iPad-версию «Науки в фокусе» оценили



Теперь журнал «Наука в фокусе» можно читать и на айпаде. В качестве большого любителя этого устройства я очень рада. Тем более что айпад-приложение от BBC Focus читала сама с удовольствием и могу сравнивать — наши умельцы электронных дел всё сделали как следует. Да вон и читатели подтверждают: вещь получилась стоящей.

Признаться, я только сейчас поняла, почему глаза на айпад-версии НвФ отдыхают: как сообщают читатели, журнал оптимизирован под Retina-дисплей. Век живи, век учись (могла бы спросить у коллег, но ведь не спросила).
«Журнал изначально оптимизирован под Retina-дисплей нового iPad. Это был первый раз за последние месяцы, когда я приближал экран к глазам, чтобы рассмотреть детали изображений. Интернет всё ещё не даёт контента в таком огромном разрешении, поэтому любое напоминание о возможностях этой железки воспринимается как подарок свыше», — пишет автор обзора Николай Горяинов.

Еще раз ссылка на обзор (вдруг вы не заметили ее выше): http://www.iphones.ru/iNotes/247496

В поисках прародины индоевропейцев

В районе Самарской Луки (на фото) реки Волги в начале V тысячелетия до н. э. существовала Самарская культура, считающаяся в рамках курганной гипотезы индоевропейской.

В Москве на этой неделе прошла конференция памяти Н.Я. Мерперта «Локализация прародины индоевропейцев: новые данные». Один день был посвящен археологии, раскопкам на Ближнем Востоке. Второй оказался куда ближе моим интересам — 12 сентября, во вторник, прошел круглый стол «Проблемы прародины индоевропейцев», на котором говорили о лингвистической стороне вопроса и применении методов молекулярной биологии к лингвистике.

Было очень интересно, тем более что организаторы привезли несколько ведущих индоевропеистов из Европы и Америки. Вторую часть круглого стола вел Джеймс Патрик Мэллори (см. в частности его статью «Индоевропейские прародины» в Вестнике древней истории за 1997 год). Это просто-таки один из известнейших индоевропеистов, профессор Белфастского университета, редактор Journal of Indo-European studies (Вестника индоевропеистики, если переводить на русский).

Под самый конец он выступил со своим докладом. И буквально сказал следующее: «Пока я официально работал, я не мог говорить таких вещей, но теперь я на пенсии и всё скажу. Смотрите, у нас есть несколько гипотез относительно того, откуда пришли индоевропейцы». И потом он разобрал каждую из этих гипотез и показал, что все они не выдерживают серьезной критики. У каждого варианта есть такие противоречия, которые совершенно непонятно, как снимать. И завершил всё это словами: «Вот вам картинка неба на Венере. Видите, как облачно? Вот примерно такова сейчас ситуация с гипотезами о прародине индоевропейцев. Вы спросите, каково же должно быть решение, где выход? А я вам не скажу. Я просто не знаю".
(Все закавыченное выше — мой вольный пересказ сути выступления, а не точный перевод речи Мэллори).

Так что поле для построения разнообразных доказательств — обширнейшее.  Ожидайте новостей с полей.

Перестань разговаривать с телевизором!

Samsung ES8000
В речи окружающих меня гиков появилось выражение «умные телевизоры» — Smart TV. Конечно, они еще не играют с вами в шахматы и не рассказывают стихи перед публикой, но вы ведь уже привыкли к слову «умный» в применении к разным технологическим штучкам и примерно понимаете, что оно означает. Умные холодильники, умные коврики для мышек, умный дом и так далее. Вот теперь еще и умные телевизоры. В ноябрьском номере «Науки в фокусе» будет обзор четырех таких моделей — их уже вполне можно купить.

Умные телевизоры — почти как компьютеры. На них стоит операционная система с предустановленными приложениями, которые можно обновлять через Интернет и подгружать оттуда новые. Все примерно как с мобильными платформами для планшета, с той разницей, что у телевизоров все заточено под визуальные развлечения — фильмы, видеофайлы, фотографии. То есть семейный альбом, оцифрованный и лежащий на домашнем компьютере, вполне можно на юбилее дедушки просматривать на телеэкране — в этом что-то есть, поддержка семейных ценностей и всё такое.
Еще у них обычно есть 3D-режим (очки идут в наборе), а предустановленные сервисы показывают всякие известные фильмы, скачивая их из Интернета. Хороши также сервисы, записывающие по требованию то, что идет по телевизору. То есть матч Россия-Голландия и последнюю серию любимого сериала можно спокойно просмотреть в свободную минуту.
Но самое смешное — что близкие вполне могут поймать вас на попытках разговаривать с телевизором. У ряда моделей есть встроенная система распознавания жестов и голоса. Картина маслом: стоите вы посреди комнаты и твердите как попугай (системы еще несовершенны и раcпознают команды не с первого раза) — «Привет, телевизор. Включи Фейсбук. Привет, телевизор. Включи Фейсбук. Фейсбук, я сказал, а не коллекцию порно с компьютера!!!»

Одна деталь — как правило, самые хорошие сервисы (в том числе закачивания фильмов и записи телепередач) ориентированы на телевидение в развитой свободной стране, где все эти программы давно можно смотреть в Интернете (например, Би-би-си отлично смотрится через iPlayer — если удастся доказать, что твой ip на территории Великобритании). У нас таких развитых сервисов как-то практически нет. Да и, как известно, при третьем переключении кнопки телевизора вылезает дядя из ФСБ и грозит пальцем в духе "я тебе попереключаю". В общем, редактируя текст обзора «умных телевизоров», опять ловила себя на мысли, что по отношению к британским авторам статьи лично я живу в параллельном пространстве.

Теория Дарвина в языкознании

Очень люблю сайт ПостНаука. Там в видеоформате выкладываются короткие, но очень по существу, лекции разных ученых о том, чем они занимаются.
Недавно, к примеру, Андрей Кибрик, лингвист, ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН, профессор МГУ, рассказывает, чем отличается формальный и функционалистский подход к языку.

В кризисе виновата биология

    Rafael Matsunaga (CC-BY)

Финансовый кризис последних лет был вызван слишком рискованными операциями банков. Можно ли было избежать чрезмерных рисков? Что заставило банкиров совершать операции за гранью разумного?
На нашу потребность в риске, как выяснилось, довольно сильно воздействует наше физическое состояние. Предполагается, что стремление к риску — врожденное свойство. Но мы так устроены, что сила его меняется. Мы ранены — и тело велит нам не рисковать. Мы голодны — тело может побудить нас пойти на больший риск.

Нейробиолог Джон Коутс, работавший биржевым маклером на Уолл-стрит, в октябрьском номере «Науки в фокусе» будет говорить о том, что, анализируя причины кризиса, мы упускаем биологическую составляющую из вида. «Если биржевой маклер в течение длительного периода получает прибыль выше среднего и ожидает бонус выше среднего, уровень тестостерона в его теле повышается, и потребность к риску выходит за разумные пределы. И тогда принятие риска становится рискованным поведением», — считает господин Коутс.

В ситуации кризиса, таким образом, сложнее всего приходится тем, у кого до критического момента дела шли успешно.

Успенский пост

Андрей Рублев. Преображение ГосподнеСегодня начинается Успенский пост, самый короткий в православии — он длится всего две недели. Его начало — медовый Спас, когда святят и едят мед, завершение — Успение Богородицы. Посередине его празднуется Преображение Господне (на Руси его называли яблочным Спасом). После Рождества и Пасхи это самое для меня светлое время в ежегодном цикле православных празднеств, и даже Троица с ее покрытыми зеленью храмами и домами отступает на второй план на золотом фоне Преображения и Успения.
Успенский пост считается уже осенним, он закрывает церковный год — 14 сентября (по новому стилю) начинается новый год.

Преображение Господне — время, когда «нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя».

На изображении (http://www.bibliotekar.ru/rusRublev/4.htm):
Андрей Рублев
Московская школа
1405 г.
80,5 x 61 см
доска липовая, ковчег, неглубокая лузга. Паволока, левкас, темпера
икона. Праздничный чин
Благовещенский собор Московского Кремля

Всякий год на Преображение вспоминаются строки из Пастернака:
  Как обещало, не обманывая,
  Проникло солнце утром рано
  Косою полосой шафрановою
  От занавеси до дивана.

  Оно покрыло жаркой охрою
  Соседний лес, дома поселка,
  Мою постель, подушку мокрую
  И край стены за книжной полкой.

  Я вспомнил, по какому поводу
  Слегка увлажнена подушка.
  Мне снилось, что ко мне на проводы
  Шли по лесу вы друг за дружкой.

  Вы шли толпою, врозь и парами,
  Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
  Шестое августа по старому,
  Преображение Господне.

  Обыкновенно свет без пламени
  Исходит в этот день с Фавора,
  И осень, ясная как знаменье,
  К себе приковывает взоры.

  И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
  Нагой, трепещущий ольшаник
  В имбмрно-красный лес кладбищенский,
  Горевший, как печатный пряник.

  С притихшими его вершинами
  Соседствовало небо важно,
  И голосами петушиными
  Перекликалась даль протяжно.

  В лесу казенной землемершею
  Стояла смерть среди погоста,
  Смотря в лицо мое умершее,
  Чтоб вырыть яму мне по росту.

  Был всеми ощутим физически
  Спокойный голос чей-то рядом.
  То прежний голос мой провидческий
  Звучал, нетронутый распадом:

  "Прощай, лазурь Преображенская
  И золото второго Спаса,
  Смягчи последней лаской женскою
  Мне горечь рокового часа.

  Прощайте, годы безвременщины.
  Простимся, бездне унижений
  Бросающая вызов женщина!
  Я - поле твоего сраженья.

  Прощай, размах крыла расправленный,
  Полета вольное упорство,
  И образ мира, в слове явленный,
  И творчество, и чудотворство".
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... 8 След.