• Архив

15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30

Одинокая жертва эволюции

Обитающие на Галапагосах слоновые черепахи сыграли важную роль в истории науки: изучение различных их подвидов, разбросанных по отдельным островам, помогло Чарльзу Дарвину сформулировать теорию эволюции.
Заслуги перед наукой, тем не менее, не уберегли черепах. Уже к тому моменту, как Дарвин оказался на корабле "Бигль", уничтожение рептилий шло полным ходом. Моряки заходивших на Галапагосы кораблей использовали их как живые консервы: набивали ими трюм, чтобы всегда под рукой был запас свежего мяса. По некоторым подсчетам, счет жертв идет на десятки миллионов.
В результате несколько подвидов слоновой черепахи были уничтожены полностью. В прошедшие выходные список исчезнувших животных пополнил еще один подвид - Chelonoidis nigra abingdoni, обитавший на острове Пинту.
Подобный исход был ожидаем, поскольку подвид этот был представлен ровно одной черепахой, которую звали Одинокий Джордж. И он стал едва ли не главным символом Галапагосского национального парка Эквадора.

Фото: A. Davey (CC)

И вот Одинокий Джордж скончался. Можно сказать, во цвете лет: по оценкам ученых, ему было около века от роду, в то время как слоновые черепахи способны жить вдвое дольше. Причины смерти  одинокого Джорджа, конечно, будут расследоваться. Но одного уже не исправишь: черепахи острова Пинту лишились последнего шанса на выживание.
Вообще-то, шанс этот появился совершенно неожиданно: подвид Chelonoidis nigra abingdoni уже считался вымершим, пока в 1972 году ученые не наткнулись на Одинокого Джорджа.
Разумеется, его тотчас взяли в оборот: регулярно пытались свести его с представительницами других подвидов слоновой черепахи. Но с самками, привезенными с острова Эспаньола (генетически наиболее близкими к обитателям Пинту) у Джорджа вообще ничего не выходило. А черепаха с острова Исабела отложила было яйца, но все они оказались "болтунами"...
Увы, Одинокий Джордж не оправдал надежд ученых. Но даже после смерти ему не обрести покоя - он так и останется символом Галапагос. Теперь уже в качестве чучела.