11 сентября 1900 г. в Санкт-Петербурге на Новом Адмиралтействе в присутствии императора Николая II, императрицы Александры Феодоровны, вдовствующей императрицы Марии Феодоровны, генерал-адмирала, а также управляющего Военно-Морским министерством и прочих официальных лиц.

"Бородино", также, как и остальные корабли этой серии, строился силами русских предприятий преимущественно из отечественных материалов. Руководителем строительства броненосца стал сам создатель проекта Д.В. Скворцов. Ахтерштевень, рулевая рама и кронштейны гребных валов "Бородино" были изготовлены заводами фирмы "Шкода" (Skoda) в Пльзене. Основными поставщиками броневой и корпусной стали были Путиловский, Обуховский и Александровский сталелитейный заводы. Большинство корабельных устройств поставлялась Адмиралтейскими Ижорскими заводами, электрооборудование — Акционерным Обществом Электромеханических сооружений и Русским обществом Шувкерт, артиллерийское и минное вооружение — Обуховским заводом, башенные установки — Металлическим заводом.

Броненосец был спущен на воду 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1901 г. Корпус корабля был закончен в рекордно быстрые для Санкт-Петербургского порта сроки, за что руководители строительства были поощрены денежными вознаграждениями от Военно-Морского министерства. Еще в процессе строительства командиром броненосца был назначен капитан 1-го ранга Петр Иосифович Серебряников, на тот момент командовавший 18-м флотским экипажем.

К весне 1904 корабль был закончен настолько, что его состояние позволило перевести его своим ходом в Кронштадт вместе с однотипными броненосцами "Орёл" и "Князь Суворов". Летом 1904 г. начались заводские испытания "Бородино", на которых корабль так и не смог развить проектной скорости из-за низкого качества механизмов. Недостатки силовой установки устранялись по мере вступления броненосца в строй. Все работы были завершены уже после включения "Бородино" в состав 2-й Тихоокеанской эскадры силами машинной команды корабля. Артиллерийские испытания выявили недостаточную скорострельность орудий главного калибра, однако начавшаяся Русско-японская война вынудила, вместо серьезной доводки броненосца, вести его достройку и совершенствование в крайней спешке, что негативно сказалось на его боевых качествах. Также выявился чрезмерный фактический расход угля по сравнению с расчетным. Корабль оказался перегруженным, его водоизмещение составило 14 330 т. Тем не менее, броненосец был признан условно годным для вступления в строй и приписан к 18 флотскому экипажу.

Эскадренный броненосец "Бородино" в Ревеле, осень 1904 г.
Увеличить
Эскадренный броненосец "Бородино" в Ревеле, осень 1904 г.

Вступление в строй. 2-я Тихоокеанская эскадра

Эскадренный броненосец "Бородино" был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры в августе 1904 г. Стоимость его постройки составила 14,57 млн рублей. В сентябре 1904 г. броненосец был переведен в Ревель (ныне Таллин), а затем в Либаву, где, вместе с однотипными ему броненосцами "Князь Суворов", "Император Александр III" и "Орёл" был включен в состав 1-го броненосного отряда. На корабле все это время оставались мастеровые, завершавшие работы по окончательному дооборудованию броненосца, в Ревеле "Бородино" получил прицельные приспособления, переговорные устройства, радиостанции, приспособления для погрузки угля, комплекты запасных частей и материалов, а также дополнительный боезапас. В результате перегруз, при строительстве составивший 600 т, после погрузки угля достиг 1 700 т, основной броневой пояс ушел под воду, а водоизмещение увеличилось до 15 270 т. Надо отметить, что уровень математических расчетов при строительстве кораблей в то время не позволял предотвратить подобные происшествия, так что никакой вины строителей броненосца в таком перегрузе нет. Однако, Морской Технический Комитет счел необходимым уведомить командующего 2-й Тихоокеанской эскадрой контр-адмирала З.П. Рожественского о недопустимости дальнейшего приема грузов в помещения выше ватерлинии на эскадренных броненосцах типа "Бородино", так как это негативно сказывалось на их остойчивости. Тем не менее, хорошие мореходные качества этих броненосцев позволили им в декабре 1904 г. выдержать тяжелейший шторм в Индийском океане без каких-либо серьезных последствий.

Эскадренный броненосец "Бородино" в Ревеле перед выходом в поход, осень 1904
Увеличить
Эскадренный броненосец "Бородино" в Ревеле перед выходом в поход, осень 1904

2 октября 1904 года эскадренный броненосец "Бородино" вместе со всей остальной эскадрой покинул Либавский порт (здесь и далее все даты будут указываться по старому стилю). В ночь с 8 на 9 октября 1904 г. броненосец, вместе с остальными кораблями 1-го броненосного отряда, принял участие в Гулльском инциденте, обстреляв ошибочно принятые за японские миноносцы британские рыболовецкие суда. Вследствие этого происшествия 1-й броненосный отряд был вынужден почти на неделю задержаться в испанском порту Виго для проведения расследования, в то время как остальные корабли эскадры уже достигли Танжера.

16 декабря 1904 года, после продолжительного похода вокруг Африки, в составе своего отряда броненосец прибыл на Мадагаскар, в бухту Носси-Бе, где контр-адмирал З.П. Рожественский получил предписание оставаться до тех пор, пока к эскадре не присоединятся догоняющие ее корабли. В ходе похода выяснилось, что экипаж броненосца обучен из рук вон плохо, многие матросы не знают своих обязанностей, артиллеристы почти не умеют стрелять из своих орудий. Длительный переход и стоянка на Мадагаскаре позволила командиру броненосца хоть как-то поднять уровень подготовки экипажа. Вместе с остальными броненосцами "Бородино" шесть раз выходил на эволюции и практические стрельбы, в ходе которых израсходовал весь практический боезапас. Тем не менее, стоит отметить мужество и упорство офицеров и матросов броненосца, на протяжении всего маршрута не допустивших ни единой серьезной поломки механизмов не отличавшейся надежностью силовой установки и поддерживавших корабль в боеспособном состоянии.

3 марта 1905 года эскадра покинула Мадагаскар, и через Индийский океан направилась к берегам Французского Индокитая. На переходе "Бородино" несколько раз принимал уголь с транспортов прямо в открытом море. В конце апреля эскадра достигла бухты Камрань у берегов Вьетнама, где к ней присоединилась эскадра контр-адмирала Н.И. Небогатова. 1 мая 1905 г. вместе со 2-й Тихоокеанской эскадрой эскадренный броненосец "Бородино" вышел в свой последний поход.

Цусимское сражение. Гибель броненосца

4 мая 1905 г. 2-я Тихоокеанская эскадра, после длительного перехода, вошла в Корейский пролив, где ее уже поджидал японский флот под руководством адмирала Хэйхатиро Того. "Бородино", как и однотипные с ним броненосцы 1-го броненосного отряда, по сути не был готов к предстоящему бою. Суммарный перегруз составлял около 1 700 тонн, а над водой находилось не более 2 м второго броневого пояса. Деревянные элементы конструкции и груды угля, заполнявшие многие помещения броненосца, представляли собой чрезвычайно пожароопасный материал. Корабль не нес защитной окраски, и его черный корпус с желто-черными трубами был хорошо заметен на фоне моря.

Утром 14 мая 1905 г. на горизонте показались дымы японских кораблей. Броненосцы 1-го броненосного отряда являлись главной силой русской эскадры, и не удивительно, что именно на них обрушился основной удар японцев. Русские броненосцы в течение всего дневного боя вели ожесточенный огонь по противнику, о чем свидетельствует расход боеприпасов: орудия главного и среднего калибра броненосцев "Князь Суворов", "Бородино", "Император Александр III" и "Орёл" выпустили не менее 3 000 снарядов калибром 152 мм и выше, из них около 500 снарядов — калибра 305 мм.

Эскадренный броненосец "Бородино" в Цусимском сражении. Современный рисунок.
Увеличить
Эскадренный броненосец "Бородино" в Цусимском сражении. Современный рисунок.

Японские корабли с самого начала сражения сосредоточили огонь на флагмане русской эскадры — броненосце "Князь Суворов", на котором держал флаг адмирал З. П. Рожественский. Через полчаса боя "Князь Суворов" вывалился из кильватерной колонны, получив повреждение рулевого привода. Восстановить поврежденное устройство так и не получилось, тем не менее броненосец еще четыре часа упорно сражался с противником, получив не менее 100 попаданий снарядами различных калибров, вызвавших взрыв кормовой башни главного калибра и масштабные пожары. Миноносцу "Буйный" удалось снять с обреченного корабля всего лишь 23 человека, включая раненого командующего эскадрой. После попаданий трех торпед броненосец затонул, унеся с собой на дно 935 человек команды.

После выхода из строя "Князя Суворова" колонну возглавил "Император Александр III", однако через несколько минут получил несколько попаданий и тоже вышел из строя, и во главе эскадры встал "Бородино". Он вел эскадру до конца сражения, беспрерывно ведя огонь из всех орудий. Командир корабля, капитан 1-го ранга П. И. Серебряников, отчаянно маневрировал, стараясь выполнить главную задачу эскадры — прорваться во Владивосток. Около 16 часов вечера в просвет боевой рубки попал 152 мм снаряд, выведший из строя большинство старших офицеров броненосца, включая командира корабля. Получив тяжелое ранение, Серебряников продолжал руководить боем, даже находясь на операционном столе. Получая попадание за попаданием, пылая, "Бородино" упорно продолжал вести эскадру на прорыв, не ослабляя ответного огня. Из орудий главного и среднего калибра действовали только кормовые башенные установки, лазарет переполняли раненые, но броненосец не сдавался. Попадание 305 мм снаряда в район одной из носовых 152-мм башен вызвал взрыв боекомплекта, поставивший точку в короткой службе броненосца. В 19 часов 10 минут 14 мая 1905 г., не выходя из строя, эскадренный броненосец "Бородино" перевернулся и в считанные секунды затонул. Вместе со своим кораблем погибло 866 офицеров и матросов, спастись удалось лишь марсовому Семену Ющину.

Эскадренный броненосец "Бородино" по окончательному проекту, общий вид, 1900 г.
Увеличить
Эскадренный броненосец "Бородино" по окончательному проекту, общий вид, 1900 г.

Общая оценка проекта

Создание серии броненосцев типа "Бородино" безусловно было большим достижением отечественной промышленности. Более крупные серии кораблей на рубеже XIX и XX вв. строились только в Великобритании и Германии. Среди современных ему кораблей "Бородино" являлся одним из самых крупных броненосцев, отличаясь наиболее полной системой бронезащиты. Даже несмотря на меньшую толщину брони по сравнению со своими зарубежными аналогами, "Бородино" показал хорошую живучесть. Также броненосец отличала высокая для своего времени скорость хода, по своим ходовым качествам "Бородино" уступал только австрийским и итальянским броненосцам. Основными недостатками не только "Бородино", но и остальных кораблей серии стали малая дальность хода и сильная перегрузка. Однако, перегрузка, допущенная при строительстве, была распространенным явлением в то время, так как тогдашний уровень инженерных расчетов не гарантировал от возможных ошибок. Японские и британские броненосцы также страдали от этого недостатка.

Тактико-технические характеристики броненосца

Эскадренный броненосец "Бородино" в разрезе по окончательному проекту, 1900 г.
Увеличить
Эскадренный броненосец "Бородино" в разрезе по окончательному проекту, 1900 г.
Эскадренный броненосец "Бородино" по окончательному проекту, вид сверху, 1900 г.
Увеличить
Эскадренный броненосец "Бородино" по окончательному проекту, вид сверху, 1900 г.
Размерения:
Длина
121 м
Ширина
23,2 м
Осадка
8,2 м
Водоизмещение:
Стандартное
14 330 т.
Вооружение:
305 мм (12")
4
152 мм (6")
12
75 мм (3")
20
47 мм
20
37 мм
2
63 мм (десантные)
2
7,62 мм пулеметы
10
минно-торпедное вооружение
4 торпедных аппарата
Бронирование:
Броневой пояс
от 125 мм до 194 мм
Башни главного калибра (борт/крыша)
254 мм/50 мм
Башни среднего калибра (борт/крыша)
152 мм/50 мм
Боевая рубка
203 мм
Казематы
75 мм
Броневая палуба
51 мм
Силовая установка:
Механизмы
2 вертикальные машины тройного расширения, 20 водотрубных котлов
Ходовые качества:
Максимальная скорость
18 узлов
Дальность плавания экономическим ходом
2370 миль
Запас топлива
1235 тонн
Экипаж:
Офицеры
28
Нижние чины
754


Интересные факты

  • Модель эскадренного броненосца "Бородино" в масштабе 1/350 выпускает российская фирма "Звезда"


Литература

Ссылки

Избранные материалы "Вокруг света" о 2-й Тихоокеанской эскадре

Статьи

--NGruenberg 20:47, 17 февраля 2012 (MSK)

К этой странице обращались 24 258 раз(а).