Наполеоновская Франция и Россия Александра I: сравнительная статистика

Расчёты и просчёты Наполеона перед компанией 1812 года.Поскольку напечатанная в бумажном журнале сравнительная таблица в самом деле содержала некоторые неточности.
Для начала приведу её такой, какой она должна быть <цифра в скобках - номер примечания по окончании таблицы>:

Российская и Французская империи в 1812 году:
Население, млн чел. <1>
Франция 30
Россия  45

ЭКОНОМИКА

Выплавка чугуна, тыс. тонн <2>
Франция  69.1
Россия   172

Объём экспорта сукна, фунты стерлингов <3>
Франция 1627611
Россия     7702

Производство шёлка, тонны: <4>
Франция 161
Россия    8

Средний годовой урожай хлеба, первое десятилетие XIX века, млн тонн: <5>
Франция  9.91
Россия  24.78

Средняя урожайность зерновых, первое десятилетие XIX века, ц/га: <6>
Франция  6.4
Россия  16.8

Производство свекловичного сахара, тонн: <7>
Франция  10
Россия 4598

Производство свинца, тонн: <8>
Франция 6000
Россия   800

Производство меди, тонн: <9>
Франция   250
Россия   3040

Количество доменных печей: <10>
Франция  230  
Россия  >200

Количество шляпных фабрик: <11>
Франция 1159  
Россия    42

ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ

Доля грамотных среди солдат: <12>
Франция 15%
Россия   1%

Доля потомственных дворян среди офицеров: <13>
Франция 14%
Россия  89%

Доля офицеров, начинавших службу рядовыми: <14>
Франция 76%
Россия  20%

Доля офицеров, имевших специальное военное образование: <15>
Франция 41%
Россия  28%

Потери армии в Наполеоновских войнах (1804-1815), тыс. чел. <16>
Франция   900
Россия    800

Количество новобранцев, призванных в армию, по годам: <17>
Год    французы русские
1804 25000 26000
1805 70000 110000
1806 166500 40080
1807 136500 177000
1808 136500 38000
1809 176725 140000
1810 200000 83000
1811 201289 120000
1812 273600 540000
1813 352700 240000
1814 452700 0
1815 166700 30000

Мы благодарим всех читателей, указавших на ошибки и неточности. Самой серьёзной ошибкой оказались данные по производству железа. Здесь автор обсчитался на порядок, причём в пользу Франции, которая на самом деле производила металла намного меньше России.
Доменных печей в обеих странах было поровну, но русские были больше и производительней.
Несколько завышена была и урожайность зерновых в России, хотя она всё равно превосходила французскую втрое. В свою очередь, объём урожая в России указан вдвое меньше реального (причём автор русского статистического сборника 1815 года высказался вполне определенно, что этот "реальный" сбор зерновых в России повсеместно занижен).

Далее последуют примечания с разбором, откуда взяты те или иные цифры. Прошу критически настроенных читателей заметить, что собирание подобных сведений представляет собой огромный и головоломный труд.

<1> Основным источником сведений о России служит «Статистическое описание Российской империи с обозрением Европы в статистическом виде» Е.Ф. Зябловского, СПб, 1815. Главный источник сведений об экономике Франции - труд графа Шапталя "О французской экономике", J. A. Cl. Chaptal De l'industrie françoise. Paris, 1819 В обоих статистических книгах имеются довольно полные сведения о состоянии экономики именно в 1812 году.
Данные по населению России - Зябловский, стр. 105; Франции - сборник International historical statistics : Europe, 1750-1993 / B.R. Mitchell. London : Macmillan Reference ; New York : Stockton Press, 1998.
<2> Зябловский, стр. 204: указано, что казённые заводы в год выплавляют 1300 тысяч пудов чугуна плюс выделывают 300 тысяч пудов железа, для чего в сумме нужно было 1750 тыс. пудов чугуна. А частные заводы выплавляют 9000 тысяч пудов чугуна. Вместе 10750 тыс, пудов, т.е. 172 тыс. тонн. Французы же, согласно Шапталю ( стр. 154) выплавляли 69,1 тыс. тонн, что почти в 3 раза меньше.
<3> Объём экспорта сукна,1812
Согласно Шапталю, стр. 21, экспорт сукна в 1812 году составил 28281373 франка, что при тогдашнем курсе 1 фунт = 17,376 франка соответствует 1627611 фунтов стерлингов.
Вывоз сукна из России в 1812 году, согласно Зябловскому, стр. 16., составил 211806 рублей, что при курсе 1 фунт = 27.5 рублей асс. равно 7702 фунта.
<4> Производство шёлка во Франции 1812 года, согласно Шапталю, стр. 119, равно 161 тонне.
Для южных губерний России, где росла шелковица, Зябловский на стр. 167 даёт валовое производство шёлка в 1811 году 505 пудов, т.е. 8080 кг.
<5> Зябловский, стр. 19-21 Урожай за 10 лет с 1802 по 1811 годы сложен и поделен на 10, затем переведён из пудов в тонны.
Французский урожай 1815 года, для сравнения, составил 132094470 гектолитров, что при весе 1 гл французского зерна, равном 75 кг, дает 9.907 млн тонн.
<6> Статистическое описание Российской империи, часть IV, стр. 43: Ржи высевалось на десятину 2 четверика, нормальный урожай был сам-6, 12 четвериков на десятину. При объёме четверика 209.91 литра, весе зерна 730 г/л и размеру десятины, равному 1.092 га, получается 12*209.91*.73/1.092 = 1684 кг/га.
<7>В развитии сахарной промышленности континентальная Франция (без колоний) отставала от России, и производство сахара из свеклы всерьез началось только в 1812 году, причем начал  его сам Шапталь. к тому времени в России, согласно Зябловскому, часть V, стр. 43, действовало 30 сахарных заводов, выработавших за 1812 год 287344 пудов сахара, т.е. 4598 тонн.
<8> Де Вильфосс в своей книге De la richesse minerale (Paris, 1811) приводит на стр. 28 сведения, что ежегодно Франция производит 60 тыс. квинталов (центнеров) свинца, т.е. 6000 тонн. Зябловский на стр. 231 приводит ежегодную производительность русских свинцовых рудников 50000 пудов, т.е. 800 тонн.
<9> Те же источники дают для Франции 2500 центнеров меди, т.е. 250 тонн, а для России 190000 пудов, т.е. 3040 тонн.
<10> Зябловский, часть V, параграф 3, - число шляпных фабрик в России: 42.Шапталь, стр. 184 указывает, что шляпных фабрик во Франции было в 1812 году 1159, а объём их продукции составлял в пересчёте на фунты 1 млн 403 тыс., что сопоставимо со всем объёмом экспорта русской пеньки (Зябловский, стр. 45).
<11> Во Франции 230 доменных печей (Шапталь, стр. 152), в России более 200, согласно Зябловскому (стр. 195-204).
<12> Доля грамотных среди солдат: русская армия - подсчёты Д. Целорунго; французская -
R. Buclon La perception de l'autre chez les soldats français
<13> Французские офицеры - L. Levent, Les officiers de l'armée du Consulat et de l'Empire, 1800-1815. Etude d'un échantillon représentatif, 2008-2009. Русские офицеры - подсчёты Д.Г. Целорунго
<14> там же
<15> там же
<16> Потери Франции - статья J. Houdaille в журнале "Population", 1972, V. 27 №1 pp. 27-50; России - Керсновский А.А. История русской армии, Т.1: "Можно сказать, что под ружьем — постоянно, либо на время — в первую половину царствования Императора Александра I находилось не менее 1500000 человек с казаками и ополчением (что составит 4% 40-миллионного населения страны). Из этого числа погибло не менее 800000 человек — одна война с Наполеоном 1812 — 1814 годов обошлась России в 600000 жизней..."
<17> Призыв во французскую армию: A. Pigeard. La conscription sous le Premier Empire.
Рекрутские наборы в русскую армию:
а) Вооруженные силы России перед войной 1812 года;  
б) Русская пехота 1799-1814, "Новый солдат", №195;
в) Ульянов И.Э. Регулярная пехота 1801-1855. М., 1997.

И, наконец, бонус для тех, кто сумел добраться до последнего примечания - цифры, не вошедшие в публикацию из-за ограниченности объёма страницы:

Количество морских портов:
Франция 80 (Vues des principaux ports et rades du royaume de France et de ses colonies , dessinées par Ozanne et gravées par Gouaz. Avec un texte descriptif, géographique et statistique par N. Ponce. Paris, 1819, Screen 2)
Россия  32 (Зябловский, параграф 56 "Внешняя морская торговля")

Количество университетов:
Франция 17 (упомянутые в декрете Наполеона об университетах "Paris, Angers, tiennes, Caen, Douai, Nancy, Strasbourg, Besançon, Grenoble, Aix, Montpellier, Toulouse, Bordeaux, Poitiers, Bourges, Clermont, Dijon".)
Россия   5 (Москва, Дерпт, Казань, Харьков, Вильно)