• Архив

    «   Сентябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Прозрачный воздух Арктики. Как я отжала номер заместителя капитана

Как я отжала номер заместителя капитана
Команда ледокола – 105 человек – живет в комфортабельных каютах. Офицеры – в одноместных, матросы – в двухместных. Хочу отметить очень разумное устройство и удобство кают, пускай вид их отнюдь не новый, видавший виды, но насколько они вместительные, сколько здесь приятных мелочей… С подобной продуманностью я могу сравнить лишь южнокорейские smart-квартиры!

Итак, во время полярного лета, когда на борт берут туристов, часть офицеров уступает им свои каюты. Меня поселили с писательницей, английской писательницей. Она оказалась дамой эпатажной. Скажем так, она была не очень готова к походным условиям, и об этом вскоре узнали все. Недовольство свое она не скрывала, говорила обо всем не задумываясь, порой рубила с плеча, а самое главное – ей приглянулся капитан ледокола.
На мой вопрос о книге, которую она пишет, англичанка отвечала, что название будущего романа в переводе на русский язык звучит как «Похождение падшей женщины преклонных лет». И затем подданная Великобритании добавила: «Книга автобиографическая».
Нашу дружную пару было легко узнать. Представьте, сначала идет моя боевая соседка по каюте, неся наперевес ярко-оранжевую сумку, где спрятаны, как я предполагаю, все вывезенные из императорской России бриллианты (с сумкой она никогда не расставалась), и бурчит себе под нос, как все плохо и какой ужасный везде сервис, а позади шагаю я в шапочке и комбинезоне волонтера Олимпийских игр в Сочи… И все расступаются, чтобы нас пропустить, а потом кидают такие сочувственно-утешительные взгляды, в которых так и читается: «Подумаешь, качка…, а вот она живет с ней в одной каюте!»
В общем, сочувствовали мне все! Меня подбадривали, дело дошло до того, что меня стали дополнительно подкармливать в столовой. Самое интересное, что, как только дверь нашей каюты закрывалась, недовольная и ворчливая англичанка превращалась в классную тетку, которая травила шутки и разные истории из своей автобиографической книги. Каждый день ко мне подходили мои спутники и интересовались, как мне живется. Я уклончиво улыбалась и утверждала, что все хорошо!
Однажды я стала свидетельницей откровенного кокетства моей соседки с капитаном, и вечером меня «вызвали на ковер»… Командование выразило мне благодарность за стойкость и предложило переехать в резервную каюту. Отказываться было глупо, хотя я еще раз повторила, что живется мне неплохо. Кто же знал, что это будет двухкомнатная каюта помощника капитана, пустующая в качестве резерва во время летних месяцев. Так что в таких вот царских условиях плыла я навстречу Северному полюсу:

2cd6ceb5fa0adba8fbb9e9923bf379fa.jpg2d8ce309333904c84f60b49a12f56ca3.jpg

Соседка, кстати, на меня обиделась. Все мои клятвы, что я на нее не жаловалась, не сработали. Да и мне, если честно, было немного грустно переезжать: мы так славно шутили в первые дни нашего совместного плавания.

aa3d9a2292021458f881bc6fc4126218.jpg

Автор: Поспелова Татьяна
Фото:

Прозрачный воздух Арктики. День 4. Земля Франца-Иосифа (ЗФИ)

День 4. Земля Франца-Иосифа (ЗФИ)

Вчера перед сном сверила наши координаты: 75° c. ш., температура +6 °С. Вечером солнце спряталось за облака, появилась иллюзия заката во время полярного дня, но в районе 23:00 оно выглянуло вновь и стало святить так ярко, как жителям Москвы зимой может только сниться!
706709ef1d374c43e68eca4df083aba4.jpg

Проснувшись утром, первым делом сверила координаты, оказалось, что за ночь мы приблизились к заветной точке – «крыше неба» – еще на 5 градусов. Сейчас мы проходим порог в 80° с. ш. На улице туман, пронизывающий ветер, холодно. Без куртки на палубу не выйдешь, ветром задувает брызги. Мы все дальше погружаемся в Арктику, и она постепенно показывает нам свою суровость, описанную в дневниках полярников.
2c719adee10937048abc8b4789a8a92a.jpg

Через пару часов я вышла на палубу и не поверила своим глазам! Мы приплыли в зиму! Кругом лед, температура упала до отметки 0°. Наш ледокол смело проломил первый лед! При прохождении льда ощущения на палубе классные, как будто ты в вагоне поезда, только качает более уверено.

f157eb7eaf3e2f8fb203ec8fab3bb7a6.jpg2890222acf4af36872923516a24d7039.jpgd77aeb532119aae7278fc605e9a2345a.jpgc1d5ba46875dce64b25b9beba01a2ae3.jpg


Не успели мы справиться с первыми ледяными эмоциями, как по громкой связи объявили, что слева от борта нас встречает хозяин Арктики – белый медведь! Все туристы кинулись на палубу. А этот милый зверь – символ Олимпийских игр и герой новогодней рекламы Coca-Cola – весь в кровище пожирал маленького, только что выловленного детеныша тюленя. Притом ел вовсе не изящно, а разрывая жертву на куски, тем самым фотографов-туристов он привел в настоящий экстаз – затворы фотоаппаратов щелкали с бешеной скоростью. Наверное, это был самый захватывающий и необычный ужастик, который мне довелось увидеть!

4fd7e8455ecf6f6cce0f33650ae4bf09.jpgaa3fed318d62b9ed85e6b385f0af5225.jpg33df3235d2c478376b920d7b0dc92981.jpg

Мы подошли ближе к берегу одного из островов Земли Франца-Иосифа, и стало понято, что доехать на зодиаках (специальные лодки, рассчитанные на 15 человек, используемые для оперативной высадки с крупных кораблей в открытой местности и впервые введенные в эксплуатацию Жаком Ивом Кусто) не получится из-за крупного льда. Поскольку нам все равно нужно было добраться до берега, то приняли решение использовать вертолет, из окон которого открывался сногсшибательный вид.

86b1ac9e85c34e8ca66317d24b4edb5f.jpg74069870c72b6c21552012b4717e0dd4.jpgcf1919dea9c17ecea6680e91d4d9d227.jpg8d1fe2d271969acb9fa695794c67f30a.jpg816365a935d39309144b05809b3b8b2c.jpg9f7055c220b1919ce18aec89769e3e23.jpg5b03ee6e7eff1fb643c6dff033bb53c2.jpg

Вечером нас подразнили киты, устроившие настоящее шоу около берега так, что подойти к ним близко мы не могли, зато с помощью биноклей наблюдали за их игрой. Светит солнышко, на улице +10 °C.

c3b01d68c56e915fcd74530f3b9a8275.jpgb9a84a155282cbd45ac1c276f9998b86.jpg
d5a19f2e4d54e7b63d3d6eae54ab16eb.jpgbb7994c49ed68eb0c77e50eec652e6d5.jpg87f9a31492fbd572653c634dd58f6e1b.jpg26a3c967c3c2fc41488ae6613e38d64f.jpg

Земля Франца-Иосифа – самая близкая к полюсу суша. Летом к ней может спокойно подойти корабль без специальных приспособлений, поэтому в свое время ее считали базой, откуда можно отправляться на завоевание полюса. В 1896 году в западной части архипелага работала английская экспедиция Джексона. В том же году на эту базу вышли Нансен и Иогансен после перехода с дрейфующего во льдах корабля «Фрама», дошедшего до 86° с. ш. В 1902 и 1904 годах здесь базировались две американские экспедиции, субсидированные миллионером Циглером. И, наконец, в 1913–1914 годах на острове Гукера в бухте Тихой размещалась наша, российская, экспедиция Георгия Седова на судне «Святая Фока». Эти люди стоят выше всех. Они положили начало штурму полюса: Нансен – в мире, Седов – в России.

Готовясь к экспедиции на Северный полюс, я  изучила маршруты, дневники и судьбы людей, совершивших те первые экспедиции. Знающему человеку мои заметки покажутся поверхностными, но всем тем, кто только начинает знакомиться с Арктикой, как и я, надеюсь, они пригодятся. Я испытываю огромное уважение к англичанину Джексону.

44315292ccba7ee3376ae38216f9d4e5.jpg

Этот джентльмен, мне кажется, наиболее основательный и дальновидный. Он подошел к подготовке экспедиции весьма серьезно – в течение 3 лет под его руководством осваивались территории ЗФИ, были построены дома, землянки, завезен уголь, продовольствие. Следующие экспедиции рассчитывали на базу Джексона. Так, когда штурман Альбанов вел часть команды с корабля «Св. Анна», то база Джексона для них оказалась точкой спасения. Даже экспедиция Седова спустя почти 20 лет надеялась использовать запасенный Джексоном уголь. Отдельная отчасти юмористическая, отчасти отчаянная история покорения Арктики связана с норвежцем Нансеном. Перед этим великим чудаком я преклоняюсь и расскажу позже почему.
b6f97488d638c659fe5aff057857dcfa.jpg

Автор: Поспелова Татьяна



Фото:

Прозрачный воздух Арктики. День 3. Проходим Баренцево море. 72° с. ш.

День 3. Проходим Баренцево море. 72° с. ш.

Первый день в море. Погода радует солнышком. Судно начало жить в стандартном режиме. Каждый занят своим делом: матросов не видно, лишь изредка они проносятся мимо, притом по их лицам понятно, что они точно знают, откуда бегут, куда и зачем. Туристы прогуливаются по палубе ледокола, самое главное, чтобы они ненароком не забрели в лабораторию ядерного реактора.
2a7ec86f06eca5df5dd75c9523b0344a.jpg

3f38c99f78caed5b176ae4adf8c97f57.jpg

Днем проходили учения: ледокол осуществлял маневр в 360 градусов, а команда отрабатывала операцию «пассажир за бортом». При повороте нашей махины вокруг своей оси чувствуешь тягу, как на каруселях, летящих по кругу, и видишь, как за бортом вырисовывается красивый и ровный след-овал. Средняя скорость ледокола – 18 морских узлов, максимальная – 21, т. е. мы идем примерно со скоростью 35–40 км/ч. Для полной остановки ледокола нужно всего около 40 сек. Это невероятно быстро!

d289a0ed9ee3a5b743df73c1b3a4f9f9.jpg

До Земли Франца-Иосифа около 500 миль. Ближе к вечеру нас порадовала стая чаек – интересно, откуда они летят – из Мурманска или уже с Земли Франца-Иосифа? На горизонте наблюдали несколько дельфинов, которые высоко выпрыгивали из воды и как бы здоровались с нами.
4ab3c6c81017261e95d2636c048cfc58.jpg
ce571b63fd42543f6270ac40097524b4.jpg

Автор: Поспелова Татьяна

Прозрачный воздух Арктики. День 2. Знакомство с ледоколом «50 лет Победы»

День 2. Знакомство с ледоколом «50 лет Победы»

Сегодня в России насчитывается 10 ледоколов класса «Арктика», 6 из которых на ходу («Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»). «Арктика» – первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. Главными задачами этих ледоколов является обслуживание Северного морского пути, а также проведение различных экспедиций в Арктику. США, Канада, Китай имеют ледокольные суда, но ни одна другая страна мира, кроме России, не применила энергию атома для работы в условиях Арктики. «50 лет Победы» – визитная карточка нашего флота, один из новейших и современнейших ледоколов в мире – был запущен в эксплуатацию в 2007 году. Именно на нем состоялась передача эстафеты олимпийского огня Сочи-2014. Более подробно о нашем флоте здесь: http://sdelanounas.ru/blogs/70005/


e700b02cf01ef99739e3c8bc0d3ca4c2.jpg


d835b279d9c125b5d63ce6d4591f0b1e.jpg


Ледокол является государственной собственностью, передан в эксплуатацию Росатому. Его основная задача – прокладывать путь через льды для других кораблей. За работой ядерного реактора следит специальная лаборатория, размещенная на судне, где работает 30 человек. Главный инженер-механик – мужчина 60 лет, небольшого роста, на ледоколе с момента спуска его на воду, т. е. с 2007 г., до этого служил более 20 лет на ледоколе «Арктика». В машинном отделении он буквально сливается воедино с миллионом рычажков и кнопок, знает махину как свои пять пальцев.
1078cadfa552e3fa1c79ff4a60046067.jpg
fca2b1c7b0c282bf8fdfbe4dfd16309d.jpg195b4ddb314fe251787f7e162ff28b87.jpgbae5efc3e50abe89a361e13156ca9f1f.jpg219c893f120c353305288a45e4b8584a.jpg65db90371cbdb15eb01921e7538e9ae6.jpgb47d06edafe6995d96a2657a521e0804.jpg236bd3b9f9d498c8bea78e7ee80a8930.JPGdda583f7c91191ab52a2d05819b874b4.jpg0b57de5a2027d67425cf1289f6a9d08c.jpg2eae26e5d38577aa4e7dbd27549d0658.jpg37c5b7cd17b3732380ac2afbad5ff7f7.jpg

Всего на корабле служат 105 членов экипажа. Ледокол может просуществовать автономно несколько лет. Срок эксплуатации подобного судна – 30 лет. В смету изначально закладываются затраты по его утилизации и условия приравниваются к утилизации радиоактивных отходов. В летние месяцы, когда позволяет ледовый покров и ледокол не столь загружен, то организуется несколько совмещенных научных и туристических рейсов, на один из которых мне и посчастливилось попасть. Можно сказать, что к Северному полюсу мы путешествуем на плавучей атомной электростанции. На сегодняшний день это самый большой, мощный и современный атомный ледокол в мире. Запомнилось жизненное кредо тех, кто работает на ледоколе: «Упремся – подумаем!»
6fac39aabc51cf07875b16db4dadd853.jpg
a7271e1444edea736aa1501e0423462e.jpg


Продолжение: http://www.vokrugsveta.ru/blogs/tatiana_pospelova/1967.php
Автор: Поспелова Татьяна
Фото:

Прозрачный воздух Арктики

«Для многих людей Северный полюс – это просто географическая точка. Для меня же это слово – символ, с помощью которого я ищу ключ к тем тайнам, что издавна мучают путешественников». Федор Конюхов
c7c5307eae29267643ef9a44758f8338.jpg

Поезд с символическим названием «Арктика» бодро несет нас из Москвы в Мурманск. За окнами мелькают бесконечные озера Карелии, впереди нас ждет ледокол с гордым названием «50 лет Победы» и далекое плавание, цель которого – достичь географических координат Северного полюса 90° 00′ 00″ северной широты и исследовать острова архипелага Земли Франца-Иосифа (ЗФИ), в том числе посетить такие значимые места, как легендарная бухта Тихая и остров Чамп.

День 1. Мурманск
Город встречает нас каким-то недружелюбным, необустроенным вокзалом. Здесь мы сразу же вспомнили недобрым словом и В. И. Якунина, и А. Б. Веллера – мэра г. Мурманска. Тут везде отсутствуют элементарные пандусы и перила – все таскают сумки на своем горбу. Наблюдала трогательную картинку, когда бабушка запретила своему супругу-дедушке поднимать их немаленький багаж: «Ты что! Тебе же нельзя тяжелое поднимать с твоей-то болезнью», – и отважно схватила чемодан, чтобы затащить его по злополучной лестнице…
Несмотря на такие первые впечатления, город за Полярным кругом оставил приятное чувство: чистый, опрятный, дружелюбные местные жители. Мы приехали 30 июля, и это были буквально первые деньки сурового северного лета: парки переполнены молодыми семьями – все спешат поймать столь скупые в этих краях солнечные лучи.

01c9781863287f42ca431cca463a00c4.jpg

В следующем 2017 году запланированы масштабные гуляния, приуроченные к столетию основания города-героя Мурманска. В центре заложена капсула, которую по наказу жителей должны вскрыть спустя 100 лет, т. е. как раз в следующем году. Любопытно узнать, что завещали нам наши предки в разгар революции, учитывая, что Советская власть закрепилась в Мурманске лишь к 1919 году. В те годы здесь жили военные союзники Антанты – англичане и французы. В городе до сих пор сохранилось их кладбище.
d31802b953b679b2432c8b8b8dcd355e.jpg

В Советское время Мурманск развивался внушительными темпами. Порт города Архангельска намного больше, но поскольку не замерзает благодаря течению именно Баренцево море, то стратегически важным оказывается выход в море через Мурманск. Вот как описывает город знаменитый полярник, Герой Советского Союза, начальник первой в мире дрейфующей полярной станции И. Д. Папанин: «Довоенный Мурманск был совсем не похож на столицу Советского Заполярья наших дней, что раскинулась по долинам и сопкам широкими просторами. Город был совсем небольшим, деревянным, и, конечно, не было никакой возможности разместить хотя бы сносно тысячи приехавших строителей и специалистов. Молодые люди строили бараки неподалеку от завода – для себя и для тех, кто еще должен был приехать, селились в эти бараки и терпеливо ждали, пока будут воздвигнуты дома в заводском городке. Работа шла полным ходом. Мы еле успевали гнать в Мурманск составы со строительными материалами и заводским оборудованием… Замечательные люди приехали в Мурманск строить завод и работать на нем – самоотверженные, терпеливые, находчивые». (И. Д. Папанин «Лед и пламень»)
В годы Великой Отечественной войны город был почти полностью уничтожен. По объему и интенсивности разрушений Мурманск сравнивают со Сталинградом. До Ленинграда около 1000 км, и порт Мурманск стал стратегической точкой для гитлеровцев. В музее Североморского флота нам очень подробно и доходчиво рассказали об основных сражениях. Удивительно, но в музее довоенным научным экспедициям уделяют не так много внимания. Здесь все направлено на военную мощь!
bfeafbeee99b171a8a3f923c59da8244.jpg

В первом зале на стене висят портреты 25 адмиралов, командующих Северным флотом ВМФ России. Помимо похожей военной формы, их делает одинаковыми взгляд, такой суровый, пронизывающий… Нам рассказали о подвигах местных жителей во время войны, о руководстве адмирала А. Г. Головко и о первой в нашей стране школе юнг, которая была открыта в военные годы для мальчишек от 15 лет, где за год их учили всем тонкостям столь непростого дела.
Последний зал музея посвящен трагедии подлодки «Курск», здесь представлены личные вещи погибших. Скорбь чувствуется в каждой фразе экскурсовода: «Эту трагедию мы помним и нашему правительству не простим…»
Сегодня Мурманск существует по большей части за счет флота, в городе много военных, и это заметно. К сожалению, после распада СССР жители все больше и больше покидают город – сказывается как экономическая, так и климатическая ситуация. В СССР сюда приезжали за заработком – северными надбавками, сейчас ими молодежь не заманишь. По городу гуляет шутка:
– Вы откуда?
– Из Питера.
– А точнее?
– Из Мурманска!
С некоторого времени в Мурманск едут те, кто хочет посетить находящуюся поблизости деревню Териберку, где проходили съемки скандального и неоднозначного фильма «Левиафан». Местные жители рады притоку туристов, но на Звягинцева обижены и утверждают, что ситуация не настолько безысходна, как это показано в фильме.c81df4a6c7af5e2d7b6d4c825280f7f9.jpg

Автор: Поспелова Татьяна

Фото:
Страницы: Пред. | 1 | ... 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |