Итальянское Поленово:грандиозный международный фестиваль на берегах Оки

Итальянское Поленово:грандиозный международный фестиваль на берегах Оки

Для тех, кому дорога живая история нашей культуры последнего столетия, само это слово «Поленово» — давным-давно стало своеобразным культурным кодом, вмещающим в себя многие и многие смыслы. Коротко говоря, начиная от судьбы и творчества великого русского художника и продолжая удивительной жизнью его мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника в Тульской области.

Этим летом, и вот уже третий год подряд, в поленовской усадьбе проходит летний международный фестиваль искусств. Вослед франкофонии и «Поискам Земли Обетованной», вдогонку французским и ближневосточным мотивам в отечественном и мировом искусстве (глубоко соприродным биографии Василия Поленова), — на этой прекрасной приокской земле с присущим великой культуре красочностью, музыкой и театральным размахом — воцарилась Италия.

На целых три недели.

Свидетельствую: подобных событий отечественная музейная жизнь, кажется, не знала.

«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу...» — так начинается «Божественная комедия» Данта. Оказавшись на этом фестивале, мне сразу захотелось продолжить и перефразировать великого флорентийца: «...Нет, не в лесу, печальный Алигьери. В Поленове я нынче очутился. Точней, в Италии. На берегах Оки».

Так она и плывёт, на эмблеме феста — классическая венецианская гондола.

Плывёт на фоне колоритного жилья художника, окруженного своим неповторимым ландшафтом. Всё это пространство почти на месяц окутали итальянские звуки и краски.

Конечно, за фестивальной работой стояли и стоят недюжинные усилия: поленовскому музею-заповеднику в этом году помогали Итальянский институт культуры в Москве (одним из кураторов «Образов Италии...» стала Ольга Страда, искусствовед и дочь друга России, легендарного слависта Витторио Страды, которого не стало весной этого года) и —Ассоциация Василия Поленова, созданная более десяти лет тому назад в Париже.

Среди организаторов итальянских дней на Оке — музыкальный продюсер, яркая пианистка Басиния Шульман.

Среди старых и новых партнеров — Государственный литературный музей и ГМИИ имени А.С. Пушкина.



Надо ли говорить, что множество фестивальных акций, музыкальных и театральных событий проходило прямо на открытом воздухе, рядом с Большим домом и на других знаменитых поленовских полянах и дорожках. Интересно, что артисты «зажигали» своих зрителей прямым соучастием: здесь танцевали, пели, скакали и прыгали все, от мала до велика. Средиземноморская деревня с неизменной своею тарантеллой неизбежно аранжировалась классическими хороводами.

Оказывается, такие вещи называются «танец-шествие». Танец-шествие «Таранта».

Завораживающим эпиграфом ко всему трехнедельному действу явился искусный видеоролик, снятый Академией Коммуникаций Wordshop. Словно бы из воздуха проявились на утренней, вечерней и ночной поленовской земле — артисты венецианского карнавала, итальянские музыканты и театральные персонажи комедии дель арте.

Когда мне сказали, что часть артистов — сотрудники музея-заповедника, причем, именно те, с которыми я хорошо знаком: поверить не смог. Перевоплощение полное.

Вот он, этот видеоролик, навечно теперь в коллекции популярного видеохостинга:


Нахлынувшие в итальянское Поленово музы и ремесла чудесно закреплялись тут просветительско-преподавательским искусством: поленовский Центр детского творчества, укоренившийся в близлежащем Страхово, соединившись с летней школой «Пушкинский для всех» (вы слышите здесь имя знаменитого московского музея?), проводили с детьми специальные мастер-классы.

Словом, от аллегорического и «почти съедобного» средневекового декоратора-живописца Арчимбольдо, до бесчисленных викторин, и рассказов в духе издательских программ «Пешком в историю».

Очень важно, что поленовцы организовали здесь встречи с теми, кто работает с детьми, обладающими особым восприятием музейного пространства. Я говорю о неуклонно завоевывающей мир арт-терапии. На фестивале работала замечательный художник и педагог Мария Григорьевна Дрезнина, автор методики «Ориентация в пространстве» и знаменитой книги «Игры на листе бумаги. Открой в себе художника».


По правде сказать, сегодня особая арт-терапия нужна, я думаю, нам всем.

Московский детский музыкальный театр «Экспромт», устроивший на фестивале полифонический спектакль «Итальянская мозаика», смело соединил в одно действо классические оперные арии, дуэты, народные неаполитанские песни — с прозой Гоголя и Горького, стихами Лермонтова и Мандельштама. Да, вот именно так, пусть и на недолгое время, ограниченное пространством спектакля, зритель и слушатель — умягчаясь и возвышаясь, узнавая и прозревая — становится Русским итальянцем.

Соучастником праздника и наследником великого искусства.

Ну а поскольку слово «праздник» — синоним веселья, то, хоть мы и упомянули зажигательную тарантеллу, не могу не поднять именной тост: как же повезло фестивалю с появлением в Поленово мультиинструменталиста Антонио Грамши — полного тёзки и внука знаменитого итальянского политика и борца с фашизмом.

Антонио приехал со своими музыкантами и многими экзотическими инструментами.

И даже дал на них поиграть. Bravissimo, дорогой друг!

...А ведь я не поведал еще и о том, что фестиваль непрерывно кормил гостей изысканной итальянской кухней (кулинарные аплодисменты фермерскому сообществу «МАРК и ЛЕВ»). И даже успел отметить юбилей Антонио Вивальди, которому был посвящен концерт «Рождение жанров сонаты и концерта» ансамбля солистов The Pocket Symphony под руководством Назара Кожухаря.


...Я уже хотел заговорить об классической музыке, прибывшей в Поленово из Тарусы, но сначала решил перенестись поближе к началу феста и отправиться в так называемый Фахверк — старинный каменный домик с мансардой, построенный по рисункам Поленова в конце XIX века.

Через сто лет восстановленный, он принял нынче в себя выставочный зал.

Тут работает уникальная выставка «Итальянские впечатления Поленовых».

Сказать, что это чудо — так это ничего не сказать. Мало того, что на стенах развешены редкие (некоторые представлены для публики вообще впервые) итальянские работы Василия Дмитриевича, его сестры Елены и матери Марии Алексеевны, — сюда вошли работы Серова, Левитана, Коровина.

Рим, Венеция, Неаполь, Милан.

Кстати, именно в Италии Поленов задумал серию картин на евангельские темы, именно там он начал работать над созданием своей знаменитой картины «Христос и грешница».

Художественным и духовным стержнем выставки «Итальянские впечатления Поленовых», стал притягивающий к себе шедевр XIV века — Мадонна сиенской школы.

И, конечно, я думаю, что библиографической редкостью станет каталог, текст для которого написал филолог, переводчик и специалист по итальянской культуре Николай Котлерёв.


Интеллектуальным ядром фестиваля, как и в прежние годы, стали, вестимо, лекции и литературные вечера. Профессор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Наталья Боровская и священник Янез Север рассказали об образе Христа в мире искусства.

Историк кинематографа Галина Аксёнова — об итальянской моде в кино.

Ну и само кино тут тоже поцарствовало вволю, поскольку на фестивале непрерывной лентой показывались работы передовых итальянских режиссеров.

Что особенно интересно — сегодняшних.

Так, картина «Дай себе волю» Франческо Амато с Тони Сервилло в главной роли (известным и постановками опер), вышла на экраны Италии в прошлом году.

Все эти фильмы участвовали в отборе фестиваля N.I.C.E. (New Italian Cinema Events).

Государственный литературный музей приготовил для фестиваля специальную программу «Образы Италии в звучащей литературе» (программу представил звукоархивист Павел Крючков). Правда, звучащая литература неожиданно оказалась и зримой: зрители не только услышали, но и увидели на экране выдающихся итальянских поэтов Умберто Саба, Джузеппе Унгаретти, Эудженио Монтале. А ещё в Поленово звучало последнее публичное выступление Анны Ахматовой на московском вечере памяти Данте (1965).

Прозвучал и голос дорогого поленовцам стихотворца Валентина Берестова, чьи стихи, выбитые на доске каррарского мрамора украшают окрестности городка Арпино.

Своеобразным эпиграфом к скорой встрече с нашим выдающимся переводчиком Евгением Солоновичем стало авторское чтение его пронзительного стихотворения «Переводя Монтале»:

Пробиваясь к тебе наугад,

Твой поверенный, твой переводчик,

Я ловлю твой прощающий взгляд

Сквозь туман герметических строчек.



Сам же Евгений Михайлович, прибыв в Поленово ровно через неделю, заворожил слушателей и зрителей своими переводами из Данте, Петрарки и язвительно-раскованными сонетами поэта XIX века Джузеппе Джоакино Белли...

И, разумеется, разговор об Италии через призму литературы совершенно непредставим без Иосифа Бродского.

Фестиваль «Образы Италии на берегах Оки» представил — специально подготовленную для этого случая программу Вениамина Смехова и Басинии Шульман «Набережная неисцелимых». Музыкально-поэтический спектакль, который они создали, оказался не только изящным и точным приношением памяти поэта, но и особым театральным действом: наш подлинно народный артист знаменит, помимо прочего, своим талантом чтеца и режиссера. В название программы легло печальное автобиографическое эссе Бродского о Венеции, заказанное поэту венецианцами к Рождеству 1989 года.

Пронизанные музыкой разных эпох, прозвучали и стихотворения разных лет, включая «Римские элегии»:

...Я был в Риме. Был залит светом. Так,

Как только может мечтать обломок!

На сетчатке моей — золотой пятак.

Хватит на всю длину потёмок.



Я обещал вернуться к музыке, прибывшей на фестиваль из Тарусы.

Итак, в предпоследний выходной «Образов Италии на берегах Оки», в Поленове появился Камерный оркестр Тарусы с основателем коллектива, высокоталантливым музыкантом и дирижером Иваном Великановым.

Который в Поленове бывает с самого детства.

Камерная музыка и оперные арии в исполнении ведущей актрисы столичного театра Новая Опера Анастасии Лепешинской. Тоже — специально для фестиваля.

Напомню, пользуясь случаем, что Иван Великанов и его оркестр уделяют особое внимание музыке, исполняемой аутентично на исторических инструментах.

Мне очень понравился отклик на это представление, запечатлённый фейсбучной страницей «Образов Италии...»: «Меняющаяся погода, ветер, эпизодический ливень, солнечные блики, радуга и летающие по амфитеатру ласточки только придавали дополнительной драматургии этому выдающемуся концерту, который мы решили посвятить светлой памяти Елены Анатольевны Поленовой (внучке живописца)».



Сейчас, когда я пишу эти строки, находясь уже вдалеке от Поленово, там проходит завершительная акция фестиваля — уличный концерт Nash Albert Band, а по-русски говоря — ураганное музыкальное действо под управлением яркого рок-альтернативщика Нэша Тавхелидзе. Когда-то, в начале 2000-х, его тогдашняя группа «The Blast» удачно завоевала европейский радиоэфир, что было редкостью для исполнителей из России.

И завершая свои впечатления от поленовского фестиваля «Образы Италии на берегах Оки» (многое осталось, увы, за кадром) я не могу не подивиться энергии директора музея-заповедника Натальи Поленовой — правнучки великого художника... Однако, видели бы вы, как она представляет гостей фестиваля, с каким азартом и какой непосредственностью участвует сама во всех событиях! Я понимаю, это природное, родовое.

Уезжая из усадьбы, я всё оглядывался и прислушивался: среди высокой травы и кустарника мне чудились венецианские маски и колпаки арлекинов, а в воздухе, казалось, висели обрывки арий и неостывшие крики «Браво!».


Текст: Павел Крючков, фото: Глеб Анфилов

 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи