
Легендарная бухта Тихая
Бухта Тихая так была названа экспедицией Георгия Яковлевича Седова – это наш национальный трагический герой, это наш российский Роберт Скотт!

Седов – первый отечественный путешественник, который предпринял экспедицию на Северный полюс. К сожалению, государственной поддержки его проект не получил. Страна не играла в «гонки к полюсу». Экспедиция состоялась за счет частных пожертвований. Архипелаг ЗФИ был базовым пунктом. В 1913–1914 г. группа зимовала в бухте, которая при первом посещении выглядела спокойной, в честь чего и была названа – бухта Тихая.
Экспедиция закончилась трагично для ее начальника. После 2 зимовок экипаж был ослаблен физически, предполагают, что сам Седов болел цингой. Несмотря на это, свое решение идти на Северный полюс он не отменил. В сопровождении 2 членов экипажа на трех нартах и с восемью собаками он отправился в свой последний маршрут. Трагический исход похода был очевиден всем, так как провианта в лучшем случае могло хватить только до полюса. Седов шел на очевидное самоубийство, на седьмой день похода он уже не мог идти и был вынужден передвигаться на нартах. 5 марта 1914 г. он умер, пройдя лишь 1/10 пути до Северного полюса.
«Вы отдаете Арктике свои пожертвования, а я отдаю свою жизнь».
Георгий Седов
Седов стал героем многих поколений. Путешественник Федор Конюхов утверждает, что в детстве представлял себя Седовым и так же, как и он, мечтал побывать на Северном полюсе! И не только он, но и многие мальчишки тех лет считали Седова кумиром!
В 1929 году была основана первая полярная станция имени Седова в бухте Тихая. 1932 год был объявлен Международным полярном годом, Арктика – приоритетное направление! Происходит расширение станции, начальником становится И. Д. Папанин – еще один ну очень своеобразной судьбы и характера человек! (Почитайте его книгу «Огонь и пламя».) В 30-е годы в бухте Тихой разбито целое поселение, в отдельные годы здесь жило до 200 человек. Сюда привозят коров и свиней для пропитания. В 1935–1936 годы здесь рождаются три первых малыша, имена им выбирают всей станцией и дают, конечно, тематические, в добрых традициях тех лет, например – Северина. Во время Великой Отечественной войны здесь организуется бессменная зимовка. В 1949–1952 гг. построен ледовый аэродром для приема самолетов типа Ли-2. В 1959 г. – консервация связи с переносом наблюдений на остров Хейса. Далее долгая и жирная запятая длиной в 50 лет. Никому не нужная станция приходит в полный упадок. Деревянные дома все больше и больше разрушаются под напором льда. Только благодаря национальному парку «Русская Арктика», созданному в 2009 г., здесь вновь пробуждается жизнь. Во многом это связано и с развитием туризма. До Северного полюса мало кто добирается, но ЗФИ не так далеко, поэтому эти места набирают все большую популярность.



















Сейчас в бухте Тихой на время полярного лета живет примерно 14 человек (7 человек от парка «Русская Арктика» и 7 ученых). Почему примерно? Я пообщалась с молодым человеком из команды парка. На мой вопрос о точном количестве людей он уверено ответил про «своих» из «Русской Арктики» и уклончиво про ученых. Стало понятно, что ребята держатся особняком, и это на территории в 10 домов на столь отдаленной земле!
В задачу сотрудников парка входит постепенное приведение заброшенной станции в порядок. Сейчас реализуется проект – воссоздать историческое место в том виде, в котором оно существовало 80 лет назад. Проект реализуется под руководством парка «Русская Арктика». Живут ребята более чем скромно, из развлечений – чтение книг у камина, на всех один компьютер. Здесь есть отделение почты России, у начальника – спутниковый телефон, один на всех.




На нашем судне были два инспектора из национального парка. Они впервые ехали с проверкой, основная задача которой – убедиться, что работы ведутся согласно экологическим нормам. (Именно благодаря их вескому слову мы все-таки смогли высадиться на острове Чамп.) Начальник станции – молодой человек лет 30 явно нервничал во время проверки, но все прошло без сучка и задоринки, как мы узнали позже у инспектора на ледоколе.
Впереди еще много работы. Работы-то много, а рук мало. Заботы всякие разные, например, после зимовки один из домов бывшей станции облюбовал белый мишка и никак не хотел понять, почему именно он должен покинуть станцию, а не люди, ведь он занял помещение первым! Немало сил потребовалось, чтобы отвадить белого приходить в гости.
Повторюсь, работы много и – внимание! – открывается волонтерская программа для тех, кто мечтает не просто познакомиться с Арктикой, но и по-настоящему прикоснуться к ней, это отличная возможность на лето! Дорогие студенты, бросайте Турцию, айда на ЗФИ! Месяц здесь – впечатления на всю жизнь! Подробности на сайте национального парка «Русская Арктика».
Посещение бухты Тихой оставило двоякое впечатление. Вроде бы понятно, что станцию 50 лет назад не бросили, а законсервировали, т. к. нашли более удобное местоположение. И сейчас станцию восстанавливают и делают это качественно – шаг за шагом. Но как-то было тоскливо оставлять ребят на острове, когда наш корабль удалялся в даль туманов. Здесь раньше в 30-е годы жили и трудились до 200 человек, а условия, в которых существуют сейчас наши ребята, хуже, чем тогда, 80 лет назад. Где же он, прогресс?

Покидая ЗФИ, я продолжила давнюю традицию оставлять крепкий презент для следующих экспедиций. Так что надеюсь, что этот коньяк найдет достойное применение!
А ведь нашел же! Недолго презент лежал нетронутым. Буквально через 3 недели вот такую арктическую весточку я получила:

Фото: