Kaweco: триумфальное возрождение классики

Могущество пера гораздо сильнее,
чем полагают те, которые
не познали его на опыте.

Джованни Боккаччо

История перьевой ручки отмечена чередой выдающихся изобретений и технических новшеств. После того как в XIX веке на смену гусиному перу пришло стальное, развитие письменных инструментов значительно ускорилось и немаловажную роль в этом процессе сыграла немецкая компания Kaweco. Легендарный путь старейшего в Германии производителя перьевых ручек начался в 1883 году с открытия «Heidelberger Federhalterfabrik».

01.jpg

02.jpg

Золотое перо

Гейдельберг — отличный выбор для основания фабрики. В этом университетском городке пересекались искусство и наука, поэтому письменные принадлежности пользовались большим спросом.

В 1899 году фабрику возглавили Генрих Кох (Heinrich Koch) и Рудольф Вебер (Rudolph Weber). Именно здесь мы впервые сталкиваемся с брендом Kaweco. Логотип был составлен из инициалов фамилий основателей компании KOch, WEber и COmpany.

03.jpg

Фирменное наименование Kaweco первоначально использовалось только для обозначения одной серии перьевых ручек. Впоследствии продукция компании носила множество имён: Merkur, Perfect, Universal, Perkeo, Swallow, Omega, Liliput, Morton, Kaweco.

Самым важным элементом ранних ручек было перо и лучшим на тот момент считалось американское. Поэтому поставщиком был выбран один из старейших производителей золотых перьев «A.Morton & Co» из Нью-Йорка. Между компаниями сложились долгосрочные и плодотворные отношения.

04.jpg

В 1910 году компания Kaweco выкупила у вдовы Мортона бренд «A.Morton» со всем необходимым оборудованием и технической документацией, после чего в 1914 году перья, произведенные в Германии, вышли на первый план в мировом масштабе.

«Безопасная» авторучка

В начале ХХ века основной продукцией фабрики Heidelberg были перьевые ручки простейшего устройства: перья-макалки (без резервуара для хранения чернил) и ручки-наливайки (чернила заправлялись непосредственно в корпус), хранить такую ручку можно было только вертикально.

05.jpg

Разработчики Kaweco поставили перед собой амбициозную цель — создать ручку с улучшенной системой заправки. И уже в 1909 году на 25-й день рождения Гейдельбергской фабрики, производитель получает патент на первую безопасную (не протекающую) ручку Kaweco.

06.jpg

Это достижение сыграло важную роль в успешном развитии компании. Безопасная перьевая ручка с поворотным механизмом подачи пера появилась в каталогах в 1911 году и оставалась самым популярным пишущим инструментом на протяжении 20 лет. На корпусе перьевой ручки была резьба, в закрытом состоянии колпачок фиксировался и надежно защищал ее от протекания. Более того, колпачок оберегал дорогой золотой наконечник от случайных повреждений.

07.jpg

Предмет роскоши

К 20-м годам XX века, благодаря развитой международной дистрибьюции, крупные мировые производители карандашей тесно сотрудничали с создателями перьевых ручек. Зачастую детали ручек использовались при производстве карандашей и наоборот. Модели одного производителя становились основой для новых моделей другого. Например, в ассортименте компании Faber были пишущие инструменты, произведенные на основе серии Kaweco 600-605, но с цветными колпачками и разными вариантами оформления секции захвата.

08.jpg

В то время Гейдельбергская фабрика производила не только перьевые ручки, но и всевозможные комплектующие, а также аксессуары из металла. Многие компании были заказчиками Kaweco, например, Staedtler, Lyra, Faber, Perry&Co. В специальных книгах учёта и калькуляции 20-х годов XX века можно найти даже ручку-радио.

09.jpg

Модельный ряд ручек Kaweco включал в себя не только удобные пишущие инструменты, но и безупречные предметы роскоши. Ювелиры часто использовали ручки Kaweco, Waterman и Montblanc в качестве основы для своих работ. Причём каждому городу была свойственна своя техника золочения.

Милан славился «накатанным золотом» (Gold Fill). Корпус ручки покрывался драгоценным металлом под воздействием высоких температур и давления. Золотой слой при таком способе в десятки раз толще, чем полученный способом гальванического золочения (Gold Plated). Но при частом использовании позолота стиралась, открывая латунную основу корпуса и маркировку «Fabricato Kaweco».

10.jpg

Мастера города Толедо применяли технику «дамаскин». Тончайшие золотые полоски с помощью специального молоточка вбивались в заранее подготовленную гравировку на корпусе. Затем поверхность окисляли с помощью химических веществ. В результате неблагородные металлы корпуса приобретали чёрный цвет, контрастируя с золотой отделкой ручки. До наших дней сохранилось всего несколько экземпляров превосходного исполнения.

11.jpg

Глобальные перемены

К 1925 году рынок перьевых ручек значительно расширился. Появились новые модели с альтернативными системами заправки и в разных цветах. Усилилось давление конкурентов (Montblanc, Soenneckn и Parker). Безопасные авторучки стали выходить из моды. Kaweco постепенно теряет лидирующие позиции в индустрии пишущих инструментов. В 1928 году попытка модернизировать традиционную ручку потребовала смены дизайна. Но этого оказалось недостаточно.

В 1929 году, после нескольких месяцев сложных переговоров, фирму Kaweco выкупила Баденская фабрика (Badische Füllfederfabrik) перьевых ручек (бренд Aurumia). Решающую роль в сделке сыграла превосходная полувековая репутация Kaweco.

12.jpg

Новыми владельцами бренда Kaweco стали Грубе (Grube) и Ворринген (Worringen), достойные представители индустрии пишущих инструментов с 1925 года. К примеру, авторучки их производства имели ту же систему наполнения, что и ручки Parker. Возникший по этому поводу патентный спор с Parker A.-G. не был разрешен до 1928 года.

13.jpg

Начались глобальные перемены. В 1932 году под маркой Kaweco появились серебряные ручки. Возобновились партнерские отношения с Fend и Bossert & Erhard.

14.jpg

В это же время появляется прообраз современной ручки Special через трансформацию Aurumia Colleg-Extra-Series в Kaweco-Special.

15.jpg

Сохранился проект фирменной надписи Kaweco в сочетании с заводским логотипом Баденской компании авторучек.

16.jpg

Благодаря продуктивным переменам и ребрендингу у компании появились новые клиенты. Несмотря на сложные экономические условия, продажи Kaweco в 30-е годы выросли примерно на 30%.

Развитие системы заправки

Все это время разработчики Kaweco продолжают экспериментировать с системами заправки перьевых ручек.

Рычажная система заправки

Перьевая ручка наполнялась путем сжатия резиновой трубки с помощью плоской пружины с внутренней стороны и рычага, прикрепленного к боковой стенке корпуса. Создавался вакуум и чернила текли из бутылки через устройство подачи в резервуар. Подобная система наполнения практиковалась с 1921 по 1929 год.

17.jpg

Кнопочная система заправки

Перьевая ручка заполнялась нажатием кнопки на конце цилиндра. Кнопка фиксировалась заглушкой. Плоская пружина на внутренней стороне ручки взаимодействовала с резиновым мешком. Вакуум провоцировал поток из емкости для чернил в устройство подачи и в резервуар. Это была улучшенная версия рычажной системы наполнения, которая использовалась с 1928 по 1940 год.

18.jpg

Первая поршневая ручка

В начале 30-х годов компания Kaweco объявила о выпуске поршневой авторучки с чернильным резервуаром, прозрачное окно на корпусе позволяло увидеть, сколько чернил осталось. Запатентованный поршневой механизм Kaweco оставался практически неизменным вплоть до 1960-х годов, менялись только серия и размер.

19.jpg

Роскошным представителем модельного ряда являлась ручка Kaweco Dia, увидевшая свет в 30-х годах XXвека. Свое название линейка берет от английского слова «diamond», что в переводе означает «бриллиант».

20.jpg

После экспериментального периода, который длился около 2 лет, новая поршневая авторучка Kaweco Dia появляется в нескольких размерах (№ 83 женская модель, № 85 обычный размер).

21.jpg

Поршневая система наполнения становится настоящим прорывом в индустрии перьевых ручек. На изделиях появляется логотип. Эмблема Ka We Co превращается в уникальную торговую марку, как белая звезда Montblanc или эмблема Pelikan.

22.jpg

В 1937 году бренд Kaweco представил новую модель Elite. Корпус ручки украшали благородные металлы и оригинальный узор гильош.

23.jpg

Отказ от золота

В 1934 году Kaweco в сотрудничестве с Montblanc подали патентную заявку на стойкие к коррозии перья. Только кончик пера планировалось делать из золота, большая часть должна была состоять из устойчивого к коррозии сплава. Таким образом, использование золота могло быть уменьшено на три четверти от обычного количества. Kaweco называл это перо Ber-contra.

24.jpg

После 1937 года использование золота в производстве перьевых ручек было запрещено. Сырьевая ситуация привела к использованию палладиевых перьев (Pallad).

К началу 40-х годов все производители перьевых ручек начали искать альтернативу золотому перу. Авторучка начала выходить в массовое производство, а высокие цены на драгоценные металлы тормозили этот процесс.

В связи с Второй Мировой Войной и мировым кризисом деятельность компании Kaweco была приостановлена в начале 40-х годов XX века.

Возрождение традиций

После 1945 года Фридрих Грубе получил разрешение на возобновление производства. Выживание компании обеспечил экспортный бизнес, доля которого по оценке газеты «Rhein-Neckar» составила 30%. Благодаря таким компаниям как Kaweco, Artus, Bohler, Luxor Mercedes, Osmia Гейдельберг, несмотря на пережитые сложности, остается центром немецкой индустрии авторучек.

В 1951 году в рекламных брошюрах появляется новый символ фабрики перьевых ручек Kaweco — немецкая овчарка семьи Грубе.

24-1.jpg

К 1953 году в моду вошли обтекаемые и более тонкие пишущие инструменты, что привело к пересмотру версии легендарной ручки Kaweco Sport. В дополнение к поршневой перьевой ручке № 12, которая по-прежнему была изготовлена из целлулоида и эбонита, в производство поступает версия для леди № 11.

25.jpg

Kaweco Sport была бестселлером с 1930-х годов. Благодаря уникальному дизайну, эти перьевые ручки до сих пор являются идеальным подарком. Многие компании использовали ручки Kaweco в качестве рекламных носителей.

Владельцы компании гордились многолетней историей бренда и для исследования деятельности Гейдельбергской фабрики пригласили искусствоведа. В 1958 году Фридрих Грубе встретился с Питером Раппом (Peter Rupp), сотрудником Kaweco до Первой мировой войны. Следуя традициям и воплощая новые идеи, в середине 1960-х годах компания вновь достигает экономического процветания.

26.jpg

В 1960 году в возрасте 63 лет умирает Фридрих Грубе. Более 35 лет он являлся движущей силой легендарного бренда Kaweco, создав успешный бизнес на международном уровне. Его место занимает сын Вильгельм Грубе (Wilhelm Grube).

Новое поколение

В 60-х годах, следуя мировым тенденциям, компания Kaweco сосредоточила свои усилия на разработке пишущих инструментов для массового использования. Началось тщательное изучение новых материалов и технических аспектов производства. В качестве внештатного сотрудника привлекают физика из Штутгартского университета для расчета приспособления подачи чернил.

27.jpg

Повышение качества пластика и литье под давлением приводят к улучшению производственных процессов, что позволило увеличить масштабы деятельности предприятия. Небольшая фабрика с бесчисленными производственными этапами была преобразована в целую индустрию.

Изобретение чернильного картриджа стало еще одним шагом к совершенствованию и массовой доступности пишущих инструментов. Производство ручек ориентируется на школьный сектор. Новая технология Kaweco"Hydromatic«, а также удобная замена чернильных картриджей стали убедительным аргументами в пользу продаж.

28.jpg

Школьная перьевая ручка постепенно превращается в жизненно важную отрасль производства. Брендом Kaweco создается тематическая рекламная кампания.

29.jpg

В 1964 году на телеэкранах впервые появляется реклама Kaweco. Популярность перьевых ручек бренда растёт, среди поклонников марки — тренер сборной Германии по футболу Зепп Хербергер (Sepp Herberger).

В 1971 году Kaweco получает лицензию на использование символики ХХ Олимпиады 1972 года. Это превосходно сказывается на узнаваемости марки, перед компанией открываются новые перспективы.

30.jpg

Тем не менее, в индустрии перьевых ручек наступает переломный момент. На рынке появилась более дешевая альтернатива перу — шариковая ручка, которая быстро заняла лидирующие позиции. Pelikan и Geha за счет разнообразия выпускаемой продукции смогли адаптироваться, чего нельзя сказать об узкоспециализированных производителях. В 1973 году объявляет о банкротстве давний конкурент Kaweco — компания Soennecken.

В 1980 году в результате серии финансовых неудач компания Kaweco закрылась.

31.jpg

В будущее с традициями!

Возвращение бренда Kaweco на мировой рынок обеспечила семья Гутберлет (Gutberlet). В 1960 году в Нюрнберге Хорст Гутберлет (Horst Gutberlet) основал компанию «H&M Gutberlet GmbH», которая, благодаря богатому опыту владельца, его творческому подходу и вниманию к деталям, быстро становится весьма известной и уважаемой на рынке комплектующих для производства пишущих инструментов. Многие крупные бренды сотрудничали с компанией Гутберлета.

Сын Хорста Гутберлета, Майкл (Michael Gutberlet), чьи амбиции послужили делу возрождения Kaweco, унаследовал страсть отца к пишущим инструментам и активно участвовал в семейном бизнесе с самого детства. Вместе с отцом они увлеклись коллекционированием и собрали невероятное количество ручек и механических карандашей, особое место в их коллекции всегда занимали инструменты Kaweco.

32.jpg

В семье Гутберлет накопился бесценный опыт в области производства пишущих инструментов. Майкл, его отец и брат были буквально одержимы любимым делом. В 80-х годах ХХ века родилась идея возрождения бренда Kaweco.

В результате кропотливого многолетнего труда в 1994 году семья Гутберлет добивается успеха — воссоздает классическую серию Sport 1935 года и официально регистрирует название Kaweco.

33.jpg

В наше время в ассортименте Kaweco множество различных серий ручек, карандашей и сопутствующих товаров. Майкл Гутберлет, основатель компании, вдохновленный отцом и наследием Kaweco XIX-XX веков, лично участвует во всех этапах производства ручек: от проектирования до тестирования.

34.jpg

В офисе Kaweco производится ручная сборка, контроль качества продукции и упаковка. Компоненты для ручек и карандашей поставляют надёжные партнёры, с которыми «H&M Gutberlet GmbH» работает уже много лет.

В настоящее время ассортимент Kaweco представлен более, чем в 40 странах мира.

Samsung, Supreme, Microsoft, Coca-Cola, Nikon, Yamaha, ORIS и другие партнёры и поклонники продукции компании ценят качественное исполнение, безупречный традиционный дизайн и функциональность пишущих инструментов Kaweco.

35.png

36.png

37.png

История Kaweco и семьи Гутберлет — яркий пример того, как страсть к любимому делу, целеустремленность и профессионализм воплощают в жизнь самые смелые мечты!

38.jpg

Подписка на журнал
 
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ