Найти счастье в России

В марте 2020 года Новая Опера вновь представляет свою недавнюю премьеру — оперу «Продавец игрушек» Алексея Шелыгина. Философская сказка писателя, драматурга, теле- и радиоведущего Виктора Добросоцкого о французском продавце игрушек, обретающем счастье и смысл жизни на родине предков, в России, уже стала поводом к созданию одноименной пьесы (2010), кинофильма (2012), мюзикла (2018), а теперь и оперы.

О чем


Николя — продавец парижского магазина игрушек, который мечтает раскрыть формулу волшебного стекла своего деда и для этого вместе с матерью отправляется в Россию. Заинтересованный формулой хозяин магазина, переодевшись в профессора истории, едет вслед за ними. В Москве Николя влюбляется в экскурсовода Натали, что возмущает ее друга Валерку и невесту Николя Мари. Обнаружив тайник с волшебной формулой и драгоценностями, Николя неожиданно отказывается от своей мечты. Спустя некоторое время все герои вновь собираются в имении Берских, а стекло, созданное Натали и Валеркой, разрешает все споры и дарит всем волшебный рождественский свет.

Кто написал

IMG_0070.jpg

Список, естественно, открывает автор романа Виктор Добросоцкий. Его отношения с собственным материалом немного сродни отношению режиссера к уже вышедшему фильму или спектаклю, — или родителя к взрослому ребенку: «Сюжет романа, путешествуя по разным жанрам, развивается и наполняется новыми смыслами, но он неизменно о вечном поиске сокровища — человеческого счастья». Для актера поэта, композитора Кирилла Крастошевского уже спектакль в Новой опере — не первое прикосновение к теме: к фильму 2012 года он написал музыку, а на сей раз — оригинальное либретто. Для знаменитого своими кино- и театральными работами композитора Алексея Шелыгина «Продавец оперы» — первое обращение к оперному жанру. По общему мнению публики и критики, — в высшей степени удачное. «Моя опера находится в постоянном диалоге с оперой трех последних столетий, а иногда — даже с эпохой Барокко. Последнее время пишется очень много вокальной музыки, которая является таковой лишь по названию. Иные композиторы даже гордятся: вот как я написал, они там себе горло надрывают, какое счастье... Нет, я так не хочу! Я хочу, чтобы эту оперу пели с удовольствием, чтобы певцы были довольны».

Кто поставил

IMG_0213.jpg

Команду создателей спектакля в Новой Опере возглавляют дирижер Александр Жиленков, режиссер Алексей Вэйро и художник-постановщик Дарья Синцова. «Продавец игрушек» — спектакль-притча: за внешним, игровым, фантазийным слоем для детей скрываются другие, — и адресатами послания режиссера становится взрослые: «Придуманный мир игрушек несет важную задачу взаимодействия с миром людей, с миром основных персонажей. Ведь игрушки — это существа, которые не имеют собственного эмоционального начала, они все время перенимают то, что происходит с главными героями. Перед нами история двух миров, которые постоянно взаимодействуют друг с другом» (Алексей Вэйро). Важная особенность спектакля — постоянное присутствие на сцене небольшого хора (хормейстер Юлия Сенюкова), каждый артист которого — уникальный придуманный образ игрушки.

Зачем и когда

Радикальные эксперименты многих композиторов XX и XXI века отпугнули от оперы значительную часть зрителей. Современное во всех смыслах произведение, «Продавец игрушек» дарит нам множество прекрасных, запоминающихся мелодий, яркие сценические образы и море удовольствия.

Ближайшие спектакли пройдут 28 и 29 марта. Начало в 12:00

www.novayaopera.ru

Текст: Михаил Сегельман, Александра Игумнова

Подписка на журнал
 
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ