• Архив

11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30

Одинокая жертва эволюции

Обитающие на Галапагосах слоновые черепахи сыграли важную роль в истории науки: изучение различных их подвидов, разбросанных по отдельным островам, помогло Чарльзу Дарвину сформулировать теорию эволюции.
Заслуги перед наукой, тем не менее, не уберегли черепах. Уже к тому моменту, как Дарвин оказался на корабле "Бигль", уничтожение рептилий шло полным ходом. Моряки заходивших на Галапагосы кораблей использовали их как живые консервы: набивали ими трюм, чтобы всегда под рукой был запас свежего мяса. По некоторым подсчетам, счет жертв идет на десятки миллионов.
В результате несколько подвидов слоновой черепахи были уничтожены полностью. В прошедшие выходные список исчезнувших животных пополнил еще один подвид - Chelonoidis nigra abingdoni, обитавший на острове Пинту.
Подобный исход был ожидаем, поскольку подвид этот был представлен ровно одной черепахой, которую звали Одинокий Джордж. И он стал едва ли не главным символом Галапагосского национального парка Эквадора.

Фото: A. Davey (CC)

И вот Одинокий Джордж скончался. Можно сказать, во цвете лет: по оценкам ученых, ему было около века от роду, в то время как слоновые черепахи способны жить вдвое дольше. Причины смерти  одинокого Джорджа, конечно, будут расследоваться. Но одного уже не исправишь: черепахи острова Пинту лишились последнего шанса на выживание.
Вообще-то, шанс этот появился совершенно неожиданно: подвид Chelonoidis nigra abingdoni уже считался вымершим, пока в 1972 году ученые не наткнулись на Одинокого Джорджа.
Разумеется, его тотчас взяли в оборот: регулярно пытались свести его с представительницами других подвидов слоновой черепахи. Но с самками, привезенными с острова Эспаньола (генетически наиболее близкими к обитателям Пинту) у Джорджа вообще ничего не выходило. А черепаха с острова Исабела отложила было яйца, но все они оказались "болтунами"...
Увы, Одинокий Джордж не оправдал надежд ученых. Но даже после смерти ему не обрести покоя - он так и останется символом Галапагос. Теперь уже в качестве чучела.