История Масленицы и рецепт блинов от гастрономической студии русской кухни «Маруся»

Весеннее равноденствие, Великий пост, праздник Пасхи — исторически сложилось так, что в нашей стране эти события предваряются Масленичными гуляниями. Традиция этого праздника идёт еще из дохристианской Руси, и, несмотря на критику и попытки запретов, дошла и до наших дней, сохранив в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии.

В христианской традиции масленичная неделя именуется мясопустной. Между прочим своеобразным аналогом нашей Масленицы является европейский Карнавал, впервые появившийся в Италии. По одной из версий само название «карнавал», образовано от позднелатинских слов саrnе («мясо») и vale («прощай»), что напрямую соответствует нашему Мясопусту.

Масленица охватывает целую неделю, причем празднование ее неравномерно: одни из ее дней справлялись более широко, обильно, весело и торжественно, другие — менее. Каждый из этих дней еще исстари получил специальное название. Так, понедельник, обычно назывался «встречей», вторник — «заигрышами», среда — «лакомка», четверг — «широким разгуляем», пятница — «тещиными вечерками», суббота — «золовкиными посиделками», воскресенье проводами, прощеным днем«, понедельник за ним, начало Великого поста — «чистым».

Борис Кустодиев 1916-1920 - 2.jpeg
Б.М. Кустодиев. Из серии работ «Масленица» 1916-1920 г.

Встречали Масленицу по обычаю прежде всего дети. Для этого они лепили из снега высокие горки, забирались на них и призывали—приветствовали Масленицу, как некую желанную гостью. В некоторых местах изготовляли из соломы куклу, надевали на нее кафтан и шапку, опоясывали кушаком, обували в лапти и в салазках ввозили на снежную горку с упомянутым причитанием встречи.

Разумеется в масленичных увеселениях принимали участие не только дети и молодежь обоего пола, но и взрослые. До самого конца XVIII века катание с ледяных гор и на санях в Москве происходило обычно на Москве-реке и на Неглинной, от Воскресенских и до Троицких ворот, где теперь находится Александровский сад. В Санкт-Петербурге под эти увеселения отводилась Исаакиевская площадь. Другим местом народных увеселений там долгое время была Охта. Считали, что Масленица сначала приезжала именно туда, затем следовала на Ямскую и только потом — в самый город. Там устраивались высокие ледяные горы, и всем вменялось в обязанность с них покататься, кто не делал этого, тот считался отъявленным врагом Масленицы и осуждался.

Видное место среди всех этих увеселений занимали «скоморохи», выступавшие как в специальных балаганах, так и просто на площадях в углах бойких улиц. Это были одновременно и бродячие певцы, и шуты-забавники, и артисты, приглашавшиеся обычно в княжьи дворы, на свадебные и прочие пиры богачей, а в остальное время кочевавшие «по градам и весям» со своими «утехами великими». Скоморохи-кукольники, в сопровождении гусельника, были предметом общего удивления и восторга и на шумной московской площади и на улице захудалого посада-пригорода. Скоморохи были одним из излюбленных и наиболее посещаемых «номеров» масленичного гулянья, а их задачей было вызвать у слушателей как можно больше смеха и веселья.

Наряду со всеми этими и другими развлечениями, чествование Масленицы заключалось также в широком потреблении разнообразных «яств и питий», откуда и ее народные названия «объедуха», «обжорница», «блинница», «пьяная». Во главе и на первом месте из всей масленичной снеди стояли и стоят традиционные блины, являющиеся специальным блюдом данного праздника: «Без блинов — не Масленица» говорят в народе.

В силу такой ответственной роли блинов печение их для домохозяек некогда было, а местами еще и осталось, настоящим священнодействием. Зажиточные начинали запекать блины уже с понедельника, со «встречи», причем изготовление опары совершалось в секрете, «потаенно», с различными обрядами и повериями. Так некоторые хозяйки выходили ставить ее накануне, с вечера, из снега на дворе, при свете месяца и причитали при этом: «Месяц, ты, месяц, золотые твои рожки! Выгляни в окошко, подуй на опару», считая что после этого блины всю неделю будут удачными. Другие ставили опару на берегах рек, озер и около колодцев при свете звезд. Соблюдали они при этом крайнюю осторожность, боялись как бы чего не забыть, не упустить, ибо неудачные блины отравляли хозяйке и всему дому праздник и даже налагали тень на ее хозяйственные способности и радивость. Такое деликатное дело, как приготовление опары и печение блинов, — как видим, — требовало знания и опыта. На этой почве в древности еще сложился обычай: молодожены перед Масленицей приглашали тещу, чтобы она научила свою дочь этому искусству. Помимо блинов также готовили пряники, оладьи, пряженцы. Последнее блюдо незаслуженно забыто в современных семьях. Словом «пряжить» на Руси обозначался процесс, который мы сегодня назвали бы жаркой во фритюре. Блюдо представляет собой жареные картофельные пирожки с разнообразной начинкой: грибной, капустной, творожной. Кстати, известная всем поговорка про первый блин, на самом деле звучит так: «Первый блин комам». Дело в том, что в древнеславянский праздничный ритуал входил обряд пробуждения медвежьего бога. Первые блины несли в лес и раскладывали по пенькам, а слово «ком» у славян обозначало медведя.

Следующие два дня Масленицы носили, главным образом семейный, родственный характер. Чаще эти семейные угощения начинались со вторника, — с «заигрышей», и охватывали, прежде всего молодежь. Зажиточные семьи, особенно, где имелись незамужние дочери и неженатые сыновья, посылали позываток по родне и знакомым с предложением прислать к ним своих таких же дочерей и сыновей покататься с гор и вообще повеселиться. Пришедшую в гости молодежь обильно угощали и отпускали на катание, а хозяева строили различные брачные планы, так как приглашали с расчетом, что сыновья выберут себе невест, а дочери суженых.

Масленичная среда или «лакомка», занята была родственными визитами, особенно со стороны молодоженов. Старый семейный уклад требовал, чтобы молодой зять с женой, а иногда и со своими родителями, побывал в гостях у своей тещи и тестя. По прибытии гостей теща устраивала им угощение, причем почетное место отводили молодым и за ними особо ухаживали.

Апогеем, высшей точкой Масленицы и ее народных гуляний искони был четверг, недаром получивший название «широкого», «разгуляя» и т. п. Среди увеселений в этот день на первом месте стоит масленичный «поезд». Парни и девушки делают из соломы чучело, одевают его в женский наряд — это и есть «сударыня-Масленица». Чучело ставят на сани, а рядом прикрепляют сосновую или еловую ветку, разукрашенную разноцветными лентами и платками. «Масленица» следует во главе процессии а рядом с ней стоит самая красивая и нарядная девушка. Сани с «Масленицей» влекут три парня. За этими санями тянется длинная вереница запряженных парнями же салазок, переполненных нарядными девушками. Процессия открывается песней, которую затягивает первая красавица с передних саней; песню дружным хором подхватывают остальные девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно движется по деревенской улице.

Из других увеселений «широкого четверга» следует упомянуть осаду снежных городов и кулачные бои.

ВИ СуриковВзятие снежного города 1891 г.jpeg
В.И. Суриков «Взятие снежного города», 1891 г.

Масленичная пятница — «тещины вечерки» получила такое название потому, что в этот день, помимо обычных масленичных развлечений и обычаев, происходит угощение своих тещ зятьями, — приглашение их на блины. Следующий день — суббота или «золовкины посиделки», — помимо всего прочего проходил в том, что молодая невестка приглашала к себе в гости и угощала своих родных. В этот же день в некоторых местах, справлялся особый обычай «целовник». Заключался он в том, что подгулявшая молодежь разъезжала по «молодухам», которые живут замужем первый год. Молодуха, встретив этих гостей, угощала каждого из них ковшом пива, а тот трижды целовался с ней.

Последний седьмой день Масленицы, воскресенье, проходил под знаком ее проводов и завершался сожжением Масленицы. Днем молодежь сносила за околицу селения старые плетни, разбитые бочки, дегтярницы, ненужные дровни, солому и складывала их в кучу для костра. Вечером туда торжественно направлялся «масленичный поезд». Процессия носила одновременно и веселый и печальный характер, причем девушки пели жалобные песни. Кроме соломенной Масленицы в костер бросали и сжигали также остатки масленичной снеди: блины, лепешки, пироги, яйца, а пепел от костра иногда затем зарывали в снег.

По христианской традиции в этот день на на вечерних богослужениях в храмах совершается чин прощения. Все верующие просят прощения друг у друга и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Этим и заканчиваются проводы Масленицы.

Приобщиться к широкому празднованию Масленицы и научиться готовить традиционные масленичные блюда по старинным рецептам вы можете на мастер-классах гастрономической студии русской кухни «Маруся».

38914352_1043140212519275_5031035445408956416_o(1).jpg

Предлагаем вниманию читателей современный вариант быстрого закусочного блюда на Масленицу от шеф-повара Гастрономической Студии «Маруся» — Блинчики чиненые подкопченным кижучем со сливочным кремом и хреном:

Тесто для блинчиков (на 30 шт.):
• молоко — 500 мл
• вода — 500 мл
• яйца — 3 шт
• соль — 10 г
• сахар — 25 г
• мука — 400 гм
• сода, гашеная уксусом — 1 ч. л.
• топленое сливочное масло — 100 г

Начинка (на 10 штук):
• Мягкий сливочный сыр — 100 г
• Жирные сливки 22% — 100 мл
• консервированный хрен 50 г
• укроп — 5 г
• подкопченная красная рыба (кижуч, семга, форель) — 250 г

Рецепт

В смесь теплого молока и воды добавляем яйца, соль, сахар и соду, гашеную уксусом. Перемешиваем до однородного состояния. Продолжая помешивать, добавляем топленое масло и доводим тесто постепенным добавлением муки до состояния жидкой сметаны. На разогретой сковороде выпекаем тонкие блинчики. Даем блинчикам остыть. Сливочный сыр смешиваем со сливками, добавляем хрен и укроп. Примерно ст.л. (25 г) сливочной массы равномерно распределяем по поверхности блина. Красную рыбу (25 г), нарезанную небольшими пластами выкладываем полоской от края до края ближе к середине блина. Начинаем сворачивание блина с закрытия сегмента с рыбой. Свернутый в трубочку блин Нарезаем под углом 45° на 3-4 сегмента. Приятного аппетита!

22424541_846837395482892_3875227887615286570_o(3).jpg

С другими интересными рецептами стародавней и современной кухни вы можете познакомиться на мастер-классах гастрономической студии русской кухни «Маруся».

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ