Исчезнувшие каналы Санкт-Петербурга

Одна из важнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга — вода. Обилие рек, речек, протоков, каналов просто поражает. И неудивительно, ведь этот город прочно удерживает первое место в России по количеству водных источников, вода занимает почти десятую часть его территории, а общая протяженность водных артерий Северной столицы — 300 километров.
А в прошлом каналов существовало еще больше, часть из них была засыпана, уступив место новым улицам и площадям.


Царство воды

Прежде чем говорить об исчезнувших каналах Санкт-Петербурга, стоит разобраться в том, зачем они вообще понадобились. Если учесть, что территорию города пересекает около 100 естественных водных артерий — рек, ручьев и протоков, а Нева время от времени «балует» жителей наводнениями, то стремление увеличить количество воды в городе за счет искусственных водоемов кажется по меньшей мере странным.
Довольно часто ответственность за это возлагают на Петра I, который хотел сделать Петербург то ли вторым Амстердамом, то ли Северной Венецией. Конечно, чрезмерная любовь первого русского императора к воде и флоту сыграла свою роль, но причина не только в этом.
Каналы городу были жизненно необходимы. Основанный в болотистой местности, он нуждался в ирригационной системе для отвода воды. Да и во время наводнений, а их Санкт-Петербург пережил более 70, каналы служили для стока воды и существенно уменьшали разрушительную силу стихии.
Кроме того, в прошлом водные магистрали выполняли важные транспортные функции — по ним перевозили продукты, сплавляли, лес, камень и другие стройматериалы. Достаточно, например, вспомнить, что Александровскую колонну весом в 600 тонн тоже привезли водным путем.
Но с течением времени необходимость в таком количестве протоков отпала, некоторые каналы засыпали, и даже горожане не всегда помнят об их существовании.



Каналы Васильевского острова
Самая, пожалуй, интересная история связана с неудавшимися каналами Васильевского острова.
Петр I мечтал по примеру Амстердама покрыть остров сетью судоходных каналов. С учетом пожеланий государя архитектором Доменико Трезини был разработан проект, и даже начали рыть каналы, а улицы, которые должны были проходить по их берегам, стали называть линиями.
Однако выкопали каналы только до 13-й линии, да и те были слишком узкие и не годились для прохода судов. А Большой канал шириной в 85 метров так и не начали строить. В настоящее время на его месте Большой проспект.

О Красном, Лиговском, Мастерском и других исчезнувших каналах читайте в [первоисточнике]...