Ученые РГО не обнаружили на Камчатке следов техногенного загрязнения

Эксперты РГО вместе со специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова и Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН обследовали водотоки, дренирующие восточные склоны Козельского вулкана между полигоном Радыгино и рекой Налычева, — именно они рассматривались как потенциальные источники техногенного загрязнения, от которого могли погибнуть морские обитатели. Были взяты пробы воды и грунта, образцы флоры и фауны в районе Халактырского пляжа, острова Старичков, бухт Спасения, Большая и Малая Лагерная, проведена фото- и видеосъемка на глубинах от 5 до 36 метров.

Ученые пришли к выводу, что наиболее вероятная причина экологических процессов — кислородное голодание, вызванное массовым развитием микроводорослей в сентябре 2020 года. Кроме того, в воде присутствовали токсины, выделяемые некоторыми видами одноклеточных водорослей. По предварительным данным, цветение водорослей продолжалось с начала сентября по начало октября с пиком численности 25–30 сентября. Соответственно, замор животных мог идти в течение месяца и, вероятно, продолжается и сейчас в определенных участках акватории.
«Все указывает на то, что причины замора в океане — природные. При погружении видны следы массовой гибели гидробионты, но это произошло примерно месяц назад. Сейчас мы увидели признаки восстановления флоры и фауны океана», — рассказал начальник научной водолазной группы Беломорской биологической станции МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Семенов.

Помимо побережья эксперты осмотрели военный полигон Радыгино и полигон ядохимикатов Козельский. По результатам выполненных работ установлено, что в последнее время не было каких-либо значительных поступлений загрязняющих веществ техногенного происхождения в русловую сеть притоков Авачинского залива и в сам залив, которые могли бы привести к воздействиям на прибрежную экосистему океана.

Сейчас образцы, собранные учеными, доставлены в Москву в лаборатории Российской академии наук и МГУ. Подробные результаты исследований будут оглашены до 24 октября.