• Архив

    «   Ноябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    

Как зарабатывать в путешествиях? Часть 2. Продавать тексты

Когда реально путешествуешь за границей, поневоле накапливаются впечатления, эмоции, наблюдения и практические советы, которыми хочется поделиться со всем миром. Сейчас нет ничего проще — любой может завести свой блог и писать в нем путевые заметки. Разрешения спрашивать ни у кого не нужно, подстраиваться ни под кого не надо. Но за это и не платят. А можно ли получать за свои тексты деньги? Конечно, можно. Однако для этого недостаточно выплеснуть свой опыт по типу «все, что вижу о том и пою». Достаточно сравнить статьи, опубликованные в каком-нибудь журнале и записи в блогах на ЖЖ, чтобы сразу увидеть разницу. И в чем же она?

Как писать статьи для периодики?

Платят не за то, что вы пишете, а только за то, что вы пишете именно так, как нужно — в «правильном» стиле. Конечно, представление о «правильном» стиле у всех разное. Но у любого издания (будь то газеты, журналы или профессиональные туристические сайты — там тоже платят авторам) есть свой стандарт. Нет смысла писать «просто» статью, а потом думать, куда ее предложить. Конечно, я и сам так начинал — научить или посоветовать было некому. Свою первую статью написал от любви к искусству — просто хотелось выразить впечатления от поездок. Потом долго думал, кому предложить. Можно сказать, мне просто повезло. Мо первую статью статью все же опубликовали (23 февраля 1994 в газете «Иностранец»). И это была моя единственная статья, написанная «от балды». Уже вторую статью я писал сразу под заказ той же газеты. И с тех пор «просто статей» я уже никогда не писал — только конкретные, для какого-то определенного издания (конечно, бывали и «проколы» - некоторые статьи так и не были опубликованы, по разным причинам).
В редакциях все и так с головой завалены работой. Ни у кого нет времени разбираться с неструктурированным или «неправильно» структурированным текстом. Поэтому и нужно писать статью, уже заранее зная, в какой издание (и даже в какую имеенно рубрику внутри издания) вы хотите ее предложить. Так будет значительно больше шансов на то, что вашу статью в редакции хотя бы прочитают с интересом.
Конечно, не стоит сразу же претендовать на монстров, типа журналов «Geo”, “National Geographic” или «Вокруг света». Правильнее начинать с изданий попроще — например, со свой районной или городской газеты (статьи о путешествиях могут публиковаться практически в любой мало-мальски универсальной и даже в ведомственной газете). Не стоит сразу же рассчитывать на высокий гонорар (есть издания, где гонорара авторам вообще не платят). Для начала полезно получить опыт работы с редактором, понять что и как нужно писать. Да и наличие публикаций поможет вам при обращении в более серьезные издания — вырезки из газет (или ссылки на Интернет-версии СМИ) станут вашим «портфолио».

Стоит ли писать книги о путешествиях?

У любого много где побывавшего путешественника накапливается огромный запас историй, приключений, оригинальных рассуждений, которые ни в какие статьи уже не умещаются. И тогда возникает естественное желание написать книгу — типа «Мои приключения в...» (я знаю десять человек, которые сейчас путешествуют вокруг света, и 9 из них уже хотят написать книгу о своей кругосветке!). Конечно, если такое желание возникло, то писать надо. И публиковать надо обязательно. Но удастся ли на этом заработать? Не берусь говорить про ситуацию с англоязычными книгами, но книги о путешествиях на русском языке в большинстве своем или совсем убыточные или еле-еле рентабельные. Поэтому и пишут их энтузиасты — начинающие писатели, а издают энтузиансты — издатели. И зачастую это одни и те же люди. Примерно 90% таких книг в России — чистый самиздат: сам написал — сам, за свои деньги (или деньги друзей) издал. Крупные издательства иногда тоже порываются затеять серию книг о путешествиях. Но столкнувшись с проблемами реализации, быстро теряют интерес и возвращаются к более прибыльным жанрам — типа «секс в гробу», там больше шансов заработать.
Конечно писать книги о путешествиях все же стоит и публиковать их надо обязательно. Но делать это скорее всего придется за свой счет, без рассчета не только на прибыль, но и на самоокупаемость. Однако, нельзя же всю жизнь прожить только ради денег. Я этого не понимаю. Это сейчас у меня тема «Как заработать в путешествиях», но не стоит думать, что я только об этом и думаю. Сам регулярно организую некоммерческие, но интересные для меня проекты — не ради денег, а ради удовольствия от самого процесса (очередная затея — проект «Мир без виз» mirbezviz.ru). И свою первую книгу - «Хитч-хайкинг» (1994) тоже печатал за свой счет (вернее, за счет своих друзей). Конечно, с чисто коммерческой точки зрения издание оказалось убыточным. Но в процессе рекламы и реализации книги (продавать тираж тоже пришлось самому), многое узнал, многому научился. Основываясь на этом опыте, выпустил еще две уже более успешных с коммерческой точки зрения книги - «Школа автостопа» (1999) и «Уроки автостопа» (2000). Но мне лично заниматься издательской деятельностью не понравилось. Все же путешествовать, писать и даже рекламировать написанное мне нравится больше, чем заниматься книгоизданием и книгораспространением. И свою очередную книгу уже сам печатать не стал, а стал предлагать в издательства. Процесс это тоже не простой. Конечно, книга о путешествиях — не статья, ее трудно писать под готовый стандарт. Но уже написанную книгу стоит предлагать именно тем издательствам, у которых уже выходили более-менее похожие книги. Еще лучше, если удастся найти серию аналогичных книг — большие издательства предпочитают издавать книги не по одиночке, а сразу сериями (так, например, моя книга «Вокруг света за 280$» (2009) в издательстве «Эксмо» попала в серию «Подсмотренный мир» - это сильно увеличило шансы на ее публикацию).

Как писать путеводители?

Сейчас в магазинах можно найти путеводители практически по всем странам мира. Но их продолжают выпускать — появляются новые книги и новые серии книг о разных странах мира. Как показывает практика, выпускать путеводители значительно выгоднее, чем книги о путешествиях. При том, что у нас уже сейчас на рынке есть много серий путеводителей, включая и переведенные на русский язык иностранные, их еще все же меньше, чем в развитых странах. Значит, рынку еще есть, куда развиваться.
Кроме того, особенность путеводителей состоит еще и в том, что их нельзя написать раз и навсегда. Любой путеводитель устаревает, и его нужно обновлять, уточнять и дополнять содержащуюся в нем информацию. И этим тоже кто-то должен заниматься. Поэтому авторы и «проверяльщики» путеводителей требуются постоянно. Проблема, правда, в том, что новичков брать и здесь не хотят. В редакциях предпочитают работать с уже проверенными как авторы текстов о путешествиях людьми. Не обязательно у вас должны быть уже написанные путеводители — достаточно статей в газетах и журналах, книг о путешествиях (даже опубликованных за свой счет).
Я лично в эту сферу попал без всякого приглашения. Свой первый путеводитель - «Европа для всех» в 1998 году издал за свой счет. И когда занимался его реализацией, случайно вышел на издательство «Аякс» (они выпускают путеводители серии «Полиглот») - там предложили выпустить улучшенную и дополненную версию моего «самиздатского» путеводителя (и потом выпустили еще пять изданий). А потом я писал путеводители уже специально для этого издательства. И опять же ситуация с путеводителями, как со статьями. Писать нужно не просто о стране, а под стандарт какой-то определенной серии. Так я, например, написал уже четыре путеводителя по своей самой любимой стране — Турции. Но писались они для разных серий, и в результате получились четыре совсем разные книги, хотя и основанные на одном опыте — на опыте многочисленных путешествий по Турции .
С путеводителями главное — начать. А потом только успевай рассматривать предложения — когда запускают новые серии, обычно рассылают «спам» по авторам уже опубликованных ранее путеводителей. Да и редакторы, ск которыми работал в одном издательстве, регулярно переходят в другие и норовят затащить туда же и авторов, с которыми они работали. Короче, главное начать. А там процесс пойдет.
Продолжение следует...