• Архив

    «   Сентябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Мир без виз. Ночь и день на Мертвом море

Потратив целый день на изучение замков крестоносцев, уже поздно вечером в темноте мы оказались в каком-то городке на южной оконечности Мертвого моря. И тут происшествие. Мы вышли из автобуса и пошли в сторону освещенного магазина — до него было всего несколько метров. Неожиданно у припаркованного возле обочины грузовика открылась задняя дверца и с размаху — прямо на нас. По касательной дверца зацепила Сашу. Удар по голове, искры из глаз, ссадина. Зашли в магазин, чтобы смазать ссадину йодом. Владелец магазина был сильно взволнован: «Чем я могу вам помочь?». Он тут же притащил салфетки и воду, чтобы обмыть рану. Потом он пригласил нас к себе переночевать. Но мы отказались. А от предложения подвезти отказываться не стали. И вскоре на «Мерседесе» мы мчались в темноту по дороге. Слева в лунном свете блестело море. Но никаких огней или признаков жизни на берегу не было. Берег совершенно безжизненный, даже непонятно, в каком месте лучше остановиться.

Кемпинг на Мертвом море

Владелец магазина высадил нас перед постом возле ущелья Вади Муджиб.
В то время как предыдущей ночью возле Петры было очень даже холодно, здесь — на берегу Мертвого моря — по-летнему тепло. Мягкий бриз, шелест волн, лунный свет — и полное одиночество. Других желающих кемпинговать в этой части побережья не было.

Мертвое море - уникальный природный памятник. Озеро, размером 75 км в длину и от 6 до 16 км в ширину, уже издревле было принято называть морем. В Библии оно упоминается как Арабское, Соленое или Восточное море.

Уникальность Мертвого море прежде всего в самом его положении — в самой низкой точке на земле, на уровне 408 метров ниже уровня мирового океана. Но, кроме того, это еще и самый соленый водоем планеты. В воде Мертвого моря можно найти пол таблицы Менделеева — от брома и хлора до редкоземельных металлов. Содержание солей здесь 350 гр./литр - почти в 8 раз больше, чем в среднем в мировом океане.

Купание в очень «плотной» и маслянистой на ощупь воде оставляет незабываемые впечатления. Из-за высокой плотности в Мертвом море практически невозможно утонуть. Но и плавать только невозможно — стоит повернуться на живот, чтобы сделать хоть несколько гребков, как спину сразу же выгибает дугой, а руки и ноги торчат над водой. Можно только лежать или сидеть. Обычно на фотографиях с Мертвого моря изображают людей, читающих газету прямо «сидя» в воде. Вместо нее мы сфотографировались с флагом «Турбины». Тоже прекрасно видно, что мы находимся именно на мертвом море.

На всех остальных - «живых» морях так позировать невозможно.
Растворенные в воде минеральные соли помогают при лечении псориаза и других кожных заболеваний. Солнечные лучи фильтруются «дополнительными» 400 метрами сухого, с высокой концентрацией брома и почти без пыли воздуха, а испарения с поверхности воды действуют как поляризационный фильтр. Благодаря этому ультрафиолетовое излучение солнца сильно ослабляется, что создает идеальные условия для гелиотерапии. К тому же место пустынное и загорать можно хоть целый день в полном одиночестве. Гостиницы и современные лечебно-реабилитационные центры строятся на крайней северной оконечности моря, недалек от впадения в него реки Иордан.

Дорогие горячие источники

Вдоволь накупавшись в Мертвом море, просоленные насквозь (пресной воды там нет) мы вышли на дорогу и пошли в сторону Вади Муджиб. У входа в ущелье устроили полицейский пост (район Мертвого моря — приграничная с Израилем территория). Полицейские напоили чаем и немного подвезли — до поворота в сторону горы Небо.

Поворот выглядел очень пустынным. Казалось, там в ожидании попутки можно простоять целый день. Но буквально через несколько минут притормаживает микроавтобус. Внутри три человека.
- Нужна помощь? На гору Небо? Мы туда не едем. Но можем подвезти немного по пути.
Так мы познакомились с Саудом, Саламом и Махмудом. Они — как и мы были с ног до головы в соли — явные признаки купания в Мертвом море в «диком» месте (на официальных — небесплатных пляжах есть душ с пресной водой). Они ехали на горячие источники. Остановились на повороте.
- А вы не хотите с нами на источники?    
Почему бы и нет. Заодно от соли отмоемся.
Горячие источники Хаммамат Маин (Hammamat Ma’in) известны уже четыре тысячи лет. Здесь лечился сам Ирод Великий. Но недавно французы построили там пятизвездный спа-комплекс и теперь вход — только платный. Причем, недешево. Чтобы войти на территорию охраняемого как крепость комплекса, нужно заплатить по 10 динар с человека и еще 5 динар — за машину. Нашим попутчикам это показалось дорого, и они развернулись.
Давайте отвезем вас на гору Небо.

Гора Небо

Дорогу на гору Небо они не знали, а указатели оказались запутанными — даже для местных (при том, что большая часть дорожных знаков написана только на арабском языке). К тому же по пути неожиданно закончился бензин. Пришлось ждать, пока один из друзей, вызванных по мобильному телефону (прогресс!) привезет канистру с топливом. Поэтому ехали долго и успели познакомиться с тремя закадычными друзьями. Они вместе работают на стройке, вместе живут и вместе отдыхают.
Долго кружили по окрестностями Мадабы, но все же нашли гору Небо — наше упорство было вознаграждено.
 
С горы Эн-Нэбо (Nebo) с высоты 802 метров, пророк Моисей узрел Землю Обетованную. Здесь же его позднее и похоронили - где конкретно, неизвестно до сих пор. В III-IV веках на одной из вершин горы -  Сияга (Siyagha, по-арамейски «монастырь») была построена часовня. В конце VI века на ее месте возвели византийский храм.

В 1930-х годах на гора начались археологические раскопки. И сейчас в маленьком музее можно увидеть найденные при этом византийские мозаики. На самой большой из них, размером 9 метров на 3 метра, изображен процесс изготовления монастырского вина и охота.

От византийского храма остались одни руины. Сейчас вход на них закрыт — идет активная реставрация. Две колонные у входа в храм и стоящий неподалеку авангардный крест можно увидеть только издалека. Скульптура итальянца Фантони «Змеиный крест» – аллегорическое изображение из ажурного железа — довольно странно смотрится на фоне классических руин. По идее художника его скульптура символизирует обвитый змеей посох Моисея и крест, на котором распяли Христа.
В целом, посещение горы Небо разочаровывает. Здесь все время приходится напоминать себе, что находишься на историческом месте — само по себе оно ничем не примечательно. Если бы не Моисей, то эта гора ничем бы не выделялась из ряда таких же гор, разбросанных по окрестностям Мертвого моря.    

Бесплатные горячие источники

С горы Небо друзья предложили свозить нас на горячие источники. Оказывается, они знают и бесплатные источники в районе Мертвого моря.
В отличие от дорогих источников в Маине, эти источники никак не обозначены. Их местоположение можно определить только по припаркованным на обочине шоссе машинам и толпе людей — просоленных, испачканных целебной грязью и мокрых, уже после купания в пресной воде.

Вернее, самих источников там нет. Есть лишь стекающая из них река (по всей видимости она течет именно из источников Маин). Чем выше по течению поднимешься, тем горячее  и чище вода, тем меньше купающихся. После долгих и напряженных поисков нашей компании тоже удалось найти подходящее место — в небольшой «ванночке» примерно по колено глубиной. Температура воды в том месте была примерно 33-35 градусов. Чем больше в ней сидишь, тем больше прогреваешься.  

Автобус в Дамаск

По дороге в Амман друзья завезли нас в свой родной город — Эс-Салт, чтобы показать главную достопримечательность — церковь Святого Георгия.
В Аммане нас высадили на площади Абдали. Оттуда ходят автобусы в Сирию. Правда, дойти до автобуса удастся только, если сможешь отбиться от навязчивых приставаний таксистов. Нам удалось. Вскоре мы уезжали на прямом автобусе в Дамаск.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир бз виз» продолжается...      

Мир без виз. Замки крестоносцев

В Вади Муса мы задержались не на одну ночь, как обычно, а на две (правда всего один день, приехали очень поздно). Поэтому и выехали в путь рано-рано утром. Пешком вышли на выезд в сторону городка Эш-Шобак. Стали голосовать. Останавливаются сплошь таксисты. Стали прицениваться. После того, как удалось сбить цену до 5 динар, упорствовать не стали -  время дороже. Автостопом еще успеем наездиться.
Как оказалось, правильно мы поехали на такси. От городка Ээш-Шобак до замка Монт Реалис, в который мы собственно и ехали, несколько километров. А таксист довез нас прямо к входу — даже не к основанию горы, а именно к входу в замок на вершине.
Время было такое раннее, что даже охранники еще не пришли. Так и не удалось выяснить, сколько стоит вход в замок — просто не у кого было спрашивать.  

Замок крестоносцев

Монт Реалис (Mont Realis или Montreal) был построен в 1115 году по приказу Болдуэна I на удивительном месте — на вершине торчащей посреди пустынной равнины горы.

На первый взгляд замок кажется неприступным — со всех сторон. Но в 1189 году его сравнительно легко захватили войска мусульманского предводителя Салах ад-Дина.

В XIV в. уже при мамлюках замок сильно перестроили (с тех пор на стенах арабская вязь). Колодец вырыли такой глубокий, что до воды приходилось спускаться по 375 ступенькам (сейчас вниз тоже можно спуститься — но нужен хороший фонарик и крепкие ноги).

На территории замка реставрация еще продолжается. Но уже сейчас там можно увидеть руины двух церквей, бани, цистерны для хранения дождевой воды и прессы для изготовления оливкового масла. А самое замечательно там — вид на окрестности.

Нумизмат с миноискателем

Спустившись из замка вниз, мы вышли на дорогу и пошли в сторону хайвея. Когда проходили мимо установленных специально для фотографирования кресел из соседней пещеры вышел араб и пригласил на чашку чая. Чашкой чая, конечно, дело не ограничилось. И пещера оказалась замечательная, и хозяин — гостеприимный. Больше всего он гордится своей коллекцией настоящих старинных монет (99% продающихся туристам монет — подделки). В доказательство подлинности их происхождения он даже продемонстрировал старенький, хорошо поюзанный металлоискатель, и какую-то научную книгу или каталог нумизмата, где были фотографии похожих монет.

Вернувшись на шоссе, мы опять стали голосовать. На этот раз наш путь лежит в сторону другого замка крестоносцев — в Эль-Карак.  
Вначале остановилось несколько такси, но потом мы попали в машину к аспиранту сельскохозяйственного факультета местного университета.

Он не только довез нас прямо до Карака, но и устроил экскурсию по дороге — с посещением заповедника Дана.  

Закат в Караке

Эль-Карак (Karak) был основан на главном караванном пути, связывавшем в библейские времена Египет с Сирией. В Библии город упоминается как столица моабитов - Кир, Кир Моаб или Кир Герес. Римляне переименовали его в Каракмоба (Characmoba).

Расцвет города связан с появлением на Ближнем Востоке крестоносцев. В 1142 году иерусалимский король Болдуин I приказал на вершине скалы построить замок Карак. Он входил цепь крепостных укреплений крестоносцев, протянувшихся от Акабы через Иорданию и Сирию до нынешней границы Турции.

Один из владельцев замка, печально известный Рено де Шатильонский, прославился своей невероятной даже по тем немилосердным временам жестокостью. По его приказу пленников и приговоренных к казни преступников не просто сбрасывали со скалы живыми. Им на голову специально надевали деревянный ящик, поэтому несчастные пролетали 450 метров вниз (замок стоит на высоте 900 м над уровнем моря) живыми и в полном сознании. Погибали уже от удара о землю. Позднее и сам Рено был казнен, но более «гуманным» способом. Ему всего лишь отрубили голову.

В 1188 году после восьмимесячной осады замок был взят штурмом армией Салах ад-Дина. В XIII веке мамлюкский султан Бейбарс укрепил крепостные стены и углубил ров. Но в 1293 г. замок был разрушен землетрясением.
Огромная крепость на первый взгляд кажется совершенно неприступной. С запада и востока ее защищают отвесные склоны, а с севера и юга строители прокопали глубокие крепостные рвы. Раньше в замок можно было попасть только по деревянному подвесному мосту. Но для удобства туристов в углу стены прорубили удобный проход. Справа от входа вниз к Археологическому музею ведет вырубленная в камне лестница.
Внутренними стенами замок разделен на два двора. Резиденция владельца, церковь, а позднее и мечеть строили в верхнем дворе. А нижний двор служил всего лишь очередной преградой на пути захватчиков – местных арабских племен и пришедших из глубин Азии монголов.
В скале под замком было прорыто несколько этажей подземных галерей (утверждают, что их там семь, но приходится верить на слово). Вход в подземелья закрыт, даже освещение еще не удосужились провести. Гиды бросают в дыру в полу зажженную газету. Краткая вспышка, конечно, не освещает весь подземный тоннель, но дает возможность убедиться в самом его существовании.
Лучшее время для посещения замка — на закате. Солнце, заходящее над лежащим глубоко внизу Мертвым морем, освещает стены и скалу в ярко-желтый цвет. И замок выглядит значительно романтичнее, чем днем.

После заката начинает быстро темнеть, а нам нужно успеть добраться до берега Мертвого моря. Ночью на автостоп надежды нет. Но недалеко от ворот замка есть остановка идущих в сторону Мертвого моря местных автобусов.  
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир бз виз» продолжается...      

Мир без виз. Одно из чудес света

Выбравшись на попутных пикапах из пустыни Вади Рум, мы также автостопом двинулись на север, в сторону Петры. Буквально сразу же затормозили дальнобойщика (он чуть не сжег свои шины при экстренном торможении — очень уж ему хотелось подвезти троих европейцев с рюкзаками). Приветливый и очень разговорчивый водитель настойчиво приглашал нас ехать вместе с ним сразу в Акабу. Но мы се же отказались и уже в полной темноте вышли на глухом повороте в сторону Петры.  

Вади Муса

Автостоп в Иордании отличный. Европейцев иорданцы подвозят охотно. Но в полной темноте на глухом повороте под пронизывающим до костей холодным ветром (с наступление темноты сильно похолодало) мы еще неизвестно сколько простоим. И нас плохо видно, и мы неизвестно кому голосуем. Так по-ошибке и остановили такси. Вначале отказались. Но водитель все же уговорил нас — предложил довезти прямо до Петры всего за 5 динар.
Вскоре мы были в поселке Вади Муса. Именно сюда переселили всех жителей Петры, когда ее территорию объявили национальным парком, а потом еще и памятником ЮНЕСКО.

В Вади Муса я уже был три года назад. Тогда останавливался в отеле «Валентина» и даже включил этот отель в свой путеводитель «Ближний Восток». Интересно будет проверить, работает ли он еще? Или нужно в следующем издании путеводителя менять его на другой?
Отель «Валентина», как оказалось, не просто продолжает работать, но и стал в два раза больше — к нему добавили пристройку с отрытой верандой и многоместными комнатами. Именно там и нашлось для нас место.
Большинство гостиниц, в которых останавливаешься во время путешествия, забываешь сразу же после того, как из них выписываешься (или еще раньше!). И лишь некоторые запоминаются надолго. Отель «Валентина» в Петре относится как раз к тем немногим, о которых есть, что сказать. Это типичный пример бэкпакерского отеля. Простые комнаты с общими удобствами на этаже, большая  общая комната с телевизором, бесплатный Wi-Fi Интернет. А в гостинице «Валентина» еще и ужин . Шведский стол с необычайно широким разнообразием блюд. За один раз и сравнительно недорого можно попробовать сразу все типично иорданские лакомства.
Туристы приезжают в поселок Вади Муса с единственной целью — посетить Петру, вход в которую расположен на нижней окраине поселка.
           
Красно-розовый город

Красно-розовый город Петра (Petra или Эль-Батра) - самая знаменитая достопримечательность не только Иордании, но и всего Ближнего Востока. Название этого неприступного города-крепости, столицы или некрополя (у ученых пока нет единого мнения на этот счет) древнего государства набатеев дошло до нас в греческой транслитерации (в переводе с греческого - «камень»).

Во время раскопок археологи нашли на территории Петры руины одного из самых древних поселений Ближнего Востока, в котором люди жили уже девять тысяч лет назад.

Вплоть до 1200 г. до н.э. Здесь обитали едомиты. Возможно, это именно они упоминаются в Библии. В Ветхом Завете можно прочитать, как однажды иудейский царь Амазия (Amaziah, 796-781 гг. до н.э.) овладел городом Села (на вершине горы Умм-аль-Биара (Umm al-Biyara) в центральной части Петры) и захватил в плен десять тысяч едомитов в Соляной долине.
Главный источник воды – ручей Айн Муса (Ain Musa, «ручей Моисея») - питавший обитавшие на территории Петры народы, по легенде возник лишь по воле пророка Моисея. Он ударил камень своим «чудесным» посохом и оттуда брызнула вода. Древнееврейский пророк Аарон умер неподалеку от Петры и был похоронен на вершине горы, которую позднее назвали в его честь - Джабал Харон (Jebel Haroun, гора Аарона).
В VI в. до н.э. в район Петры из западной Аравии пришло племя набатеев. Именно набатеи и стали вырезать в мягких розовых скалах монументальные храмы и гробницы, которые стали визитной карточкой Петры. Когда в 106 году н.э. Набатейское царство вошло в состав Римской империи, в Петре стали строить колоннады, бани, общественные здания и посвященные римским богам храмы.
В 363 году землетрясение разрушило построенные из камня здания, однако не нанесло никакого вреда вырезанным в скалах храмам и гробницам. После землетрясения жители ушли, и Петра вскоре превратилась в «затерянный» город. В течение семи столетий о его существовании знали только местные бедуины и арабские торговцы.
Для европейцев Петру «открыл» швейцарский путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт (Johann Ludwig Burckhardt). В 1812 году он принял ислам и во время паломничества на почитавшуюся мусульманами могилу пророка Аарона, увидел Петру.
Сейчас для того, чтобы увидеть Петру, не нужно быть мусульманином или паломником. Сейчас Петра — самая известная (и самая дорогая) достопримечательность Ближнего Востока.

Экскурсия по Петре

Вход в Петру находится на окраине городка Вади Муса. Из гостиницы «Валентина» сюда можно доехать утром на бесплатном шатле и вечером также вернуться назад — если лень прогуляться несколько километров.

От входа посыпанная гравием дорожка ведет постепенно снижаясь вниз к входу в ущелье Сиг. Удивительно узкое и длинное ущелье не было прорезано рекой, а образовалось во время древнего землетрясения. Скала рассечена словно торт, разрезанный острым ножом. По длинному узкому и очень кривому ущелью в древности в Петру входили торговые караваны. Здесь же пытались прорваться захватчики (сейчас именно здесь бдительная охрана вылавливает пытающихся сэкономить безбилетников).

Дно ущелья выровняли и даже заасфальтировали. Здесь можно идти, не смотря себе под ноги, а разглядывая вырезанные то тут то там древние надписи, гробницы, стершиеся почти до неразличимости барельефы.

И наконец в расщелине показывается Сокровищница (al-Khazneh, 100 г. до н.э. - 200 г. н.э.) - изображенная во всех путеводителях по Иордании или Ближнему Востоку (например, на обложке второго издания моего путеводителя «Ближний Восток») и на миллионах туристических открыток.

За Сокровищницей ущелье сворачивает круто вправо и ведет еще дальше вниз к руинам самого города. На этом отрезке пути уже значительно больше вырезанных в скалах ниш и гробниц. Здесь же, слева можно увидеть целиком вырезанный из скалы амфитеатр на 800 мест (сейчас там идет реставрация, и туристов не пускают).
 
Сразу за Амфитеатром наверх уходят ступени (на развилке нужно повернуть направо). Они ведут на вершину горы, к Дворцу жертвоприношений. Там в скалах вырубили алтари, воздвигли обелиски и построили здания для жрецов. Оттуда тропинка ведет вниз к Львиному фонтану, гробнице римского легионера и дворцу Триклиниум (Triclinium, Зал пиров) – единственному зданию с украшенным интерьером. Заканчивается маршрут у Колонны Фараона (это все, что сохранилось от древнего храма). Оттуда нужно возвращаться назад вниз к Амфитеатру.

За Амфитеатром ущелье расширяется. Справа в скале вырезаны Царские гробницы (Джабал Кубтха, Jabal Khubtha) с величественными порталами.

В римскую эру вдоль всей центральной улицы стояли колонны. Но до наших дней дошло только несколько, да и те пришлось собирать по кусочкам. В дальнем конце улицы видна трехарочная Триумфальная арка (или Ворота Теменос).

Чуть дальше стоит Храм крылатых львов, посвященный богине плодородия Атаргатис.
Пройдя через Триумфальную арку выходим к храму Каср бин аль-Фароун (Qasr bint al-Faroun, по-арабски «Дворец дочери фараона»). Храм, известный также как храм Душара, был построен набатеями в 3- г. до н.э. И действовал вплоть до римского завоевания. Позднее он был разрушен землетрясением.
Еще чуть дальше дальше, за рестораном, начинается подъем наверх к Монастырю.

Дорога ведет все время вверх, но вырубленные в камне ступени облегчают подъем. Ленивых и немощных бедуины берутся наверх верхом на ишаке (2-4 динара, как договоришься). По пути наверх стоит свернуть в маленькое ущелье слева. Там в конце (это всего метров тридцать) прячется Львиная гробница.

Если внимательно приглядеться, на фасаде можно разглядеть два смотрящих друг на друга льва.
Монастырь (ал-Дейр, al-Deir) по внешнему виду сильно напоминает Сокровищницу, - очевидно тот же стиль. Храм строился с III в. до н.э. до I в. н.э., но так и не был закончен. Позднее в стенах были вырезаны кресты и здание стали использовать в качестве церкви – отсюда и название.

Еще дальше Монастыря находится «край мира». Оттуда с края скалы открывается замечательный вид на тянущиеся в бесконечность горы и ущелья. Дороги же дальше нет. Нужно возвращаться назад к главному входу.
Напоследок — еще одна достопримечательность Петры — ни с чем не сравнимый закат. После заката начинает быстро холодать. Придется задержаться в Поселке Вади Муса еще на одну ночь. Конечно, ночевать по два раза в одном месте не в наших правилах. Но максимум, что мы смогли сделать,  перейти в другую гостиницу.  
Утром поедем дальше на север. Кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Свободная зона

На пароме мы переправились из египетского порта Нувейба в иорданский порт Акаба. Как обычно, у всех пассажиров-европейцев паспорта забрали еще во время плавания на пароме, а выдали уже на берегу — и сразу с въездными штампами. Минимум пограничных формальностей (таможенники, наоборот, все вещи пропускали через «телевизор» - наверное, египетских террористов все же немого опасаются). В принципе, так же просто в Иорданию можно въехать через любой переход. Но при въезде в Акабу дополнительный бонус — не нужно платить въездной налог — 10 иорданских динар. Это связано с чем, что в Акабу, как в свободную экономическую зону и въезд свободный.  

Свободная зона — Акаба

Из-за задержки с отправлением наш паром пришел в Акабу уже затемно. Оказалось, деньги нужно было менять еще в нейтральной зоне (там есть обменник). В самом порту уже после пересечения границы ни обменных пунктов, ни банкоматов мы не нашли. Опять — уже не первый раз в этом путешествии — начинаем путешествие по новой стране совсем без денег.
От порта до города около 6 километров. Нас сразу же обступили таксисты. Но мы даже прицениваться не стали. Поедем автостопом.
Вышли на трассу, но поначалу удавалось остановить опять же только таксистов. Здесь, как оказалось, народ тоже промышляет частным извозом. Но и автостоп есть! Водитель очередной остановленной нами машины даже обиделся, услышав от нас фразу «нет денег» (уже несколько раз пришлось отшивать таксистов и мы сразу постарались проявить свою сущность, чтобы не терять время на бесплодные разговоры): «Какие деньги? Вы — мои гости».
Через пять минут мы были уже в самом центре города. Подходящую гостиницу нашли без проблем. Банкоматы и обменники здесь тоже на каждом шагу. Жизнь налаживается!  

Акаба для туристов

Во время раскопок на холме Телль Аль-Халифа (4 км к западу от центра города, у границы с Израилем) археологи нашли доказательства того, что уже в библейские времена здесь жили люди. Судя по находкам, они добывали здесь медную руду и торговали ей с Аравией и Йеменом.

В римскую эпоху на берегу моря был основан портовый город Айла. В нем начиналась дорога «Виа Нова Траяна», которая вела от побережья Красного моря через Амман в Дамаск.
Первые христиане появились в Акабе уже в I в. Археологи раскопали руины церкви III в., которая считается древнейшей в мире. Она была построена даже раньше, чем церкви Святой Сепулькирии в Иерусалиме или Рождества в Вифлееме.

В XII веке сюда пришли крестоносцы. Они построили свою крепость на острове Фараона, который лежит всего в 7 км от берега, но сейчас находится в египетских территориальных водах. Крестоносцев выбили войска воевавшего под знаменем ислама курда Салах ад-Дина, а им на смену в конце XIII века пришли из Египта мамлюки. Именно им приписывают строительство форта недалеко от берега моря (на почему-то не на самом берегу), который сейчас как раз активно реставрируют. Обстановка там во время нашего визита была как на строительной площадке в разгар строительства, но вход для туристов открыт.  

Вообще же туристических достопримечательностей немного. Рядом с фортом есть маленький невзрачный музей и огромный флагшток с гигантским иорданским флагом. Но, что удивляет в Акабе больше всего, на набережной установлены знаки не только «не устанавливать кемпинг» - и так в черте города это довольно странно  - но и «не спать» (вообще уникальный, не имеющий аналогов знак). Видимо летом, когда в городе наплыв отдыхающих, мест в гостиницах всем не хватает и народ норовит ночевать так же, как мы это частенько делаем и сами — под открытым небом.

Под открытым небом, конечно интереснее, чем в каком-нибудь невзрачном отеле. Но лучше все же не в черте города (и уж тем более не под знаком «не спать!»), а на природе.
Больше 90% территории Иордании занимают пустыни. Самая интересная — пустыня Вади Рум. Туда и отправимся.