• Архив

    «   Сентябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Прозрачный воздух Арктики. Конец

«В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы, просто некуда деться». ©
В последний день нашего путешествия мы подошли к еще одной знаменитой достопримечательности – Рубини Рок, остров Гукера. Вы даже не можете себе представить, как нам всю дорогу везло с погодой. Бухта Тихая, о. Чамп, о. Рудольфа – мы высадились во всех местах, о которых я только могла мечтать, зарывшись в дневники и книги, когда готовилась к Арктике. Даже когда мы подошли к Рубини Рок, то все было в тумане. Но чудо: с приближением нашего ледокола, туманы расступились, дали нам полюбоваться и вдохнуть все прелести птичьего базара, а после вновь все затянуло густым туманом.

caf6e2ec2b7d0c9168a2ce17684ce59e.jpg149f8b00233e299320fcde6c9f855d63.jpg

Рубини Рок – остров Гукера – представляет собой красивый обрыв с гнездящимися на архипелаге птицами. Вертикальный обрыв состоит из своеобразных мелких трубочек, которые облюбовали птицы, ведь здесь их гнезда не доступны таким хищникам, как песцы.

cba55f4ca298c7ba9ad05155737bda72.jpg587fc982a084eb411493b0f11e6757bd.jpg3e5378c439652227d1ce83dbc3771982.jpg5c450df3b4a3c10daa1b18d31fcbdbe7.jpg28d45fb704d0808a6210e22e3dd6b565.jpg6e53384153b02763848484c8fc94c762.jpg

«Мы вернулись в конкретно унылый рассвет, и даже думать не хотелось, каждый по своим адресам» ©.

Нас ждали новости, телевидение, Интернет и прочая суета. И так хочется как-то подольше задержать в себе те эмоции, впечатления, спокойствие и тепло, которыми наполнила грудь Арктика. В пик суеты и гонки по жизни так и тянет еще раз пересмотреть кадры с архипелага ЗФИ и вспомнить, что есть еще параллельная жизнь. Хочется поклониться тем людям, которые своими силами пытаются сохранить эту непокорную Арктику и несут там вахту.

Не могу не привести слова Пири, который шел к своей цели – достижению Северного полюса – целых 23 года. Его слова как гимн Арктике:

«Велика и необычайно привлекательна сила Севера. Не раз я возвращался из великой замерзшей пустыни побежденный, измученный и обессиленный, иногда изувеченный, убежденный, что это моя последняя попытка. Я жаждал людского общества, комфорта, цивилизации и покоя домашнего очага. Но не проходило года, как меня обуревало хорошо знакомое мне ощущение беспокойства. Цивилизованный мир терял свою прелесть. Меня невыразимо тянуло туда, к безгранично ледяным просторам; я жаждал борьбы с застывшей стихией; меня привлекали долгая полярная ночь и нескончаемый полярный день, я тосковал по своим многолетним друзьям – эскимосам; меня манили молчание и необъятность великого, белоснежного, одинокого Севера. И опять я устремлял туда свои шаги, все снова и снова, пока, наконец, мечта моей жизни не претворялась в действительность».
В заключение, повторюсь, что данные заметки носят личный характер и предназначены для читателей-любителей, кто так же, как и я, только знакомится с Арктикой. У профессионалов-знатоков я прошу снисхождения к недочетам и улыбки при прочтении данных записей.

b13c6900a6106571e4e38ee238285f28.jpg

914f0b9107efe1ba6a07d5e1604042ec.jpg

Конец!
Автор: Поспелова Татьяна

Прозрачный воздух Арктики. Легендарная бухта Тихая

Легендарная бухта Тихая
Бухта Тихая так была названа экспедицией Георгия Яковлевича Седова – это наш национальный трагический герой, это наш российский Роберт Скотт!

1e1f90d389503a57585854db8752ea0d.jpg

Седов – первый отечественный путешественник, который предпринял экспедицию на Северный полюс. К сожалению, государственной поддержки его проект не получил. Страна не играла в «гонки к полюсу». Экспедиция состоялась за счет частных пожертвований. Архипелаг ЗФИ был базовым пунктом. В 1913–1914 г. группа зимовала в бухте, которая при первом посещении выглядела спокойной, в честь чего и была названа – бухта Тихая.
Экспедиция закончилась трагично для ее начальника. После 2 зимовок экипаж был ослаблен физически, предполагают, что сам Седов болел цингой. Несмотря на это, свое решение идти на Северный полюс он не отменил. В сопровождении 2 членов экипажа на трех нартах и с восемью собаками он отправился в свой последний маршрут. Трагический исход похода был очевиден всем, так как провианта в лучшем случае могло хватить только до полюса. Седов шел на очевидное самоубийство, на седьмой день похода он уже не мог идти и был вынужден передвигаться на нартах. 5 марта 1914 г. он умер, пройдя лишь 1/10 пути до Северного полюса.

«Вы отдаете Арктике свои пожертвования, а я отдаю свою жизнь».
Георгий Седов


Седов стал героем многих поколений. Путешественник Федор Конюхов утверждает, что в детстве представлял себя Седовым и так же, как и он, мечтал побывать на Северном полюсе! И не только он, но и многие мальчишки тех лет считали Седова кумиром!

В 1929 году была основана первая полярная станция имени Седова в бухте Тихая. 1932 год был объявлен Международным полярном годом, Арктика – приоритетное направление! Происходит расширение станции, начальником становится И. Д. Папанин – еще один ну очень своеобразной судьбы и характера человек! (Почитайте его книгу «Огонь и пламя».) В 30-е годы в бухте Тихой разбито целое поселение, в отдельные годы здесь жило до 200 человек. Сюда привозят коров и свиней для пропитания. В 1935–1936 годы здесь рождаются три первых малыша, имена им выбирают всей станцией и дают, конечно, тематические, в добрых традициях тех лет, например – Северина. Во время Великой Отечественной войны здесь организуется бессменная зимовка. В 1949–1952 гг. построен ледовый аэродром для приема самолетов типа Ли-2. В 1959 г. – консервация связи с переносом наблюдений на остров Хейса. Далее долгая и жирная запятая длиной в 50 лет. Никому не нужная станция приходит в полный упадок. Деревянные дома все больше и больше разрушаются под напором льда. Только благодаря национальному парку «Русская Арктика», созданному в 2009 г., здесь вновь пробуждается жизнь. Во многом это связано и с развитием туризма. До Северного полюса мало кто добирается, но ЗФИ не так далеко, поэтому эти места набирают все большую популярность.


c8c940100c078939e72438fdaddcf21c.jpgd11032c845dc2d6507a26ebc46c4b7f9.jpg9bc920cd863c420c98af948979e52de9.jpgcbbd800eb232ae053f7b23914e469d02.jpge554aaf2fa23ac0f021eb5da2c80a75c.jpg64e6582f1330726ae956d19ee3108309.jpge6e65b5d36bcaada8210a1939c263dda.jpg1e3c4de0f112b0bac4596d8952bbd51d.jpgb4b86e0a2c6b167b4999fcdb7d1459a1.jpgbf2035272d035362f2257c219f496042.jpgccb0d8c7d81dcda45aad1fa412c00610.jpg922f39ecbb88448552f39f5d022a834c.jpg57c69c25e041a45baa06750cce0d6b91.jpg0057f8e3d3ec69b5e43c381718868207.jpgae7b9fa416a6acbb70800117a08d6b09.jpg979e0998180e650fb9079138f1480966.jpg901b7ab16cbb6b0ee55f57c2f84cf272.jpg6a3a55a364f4aea3d76596f45b6fd62e.jpgff54eff5fab52790d55a087fff9afa71.jpg


Сейчас в бухте Тихой на время полярного лета живет примерно 14 человек (7 человек от парка «Русская Арктика» и 7 ученых). Почему примерно? Я пообщалась с молодым человеком из команды парка. На мой вопрос о точном количестве людей он уверено ответил про «своих» из «Русской Арктики»  и уклончиво про ученых. Стало понятно, что ребята держатся особняком, и это на территории в 10 домов на столь отдаленной земле!
В задачу сотрудников парка входит постепенное приведение заброшенной станции в порядок. Сейчас реализуется проект – воссоздать историческое место в том виде, в котором оно существовало 80 лет назад. Проект реализуется под руководством парка «Русская Арктика». Живут ребята более чем скромно, из развлечений – чтение книг у камина, на всех один компьютер. Здесь есть отделение почты России, у начальника – спутниковый телефон, один на всех.


5d233ab910197bcd86f3a1db7087b3db.jpg8ad4a345fd01738073a9db40b84b3177.jpgae86c64ea0db711fce59ddec8df60cbe.jpgf2d148d0d2e9b152b0988e35e7aa1682.jpg

На нашем судне были два инспектора из национального парка. Они впервые ехали с проверкой, основная задача которой – убедиться, что работы ведутся согласно экологическим нормам. (Именно благодаря их вескому слову мы все-таки смогли высадиться на острове Чамп.) Начальник станции – молодой человек лет 30 явно нервничал во время проверки, но все прошло без сучка и задоринки, как мы узнали позже у инспектора на ледоколе.

Впереди еще много работы. Работы-то много, а рук мало. Заботы всякие разные, например, после зимовки один из домов бывшей станции облюбовал белый мишка и никак не хотел понять, почему именно он должен покинуть станцию, а не люди, ведь он занял помещение первым! Немало сил потребовалось, чтобы отвадить белого приходить в гости.
Повторюсь, работы много и – внимание! – открывается волонтерская программа для тех, кто мечтает не просто познакомиться с Арктикой, но и по-настоящему прикоснуться к ней, это отличная возможность на лето! Дорогие студенты, бросайте Турцию, айда на ЗФИ! Месяц здесь – впечатления на всю жизнь! Подробности на сайте национального парка «Русская Арктика».

Посещение бухты Тихой оставило двоякое впечатление. Вроде бы понятно, что станцию 50 лет назад не бросили, а законсервировали, т. к. нашли более удобное местоположение. И сейчас станцию восстанавливают и делают это качественно – шаг за шагом. Но как-то было тоскливо оставлять ребят на острове, когда наш корабль удалялся в даль туманов. Здесь раньше в 30-е годы жили и трудились до 200 человек, а условия, в которых существуют сейчас наши ребята, хуже, чем тогда, 80 лет назад. Где же он, прогресс?


2ddd967e81fa16660431cd349a79bf27.jpg


Покидая ЗФИ, я продолжила давнюю традицию оставлять крепкий презент для следующих экспедиций. Так что надеюсь, что этот коньяк найдет достойное применение!

6845d27af8444821585a4b05406fef40.JPG

А ведь нашел же! Недолго презент лежал нетронутым. Буквально через 3 недели вот такую арктическую весточку я получила:

bf30e91022e7c9d164a50450a7408f3d.jpg


Автор: Поспелова Татьяна

Фото:

Прозрачный воздух Арктики. Остров Чамп

Остров Чамп
Остров Чамп – это уникальное, космическое место! Ученые до сих пор гадают, как и откуда здесь появились идеальной формы каменные шары разных размеров диаметром от нескольких сантиметров до 3 метров.

75f5dad32b82d472d5c7eddc4e7a5812.jpg

Туристов стараются сюда не возить – все маленькие камни-кругляшки уже растаскали. Видимо, теперь остров стал защищать себя собственными силами. Когда мы попытались приблизиться к острову, то нас там ждал здоровый белый медведь, который вальяжно ходил по берегу, всем видом показывая, что он как бы не замечает нас, но настроен решительно!

92a93ca8604b196838a901d174f14317.jpg3ba5b6e6c2041894f8298745dade53b9.jpge1c3997c1e7d8409eb38de2c000f7726.jpg

Остров есть от чего защищать. Несколько лет назад один сановный чин надумал привезти парочку камней – чудо природы – в город и поставить их перед входом одного из зданий Северного флота ВМФ в Мурманске. По его указанию сходили на остров и крупные шары отметили цифрами. После, не знаю уж каким образом (вертолет? ледокол?), привезли эти шары в Мурманск. Там они лежат где-то на складе, т. к. привезти-то их привезли, а поставить перед зданием – боятся!

В этом вся суть русского человека! Боюсь предположить, что пройдут годы, камни эти без должного уважения потрескаются, забудутся и в лучшем случае найдут свое пристанище у кого-нибудь из сильных мира сего на даче, и будет этот высокопоставленный вельможа в летние выходные под шашлычок рассказывать своим таким же сановным гостям: «Да у нас этих шаров полно. Нравится? Я и тебе могу заказать – привезут!»
Поэтому хочется, чтобы больше было в природе таких медведей, которые еще хоть как-то могут защитить себя и свою среду обитания.

c8dfff63233e0c784570269cbd1d8132.jpg

Забегая вперед, скажу, что мы в итоге попали на остров в другой день. С нами на ледоколе ехала инспекция из фонда «Русская Арктика» с проверкой. Подробности позже, а пока что фотоотчет с уникального острова Чамп.

f490c93843d1525f6bb3825b86a1bc28.jpg632813b6bd257048ae05a6197a135272.jpgd6666912b5c2250935ee3776d25c870c.jpg0150ce8a75c8c10efa971c2673620e89.jpg3ae87c0fde74d4f94fdbbdb944de9361.jpgfe14b5e7c708c5f8ef18debaba1d4bb4.jpg59f34c1716c2034151b0d74d47da363b.jpg9cee92afd8046dc828a3ba0064c0f0b3.jpga50607cc758d0f55bdf088d605f48ea9.jpg
5a4d5ffd69760646eea73e425b9e4aa9.jpg068374f362b7d361f51612360c16644b.jpg6301aca56f9c1d23d32b2858e1107ae6.jpgb659cb884b9a170d99e4962d91bd3ab6.jpg3e8f42f9fa70ebc3ff9a2bfc1da8fdd7.jpge2c6734394ff79f709883d682a56c85f.jpgb59c8f43a9469b5bc6fc034eecaa6a78.jpg8291c18bc6f24c2d25c014ea6c94a21d.jpg25aa20e3010bee91251c0f77d33736f7.jpgbd6cb4058932cf6be5328d635ccd2709.JPGb27a897f32a6ac48bcf271e367e05620.jpg728a03d44d97b1f289a63beeee777d6c.jpg59c93178a926ded6213a2242cb1ec5e0.jpgea52d30b776a785bfad8dd7fe855b7fb.jpg97ff53b08f7ca1c1903f84694f06bdaa.jpgb08eb88b170a327c75530c4fe1561f0e.jpg0a0380c3eff3c79b71b03701418f398e.jpg
f490c93843d1525f6bb3825b86a1bc28.jpgbeb8f0c1b12a93e6fa680f8aba730543.jpg

Автор: Поспелова Татьяна
Фото:

Прозрачный воздух Арктики. Экосистема Арктики

Экосистема Арктики
С каждым годом в Арктике становится все меньше и меньше льда. Если сравнивать снимки, сделанные со спутников в 1978 г. и 2014 г., то заметны снижения ледяных покров приблизительно в три раза. Во-первых, это негативно влияет на изменение климата всего земного шара. Во-вторых, льдины являются местом жительства белых медведей, откуда они охотятся на тюленей. Чем меньше льда, тем меньше мишек. Кроме того, лед становится хрупким, в результате медвежата-несмышленыши падают в воду и тонут. Медведь не боится никого – в природе естественных врагов у него нет, он замыкает пищевую цепочку Арктики. Нередко мишки подходят вплотную к ледоколу из-за любопытства. Доказано, что при должном уходе медведи могут прожить до 40 лет, в естественных же условиях они умирают в возрасте 25 лет и зачастую от голода, т. к. уже не в состоянии охотится за юркими моржами.
Уменьшение льда приводит и к тому, что в Арктике все больше развивается судоходство, а это вредит китам, т. к. они коммуницируют друг с другом за счет радиоволн, навигация же этому мешает.

afef5a481f969ea453e140d0d2e6f4ba.jpg
762b13d0cee742b7ae381329d71321a9.jpg2e04fb444c1a93812d9a0fe7d3ac9056.jpg08ad2fdcd79a64853b780a757d5bb4b4.jpg42d200a4cfb145c9013f1f172aec42a8.jpg5048ec687143c25aed27c449479ca15b.jpg46b23cf98a73ef763e8afffd3e14ebcf.jpgd8e91ae3b0120e2e704316169c536997.jpgc8f3b7238b7fd2a309c2da0e7e71c320.jpg
168bf8f9143a30f6d9d93f586ccfa99c.jpgd0c04a8929ca57f861e5507e54a6b3b3.jpg2316f73cb36e325054375274866ddc7f.jpge3942a6d6b059acbed87da08da1e343c.jpg7589a0a4bdd7f4b710c8c6022c8fd887.jpg5b6e76b8ba6e4c9722e4b5486ab4e331.jpg0a0da70f942e3d30adbfd8a667086d45.jpgf279a03452be0dc09a4f1713219e3ce7.jpg08ad2fdcd79a64853b780a757d5bb4b4.jpg42d200a4cfb145c9013f1f172aec42a8.jpg
1c5fcf01e180dfc4ee549b715855deb7.jpg6eb3a167793ce3fe4e3942c9cbd3f284.jpga01a1e13737367b33e6905b53704ee8e.jpg4665253fd02480834cf23af31ff1500c.jpg81c2a84e9b6685a1ff806b6f24892099.jpge429899dc38eb983e4e0e841c366856a.jpgb387695ad6373a4864551dbb954567a1.jpg7304a4ec69603daaa177c0757c208537.jpg
57fcd2ae1b6fe830ab014ad1fbbd45de.jpg
Автор: Поспелова Татьяна
Фото:

Прозрачный воздух Арктики. Женщины и льды

Женщины и льды

С нами на ледоколе путешествует очень мужественная дама, о которой я не могу не рассказать. Фелисити Эстон – британская полярная исследовательница, живущая в Рейкьявике (Исландия). В 2012 году она стала первым человеком, который пересек Антарктиду на лыжах, используя исключительно собственные силы, т. е. без помощи механической энергии или кайта. Она преодолела 1744 км за 59 дней, попав на страницы Книги рекордов Гиннесса. В 2015 году Фелисити стала кавалерственной дамой Ордена Британской империи (женский аналог рыцарства) за свой вклад в полярные исследования, а также была награждена Полярной медалью королевы. До нее наград подобного уровня были удостоены всего 10 женщин.

2b4e3e56671a18dcb2d1f025deb6607d.jpg

Все началось с того, что после окончания университета она начала работать метеорологом в Британской антарктической службе, наблюдая за процессами изменения климата, там она влюбилась во льды окончательно.

dc69ef3b6d113574e11d9d32b0e819ae.jpg

Несколько лет назад под ее руководством была запущена международная программа. По ее словам, она была направлена на тех женщин, кто не боится трудностей, очень хочет попасть на Южный полюс именно как первопроходец, но не может по ряду причин. Был запущен онлайн-конкурс, получено более 800 анкет и отобрано всего 8 человек. Отбор прошли женщины разных возрастов, наций и материального положения. В группу вошли представительницы слабого пола из Австралии, Великобритании, Ганы, Сингапура, Ямайки, Индии, часть из которых не видели снег вообще. Около года женщины готовились дистанционно, поддерживая друг друга онлайн. Потом были совместные сборы в Норвегии и успешная экспедиция на Южный полюс на лыжах!
65bffd4b56e9ad782b0f813be984f960.jpg
18642ada668827b2eaf778d87f39d365.jpg

Фелисити сказала, что ей не перестают задавать из года в год один и тот же вопрос: «ЗАЧЕМ?»
Отвечая на него, она смущенно улыбается: «Ну почему у кого-то любимый цвет красный, а у кого-то зеленый? Почему кто-то любит хоккей, а кто-то футбол? Я не могу ответить на Ваш вопрос. Я просто не понимаю, как можно не хотеть того, что сделала я, если для этого появляется такая возможность?»

f32d9f96ada37ac2691dc99c33191e1d.JPG

У Фелисити не было бы возможности осуществлять столь дорогие экспедиции без спонсоров, и одним из основных из них выступил наш Касперский в лице Kaspersky Lab. Я попросила рассказать об их сотрудничестве. Фелисити отозвалась очень одобрительно. Лично с Касперским, как оказалось, она не знакома, но, как отметила Фелисити, если «компания берется за сотрудничество, то основательно и финансово щедро». Во время экспедиции логотип Kaspersky Lab гордо отражался от арктического солнца на палатке Фелисити.
d867813fa505950f8d47e1a7bdb21ff8.jpgfafaaef9237dec371cffae4d3ee8ca15.jpg

Арктика и Антарктика традиционно считались мужскими местами. Во времена парусного флота и отдельных экспедиций не только зимовочные группы, но и состав экспедиций на кораблях был исключительно мужской. Все меняется, и женщины хотят попасть в эти неизведанные края. Первая причина – их тянут, конечно, мужчины. Изначально женщины стали отправляться в далекие снежные пустыни сопровождать своих мужей. Но были и такие, кто отчаянно влюблен в риск и все неизведанное. Прогресс не стоит на месте, и женщинам в Арктике и Антарктике уже не удивляются – даже в этих суровых краях было внедрено женское равноправие. Однако женщина – она и в Антарктиде женщина!

В 1990–1991 годах на немецкой станции Георг фон Майер был организован эксперимент – чисто женская зимовка. Это единственный опыт самостоятельной работы женского коллектива зимой в Антарктике. Что же произошло? Уже через полгода немецкое руководство направило туда специалистов-мужчин для приведения объектов инфраструктуры станции в нормальное техническое состояние – большая часть приборов вышла из строя! Этот отрицательный опыт стал показательным для многих национальных антарктических программ.

Особое внимание мне хочется уделить нашим отважным соотечественницам. Юная Ерминия Александровна Жданко (1891–1914) отправилась в полярную экспедицию Георгия Брусилова на «Святой Анне»(судьба судна и его пассажиров послужила прототипом романа В. Каверина «Два капитана») в качестве сестры милосердия и стала первой русской женщиной, участвовавшей в высокоширотном дрейфе.

0020cb747226301cea10339615e666ea.jpg

По свидетельству родных, она росла решительным и смелым ребенком. Будучи дальней родственницей Г. Брусилова, двадцатилетняя девушка попросила «подвезти» ее из Петербурга в Архангельск. Вскоре стало известно, что от участия в экспедиции неожиданно отказался судовой врач, и Жданко решила заменить его и остаться на все плавание. В последнем письме, отправленном отцу, она написала: «Когда об экспедиции знает чуть ли не вся Россия, нельзя же допустить, чтобы ничего не вышло». В конце Ерминия пишет: «Прощайте, мои милые, дорогие. Ведь я не виновата, что родилась с такими мальчишескими наклонностями и беспокойным характером, правда?»

От отца успела прийти телеграмма: «Путешествую Владивосток, сочувствую. Решай сама. Папа»

Читателю известна трагическая судьба шхуны «Святая Анна». Ерминия не могла представить, какие трудности и лишения обрушатся на участников экспедиции. Но, по свидетельству выжившего штурмана Альбанова, во время дрейфа девушка проявила недюжинную выдержку и мужество и в полной мере испила горькую чашу, доставшуюся экипажу «Святой Анны». «Мы все любили и боготворили нашего врача, но она никому не давала предпочтения. Это была сильная женщина, кумир всего экипажа. Она была настоящим другом, редкой доброты, ума и такта…»

59799a41ebaed9350e46ab801cd99a7e.jpg

Автор: Поспелова Татьяна
Фото:

Прозрачный воздух Арктики. День 7. Северный Полюс 90° 00′ 00″

День 7. Северный Полюс    90° 00′ 00″

82999850df5e6ead7640c079d27ec618.jpg



Ледокол «50 лет Победы» стартовал из порта Мурманска с координатами 79° с. ш., и сегодня, преодолев 2333 км, мы достигли «крыши мира» – Северного полюса с координатами 90° 00′ 00″ северной широты. Отсюда дальше некуда, если только на юг. Всего за всю историю на Северном полюсе побывало не более 18 тыс. человек.

56cccf28d5975c599d6b57c102e99db7.jpg

Прочитав не один дневник арктических исследователей, я испытываю некоторые угрызения совести, вступая на отметку 90° 00′ 00″. Какие лишения и муки испытывали первые путешественники, мне же нужно было всего-то выдержать морскую болезнь! Несравнимые преграды!
Именно здесь следует отдать дань уважения всем тем отважным людям, кто удостоился чести дойти до Северного полюса, и всем тем, кто пытался, но кому не суждено было это сделать. Дух приключений, любознательность и любопытство были и остаются одними из важнейших рычагов человеческого прогресса.

b7414191f071f9241a46eca69f48da64.jpga6559f0b227df67daf96580e157d0afb.jpg1731592fcf0963b488482bb1ed459210.JPG

Если попросят назвать один абсолютно счастливый день, то для меня это день, проведенный на Северном полюсе. Напоследок нужно кинуть монетку в океан, и можно еще долго наблюдать, как она поблескивает, удаляясь в глубины чистейшего океана…
43b9755b6eba44f2b17c5819460338e3.jpgb3aa02cdf02cbd489eb4df3f45baa497.jpg038f86e1b42f7f3278ec7182029f4375.jpg0dcf0f6c3f96c6e6efd7c41b6d11d56e.jpg4dbc813335a155dfcb9c231f273cb3f5.jpg

Вот несколько строк из личного дневника путешественника Федора Конюхова: «Когда путник идет по дороге и до намеченной цели ему осталось совсем немного, но день близится к концу – вот уже и сумерки спускаются на землю, неужели он будет оглядываться по сторонам, неужели взор свой будет обращать на пройденный путь? Тем самым рискует он растерять время, и тогда не достигнуть ему желанного рубежа. Вперед, только вперед!» Сам Конюхов добирался до Северного полюса 3 раза, притом последний раз, в 1994 г., абсолютно один.

490c9cd4bfcb44fb18fc24fa144a5951.jpg102777cd047ec5df92f5a9a6d1a7bfca.jpgfbc7233389285e59f4fd644c89c48853.jpged73eef21d7dfcdc15337b895db053bc.jpg19940ffe09b1c8b392c49c8082146987.jpg42fb186f614d2ae95e1abfc1cb47e8b0.jpg437607c721b111c997ca7632ce65a818.JPG89d55f8a627efcb95750e203ab5fb411.JPG734dd5a5eda18fba1956e8425a50f4d4.jpg5a89aaa4b6c75b9a326c932aedde727d.jpge2459c577ea752dd8bd3298e2c500765.jpg12bbd31a8463b80397f06f68a6877107.jpgb53d67e0b26c2d2d6cee66f6f150d849.jpg451fa10a0e1eb05f708dd9a18d929027.jpg
Автор: Поспелова Татьяна
Фото:

Прозрачный воздух Арктики. День 6. Координаты 86° с. ш., туман, –1 °C, ветер

День 6. Координаты 86° с. ш., туман, –1 °C, ветер
Просыпаясь каждое утро в теплой каюте и выглядывая в иллюминатор, где взору открываются бесконечные ледовые просторы, я мысленно пытаюсь представить те невзгоды и лишения, которые испытывали первопроходцы, чтобы хоть чуточку понять их. Что заставляло в свое время бороздить эти просторы норвежца Нансена (1894 г.), чем таким манит полюс, что в наши дни туда в одиночку стремится Федор Конюхов. В голове не укладывается, каким нужно быть храбрым и как неистово искать что-то, чтобы выдержать все те испытания, которые преподносит суровая и одновременно прекрасная Арктика.

fc91ed679476938d6f6a5f4df5a9f4ec.jpg

Сегодня мы проходим значимые координаты 86° с. ш., и самое время поговорить о Фритьофе Нансене, добравшемся до приблизительно этой же отметки (86° 13′ 36″ с. ш.) и вынужденным повернуть назад, перечеркнув тем самым свою мечту достигнуть Северного полюса.

4b2d89ced97b2037c99bbd53a2817d95.jpg

Большинство первооткрывателей имеет сомнительную репутацию. Это азартные, отважные люди, которые часто шли по головам для достижения своих целей. Личность Ф. Нансена не исключение, уж слишком рьяно разделяются мнения: для кого-то он однозначно является героем и вдохновителем, а для кого-то – увлеченным фанатиком, не считавшимся с жизнью своих подчиненных. Читая его биографию, чувствуешь, что мурашки бегают по коже. Одно несомненно – это то, что он феноменальная личность, и то, что он внес колоссальный вклад в развитие Арктики.
Нансен родился в 1861 г. в семье юриста, мать была баронессой. Учиться в школе ему мешала неиссякаемая энергия – усидеть на месте было непросто. С детства он занимался спортом, впоследствии поставил мировой рекорд по гонкам на коньках на 1  милю (1,6 км), а в 1878 году в первый раз стал победителем национального чемпионата по лыжным гонкам. Он выигрывал этот чемпионат двенадцать раз. В 27-летнем возрасте впервые в истории пересек на лыжах ледниковый покров Гренландии, что было воспринято широкой публикой как грандиозное спортивное достижение.

2440ee4ea9e321a171168de63682e01d.jpg

Во время учебы в Кристианийском университете по ходатайству одного из преподавателей (товарища отца) молодого ученого отправляют в плавание по Ледовитому океану на судне тюленепромышленной компании. Благодаря незаурядному уму его ценят в коллективе, вскоре он становится душой команды. А когда появились тюлени, Нансен окончательно завоевал авторитет среди членов экипажа своей меткой стрельбой. В те годы научные экспедиции проходили редко, а то и вовсе не проходили. Нансен же вел научные изыскания, которые впоследствии имели большое значение. По возвращении домой в возрасте 26 лет он получает степень доктора зоологии. Но самое главное – он заболевает болезнью под названием «Арктика». Курьезные истории, связанные с защитой ученого, до сих пор бродят по просторам Интернета. 28 апреля 1888 года, за 4 дня до отправления сомнительной экспедиции, о которой я расскажу позже, прошла защита докторской диссертации Нансена «Нервные элементы, их структура и взаимосвязь в центральной нервной системе асцидий и миксин». Защита прошла со скандалом, один из оппонентов заявил: «Практически вряд ли можно надеяться, что молодой человек вернется из этого похода живым, и если он будет счастливее оттого, что получил перед отъездом докторскую степень, так почему бы не дать ему ее?» По воспоминаниям дочери Нансена — Лив Нансен-Хейер, по достоинству работа была оценена уже в начале ХХ в., а сам ученый заявил, что пусть лучше будет плохая защита, чем плохое снаряжение.

Изучая движение льдов в первом своем путешествии, Нансен выдвигает весьма спорное предположение о способах достижения Северного полюса. Суда, скованные льдами, не могут дойти до него. «Отлично, тогда нужно так удачно попасть в ледовый плен, чтобы льды сами унесли корабль на полюс! А после уже по течению вырулить на Гренландию. Гениально и просто!» – утверждал Нансен. Общество отнеслось крайне негативно к такой идее. Нансен не унывает и открывает первую арктическую платформу для краудфандинга – финансирование на экспедицию собирают по крупице, но ему даже удалось получить деньги от императорской России!

Нансен покупает судно «Фрам», притом заботится, притом заботится, чтобы оно было спроектировано соответствующим образом и не раздавлено льдами во время дрейфа. Экспедиция длилась три года, и за это время не зафиксировано ни одного серьезного заболеваний среди членов экипажа, а многие рядовые участники утверждали, что они жили и питались лучше, чем дома. Все здоровы – это хорошо, но цель-то была достигнуть Северного полюса!

71a208ed4697f76e7d4f8d53ae1a838b.jpg

В ходе экспедиции все шло по плану, корабль был скован льдами, его несло на Север, пока в июне 1894 г. «Фрам» не достиг координат 83° 24″ с. ш. и начал удаляться в направлении Гренландии. Нансен принимает решение покинуть судно и отправиться напрямик к полюсу. С собой он берет лейтенанта Иогансена, с которым они проведут во льдах 15 месяцев. После Иогансен отметил, что в их отношениях была строгая иерархия, и только спустя год Нансен позволил ему перейти с «Вы» на «Ты». Один раз Иогансен не удержался и провалился по грудь в воду. Нансен даже не замедлил шаг, чтобы помочь товарищу, а после отчитал его за неуклюжесть.

6b1ec15f6ffa7937781b3502a00d71e5.jpg

Вдвоем они смогли достичь 86° 13′ 36″ с. ш., после чего стало понятно, что до Севера они дойдут, но продовольствия для обратного пути им не хватит. Я не могу даже вообразить, каких усилий стоило Нансену отказать от авантюрного соблазна и повернуть обратно после стольких усилий… Этому способствовало еще то обстоятельство, что у них ломается хронометр, и они не знают свои координаты и просто не понимают, где находятся. Можете себе представить: не понятно, где находятся и куда идут два человека в этом жутком холоде по льдинам…

2174009c69127d7322a39af5d0ab2ffd.jpg

Так Нансен и Иогансен и гуляли 15 месяцев (!) непонятно где по льдам Арктики, били медведей, охотились на моржей, вели дневники. В заметках Нансен описывает, как дерется с моржами лопатой и еще много чего увлекательного. Так они и живут и даже случайно выходят на какую-то землю, где строят землянку. Впоследствии это место назвали остров Рудольфа, и мы здесь делали высадку.

«Первую ночь они проспали прямо на камнях. «Не начать ли с крыши над головой?» – предложил утром Иогансен. «Нет, Ялмар, сначала мясо и топливо», – был ответ Нансена.
На острове не было ничего пригодного для костра: ни чахлого кустика, ни травы, ни плавника – Н И Ч Е Г О. Греть тут могло лишь чадящее пламя горящего моржового жира.
Адски трудно было свежевать огромные моржовые туши. Забравшись в ледяную воду, охотники, перепачканные кровью и салом, кромсали зверя. Когда на берегу выросли прикрытые шкурами кучи мяса и сала, можно было подумать о хижине.
Срывая ногти и кожу, они выламывали камни из замерзшей земли. Сложив стены, они забили щели мхом, натянули вместо кровли замерзшие моржовые шкуры. Ложе устроили из груды камней. Входили, вернее, вползали в хижину по узкой, низкой траншее. Когда Нансен вставал посередине хижины, между головой и потолком оставалось пространство, позволяющее провести рукой по волосам. Он мог, не сгибая ноги в коленях, улечься поперек хижины, упираясь головой в одну стенку, подошвами в другую. Чего же еще желать?»

«27 ноября Фритьоф Нансен царапает карандашом на грязном от вечной копоти жировой лампы листе бумаги: «Погода ветреная, снег крутит и хлещет тебе в уши, едва высунешь голову из лаза. Серо и пасмурно. Сквозь снежную мглу глаз едва различает у подошвы обрыва черные камни морены, а над ними угадываешь темную стену утеса; куда ни обернись: к морю или в глубь фиорда – везде та же тяжелая, свинцовая мгла. Ты отгорожен от всего мира, замкнут в самом себе. Ветер налетает резкими шквалами и гонит перед собой снег. А наверху, над гребнем скалы, он свищет и воет в трещинах и углублениях базальтовых стен; эту нескончаемую песню пел он в течение минувших тысячелетий и будет продолжать еще много грядущих. И снег кружит в своей вечной пляске, невзирая на смену времен». (Георгий Кублицкий «Фритьоф Нансен»)
Сегодня остатки их хижины выглядят так:

62d658bd577efe2cf84a6ee42046e4e1.jpg

На месте предполагаемой хижины, где они провели зимовку, стоит мемориальный крест: ютное и тихое место.

89ff649609654ade796e62b3cac3f62c.jpg

Сейчас здесь много птиц, и хочется думать, что и во времена Нансена и Иогансена они гнездились тут, и путешественники вволю питались свежими яйцами.

59441d5bc37472659b51586aede224be.jpg

В один из дней, когда они продвинулись ближе к югу, Нансен случайно услышал звук, похожий на лай собак, и направился в ту сторону, откуда он доносился. Навстречу ему шел незнакомый джентльмен. Так произошла историческая арктическая встреча. Каким-то чудом Нансен оказался на том самом месте, где разбила лагерь английская экспедиция под командованием Джексона, о котором я писала ранее:
– Уж не Нансен ли Вы?
– Да, я Нансен.
– Клянусь, я страшно рад вас видеть. ©
Ну а какой еще разговор может случиться в Арктике между двумя джентльменами?

6c008d0fe6c9f7bf13b1e6d83bf4003d.jpg

C одной стороны стоял цивилизованный европеец к клетчатом английском костюме, высоких резиновых сапогах, тщательно выбритый и причесанный, благоухающий душистым мылом, запах которого доносился до острого обоняния дикаря. С другой – одичавший человек, одетый в грязные лохмотья, с длинными всклоченными волосами и щетинистой бородой, с лицом настолько почерневшим, что естественного цвета нельзя было различить под толстым слоем грязи и сажи. Ни один из них не знал, кто был другой, откуда он пришел.

История закончилась благополучно, экспедиция прошла успешно, кто-то считал Нансена чудаком, который рисковал не только своей жизнью, но жизнями членов команды. Критика доходила до абсурда. Нансен пропагандировал спорт, и недоброжелатели утверждали, что из-за него молодые люди теперь больше проводят время на лыжах, чем в библиотеке. Сохранился номер журнала Times, на обложке которого изображен айсберг, на нем сидит Нансен, обливаясь потом. Его жена жаловалась, что дома в их спальне замерзает в умывальнике вода. Такие методы закаливания приветствовал путешественник! Но для большинства людей Нансена стал героем. История его выживания показала, на что способен человеческий организм, заметки дневника внесли вклад в развитие науки. Нансен стал путеводной звездой и вдохновителем для будущих путешественников.
241fc18d237c19c985e6db863c5b869a.jpg


Продолжение следует:  http://www.vokrugsveta.ru/blogs/tatiana_pospelova/1974.php
Автор: Поспелова Татьяна
Фото:

Интервью с капитаном ледокола «50 лет Победы» Д.В.Лобусовым

За ночь мы продвинулись всего 1 °С и сейчас находимся на 81° с. ш. К обеду оставили последний остров земли ЗФИ и буквально сразу попали в ледяной плен, дальше двигаться не на корабле – приключение сомнительное. Наш ледокол бодро колет льды, и туристов немного укачивает. Днем мне удалось пообщаться с капитаном нашего судна Дмитрием Викторовичем Лобусовым.

a7c4dba5d7eba5067938ab74992812f6.jpg

Стать капитаном ледокола было Вашей мечтой?
–    Именно ледокола – нет, но когда ты поступаешь в университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова то, конечно, в будущем ты мечтаешь стать капитаном. Мне для этого потребовалось 18 лет. Я стал им, потому что в третьем классе захотел быть моряком. Даже на новогодних праздниках ребята одевались волками, а я моряком. Так что желание и, конечно, учеба, другого пути нет. Все моряки, надолго уходящие в Арктику без заходов в порты, с однообразным пейзажем вокруг, должны уметь сохранять при этом работоспособность и светлую голову. А такое не каждому по плечу.

Каков Ваш рабочий график?
– Мы работаем по сменам. Продолжительность одной смены – 4 месяца. Всего на ледоколе 2 экипажа. Капитан сам подбирает себе команду. Костяк нашей команды работает в одном составе уже много лет. Увольнения бывают, но редко. Главная провинность, которая не прощается, – злоупотребление алкоголем.

Как Вы проводите 4 месяца отпуска?
–    Дома с семьей.

Расскажите о Вашей семье.
–    Женат, 2 дочки. Жена у меня учительница. Дочкам 22 и 24 года, одна дизайнер, профессия другой связана с логистикой.

Если бы у Вас был сын, Вы бы рекомендовали ему профессию, связанную с морем?
–    Еще 5 лет назад точно нет. В последние годы ситуация меняется. На сегодняшний момент препятствовать бы не стал.

Вы гордитесь своей работой? Вас устраивает Ваш оклад?
–    Я доволен выбором профессии и считаю, что живу хорошо. Средняя зарплата экипажа – 60 тыс. руб. В летние месяцы за туристов мы получаем надбавки.

Это правда, что экипажу предоставляется возможность брать членов семьи на борт?
– Да, мы ведем такую практику в виде поощрения. Конечно, это все обсуждается заранее. У меня у самого дочка впервые начала ходить здесь, на ледоколе, и больше не падает!

Чем Вы увлекаетесь в свободное время?
–    Последнее время пристрастился к фотографии. (И правда, на капитанском мостике я не раз наблюдала капитана за фотоохотой и один раз была свидетелем курьезного случая. Мы подошли вплотную к айсбергу, и вертолет делал штатный облет. Капитану, видимо, чего-то не хватало для завершения композиции. По рации он связался с пилотом и попросил подлететь по возможности поближе к айсбергу. Вот что из этого получилось:

1ac184e855aa4b5ff485d5c2b43fe601.jpg11bf14236efd452f8557c146b510f6f3.jpg

Свои фотографии капитан выкладывает в ЖЖ: http://dmitry-v-ch-l.livejournal.com/)

Вы когда-нибудь путешествовали на корабле как турист?
– Да, один раз ездил с семьей в круиз в Италию.

Как впечатления?
–   Отличные! Ты чувствуешь, что все понимаешь, но ни за что не несешь ответственности. (Смеется.)

У Вас нет проблем с выездом за рубеж? Графы секретности?
– Графа секретности есть. Хоть мы и гражданское судно, но атомный ледокол – уникальное изобретение. С выездом за рубеж проблем нет. Когда мне нужно уехать, я обращаюсь в соответствующие органы, и мне дают разрешение. Проблем не возникало.

88193f8cc7203ff16d3320b45fab75a2.jpg

Как Вы видите будущее ледоколов? Нужны ли нам такие дорогостоящие судна?
–    Ледоколы должны быть и должны нести вахту, как МЧС, чтобы в любой момент отправиться не помощь, если она необходима.

Спасибо Вам за время!
–    Всегда пожалуйста!

На прощание капитан поставил на память свою печать. Общение с ним произвело очень приятное впечатление, поскольку чувствовалось, что это человек светский, интеллигентный, профессионал, увлеченный своим делом.

9dc43516a034c598787e48f5ac9713da.jpg

Автор: Поспелова Татьяна

Прозрачный воздух Арктики День 5. Ледокол выполняет свою работу

День 5. Ледокол выполняет свою работу
Сегодня я проснулась от строгого голоса капитана, который по громкой связи объявил, что прямо по курсу лежбище моржей. Время – 4 утра, мы медленно, но верно пробираемся через бесконечные острова Земли Франца-Иосифа. Светит яркое солнце, но, несмотря на это, местные моржи, видимо, живут по столичному времени и так же, как и я всего 5 минут назад, крепко спят. По ощущениям, они нас даже не замечали, пока наш ледокол-махина не подошел почти вплотную к их льдине. Хищники приоткрыли глаза, зевнули, блеснули своими мощными клыками и были таковы.
17bdd0ccb620fee67ceb382743888060.jpg
144e097bb02dc0ca016660b44f04c392.jpg
d2c6aaa71676eadbf26f6e821b07fe67.jpg
a70cf3ae8c612f94353c5b4a69e3e5d6.jpgcb57858f3c883cab3f011aa56c3c9c73.jpg
f435f08ee8d0b3dc7fa7a22dd90223a6.jpg
cbabde0c9cea98b36c49d7d527cec8e0.jpg

Не очень дружелюбно и со страхом описывает свои встречи с ними штурман Альбанов, спасшийся с закованной во льдах «Св. Анны», по мотивам истории которой была написана книга Каверина «Два капитана». Альбанов, Кондрат (до Большой земли живыми дошли лишь эти двое) и еще 8 членов экипажа покинули судно и в течение 3 месяцев боролись со смертью, пытаясь добраться до земли. Вот воспоминания штурмана о встречах с моржами:

«А проклятые моржи то и дело показывают свои морды из воды. Удивительно отталкивающее впечатление производят они. Вся морда и шея в складках и морщинах; причем на конце морды и на губах толстая, длинная, очень редкая щетина, нечто вроде усов. Но глаза – маленькие, налившиеся кровью – страшнее всего. Эти свирепые глаза смотрят на нас и удивленно, и угрожающе. В довершение всего громадные клыки, придающие всей морде вид какого-то допотопного чудовища, которое как будто только и питается человечьим мясом. Показываясь из воды, моржи обыкновенно пыхтят и громко фыркают, и при этих звуках невольно хватаешься за винтовку. Лежа на льдине, они кажутся гораздо безобиднее, почти добродушными, просто громадная туша, нечто вроде бегемота. Но на воде они очень подвижны и ловки. Тут они сразу сбрасывают свою лживую добродушную личину и принимают другой вид. Морж – страшное чудовище, по-моему, медведь сравнительно с моржом – овечка. Положим, я читал где-то, что медведь никогда не рискнет напасть на моржа, лежащего на льду». (Валериан Альбанов «На юг, к Земле Франца-Иосифа!»)

bf48b792013241a0789ef579e1f67333.jpgc155e8e5c53f7975b8261fae7a514744.jpg

Автор: Поспелова Татьяна
Фото:
Страницы: 1 | 2 | След.