10 марта 1806 года

Предыдущий месяц Март Следующий месяц
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Для того, чтобы узнать о событиях, которые произошли в интересующий Вас день, выберите дату в календаре.

Для переключения текущего месяца используйте ссылки « Следующий месяц » и « Следующий месяц ».

Оружейная палата приобрела статус музея

Высочайшим указом императора Александра I были утверждены «Правила управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей». Именно с этого дня древняя российская сокровищница приобрела статус музея. Палата реорганизовывалась на протяжении всего XVIII столетия, постепенно становясь хранилищем уникальных произведений ювелирного искусства, знакомых сегодня каждому, кому дорога история России. У истоков создания музея стоял невероятно энергичный и талантливый Петр Степанович Валуев (1743–1814) — главноначальствующий Экспедиции Кремлевского строения, возглавивший ее в апреле 1801 года. Эта образованная в 1768 году организация, руководившая строительством дворца по проекту архитектора В.И. Баженова, к началу XIX века ведала ремонтом и эксплуатацией зданий в Кремле, а также всем дворцовым имуществом Москвы и Подмосковья. Хозяйство Экспедиции было обширным, но управлялось не лучшим образом. Получив назначение, Валуев решительно взялся за наведение порядка. В тот период весь Кремль находился в состоянии некоторого запустения, и Мастерская и Оружейная палата не были исключением. До 1805 года сокровищницу возглавлял главноприсутствующий Петр Никитич Кожин (любимец Павла I), который был немолод и физически не мог ни каталогизировать ценности, ни обеспечить их должную сохранность. Описи начали составлять еще в 1770-е годы, но так и не завершили, сами же ценности портились от хранения в неотапливаемых помещениях в подклети Грановитой палаты, Теремного дворца и в других кладовых — все эти площади нуждались в срочном ремонте. Валуев неоднократно направлял Александру I, генерал-губернатору Москвы А.А. Беклешову и члену Государственного Совета Д.П. Трощинскому послания, твердя о «неустройстве и неопрятности» помещений, где «в крайне утесненном и сыром месте хранятся царские сокровища», предлагал срочно перенести их в Арсенал и провести ревизию палаты. В результате в декабре 1804 года в Москву с предписанием осмотреть помещения и составить подробную опись по монаршей воле был направлен действительный статский советник В.Ю. Соймонов. Высочайшим указом от 21 марта 1805 года главноприсутствующим был назначен бригадир Дмитрий Иванович Киселев. Валуеву же в одновременное подчинение передали и Мастерскую, и Оружейную палату — он стал главноначальствующим и получил право докладывать непосредственно императору. В тот же самый день монарх утвердил еще один документ — проект нового здания для сокровищ, выполненный архитектором И. Еготовым. Именно тогда палату и назвали впервые «самодержавнейшим музеумом», что, однако, не решило финансовых проблем: в текущем году в Государственном казначействе не было необходимой на строительство музея суммы — 90 тысяч рублей. Валуеву предложили либо отложить строительство на следующий год, либо начать немедленно — в случае изыскания денег в других вверенных ему ведомствах. Петр Степанович деньги нашел, и строительство вскоре было начато. Тогда же он получил особое задание императора — подготовить предложения по реорганизации Палаты. В дошедшем до наших дней царском письме Валуеву читаем: «…повелеваю Вам принять сию палату, донести мне ее состояние. Между тем рассмотря нынешний ее штат, буде найдете возможность, по соединении обеих сих мест в единое управление, уменьшить число людей и, следовательно, сумму на них отпускаемую». Получив назначение, главноначальствующий приступил к выполнению монаршего поручения, объединив Экспедицию Кремлевского строения, Мастерскую и Оружейную палату, осознавая, что забота о сохранении ценностей идет рука об руку с соображениями экономии. При этом у палаты был собственный штат, самостоятельное делопроизводство и финансирование, но она утрачивала функции, не связанные с учетом и хранением. Полагая, что в хранилищах имеются ветхие предметы, недостойные государственной сокровищницы, Валуев предложил их распродать (а некоторые использовать для реставрации имеющихся ценностей) и составил опись вещей для продажи, среди которых преобладали предметы вооружения — ружья, пистолеты и прочее, в том числе и трофеи Северной войны. Был разработан и новый штат, включавший главноприсутствующего, трех непременных членов, правителя канцелярии с помощником, секретаря, экзекутора и четырнадцать присяжных, наблюдавших за сохранностью «палатских достопамятностей во время публичных обозрений». Вот этот скромный состав служащих и должен был подготовить музей для приема посетителей. В штат Кремлевской Экспедиции переводили более пятидесяти мастеровых, а пожилых служащих отправили в отставку, создав им благоприятные условия для выхода на пенсию. 10 марта 1806 года разработанные Петром Степановичем «Правила…» и штат утвердил Александр I, законодательно оформивший неприкосновенность фондов палаты и запрет продавать или выдавать из нее какие-либо предметы без особого предписания императора. Вещи, выданные ранее, было велено разыскать и возвратить, новые же предметы поступали в фонд только с «высочайшего разрешения». Ответственность за сохранность ценностей полностью возлагалась на Валуева, а годовое содержание Палаты определялось в 10 тысяч рублей.

Специальными распоряжениями самодержца назначались почетные члены Мастерской и Оружейной палаты: первым из них стал сотрудник архива Коллегии иностранных дел статский советник Алексей Федорович Малиновский, автор изданного в 1807 году «Исторического описания древнего Российского музея», книги, в которой были впервые опубликованы данные о государственных регалиях и исторических ценностях. В первые же годы после императорского указа 1806 года, закрепившего за палатой статус музея, происходят самые решительные перемены. Под руководством В.Ю. Соймонова создается полная систематизированная опись ценностей, число которых увеличивается: благодаря стараниям Валуева в Московский Кремль возвращаются изъятые ко двору и в другие ведомства предметы, поступает ценнейшее собрание петербургской Рюсткамеры, упраздненной Александром в 1810 году. Так в Оружейной палате оказались «рогатина XV века Великого Князя Бориса Александровича Тверского», «шапка ерихонская XVII века», присланные в качестве дани царю Михаилу Федоровичу «шолом» и «шапка манджурская». Многие коллекционеры и любители отечественных древностей стремятся передать в Российский музеум «отдельные исторические предметы и целые коллекции». А в 1809 году организуется экспедиция по изучению и собиранию памятников старины. Настоящим музеем Мастерская и Оружейная палата стали после того, как было построено специальное здание для размещения ценностей. Начатое в 1806 году строительство было завершено через четыре года, и к весне 1812-го новые апартаменты были готовы к приему сокровищ. Однако Отечественная война помешала воплощению планов в жизнь — первая музейная экспозиция была создана лишь по возвращении государственных регалий и исторических реликвий в Москву после изгнания наполеоновских войск.