• Архив

    «   Сентябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Как зарабатывать в путешествиях? Часть 4. Продавать видео

В последние годы видеокамеры стали таким же непременным атрибутом путешественников, как и фотоаппараты. Сейчас видеокамерой уже никого не удивишь. Кроме того, видео можно уже снимать и фотоаппаратами, и даже мобильными телефонами. Сотни тысяч туристов ежегодно привозят из поездок миллионы часов видеозаписей. Интересно, а реально ли на них заработать? Если бы я знал, с какими проблемами придется столкнуться, то с видео с самого начала даже связываться бы не стал. НО уже поздно — певый раз я взял с собой в путешествие видеокамеру еще в 1999 году. И первый опыт — 120 часов видео от трехлетнем кругосветном путешествии. О том, что с видео работать сложнее, чем с текстами или фотографиями, я понял даже на самом первом примере. В то время, как книга о путешествии («Вокруг света за 280$») издана уже два года назад (и это при том, что книги о путешествиях публикуют с неохотой — как я уже писал в Части 1 этой статьи)., фильма нет до сих пор. Хотя времени и сил на его создание я потратил уже много (промежуточный результат в виде 37 видеороликов можно увидеть в Интернете — по запросу «Вокруг света за 280$»). На этом примере я прекрасно понял, с какими проблемами приходится сталкиваться, если свяжешься с видеосъмкой (если, конечно, относиться к ней не как к развлечению).  

Как снимать?

Первая проблема — как снимать. Казалось бы нет ничего прощше. Каждый из нас просмотрел тысячи часов фильмов и телепередач. И не нужно большого ума, чтобы понять — примерно так и снимать, как нам показывают. Однако, нет. С человеком, который впервые берет в руки видеокамеру, буквально в ту же секунду происходит удивительная метаморфоза. Он как будто моментально забывает все, что видел за всю свою предыдущую жизнь - на экранах кинотеатров и по телевизору. Человек с видеокамерой чувствует себя первым изобретателем удивительного инструмента, с помощью которого можно фиксировать на пленке не только статичные, но и движущиеся картинки. И начинает сам создавать свою оригинальную технику. Хотя, как показывает практика, ничего оригинального в ней нет — все непрофессионалы поступают совершенно одинаково. Достаточно посмотреть пару минут любой любительской видеозаписи, чтобы понять ее отличие от профессиональной.
Типичные особенности любительских видеозаписей – постоянное «ерзание» (камера ни на чем постоянно не фиксируется, а свободно движется, повторяя хаотичные движения человеческого глаза), неумеренное использование зума (почему бы не использовать, если есть?) – объект постоянно то приближается, то удаляется, полное отсутствие крупных планов (в жизни их тоже не бывает, наши глаза при желании сами выхватывают нужные детали - пусть и зритель этим занимается). Поэтому и неудивительно, что любительское видео могут смотреть только сами его создлатели, их ближайшие родственники и друзья (правда, друзей уже нужно привязывать к стулу — иначе больше минуты «пытки видеозаписью» они не выдержат).
Если любой непрофессионал иногда — чисто случайно — может снять достаточно приличные фотографии (если много снимает), то случайно снять видео невозможно в принципе. А что нужно, чтобы стать профессиональным видеооператором? В принципе — это известно: пять лет проучиться во ВГИКе на операторском факультете и еще лет пять поработать оператором на ТВ. Но это для того, чтобы стать настоящим профессионалом (кстати, действительно профессиональным фотографом стать ничуть не проще). Для того же, чтобы снимать видео на уровне «продвинутого любителя» (как мы с успехом делаем фотографии на этом уровне), нужно не много: всего лишь посмотреть пару часов телепрограмму о путешествиях и, взяв в руки видеокамеру, НЕ ЗАБЫТЬ об этом.
О чем именно следует помнить? Да хотя бы о самых-самых главных принципах видеосъемки:
- крепко держать видеокамеру в руках, закреплять ее на штативе или ставить на подходящие устойчивые предметы (камни, стены, столы, стулья и т.д.).
- периодически делать панорамы. Сначала зафиксируем начальный кадр на 3-5 сек. Затем начинаем очень медленно – как будто видеокамера в сто раз тяжелее, чем есть на самом деле и двигать ее удается с огромным трудом – переводить камеру на другой кадр. В конце панорамы также фиксируем последний кадр на 3-5 сек.
- снимать общий план (например, сразу всю группу людей), средний план (например, только пару человек в группе) и крупный план (например, лицо, или руки, или какой-то предмет – например, рюкзак, камень или табличка).
- снимать эпизоды длительностью не меньше, чем 5 сек (иначе трудно потом монтировать).
Видеосъемка путешествия — это не развлечение (как фотография), которым можно заниматься в хорошую погоду при хорошем настроении, а настоящая работа. Снимать нужно весь процесс от начала до конца. Как вцелом процесс всего путешествия — от старта до финиша, так и отдельные его эпизоды. Например, человек готовится к прыжку, прыгает, погружается в воду, выныривает. Или поездка – посадка в автобус, в поездке, высадка. Достаточно пропустить начало, середину или конец, и весь видеоматериал можно смело выбрасывать в мусорное ведро. Хотя и в том случаве, если все снято правильно, от сырого видеоматериала еще очень мало толку. Обработать его значительно сложнее, чем обрабатывать фотографии (для этого вполне достаточно научиться нажимать три кнопки в «Фотошопе» или «Пикасе»!).  

Что делать с отснятым видеоматериалом?

Когда мы делаем тысячи фотографий, то приходится потратить много времени на то, чтобы выбрать среди них два-три десятка наиболее удачных кадров. Но это все просто детские забавы по сравнению с проблемой обработки и монтажа видеоматериала. Исходный видеоряд – это даже еще не руда, которую можно отправлять на переплавку, а просто груды земли вперемешку с рудой и отдельными крупицами золота. Чтобы смонтировать из отснятого материала настоящий фильм нужно времени, сил и денег в десятки раз больше, чем было потрачено на само путешествие. Причем, если затраты на обработку видеоматериала очевидны, то возможности заработать на созданном из него фильме более, чем туманны. Конечно, и этим стоит заниматься. Но к зарабатыванию денег во время путешествия это уже не относится (скорее, это материал для статьи «Куда потратить спонсорские деньги?»).  

А можно ли продавать сырой видеоматериал?

Чисто теоретически, даже на «сырой» видеоматериал могут найтись покупатели. Иногда телеканалам требуются съемки каких-то конкретных мест. Специально посылать туда видеооператора дорого. Проще и дешевле прикупить уже отснятый материал. Ходить по телепрограммам и навязывать десятки и сотни часов своих видеозаписей малопродуктивно. Значительно проще выложить описание своей поездки с кусочками видео в Интернет. Именно так на меня первый раз вышли телевизионщики. Им потребовались видеокадры из австралийской дыры – Кубер Педи. По запросу в Интернете выяснилось, что я не только там побывал, но и отснял на видео. Именно этот кусочек моих видеозаписей и предложили купить. Я тогда не знал, сколько это должно стоить, и цену называл «с потолка». После того, как с ней сразу же согласились, понял, что явно продешевил. Позднее – пообщавшись и с другими телеканалами и программами (здесь, как в любом деле, важно внедриться), я выяснил, что стартовая цена за видеоматериал – 200 доллров/мин в розницу (когда платят только за те мин и сек, которые вошли в окончательную версию программы) или 60 долларов/час оптом (иногда покупают сразу все 100-200 часов отснятого материала, из которого потом можно брать кусочки по мере надобности – при этом авторские права не передаются и вы можете продавать свое видео и в другом месте).

Как продавать видео на видеобанки?

В последние годы крупные фотобанки обратили свое внимаение и на видеоматериал. И сейчас в большинстве приличных фотобанков принимают уже и видео. Обычно им нужны кусочки от 6 до 60 сек.по тематике и содержанию очень похожие на стандартные фотографии для фотобанков. На них и можно ориентироваться — просто параллельно снимать все самое интересно одновременно и на фото, и на видео. И одновременно закачивать в один и тот же фото - он же и видео - банк. Видео можно продавать на тех же фотобанках, на которых вы уже зарегистрировались, чтобы продавать фотографии. На некоторых фотобанках для этого опять же нужно проходить экзамен, на других счтают, что те, то снимают фото, могут снимать и видео.      

С какими видеобанками стоит работать?

В принципе, с видеобанками считуация примерно такая же как с фотобанками — тем более, что многие из них совмещают фото и видео.

Фотобанк Шуттерсток Самый большой он-лайновый фотобанк в мире сейчас принимает и видеофрагменты. Специальной регистрации и экзамена не требуется. Считается, что фотограф, который с успехом прошел экзамен на этот фотобанк уже не может не понимать, какой видеоматериал нужен. Удобно, что никакой специальной обработки роликов не требуется – достаточно порезать исходный avi файл на кусочки до 60 сек. И можно закачивать на банк (ключевые слова задаются также, как и для фотографий). Видеофрагменты в этом банке продают по такой же схеме, что и фотографии – оптом. Видеофрагменты покупают пока не так часто, как фотографии. Но за одну продажу автору выплачивают от 2.5 до 12.5 долларов (в зависимости от качества купленного ролика и формы подписки покупателя).

Фотобанк Фотолиа Уже и сейчас активно развивающийся фотобанк принимает видео. Продаж, правда, пока очень мало – видеобанк только-только становится на ноги. Но перспективы есть. Сюда, также можно закачивать видео без всякой предварительной обработки.

Фотобанк Истокфото Очень крупный фотобанк тоже продает (и принимает от авторов) видео. Видео-операторы-новички (даже те, кто уже зарегистрирован как фотограф) проходят вступительный тест, на который нужно прислать 3 видеофрагмента (в MPEG 4). После успешного прохождения теста можно начинать закачивать видео (до 50 в неделю). Видео закачивается в два этапа. Вначале нужно закачать сжатый в MPEG 4 ролик и только после его одобрения закачивать на сервер исходник (но и его нужно перекодировать из avi) . Продаж пока не очень много, но видео-банк активно развивается. За один проданный видеоролик можно получить от 3 до 10 долларов (в зависимости от формы подписки).

Видеобанк Понд 5 Первый специализированный видеобанк (одновременно с видео принимает и продает музыку и звуковые эффектиы — но тоже для видео) по уровню продаж уже вышел на сравнимый с монстрами из числа фотобанков, для которых видео по-прежнему всего лишь побочная деятельность. В этом видеобанке можно устанавливать собственную цену за свои ролики или передоверить это право редакторам видеобанка. Закачивать можно в каком угодно видеоформате, сколь угодно много.

Как зарабатывать в путешествиях? Часть 2. Продавать тексты

Когда реально путешествуешь за границей, поневоле накапливаются впечатления, эмоции, наблюдения и практические советы, которыми хочется поделиться со всем миром. Сейчас нет ничего проще — любой может завести свой блог и писать в нем путевые заметки. Разрешения спрашивать ни у кого не нужно, подстраиваться ни под кого не надо. Но за это и не платят. А можно ли получать за свои тексты деньги? Конечно, можно. Однако для этого недостаточно выплеснуть свой опыт по типу «все, что вижу о том и пою». Достаточно сравнить статьи, опубликованные в каком-нибудь журнале и записи в блогах на ЖЖ, чтобы сразу увидеть разницу. И в чем же она?

Как писать статьи для периодики?

Платят не за то, что вы пишете, а только за то, что вы пишете именно так, как нужно — в «правильном» стиле. Конечно, представление о «правильном» стиле у всех разное. Но у любого издания (будь то газеты, журналы или профессиональные туристические сайты — там тоже платят авторам) есть свой стандарт. Нет смысла писать «просто» статью, а потом думать, куда ее предложить. Конечно, я и сам так начинал — научить или посоветовать было некому. Свою первую статью написал от любви к искусству — просто хотелось выразить впечатления от поездок. Потом долго думал, кому предложить. Можно сказать, мне просто повезло. Мо первую статью статью все же опубликовали (23 февраля 1994 в газете «Иностранец»). И это была моя единственная статья, написанная «от балды». Уже вторую статью я писал сразу под заказ той же газеты. И с тех пор «просто статей» я уже никогда не писал — только конкретные, для какого-то определенного издания (конечно, бывали и «проколы» - некоторые статьи так и не были опубликованы, по разным причинам).
В редакциях все и так с головой завалены работой. Ни у кого нет времени разбираться с неструктурированным или «неправильно» структурированным текстом. Поэтому и нужно писать статью, уже заранее зная, в какой издание (и даже в какую имеенно рубрику внутри издания) вы хотите ее предложить. Так будет значительно больше шансов на то, что вашу статью в редакции хотя бы прочитают с интересом.
Конечно, не стоит сразу же претендовать на монстров, типа журналов «Geo”, “National Geographic” или «Вокруг света». Правильнее начинать с изданий попроще — например, со свой районной или городской газеты (статьи о путешествиях могут публиковаться практически в любой мало-мальски универсальной и даже в ведомственной газете). Не стоит сразу же рассчитывать на высокий гонорар (есть издания, где гонорара авторам вообще не платят). Для начала полезно получить опыт работы с редактором, понять что и как нужно писать. Да и наличие публикаций поможет вам при обращении в более серьезные издания — вырезки из газет (или ссылки на Интернет-версии СМИ) станут вашим «портфолио».

Стоит ли писать книги о путешествиях?

У любого много где побывавшего путешественника накапливается огромный запас историй, приключений, оригинальных рассуждений, которые ни в какие статьи уже не умещаются. И тогда возникает естественное желание написать книгу — типа «Мои приключения в...» (я знаю десять человек, которые сейчас путешествуют вокруг света, и 9 из них уже хотят написать книгу о своей кругосветке!). Конечно, если такое желание возникло, то писать надо. И публиковать надо обязательно. Но удастся ли на этом заработать? Не берусь говорить про ситуацию с англоязычными книгами, но книги о путешествиях на русском языке в большинстве своем или совсем убыточные или еле-еле рентабельные. Поэтому и пишут их энтузиасты — начинающие писатели, а издают энтузиансты — издатели. И зачастую это одни и те же люди. Примерно 90% таких книг в России — чистый самиздат: сам написал — сам, за свои деньги (или деньги друзей) издал. Крупные издательства иногда тоже порываются затеять серию книг о путешествиях. Но столкнувшись с проблемами реализации, быстро теряют интерес и возвращаются к более прибыльным жанрам — типа «секс в гробу», там больше шансов заработать.
Конечно писать книги о путешествиях все же стоит и публиковать их надо обязательно. Но делать это скорее всего придется за свой счет, без рассчета не только на прибыль, но и на самоокупаемость. Однако, нельзя же всю жизнь прожить только ради денег. Я этого не понимаю. Это сейчас у меня тема «Как заработать в путешествиях», но не стоит думать, что я только об этом и думаю. Сам регулярно организую некоммерческие, но интересные для меня проекты — не ради денег, а ради удовольствия от самого процесса (очередная затея — проект «Мир без виз» mirbezviz.ru). И свою первую книгу - «Хитч-хайкинг» (1994) тоже печатал за свой счет (вернее, за счет своих друзей). Конечно, с чисто коммерческой точки зрения издание оказалось убыточным. Но в процессе рекламы и реализации книги (продавать тираж тоже пришлось самому), многое узнал, многому научился. Основываясь на этом опыте, выпустил еще две уже более успешных с коммерческой точки зрения книги - «Школа автостопа» (1999) и «Уроки автостопа» (2000). Но мне лично заниматься издательской деятельностью не понравилось. Все же путешествовать, писать и даже рекламировать написанное мне нравится больше, чем заниматься книгоизданием и книгораспространением. И свою очередную книгу уже сам печатать не стал, а стал предлагать в издательства. Процесс это тоже не простой. Конечно, книга о путешествиях — не статья, ее трудно писать под готовый стандарт. Но уже написанную книгу стоит предлагать именно тем издательствам, у которых уже выходили более-менее похожие книги. Еще лучше, если удастся найти серию аналогичных книг — большие издательства предпочитают издавать книги не по одиночке, а сразу сериями (так, например, моя книга «Вокруг света за 280$» (2009) в издательстве «Эксмо» попала в серию «Подсмотренный мир» - это сильно увеличило шансы на ее публикацию).

Как писать путеводители?

Сейчас в магазинах можно найти путеводители практически по всем странам мира. Но их продолжают выпускать — появляются новые книги и новые серии книг о разных странах мира. Как показывает практика, выпускать путеводители значительно выгоднее, чем книги о путешествиях. При том, что у нас уже сейчас на рынке есть много серий путеводителей, включая и переведенные на русский язык иностранные, их еще все же меньше, чем в развитых странах. Значит, рынку еще есть, куда развиваться.
Кроме того, особенность путеводителей состоит еще и в том, что их нельзя написать раз и навсегда. Любой путеводитель устаревает, и его нужно обновлять, уточнять и дополнять содержащуюся в нем информацию. И этим тоже кто-то должен заниматься. Поэтому авторы и «проверяльщики» путеводителей требуются постоянно. Проблема, правда, в том, что новичков брать и здесь не хотят. В редакциях предпочитают работать с уже проверенными как авторы текстов о путешествиях людьми. Не обязательно у вас должны быть уже написанные путеводители — достаточно статей в газетах и журналах, книг о путешествиях (даже опубликованных за свой счет).
Я лично в эту сферу попал без всякого приглашения. Свой первый путеводитель - «Европа для всех» в 1998 году издал за свой счет. И когда занимался его реализацией, случайно вышел на издательство «Аякс» (они выпускают путеводители серии «Полиглот») - там предложили выпустить улучшенную и дополненную версию моего «самиздатского» путеводителя (и потом выпустили еще пять изданий). А потом я писал путеводители уже специально для этого издательства. И опять же ситуация с путеводителями, как со статьями. Писать нужно не просто о стране, а под стандарт какой-то определенной серии. Так я, например, написал уже четыре путеводителя по своей самой любимой стране — Турции. Но писались они для разных серий, и в результате получились четыре совсем разные книги, хотя и основанные на одном опыте — на опыте многочисленных путешествий по Турции .
С путеводителями главное — начать. А потом только успевай рассматривать предложения — когда запускают новые серии, обычно рассылают «спам» по авторам уже опубликованных ранее путеводителей. Да и редакторы, ск которыми работал в одном издательстве, регулярно переходят в другие и норовят затащить туда же и авторов, с которыми они работали. Короче, главное начать. А там процесс пойдет.
Продолжение следует...