Необычное значение привычных жестов

Многие из нас в своём повседневном общении используют жесты, которые имеют вполне чёткое, понятное для каждого значение. Однако у разных народов одни и те же жесты порой могут означать нечто совсем другое. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию в незнакомой стране, стоит изучить особенности местного «общения без слов». Так, герои программы Travel Channel «Смогу ли я там жить» (0+) (по будням в 22:00, с 12 марта) перед переездом в новую страну, отправляются туда на три дня, чтобы ознакомиться с удивительными традициями местных жителей.

Многим хорошо известно, как неловко просить человека уйти, когда тот подошел со своим вопросом не вовремя или не по адресу. Вьетнамцы решили эту проблему всего одним жестом, примерно обозначающим: «не могу вам ничем помочь, уходите». Они поднимают ладонь чуть выше головы и отмахиваются, словно выкручивая несуществующие лампочки. Так отвечают в отелях, если нет свободных номеров, или гостям, которые пришли в ресторан к его закрытию.
229f192dbf49c587ac35b0da7ff9706c.jpg
Поднятый вверх большой палец – древний жест, узнаваемый во всем мире. У многих он ассоциируется со знаком, который давал римский император, чтобы помиловать гладиатора. Сейчас в большинстве стран это означает одобрение. Однако в некоторых местах тот же самый жест обозначает оскорбление или даже угрозу. Так, в Греции подобным образом выражают настойчивое желание избавиться от собеседника и отправить его на все четыре стороны. А в Иране этот жест и вовсе издревле имеет крайне негативное значение.
b6e860d82881dcb72ceb6ca364fd1847.jpg
Кивки и повороты головой в разные стороны почти во всех странах выражают «да» и «нет» соответственно. Однако в Болгарии и Индии эти жесты выражают обратное: движение головой вверх-вниз – это отрицание, а повороты в разные стороны – согласие. В Индии также существует немного пренебрежительный жест, обозначающий «я тебя слушаю, но мне не интересно, что ты говоришь». Такую эмоцию индийцы выражают наклонами головы от одного плечу к другому.
f3450d928993d8bb4820342bd441244b.jpg

Еще один жест греков, непривычный для большинства, – выставленная ладонью вперед рука с выпрямленными пальцами. Если обычно это выражает просьбу остановиться, то у жителей Греции – желание, чтобы собеседник удалился. Такой жест называют «мунца», он считается вульгарным и оскорбительным. Его название произошло от праславянского «muncă», , обозначающего способ наказания преступников, когда его лицо вымазывали гарью, чтобы сделать объектом насмешек.
c939906d57d0d4195fd88443f453b528.jpg
Если в вышеперечисленных странах лишь некоторые жесты не совпадают с общепринятыми, то почти все традиции невербального общения японцев непривычны западным народам. Жители страны восходящего солнца даже хлопают по-другому – вытянув руки прямо перед собой. Большой и указательный палец, образующие кольцо, – старинное обозначение денег или монеты, и подобный жест воспринимается как просьба дать денег в долг. А прямыми ладонями, выставленными перпендикулярно друг другу («тайм-аут»), в Японии требуют счет в заведениях общественного питания.
111a6dd79e6b480c930371f5c07eea1c.jpg
В каждой стране существует множество тонкостей и правил хорошего тона, поэтому, чтобы вас правильно понимали, рекомендуется заранее ознакомиться с местными обычаями и особенностями жестового общения.

В добрый путь: морские приметы

На жизнь мореплавателей раньше во многом влияли погодные условия и ветра, не зависевшие от их воли. И именно из-за желания как-то оказать воздействие на исход небезопасного путешествия и предсказывать ненастья родились многие суеверия и приметы. Это неписаные правила, которым нужно было следовать, чтобы долгий путь прошел гладко. Больше фактов и историй об удивительных кораблях и их историях можно узнать в передаче телеканала Travel Channel «Крутые корабли» (0+) каждый четверг в 00:00.

Черный кот – желанный гость

Содержать во время плавания корабельного кота раньше было необходимостью: они становились спасением от вредоносных грызунов. А сверхъестественные способности приписывались, как и во многих случаях, именно черным котам. Однако моряки, в отличие от большинства, считают их животными, приносящими удачу. Так, английские мореплаватели верят, что тот, к кому перед путешествием подойдет черный кот, благополучно завершит путь и вернется с хорошими вестями. Кроме того, черным котам приписывают также и пророческие способности: резвое и игривое настроение любимца сулит попутный ветер, а если он чихает – быть дождю. Когда же черная кошка на борту вылизывает шерсть против роста, моряки ждут шторма.
1419df3709865cd688cabd34a31ab995.jpg
Призывный свист
Еще одна морская примета, которая перекликается с «сухопутными», – запрет на свист. Однако если на суше это сулит материальное неблагополучие, то в море – большую беду. Раньше свистеть разрешалось только некоторым членам команды. Так, только командир и боцман имели право «наигрывать» определенный мотив, призывающий попутный ветер. Это суеверие появилось благодаря античной легенде, гласившей, что сын Посейдона создавал благоприятную погоду, свистя в ракушки. Похожая примета была и у китайцев, веривших, что в ракушках живут духи ветров. Со временем ракушки сменились заговоренными свистками, а потом моряки стали обходиться и вовсе без вспомогательных предметов. Единственный человек в команде, которому разрешалось свистеть ради собственного удовольствия, – кок, ведь пока он свистит – никто не ворует общую еду.
e92041e73b10725be95ca61b0b7bfd9a.jpg
Швабра за бортом

Суеверия у моряков связаны даже с такими непримечательными предметами как швабра. Ее необходимо иметь на борту не только из соображений уборки и порядка, но также в угоду морским духам. Раньше с помощью швабры призывали попутный ветер, поболтав ею за бортом. Крайняя мера – выкинуть швабру в море. Когда же желанная погода наступила, ее, согласно поверьям, стоило немедленно убрать в трюм – подальше от взора строгих покровителей. Если же она падала за борт случайно, это сулило страшный шторм, а моряк, по вине которого это произошло, впадал в немилость всей команды.
2947b1e6963b8ba849abeb5eaf9cd4e6.jpg
Несчастливые дни
Приметы у моряков распространяются также и на дни недели. Так, христиане до сих пор стараются не выходить в плавание в пятый день недели – из уважения к страстной пятнице. Кроме того, «тяжелым днем» всегда считался понедельник. Он признается несчастливым даже для того, чтобы начинать какие-либо работы на пришвартованном корабле. «Нелюбовь» мореплавателей к понедельникам усилилась после того, как в XVII веке в Англии был принят закон о том, что в этот день все провинившиеся матросы и юнги должны отбыть наказание. Закон действовал долгое время, а потом утерял силу. Однако даже после этого среди моряков осталась память о том, что первый день недели – неудачный для отправления в путешествия.

acac92091995f7512a073401b5e7e02b.jpg

Татуировки

Большое значение среди моряков имеют также их татуировки. Они символизируют статус мореплавателя или рассказывают о его достижениях. Так, о том, что человек пересек на корабле экватор, раньше говорило изображение Нептуна или черепахи на его плече, а воробьев «рисовали» матросы на своем теле после каждых преодоленных пяти тысяч миль. Принадлежность к торговому флоту определялась набитым на теле одним якорем, а два, скрещенных вместе, обозначали должность боцмана. Некоторые татуировки набивают и сейчас, чтобы призвать благосклонность покровителей: море символизирует надежду, а уже упомянутая черная кошка – удачу.


7ac11de816c5f120d3d124ef47437198.jpg

Сейчас моряки следуют старинным приметам скорее из дани традициям. Ведь теперь корабли намного надежнее, а плавания – безопасней. Однако по-прежнему черные кошки на судне сулят удачу, а свистят на борту только коки.

МИФИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА: МЕЧТЫ ОБ УТОПИИ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА

Люди издавна мечтали об утопии – стране, где все население счастливо и живет в достатке. В фольклоре каждого народа такая страна представлена по-своему, но большинство из них объединяет одно: эта земля находится где-то далеко, а ее жители мудры и красивы.
Божественная земля в Тибетских горах
Сказочное государство Шангри-Ла известно из произведений английского писателя Джеймса Хилтона. Однако утопическая страна не плод воображения фантаста, а предмет старинных легенд тибетского народа. В их сказаниях земля Шамбала – место, где обитают сверхлюди, направляющие человечество по духовному пути и оберегающие истинное буддистское учение. Не только тибетские буддисты, но и многие поклонники эзотерики по всему миру до сих пор верят в существование этой страны где-то высоко в горах Тибета. В пользу их убеждений говорят разнообразные исторические документы, в которых описано местоположение Шамбалы. К ним обратится Джош Гейтс в передаче «Неизвестная экспедиция» (6+) на телеканале Travel Channel по субботам в 23:00, чтобы попробовать отыскать это таинственное место на Земле.

d956edc5616f69675259f6cf8cc08015.jpg

Мечты о затонувшем острове
Подробное описание Атлантиды дошло до нас из сочинений Платона Афинского, в которых он рассказывал об идеальном устройстве жизни на острове-государстве, его могущественном населении и даже указывал примерное местоположение. Атлантида – невероятно богатый остров, которым управляют атланты, потомки бога морей Посейдона. Они мудро управляли своими подданными и создали для них невероятные для того времени устройства. В легенды об Атлантиде люди верят до сих пор. Одни предполагают, что Антарктида – это и есть бывшая Атлантида, покрывшаяся льдом, а другие – что она потонула в результате сильного подъема вод Черного моря. Каждая гипотеза имеет свои подтверждения и опровержения.
910f865a9e4cf1f3a3b3f61768af37d8.jpg
Золотой город
Легенды об утопических городах рождаются в основном из религиозных сказаний старинных народов. Однако поверья об индейском государстве, полном несметных богатств появились благодаря европейцам. Конкистадоры, впервые попавшие в Южную Америку, узнали об обычае местного коренного населения отправлять по большому озеру корабль, доверху загруженный золотом и драгоценными камнями, в подаянье богам. Возглавлял это плавание Эльдорадо (от исп. «позолоченный») – жрец, обмазанный глиной и обсыпанный золотистым песком. Европейцев так впечатлило это сакральное действо, что, передавая историю о нем из уст в уста, они создали миф о золотом городе Эльдорадо и всем сердцем поверили в него. Дойдя до цивилизованных государств, эта легенда настолько захватила умы золотоискателей, что те неоднократно отправлялись на поиски Эльдорадо и окончательно прекратили их только в 1912 году.

c5552c8b229dfacada9802e24d2c27ea.jpg

Кельтский остров фей
Острова блаженных существовали в дохристианские времена в сказаниях многих народов. На них царила настоящая утопия и в согласии жили разнообразные сказочные существа, и каждый, попадавший туда, познавал истинное блаженство. Чаще всего такая земля находилась далеко за морем, «на краю света» или даже в ином мире. В кельтских легендах этот образ родил легенду об острове Авалон, мифической земле, где был выкован Экскалибур и похоронен легендарный Король Артур. Здесь же родились многие феи кельтских легенд, например, Моргана, целительница, и Мелюзина, дух святых источников. Поклонники мистификации и энтузиасты не единожды предпринимали попытки найти Авалон в отдаленных уголках Ирландии и Уэльса. Многие из них сошлись во мнении, что он находился на Гластонберийском холме, где было найдено надгробие, под которым покоится, согласно надписи, король Артур.
2c8f62b0c7289655aa18239a87ade5fa.jpg
Страна великих
Каждый народ по-своему представлял утопию. Для античных греков такой страной была Гиперборея. Она находилась на севере и была заселена людьми, близкими к богам и любимыми ими. По преданиям, их жизнь была наполнена песнями и танцами и пестрит шедеврами изобразительного искусства, ведь их покровителем был Аполлон. Бог света нередко навещал их, приезжая на колеснице, запряженной лебедями. По разным предположениям, греки считали, что Гиперборея находится на Кольском полуострове, в Карелии, в Уральских горах, на отдельном острове Северного Ледовитого океана.
Предания разных народов об образцовых государствах настолько красивы, что и сейчас будоражат умы исследователей и историков, которые не оставляют попыток найти доказательства существования той или иной страны. Кто знает, вдруг, им удастся однажды все-таки обнаружить Атлантиду в глубинах океана или Шамбалу среди пиков Тибетских гор?
9376ac819dcff640ec2c63711709a0e6.jpg

Знаменитые музейные кражи со счастливым концом

Экспонаты музеев интересны не только специалистам и ценителям искусства, но и тем, кто умеет оценивать их стоимость. Картины великих художников, исторические артефакты и реликвии влекут преступников не меньше, чем золотые слитки и денежные купюры. Об интересных и ценных произведениях изобразительного искусства рассказывает Дон Вайлдман в программе «Музейные загадки» (16+) на телеканале Travel Channel по воскресеньям в 22:00. А мы расскажем об удивительных историях ограблении музеев мира, которые закончились благополучным возвращением экспонатов на прежнее место.
Чарующая улыбка Джоконды
Знаменитому портрету «Мона Лиза» нередко приписывают невероятные, почти магические качества. Некоторые утверждают, что без памяти влюбляются в женщину, изображенную Леонардо да Винчи. Одним из таких «воздыхателей» был Винченцо Перуджиа, совершивший свое преступление более ста лет назад. У него был ежедневный доступ к картине, так как он работал маляром в Лувре, и 21 августа 1911 года Винченцо, заглядевшись на таинственную улыбку, решил вывести шедевр из музея и вернуть его на законное, как ему казалось, место – на родину художника. О своих патриотичных намерениях он и рассказал владельцу флорентийской галереи Уффици Альфредо Джерри спустя два года, желая отдать ему картину. Альфредо согласился на предложение маляра и сразу после разговора с ним позвонил в полицию. Вероятно, похититель Винченцо Перуджиа, не знал, что Леонардо да Винчи в свое время сам вывез свою легендарную работу во Францию и продал ее королю Франциску I.
64a7988aa9ade9872917fe899a1d06d5.jpg
Похищение Крика
12 октября 1994 года в норвежском городе Лиллехаммер состоялось торжественное открытие XVII зимних Олимпийских игр. Однако это не единственное событие, которым был примечателен тот день. Именно тогда двое мужчин, воспользовавшись суматохой по поводу масштабного события, всего за 50 секунд пробрались в Национальную галерею Норвегии и похитили шедевр экспрессионизма – картину «Крик» Эдварда Мунка, вырезав полотно из рамы. Следователи работали над делом несколько месяцев, и в мае следующего года «Крик» был возвращен на свое законное место. Одним из похитителей оказался Пол Энгер – бывший профессиональный футболист. Как оказалось, спортсменом двигала не одна корысть, но и любовь к искусству. Отбыв наказание за похищение, он направил свое рвение в более благое русло и сам начал писать картины, а впоследствии даже организовал собственную выставку.
ddb4b9c1c72eaf5849363786e7bbe120.jpg
«Рембрандт на вынос»
Некоторые картины пользуются особой популярностью среди преступников. Так, грабители особенно «полюбили» портрет Якоба де Гейна III кисти Рембрандта не только из-за ее дороговизны, но и за небольшой размер: параметры картины составляют 29,9 см на 24,9 см. Получается, что ее без труда можно поместить в достаточно большой карман или средних размеров сумку. Так, вероятно, и поступали похитители, которым удалось вынести картину из музея не один, а целых четыре раза. Примечательно, что ни за одно преступление злоумышленники не понесли наказания, так как портрет, несмотря на усилия полиции, возвращался общественности довольно необычными путями. Так, в 1966 году работа была найдена в небольшом английском городке – на кладбище. Спустя несколько лет полотно опять пропало, и спустя некоторое время его случайно обнаружили в багажнике велосипеда. В 1981 году картину украли в третий раз, а нашел ее таксист в своем рабочем автомобиле. В последний раз преступники завладели произведением в 1983 году, после чего оно было обнаружено в Германии, в камере хранения одного из городских вокзалов. Портрет Якоба де Гейна внесли в Книгу рекордов Гиннеса как самую похищаемую картину, а в народе ей дали название «Рембрандт на вынос».
bf005a5808bfc3c05eecafe9a0a333d5.jpg
Ограбление по-бразильски
Казалось бы, то время дня, когда охрана осматривает музей перед закрытием – самое безопасное для шедевров, которые в нем хранятся. Однако ворам в Бразилии удалось похитить сразу два ценных произведения искусства именно в этот период. Им потребовалось менее трех минут для того, чтобы забрать «Портрет Сюзанны Блох» Пабло Пикассо и «Сборщика кофе», работу знаменитого бразильского художника Кандидо Портинари. Несмотря на то, что преступники оказались очень быстрыми (в чем не было необходимости, так как на тот момент в музее не было тревожной сигнализации), они не позаботились о том, чтобы скрыть свои лица за масками. Полиция быстро обнаружила их, а также полотна – заботливо упакованные и спрятанные в доме одного из похитителей. Работы были возвращены на обозрение широкой публики, а происшествие, как ни парадоксально, сыграло только на пользу музею: правительство выделило грант на усиление системы сигнализации.
a0eb131050683a744ee262ea7b821a8c.jpg
Нехитрое похищение
Некоторые преступники не нуждаются в сложных планах и шпионских устройствах для того, чтобы вынести из музея картины общей стоимостью в несколько десятков миллионов долларов. Они решаются использовать старый как мир план, больше похожий на школьную проказу: спрятаться в здании музея и дождаться, когда охранники закроют здание, а потом собрать великие произведения искусства и быстро скрыться. Именно так и поступили грабители Музея Винсента Ван Гога, вынесшие 20 полотен голландского художника. Их триумф, впрочем, был недолгим: полиция обнаружила злоумышленников чуть более чем через полчаса после того, как они покинули здание музея.

c9bc0382b1c88addba27644e717976db.JPG

Что объединяет Ливерпуль, Калининград и Фигерас

Некоторые города известны богатой историей и архитектурными памятниками, некоторые – случившимися в них великими событиями или прошедшими там легендарными сражениями. Но есть и те, которые приобрели известность исключительно благодаря людям, которые в них родились. Об этих местах не знала бы большая часть населения мира, если бы однажды в них не родился человек, который приобрел известность и поделился ею со своим гродом.


Город «над реальностью»

7095efbab3cdb89808c43dc6c3a08829.jpg


Небольшой каталонский город Фигерас, что недалеко от французской границы, – один из древнейших в Испании, видевший еще античные времена. Сейчас здесь производится большая часть вин Каталонии, которая распространяется по всей Испании. Но знаменит Фигерас не древними постройками и не rosé, а причудливым театром-музеем бордового цвета с большим прозрачным куполом на крыше и с огромными белыми яйцами, словно разбросанными по ее периметру. Спроектировал его знаменитый художник-сюрреалист в истории. Здесь, в Фигерасе, родился и прожил свою молодость Сальвадор Дали. Идея подарить своему городу необычное здание для музыкальных спектаклей родилась у художника еще в юные годы, однако начать строительство ему удалось только в 1973 году. Сегодня этот театр – место паломничества всех поклонников сюрреализма и искусства XX века в целом.



Музыкальная остановка

3e473fa82e53ea7bc1c2667002de79dc.jpg

Ливерпуль – один из крупнейших городов Англии, родина знаменитого футбольного клуба и хранитель коллекций лондонской Tate. Однако добрая половина туристов, которые сюда приезжают, направляются не в галерею современного искусства и даже не на главную площадь города, а на улицу на окраине под названием «Penny Lane», чтобы сфотографировать знаменитую табличку и посидеть на остановке, где заканчивают свой маршрут автобусы, следующие из центра. Именно на этой остановке когда-то встречались совсем молодые Джон Леннон и Пол Маккартни, чтобы отправиться на репетицию. Здесь же, в Ливерпуле, находится и клуб «Cavern», в котором проходили первые выступления одной из величайших рок-групп в истории. В Ливерпуле родились и выросли все четверо «битлов», и именно здесь они начали свой путь к всемирному успеху.


Имение поэта

493b61c1dad7c0c02d4ab4aa853302df.jpg

«Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и «Евгения Онегина» объединяет не только фамилия их знаменитого автора, но и место, в котором они – целиком или частично – были созданы. Название села Большое Болдино, известно всему миру именно тем, что здесь Пушкина чаще всего посещало вдохновение. Болдинская осень 1830 года – продуктивный период в творчестве поэта, за который он создал, помимо перечисленных произведений, еще более 30 лирических стихотворений и несколько детских сказок. Здесь, в имении, которое принадлежало его роду более четырех столетий, Пушкин провел в затворничестве три месяца, в течение которых не только создавал свои произведения, но и готовился к женитьбе с Натальей Гончаровой.

Город-сказка

f6e892ee0d80750d2937ff3ae75026af.jpg

Название древнего датского города Оденсе, столицы острова Фюн, переводится как «Святилище Одина». Весь он похож на иллюстрацию к доброй старинной сказке: разноцветные невысокие домики, многовековые мостовые, большие крепости и величественный кафедральный собор… В этих декорациях родился и вырос человек, чьи добрые истории знают люди во всем мире с самого детства. Гансу Христиану Андерсену и его творчеству здесь посвящен центральный парк, музей и около 18 памятников. Гуляя по Оденсе, можно встретить большой бронзовый цветок, на котором восседает Дюймовочка, Оловянного солдатика и бумажный кораблик (на самом деле - железный) и очень необычную композицию статуй, посвященную сказке «Новое платье короля». Сюда ежегодно приезжают тысячи любителей литературы именно за этой волшебной атмосферой и возможностью на каждом шагу встретить любимого персонажа.

Город метафизических поисков

625a1029ed7c085b9cfca6609cbce15d.jpg

Калининград – город с богатой и интересной историей. И одна из ярчайших точек в ней – рождение здесь Иммануила Канта. В бывшем Кенигсберге философ прожил всю жизнь и там же был похоронен, у городского Кафедрального Собора. Сейчас его именем назван остров, расположенный в центральной части города, а также городской государственный университет. Кенигсберг был именно таким местом, какое, по мнению Канта, необходимо философу для жизни: «большой город, центр государства, в котором находятся правительственные учреждения и имеется университет, город, удобный для морской торговли, расположение которого на реке содействует общению между внутренними частями страны и прилегающими или отдаленными странами, где говорят на других языках и где царят иные нравы…». И для того, чтобы прогуляться по туманным набережным, постоять у могилы знаменитого философа и предаться великим думам, в Калининград приезжают тысячи туристов со всего мира.

Знаменитые люди делают знаменитыми места, в которых они жили и творили. И именно те люди, которые вдохновлялись своими родными городами на создание великих произведений, могут рассказать об этих местах лучше всего. И если в случае с Кантом или Пушкиным это, увы, невозможно, то послушать истории современных звезд об их любимых закоулках в родном месте можно на телеканале Travel Channel в шоу «Покажи мне родные места» каждый четверг в 23:00.


О Travel Channel
Вещание круглосуточного телеканала Travel Channel, рассказывающего о путешествиях по удивительным уголкам нашей планеты, осуществляется на 22 языках в 130 странах Европы, Ближнего Востока, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Посредством нескольких программных жанров - развлекательные реалити, приключения исследователей и программы, передающие страсть к путешествиям - канал стремится вдохновлять, информировать и развлекать аудиторию, побуждая зрителей поехать, увидеть и совершить.
Более полную информацию вы найдете на сайте www.travelchanneltv.com

Секреты запасников: какие шедевры скрывают интересные музеи мира

Хранилища музеев полны шедевров мирового искусства, скрытых от глаз посетителей. Лондонский Тейт показывает своим гостям только 20% от всех экспонатов, которыми владеет, то есть около 14 тысяч работ. Третьяковская галерея выставляет лишь 10%, а музей Гуггенхейма в США – меньше 3%. При этом в «подвалах» скрыты произведения знаменитых художников. Так, нью-йоркскому Музею современного искусства принадлежит 1,221 работа Пабло Пикассо, а в постоянной экспозиции вывешены лишь 24 из них. Но у сотрудников музеев есть веские причины «прятать» шедевры известнейших мастеров.

Первый и главный довод в пользу сокрытия сокровищ – невозможность их все выставить одновременно. Коллекции крупных музеев мира во много раз превосходят размеры их выставочных площадок. В некоторых из них, например, в Эрмитаже или Британском музее, эту проблему решают, устраивая открытые хранилища. Используя оборудование, совмещающее функции сейфа и витрины, музеи расширяют доступ к наследию.

b8249f7197d10c78b7f25e6607b6c6c9.jpg

Во-вторых, большинство великих произведений недоступны широкой общественности по техническим причинам. Например, графические работы не могут висеть в экспозиции дольше трех месяцев, а после показа должны «отдыхать» в специальных условиях не меньше полутора лет. Это необходимо для того, чтобы изображение продержалось на бумаге как можно дольше. Так, «Заяц» Альбрехта Дюрера, который принадлежит венской галерее Альбертина, в последний раз выставлялся в 2014 году – после десятилетнего перерыва. Пушкинскому музею принадлежит 215 листов с гравюрами того же художника, их выставляют по несколько штук, периодически сменяя. Так же они поступают с офортами Рембрандта, которых в коллекции всего 250.

4b1b559918875a2bd4d064e396546cdb.jpg

Третья причина, по которой шедевры великих мастеров не показаны в экспозициях, – их неопознанность. Сотни шедевров стоят в запасниках в очереди на атрибуцию, а некоторые проходят ее неудачно и признаются подделками. Единственный портрет Гогена авторства Ван Гога – «Человек в красном берете» – с 1973 года пылился в запасниках музея в Амстердаме и считался работой последователя. Лишь в 2002 году эксперты подтвердили авторство мастера.
По той же причине «Сидящая женщина в красной шляпе», созданная Пабло Пикассо, оставалась в хранилище Музея изобразительных искусств, истории и науки Эвансвила в штате Индиана. Работа была выполнена Пикассо в 1950-х в технике gemmaux ([жеммо] - редкий вид витража). Когда она попала в музей, сотрудники приняли неизвестное слово за французское имя и приписали авторство несуществующему художнику с именем Gemmail. Ошибка обнаружилась только после того как исследователь творчества художника позвонил в музей и спросил об уникальной работе, которая, согласно документам, была передана сюда в 1963 году.

65541c9c2b4821749a801a46c9de9079.jpg

Участи быть неопознанным не избежал даже набросок Рафаэля к «Святому семейству», долгое время хранившийся в запасниках художественного музея Модены. Работу считали копией, сделанной в XIX веке, пока в 2010 году с помощью последних технологий не установили авторство гения Ренессанса.

9f649b7a112c333d8416195455df355e.jpg

Даже национальная галерея Уэльса до 2010 года хранила целых три работы своего любимого Уильяма Тернера в «подвалах» и трижды признавала их подделками. Исследования проводились с 1960 по 1980, и все три раза картинам приписывалось авторство художников-подражателей. Подлинность полотен удалось установить только в 2012 году благодаря современным методам экспертизы.

586ccd56944c4e64aee5d5b3b64cb36b.png

А работу Джозефа Райта «Колизей в лунном свете» оставили в запасниках после неудачной реставрации в 1960-х годах. Факт реставрации был успешно забыт, и до 2015 год картина считалась работой одного из последователей художника.

Музеи мира хранят в своих стенах тысячи загадок, а их хранилища – десятки тысяч. На телеканале Travel Channel их успешно раскрывает Дон Вайлдман в программе «Музейные загадки», скрупулезно исследуя экспонаты известных галерей.