Курбан-байрам по-палестински

В современном и цивилизованном мире, по мере активного проникновения в него носителей исламской культуры, все чаще поднимается вопрос о регулировании этической стороны вопроса с публичными жертвоприношениями, которые происходят на один из значимых в исламе праздников Курбан-байрам, являющегося кульминацией хаджа (паломничества в Мекку).

Например, с 2006 в Москве публичные жертвоприношения запрещены, а каждой мечети было разрешено закалывать только одно животное. Разумеется, во многих мусульманских странах ограничений особых нет (хотя есть некоторые правила). Нет их и на территории Палестинской автономии, которая может несколько шокировать неподготовленного зрителя. Самих сцен заклания животных вы, скорее всего, не увидите по одной простой причине – это не совсем безопасно для зрителя, если только он не исповедует ислам.

Оказавшись на улицах старого города в Иерусалиме или в бедном арабском квартале в канун этого праздника вас посетит лишь одна мысль – надо поскорее уносить отсюда ноги. Народу на улице – как в московском метро в час-пик. Давка, крики, шум, из каждого открытого окна своя музыка орет, продавцы, покупатели… Достать фотоаппарат равносильно самоубийству. По крайней мере, не покидает чувство, что его можно будет лишиться в первую же минуту. Также любопытно, что в каждом третьем доме внезапно обнаруживается маленькая парикмахерская размером с комнату в 8-10 квадратных метров, где сидит очередь клиентов. Вероятно, нестриженным и неопрятным на празднике не место.

Весьма неприятным для меня было то, что мне через эту толпу надо было пройти несколько раз. И если обычный мой путь от гостиницы до храма Гроба Господня занимал 15 минут, то на каждый переход через этот арабский «ад» уходило минимум минут 30-40. По дороге неизбежно приставали и задирались подростки 10-12 лет, молодежь постарше несколько раз подходила с какими-то непонятными вопросами на арабском языке, но это были не предложения что-то купить или просьбы подкинуть деньжат «на чай». Что они хотели, осталось загадкой. К середине ночи толпа начала рассасываться, магазинчики закрывались, а на улицах вдруг появлялись полицейские патрули с автоматами. Вдоль обочин узких улиц местами текли ручьи крови, которую смывали из дверей ближайших магазинчиков, где красовались неразделанные бараньи туши.

Основной смысл действа данного вечера – покупать. Как мне объяснили в гостинице местные арабы, Курбан-байрам  – праздник радостный и долгожданный. Взрослые дарят друг-другу подарки и дают денег детям (племянникам и прочим родственникам) чтобы те могли купить себе что-то, например, сладости.
В следующие два дня ситуация изменилась до неузнаваемости – тишина, пустые улицы, арабов как ветром сдуло, магазинчики закрыты – как будто в совершенно другой город попал.
Но в соседней Палестине картина чуть более красочная. Хотя мы ее наблюдали из окна экскурсионного автобуса проезжая небольшую деревеньку. Те же реки крови, но только текущие по обочинам проезжей части. Мусорные контейнеры, с горкой набитые бараньими головами, потрохами и шкурами. Рядом сидят в пыли арабские детишки и играют камушками.








Разделываемая туша (снято из движущегося автобуса).


Ручьи крови вдоль дороги.



Ум, приученный через новости и современную культуру к сценам насилия, уже не смущается увиденным, но возникает вопрос об истории праздника и его эволюции во времени и переходе между религиями, потому как для современного постхристианского мира и общепринятой логики зрелище, все же, необычное.

Формально, Курбан-байрам праздник исключительно исламский, но его корни целиком и полностью находятся в ветхозаветной истории человечества. Отцом своего народа мусульмане, равно как и иудеи, считают Авраама. Жена Авраама Сарра была бесплодна, но Бог ему неоднократно обещал, что будут у них дети, от которых произойдет целый народ, в котором будет Божье благословение. Ждав десятки лет Авраам, по совету жены, зачал ребенка наложнице Агари, которая родила Исмаила, от которого по приданию пошли арабские народы. По прошествии еще нескольких лет лет Сара, наконец, родила сына Исаака. Спустя некоторое время Бог просит Авраама принести сына в жертву. Трехдневная дорога к жертвеннику дает возможность Аврааму поразмыслить над многим, но он остается верен Богу. В самый последний момент ангел останавливает Авраама и указывает ему, что не должно приносить в жертву человека и указывает Аврааму на запутавшегося рядом в ветвях барашка. Его и приносит в жертву Авраам.

Вообще, жизнь Авраама  - одна большая драма. Много ошибок он совершил, но его стремления были неизменными – он остался верен Богу, за что Тот исполнил все свои обещания. Многое из жизни Авраама для нас весьма поучительно, а при внимательном изучении видно, что человек за те 10 тыс. лет, которыми датируют современные историки эти события и рукописи, совсем не изменился. Отчасти, столь драматическая жизнь Авраама заставила еврейский народ частично отказаться от его отцовства и официально именовать себя народом Израиля (Иакова) – внука Авраама. Имя Израиль – борющийся с Богом – Иаков получил после некоторых событий в его жизни, о чем отдельный рассказ.

Так что жертвы в Курбан-байрам делаются в воспоминание тех событий с Авраамом, но со временем приобретают дополнительный смысл.

Тысячелетия эволюции жертв

Начиная от сыновей Адама, принесение жертвы означало, что человек делится лучшим из плодов своего труда с Богом. Понятное дело, жертва сжигалась полностью. Каин сжигал лучший сноп колосьев, а Авель – лучшего ягенка. При Моисее появился закон, в котором в некоторых отдельных случаях жертва сжигалась не полностью, а большая ее часть употреблялась в пищу жертвователем и его семьей. В мусульманской традиции жертва употребляется в пищу полностью, но с условием, что треть будет роздана нищим, а треть – друзьям и родным. Вроде все понятно, логично и благородно. Зачем сжигать, когда лучше раздать людям. Однако, если глянуть на картину в целом, то ситуация получается иная. Сначала человек выбирает то малое (одну овцу из целого стада), что отдаст Богу, но потом от этого отщипывает еще и еще. Хотя, что мешает, например, зарезать для своей семьи еще одного барана? Но это так, ветхозаветные образы мышления и тут можно спорить и торговаться довольно долго. В Новом завете уже Бог приносит себя в жертву людям и это есть основное жертвоприношение. Человек же в жертву Богу может принести уже совсем другое – например, 20-часове стояние в очереди к Поясу Богородицы. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» – говорит еще в Ветхом Завете Бог устами пророка Осии, но тогда его не услышали. Ведь сжечь и съесть барана куда проще, чем признать свои ошибки и что-то исправить в себе и своей жизни.

Как Путин сотворил иудеям кумира


Неукоснительное исполнения иудеями всего закона, пунктов в котором насчитывается более шестисот, - основной способ заслужить свое место в небесном раю. Неотъемлемой частью еврейского закона являются и десять заповедей, полученных Моисеем на Синайской горе, вторая из которых в одном из укороченных переводов звучит как «не сотвори себе кумира и никакого изображения его». Именно по этой причине в Израиле вы практически не найдете статуй, монументов и прочих подобных вещей, а также в ограниченном количестве портреты и прочие произведения искусства.

С точки зрения нормальной человеческой логики, пытающейся понять суть данной заповеди, очевидно, что евреи переусердствовали с интерпретацией. Об этом свидетельствует и книга Исход, где описывается как Бог повелевает соорудить на крышке Ковчега Завета, который предназначался для хранения самих Скрижалей Завета, две большие фигурки херувимов. Причем их предназначение не столь декоративное. Между этими херувимами Бог пообещал Моисею, что будет открываться ему и давать заповеди для народа. Только этот факт должен свидетельствовать о том, что современные иудеи явно перебарщивают со своими запретами, превращая их в «законы человеческие».

Собственно, ничего нового в вышесказанном нет, разговоры и споры на все эти темы ведутся веками. И, наверное, из элементарного уважения к людям, не стоит их укорять в столь безобидном для окружающих деле, которое можно, до какой-то определенной степени приравнять к традиции. Тем более, что сами евреи к этому относятся максимально строго.

Но тут несколько неожиданно разыгрывается вот такая история: 7 октября 2008 года на горе Сион в Иерусалиме в сквере перед входом в Сионскую Горницу и, по соседству, усыпальницу царя Давида состоялось открытие памятника, полученного израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда святителя Николая Чудотворца. Создание памятника было благословлено патриархом Алексием II, а на всех стадиях его создания присутствовал советник мэра Иерусалима по вопросам искусства и дизайна Давид Сусанна. Тут еще стоит упомянуть, что сам мэр Иерусалима Ури Луполянски активный участник одной из еврейских религиозных общин. Сам памятник не столь уж велик (около трех метров), но его установка и открытие сопровождаются официальным приемом в мэрии делегации фонда со всеми вытекающими последствиями. А сама делегация, приехавшая ставить и освящать(!) памятник, состояла и вовсе из 140 персон.

Любой здравомыслящий человек скажет, что это все какой-то бред. Создатели памятника прекрасно знают, что евреи ко всему этому отнесутся, мягко говоря, настороженно, и им этот памятник совершенно не нужен, если не сказать больше. Тем не менее, они демонстрируют заинтересованность и оказывают всяческую поддержку проекту, вдобавок устраивая торжественный прием. Ну а сам памятник обрекается на перманентную реконструкцию, потому как постоянно «теряет» части тела из-за агрессивного воздействия на него религиозной общественности. Говорят, что количество случаев откалывания носа и ушей весьма многочисленны, и даже фиксировался случай «потери» головы. Последнее хоть и выглядит сомнительным, но прекрасно отражает суть дела.



Немного света на эту историю проливает newsru.co.il, который цитирует слова исполнительного директора «Фонда Николая Чудотворца» Николая Горячкина при ответе на вопрос о возможных трудностях с установкой памятника, где Николай говорит следующее: «Всем этим (согласованиями) занималась израильская сторона. Мы только руководили техническими вопросами по изготовлению памятника и его доставке сюда. Это все, что я могу сказать. Поскольку вопрос очень серьезный, то контакты осуществлялось на самом высоком уровне». Другими словами, идея установки памятника фонду не принадлежит, а упоминание о «самом высоком уровне» подтверждает слова одного из историков и религиоведа, работающего в Иерусалиме более 25 лет и пожелавшего не упоминать его имени. Он, в отличие от официальных источников, в качестве заказчика назвал фамилию Путина. Косвенно это подтверждается и в некоторых других источниках.

А вот причины такого хода со стороны нынешнего российского премьера на поверхности уже не лежат, хотя, из той же публикации на newsru.co.il видно, что статуя стоимостью два миллиона долларов – это лишь часть совместной российско-израильской акции по реставрации комплекса, известного под названием гробницы Царя Давида. Будем считать, что это некий шаг доброй воли и символ любви и дружбы между двумя народами. Однако экскурсоводы, таскающие американцев, итальянцев и других туристов (или паломников?) рассказывают им эту историю именно в том виде, в котором мы и сами ее не очень хотели бы слышать.

Конечно, от ошибок никто не застрахован, но как-то у нас уж совсем не принято их исправлять.

Мрачное подземелье мадам Тюссо

Музей Мадам Тюссо, Лондон
Фото: Rlbberlin
А давно ли вы стояли в очередях? Да так, чтобы на час или более (старый Шереметьево не в счет)? Но если длину очереди умышленно скрыть от вновь приходящих, то возможно всякое.

Потому, если вам вдруг вздумается посетить с оказией одну из популярных достопримечательностей Лондона – Музей мадам Тюссо, помните, что на сайте можно заказать специальные билеты, которые обойдутся всего на 10% дороже, но наделят вас правом входа через «боковую дверь». Но, конечно, можете рискнуть и нагрянуть туда внезапно, как это сделал я в чудесный весенний субботний полдень.
Для начала вы обнаруживаете, что вход в столь знаменитое место представляет собой узкую лестницу, ведущую в подвальное помещение. Спустившись, вы вдруг обнаруживаете хвост очереди, но поскольку «виден свет в конце тоннеля», появляется здравая мысль, что 5-7 минут и я внутри. Коридор сузился, народ уплотнился, и я внутри…
Вся картина открывается не сразу, а постепенно. Минут через 20-25 становятся совершенно понятны две вещи: назад выйти нельзя, потому как плотность стоящих в очереди людей запредельная, а вперед еще далеко – чудная табличка появившаяся перед носом информирует о том, что до касс стоять в очереди еще ровно 40 минут. Это не совсем соответствует действительности, потому как бабульки, дошедшие до касс и узнавшие стоимость входа, очень неохотно и неспешно расстаются со своими кровными 29 фунтами и буквально зависают на месте, тем самым еще больше тормозя очередь. Кроме того, стоя в очереди, вы никогда не увидите всей ее длинны, тем самым у вас будет возникать ложное чувство, что «еще немного и все будет ОК».

главный зал музея Мадам Тюссо

Но вот заветный талончик в руке и путь свободен. Первый зал музея выглядит весьма неплохо – на различных небольших подиумах стоят десятка полтора замечательных восковых фигур, с которыми можно сфотографироваться, если успеете подскочить к ним первым после того, как очередной «клиент» начнет отходить в сторону.

Роберт Дауни-младший (Шерлок Холмс)

Вупи Голдберг и Робин Уильямс

фигура Бритни Спирс

К Бритни Спирс аж небольшая очередь из нескольких человек, а вот к Анжелину Джоли народ сторонится. Оно и понятно – качество исполнения весьма посредственное, фигура больше похожа куклу Барби гигантских размеров, хотя Бред Питт рядом с ней не в пример лучше, но только излишне блестящий.

восковая фигура Анджелины Джоли и Бреда Питта

И, пожалуй, Анжелина – единственный «огрех» в этом зале, поскольку остальные фигуры заслуживают высшей оценки!
Однако дальше «огрехов» становится больше. Шварценеггер времен Второго Терминатора как бы неплох, но люди его тоже сторонятся. Вроде все на месте, в меру блестящий, но что-то в нем определенно не так. Не то худощавая фигура, не то непонятная поза, аналогичная позе Шрека, стоящего совсем рядом.

восковая фигура Арнольда Шварценеггера

В третьем небольшом  зале добрую четверть фигур можно смело забраковать, а приз за самое худшее исполнение заслуживает фигура Путина. По-хорошему, ее надо убрать и никому не показывать. Однако находятся товарищи, охотно с ней фотографирующиеся.

восковая фигура Владимира Путина

И это притом, что рядом стоят настоящие шедевры, например, Ясир Арафат – великолепное исполнение. Также весьма неплох и Обама, которого расположили в соответствующем интерьере Белого Дома.

восковая фигура Ясира Арафата

восковая фигура Барака Обамы

На этом основная экспозиция заканчивается, но это лишь половина выставки-музея. Далее вас пригласят в увлекательное путешествие по средневековому Лондону, предварительно попросив убрать фотокамеры. В качестве транспортного средства выступит задний диван лондонского такси, который движется по проложенным вдоль экспозиции рельсам. «Прогулка» занимает 10-15 минут, а увиденное вызовет стойкое отвращение к самому музею и всему, что с ним связано. Средневековый Лондон в версии Тюссо  - это страшные фигуры людей в лохмотьях в полутьме, сцены насилия, панорамы средневекового быта, кругом грязь и потемки. Смотреть на это неприятно, а сойти с дивана попросту некуда. Мрачное средневековье – это не современные фантазии владельцев галереи. Уже третья выставка восковых работ с участием Марии Тюссо в далеком 1782 году была, по сути, предшественником Кабинета ужасов. Тут, всего-навсего, развитие сюжета.

Конечная точка маршрута «такси» – комната ужасов. Сердечникам сразу указывают на выход (через сувенирную лавку), а остальных, после короткой инструкции, приглашают пройти по небольшому темному коридору, из углов которого вас постоянно пытаются схватить или потрогать переодетые актеры. Иногда они еще издают пугающие звуки, в ответ которым отзываются женские визги и крики. Ну а на выходе – шесты с отрубленными головами. Чудненько…

После посещения музея в душе остался осадок какой-то мрачности и картинности происходящего. Наверное, если бы я был фанатом Бритни Спирс или Роберта Дауни-младшего, и у меня в фотокамере было бы мое фото в обнимку с качественной копией моего кумира, это было бы компенсацией за прогулку на «такси» и комнату ужасов. Но, увы, фанатизмом в отношении людей я не страдаю.

Справедливости ради стоит добавить, что впечатления, зачастую, находятся в прямой зависимости от настроения и ожиданий, которые могут не оправдаться. Мои не оправдались. Отчасти тут сыграла свою роль реклама в путеводителях и картах, что ворохом лежат на стойках в каждом отеле. Названия доброй трети рекламируемых мест Лондона звучат примерно так: «Ужасы первой мировой войны» (музей), «Музей Джека Потрошителя», «Мрачные подземелья Лондона» и т.п. На этом фоне Музей восковых фигур, в прямом понимании, – достаточно нейтральное место. Но, похоже, нейтральное оно только по Лондонским меркам.

Где искать экологическую выгоду электромобилей?


Фото: Авторевю

Грядущая неизбежная электрификация автотранспорта преподносится как панацея, призванная сократить количество выбросов в атмосферу всего и вся. Ну а так ли «вкусна» экологическая приманка? Думаю, что можно попробовать посчитать.

На мысль о расчетах натолкнула статья г-на Подорожанского в последнем Авторевю (№19, 2011), описывающая реальный опыт эксплуатации серийного современного электромобиля в нашем климате. Понятное дело, что пока Nissan Leaf, герой репортажа, рассматривается больше как занятная игрушка, чем обдуманная покупка. Но вопрос серьезности и обдуманности – лишь вопрос времени и экономической выгоды, которая будет постепенно возрастать. Резюме той статьи – электромобиль расходует примерно столько же энергии на свое перемещение (кто бы сомневался), что и обычный. Разница в том, что энергия берется из «розетки», что обходится в разы дешевле.

Во всей этой истории с электромобилями удивляет, почему экологи не торопятся с детальными расчетами экологической выгоды, притом, что многие цифры лежат на поверхности. А математика, кажется, тут проста: электрический КПД типичной ТЭЦ в России составляет примерно 18-25%, а с учетом потерь на передачу энергии до потребителя можно сказать, что до розетки добирается всего 16-22% от сжигаемого топлива. ДВС современного автомобиля как минимум вдвое эффективнее. Это значит, что для движения электромобиля надо сжечь примерно вдвое больше топлива, но только не локально, а на электростанции. В России две трети электроэнергии производится на тепловых станциях (сжигающих топливо), треть на атомных и на ГЭС (данные Росстата за 2010 год). Беря «среднюю температуру по больнице» в нашем энергохозяйстве получим, что для одного электромобиля надо сжечь примерно на треть больше ископаемого топлива (газа, угля, мазута), чем это сделает сам за себя обычный авто. Другими словами, с появлением электромобилей общая экологическая обстановка будет ухудшаться.

Правда, есть в этих расчетах один неучтенный нюанс, который кроется в особенностях работы ТЭЦ. На них нет возможности мгновенной и частой регулировки вырабатываемой мощности и затрачиваемой при этом тепловой энергии. Мощность может меняться, но в ограниченных пределах, потому ТЭЦ обычно работают в режиме запланированной нагрузки, а все «лишнее» просто уходит на подогрев атмосферы. Именно по этой причине в ночные часы электричество становится практически «дармовым», поскольку ночная нагрузка составляет в лучшем случае 60% от пиковой (запланированной), а в отсутствие промышленных потребителей и вовсе снижается до 20%. Однако многие предполагают, что днем люди катаются на своих электромобилях, а ночью их заряжают. При таком графике экологическая выгода вдруг опять приобретает актуальность. Загвоздка лишь в том, что это теория, а практических исследований на этот счет пока не видно. Потому вполне возможно, что электрическое будущее не будет столь экологичным, как нам это может показаться сегодня.

Шведская глубинка: профессор, спиртное, кибитка и викинги



Путешествуя «дикарем» любая страна предстает в немного ином свете, чем если бы путешественник воспользовался услугами агентств и посетил бы набор заранее известных достопримечательностей, смысл существования которых, зачастую, носит более коммерческий характер, нежели познавательный.
Швеция тут не исключение. Встреча с живыми людьми и живой атмосферой страны не менее интересна, чем разглядывание Васы в построенном для нее ангаре-музее, где и свет-то толком включить нельзя.





Понятное дело, что типичная шведская деревенька или городок более напоминают наш коттеджный поселок, только без замков и заборов из профнастила. Кстати, заборов тут вообще нет ни у кого. Граница подстриженной лужайки аккуратно намекает, что тут есть хозяин. Если в городке более 2-3 тыс. жителей, то тут уже можно встретить двух-трехэтажные квартирные дома, большой супермаркет и короткую улочку с маленькими «бутиками». А вот с барами и ресторанами есть некоторая проблема. Особенно с барами. Хорошо, если найдется один в округе, но в 8 вечера он, скорее всего, будет уже закрыт, равно как и все магазины в округе, которые закрываются еще раньше. Причина одна – они тут не пьют (иначе зачем держать открытым продуктовый магазин среди ночи)! А жизнь течет спокойнее и размереннее, потому магазины успевают посетить в их рабочее время, а ночью шведы, наверное, мирно спят.



Да и вообще со спиртным тут большая проблема.
Лицензией на продажу спиртного в стране обладает только одна торговая сеть супермаркетов. В ее ассортименте, если повезет, можно найти целый десяток наименований напитков крепче 3,5 градусов. Но даже из этого десятка русскому человеку, увы, выбрать нечего: незнакомая бутылка 30-градусной «водки», какие-то странные ликеры в «пузырьках» по 200 грамм и пара пятилитровых канистр красного вина – это все вообще для кого? Остальные пять наименований ассортимента ни как не идентифицируются и больше напоминают одеколоны. Потому остается мирно проследовать к «пивному отделу», где есть некоторый выбор напитков до 3,5 оборотов. В основном – это несколько сортов местного пива, компанию которому составляют сидры крепостью от 0,7 до 2,2 градусов. Выйдя из такого супермаркета я почувствовал себя преступником, потому как за день до этого подарил шведскому профессору-физику, который нас добродушно принимал, литр Белуги. Подозреваю, что они должны были наклеить на эту бутылку стикер с надписью «Яд» и тихонько отнести в подвал в кампанию каких-нибудь технических жидкостей. Хотя, может и наоборот – до особого случая?




Но, все же, немного закинуть за воротник старенький профессор был не дурен. На пикнике у дикого лесного озера он «опрокинул» несколько банок легкого пива, а на обратной дороге (при разрешенных законом 0,2 промилле) он устроил на своем стареньком универсале Volvo настоящий слалом по петляющим грунтовым лесным дорогам. Догнали его только минут через 10, когда он остановился у очередной развилки, где подождал нас, чтобы мы не пропустили нужный поворот. Кстати, как я потом выяснил, на этих лесных дорожках действительно проводят зимние ралли.




Но больше впечатлений от пикника оставил другой «персонаж», который вышел на наш полузаброшенный кемпинг откуда-то со стороны дороги и аккуратно на английском спросил, не будем ли мы против, если он проедет мимо нас на лошади к другому краю кемпинга. Получив одобрение он удалился, а через пару мину из-за деревьев показалась огромная кибитка, запряженная здоровенной кобылой. Не выдержав и 5 минут пошли знакомиться с этим «бродячим цирком». Парень оказался испанцем. В странной атмосфере простоты возникло шуточное предположение, что он на этой кибитке приехал сюда из Испании, потому ему сразу был адресован вопрос о том, как эта здоровая штуковина влезла на паром, не уж-то вместе с грузовиками ехал? Оказалось, что это такой вид экотуризма. Людям дают напрокат лошадь, кибитку и корм и пускают в трех-пятидневные путешествия по лесам и озерам по заранее спланированным маршрутам. Тут же испанец рассказал о том, что вчера видел медведя и рысь и ему страшновато, потому как с ним путешествует жена и двое маленьких детей! Да… Наверное, следующим шагом в экотуризме будут одиночные переходы по болотам Карелии в лаптях, с котомкой за плечом и без спичек…





Еще один интересный момент – сами люди. Если просто ходить по улицам, то можно и не обратить внимания, но стоя в очереди на кассу в супермаркете вдруг понимаешь, что стоящий впереди тебя абориген имеет рост минимум два метра и он раза в полтора крупнее моего типичного представления о среднестатистическом человеке. При этом он не толстый – он просто большой. Телосложение, размер черепа, рост… Начинаю крутить головой по сторонам и замечаю, что и 20-летний парнишка за кассой тоже здоров как бык, и две девушки за соседними кассами явно крупнее меня, хотя мой рост 183 см. И та «стайка» престарелых байкеров и байкерш в отделе с молочными продуктами тоже того же роду-племени. В качестве закрепления сделанного открытия на выходе из супермаркета стояла относительно юная светловолосая особа лет 28, ростом под два метра, и спокойно перегружала содержимое тележки в аппарат по приему алюминия и пластика. По сравнению с ней большинство из нас, вполне нормальных мужиков, выглядели просто мальчишками. Мы даже притормозили на секунду и бросили в ее сторону по короткому взгляду. Напряженность момента прервал наш товарищ, который сунул нам под нос чек на одну крону (более 4 руб.) за сданную им банку и у начал укорять, что мы заработали бы кучу денег, если бы не выкинули накануне в контейнер гору скопившихся за пару дней пустых банок. И теперь нас соседи, ко всему прочему, будут считать законченными дикарями.



Что же, три разочарования подряд – это уже многовато, хотя и поправимо, подумали мы, перетаскивая в багажник очередную порцию наполненных алюминиевых банок, которые в чеках шведского супермаркета фигурируют отдельно от своего содержимого.