• Архив

    «   Ноябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    

Как зарабатывать в путешествиях? Часть 2. Продавать тексты

Когда реально путешествуешь за границей, поневоле накапливаются впечатления, эмоции, наблюдения и практические советы, которыми хочется поделиться со всем миром. Сейчас нет ничего проще — любой может завести свой блог и писать в нем путевые заметки. Разрешения спрашивать ни у кого не нужно, подстраиваться ни под кого не надо. Но за это и не платят. А можно ли получать за свои тексты деньги? Конечно, можно. Однако для этого недостаточно выплеснуть свой опыт по типу «все, что вижу о том и пою». Достаточно сравнить статьи, опубликованные в каком-нибудь журнале и записи в блогах на ЖЖ, чтобы сразу увидеть разницу. И в чем же она?

Как писать статьи для периодики?

Платят не за то, что вы пишете, а только за то, что вы пишете именно так, как нужно — в «правильном» стиле. Конечно, представление о «правильном» стиле у всех разное. Но у любого издания (будь то газеты, журналы или профессиональные туристические сайты — там тоже платят авторам) есть свой стандарт. Нет смысла писать «просто» статью, а потом думать, куда ее предложить. Конечно, я и сам так начинал — научить или посоветовать было некому. Свою первую статью написал от любви к искусству — просто хотелось выразить впечатления от поездок. Потом долго думал, кому предложить. Можно сказать, мне просто повезло. Мо первую статью статью все же опубликовали (23 февраля 1994 в газете «Иностранец»). И это была моя единственная статья, написанная «от балды». Уже вторую статью я писал сразу под заказ той же газеты. И с тех пор «просто статей» я уже никогда не писал — только конкретные, для какого-то определенного издания (конечно, бывали и «проколы» - некоторые статьи так и не были опубликованы, по разным причинам).
В редакциях все и так с головой завалены работой. Ни у кого нет времени разбираться с неструктурированным или «неправильно» структурированным текстом. Поэтому и нужно писать статью, уже заранее зная, в какой издание (и даже в какую имеенно рубрику внутри издания) вы хотите ее предложить. Так будет значительно больше шансов на то, что вашу статью в редакции хотя бы прочитают с интересом.
Конечно, не стоит сразу же претендовать на монстров, типа журналов «Geo”, “National Geographic” или «Вокруг света». Правильнее начинать с изданий попроще — например, со свой районной или городской газеты (статьи о путешествиях могут публиковаться практически в любой мало-мальски универсальной и даже в ведомственной газете). Не стоит сразу же рассчитывать на высокий гонорар (есть издания, где гонорара авторам вообще не платят). Для начала полезно получить опыт работы с редактором, понять что и как нужно писать. Да и наличие публикаций поможет вам при обращении в более серьезные издания — вырезки из газет (или ссылки на Интернет-версии СМИ) станут вашим «портфолио».

Стоит ли писать книги о путешествиях?

У любого много где побывавшего путешественника накапливается огромный запас историй, приключений, оригинальных рассуждений, которые ни в какие статьи уже не умещаются. И тогда возникает естественное желание написать книгу — типа «Мои приключения в...» (я знаю десять человек, которые сейчас путешествуют вокруг света, и 9 из них уже хотят написать книгу о своей кругосветке!). Конечно, если такое желание возникло, то писать надо. И публиковать надо обязательно. Но удастся ли на этом заработать? Не берусь говорить про ситуацию с англоязычными книгами, но книги о путешествиях на русском языке в большинстве своем или совсем убыточные или еле-еле рентабельные. Поэтому и пишут их энтузиасты — начинающие писатели, а издают энтузиансты — издатели. И зачастую это одни и те же люди. Примерно 90% таких книг в России — чистый самиздат: сам написал — сам, за свои деньги (или деньги друзей) издал. Крупные издательства иногда тоже порываются затеять серию книг о путешествиях. Но столкнувшись с проблемами реализации, быстро теряют интерес и возвращаются к более прибыльным жанрам — типа «секс в гробу», там больше шансов заработать.
Конечно писать книги о путешествиях все же стоит и публиковать их надо обязательно. Но делать это скорее всего придется за свой счет, без рассчета не только на прибыль, но и на самоокупаемость. Однако, нельзя же всю жизнь прожить только ради денег. Я этого не понимаю. Это сейчас у меня тема «Как заработать в путешествиях», но не стоит думать, что я только об этом и думаю. Сам регулярно организую некоммерческие, но интересные для меня проекты — не ради денег, а ради удовольствия от самого процесса (очередная затея — проект «Мир без виз» mirbezviz.ru). И свою первую книгу - «Хитч-хайкинг» (1994) тоже печатал за свой счет (вернее, за счет своих друзей). Конечно, с чисто коммерческой точки зрения издание оказалось убыточным. Но в процессе рекламы и реализации книги (продавать тираж тоже пришлось самому), многое узнал, многому научился. Основываясь на этом опыте, выпустил еще две уже более успешных с коммерческой точки зрения книги - «Школа автостопа» (1999) и «Уроки автостопа» (2000). Но мне лично заниматься издательской деятельностью не понравилось. Все же путешествовать, писать и даже рекламировать написанное мне нравится больше, чем заниматься книгоизданием и книгораспространением. И свою очередную книгу уже сам печатать не стал, а стал предлагать в издательства. Процесс это тоже не простой. Конечно, книга о путешествиях — не статья, ее трудно писать под готовый стандарт. Но уже написанную книгу стоит предлагать именно тем издательствам, у которых уже выходили более-менее похожие книги. Еще лучше, если удастся найти серию аналогичных книг — большие издательства предпочитают издавать книги не по одиночке, а сразу сериями (так, например, моя книга «Вокруг света за 280$» (2009) в издательстве «Эксмо» попала в серию «Подсмотренный мир» - это сильно увеличило шансы на ее публикацию).

Как писать путеводители?

Сейчас в магазинах можно найти путеводители практически по всем странам мира. Но их продолжают выпускать — появляются новые книги и новые серии книг о разных странах мира. Как показывает практика, выпускать путеводители значительно выгоднее, чем книги о путешествиях. При том, что у нас уже сейчас на рынке есть много серий путеводителей, включая и переведенные на русский язык иностранные, их еще все же меньше, чем в развитых странах. Значит, рынку еще есть, куда развиваться.
Кроме того, особенность путеводителей состоит еще и в том, что их нельзя написать раз и навсегда. Любой путеводитель устаревает, и его нужно обновлять, уточнять и дополнять содержащуюся в нем информацию. И этим тоже кто-то должен заниматься. Поэтому авторы и «проверяльщики» путеводителей требуются постоянно. Проблема, правда, в том, что новичков брать и здесь не хотят. В редакциях предпочитают работать с уже проверенными как авторы текстов о путешествиях людьми. Не обязательно у вас должны быть уже написанные путеводители — достаточно статей в газетах и журналах, книг о путешествиях (даже опубликованных за свой счет).
Я лично в эту сферу попал без всякого приглашения. Свой первый путеводитель - «Европа для всех» в 1998 году издал за свой счет. И когда занимался его реализацией, случайно вышел на издательство «Аякс» (они выпускают путеводители серии «Полиглот») - там предложили выпустить улучшенную и дополненную версию моего «самиздатского» путеводителя (и потом выпустили еще пять изданий). А потом я писал путеводители уже специально для этого издательства. И опять же ситуация с путеводителями, как со статьями. Писать нужно не просто о стране, а под стандарт какой-то определенной серии. Так я, например, написал уже четыре путеводителя по своей самой любимой стране — Турции. Но писались они для разных серий, и в результате получились четыре совсем разные книги, хотя и основанные на одном опыте — на опыте многочисленных путешествий по Турции .
С путеводителями главное — начать. А потом только успевай рассматривать предложения — когда запускают новые серии, обычно рассылают «спам» по авторам уже опубликованных ранее путеводителей. Да и редакторы, ск которыми работал в одном издательстве, регулярно переходят в другие и норовят затащить туда же и авторов, с которыми они работали. Короче, главное начать. А там процесс пойдет.
Продолжение следует...

Как зарабатывать в путешествиях? Часть 1. Работать по найму

В последнее время довольно часто можно слышать выражение «профессиональный путешественник». Как правило так путешественники сами себя называют — ибо точного определения такой «профессии» пока нет. Хотя, судя по всему, дело к тому идет. Однако, до сих пор на «профессиональных путешественников» нигде не учат, никто на работу их не набирает. Все они по большому счету самозванцы — они сами решили стать профессионалами. И ми самим приходится придмывать, как же зарабатывать во время путешествий.
Главное отличие профессионального путешественника от любителя путешествий — как и любого профессионала — состоит в том, что для него путешествия и поездки — это не отдых (вернее, не только отдых), но и возможность зарабатывать. Профессиональные путешественники зарабатывают деньги не только для путешествий, но и для жизни непосредственно в поездках или, по крайней мере, с их помощью.
Как и в жизни, в путешествиях есть три способа улучшить свое материальное положение — украсть, получить в качестве спонсорской помощи или заработать. Первые два способа также заслуживат отдлельных статей, но сейчас речь пойдет именно о третьем способе — о возможностях заработать. Тем более, что таких возможностей уже сейчас множество. И не пользуются ими только из-за собственной лени или незнания. От лени я вас лечить не собираюсь. А информацией могу поделиться. Сразу предупреждаю, что меня никто специально не учил зарабатывать деньги в путешествиях. Все пришлось осваивать самому, на своем собственном опыте. За последние 12 лет только этим и занимаюсь — зарабатываю деньги (попутно побывал в 90 странах мира и сорвершил три кругосветных путешествия — без отрыва от работы).

Временная работа

Самый простой способ заработка для путешественников — временная работа. Иногда во время длительных путешествий деньги заканчиваются, а желание двигаться вперед еще остается. В таких случаях совсем необязательно возвращаться домой. Можно найти временную работу и за границей, а потом продолжить свое путешествие.
У меня такая ситуация возникла в первой кругосветке. Я тогда решил объехать вокруг света за 300 долларов (путешествие подробно описано в книге «Вокруг света за 280$”), но взятых из дома денег хватило только на то, чтобы добраться до Австралии. Там пришлось искать работу. Конечно, речь шла о простой неквалифицированной и, скорее всего, сезонной работе. У каждого, кто въезжает в Австралию по туристической визе в паспорте стоит штамп «работать запрещено». И официально, действительно на работу устроиться никак нельзя. Но потребность во временной рабочей силе при этом есть. С ней, например, сталкиваются фермеры во время уборки урожая — тогда в течение 1-3 месяцев на ферме нужно в несколько раз больше людей, чем обычно. Постоянные работники просто не справляются с необходимостью убрать урожай до того, как он пропадет на корню. А набирать на постоянную работу еще людей тоже невыгодно — работы для них большую часть года все равно нет. И тут на помощь приходят сезонные рабочие. Конечно, хорошо было бы найти местных — но им, как правило, идти на малооплачиваемую тяжелую работу не хочется. Вот и получается, что не только в Австралии, но и почти везде в мире на сезонную работу набирают иностранцев-нелегалов (государство просто не хочет их легализовывать и тем более не хочет с них брать налоги — работникам правоохранительных органов тоже ведь за что-то нужно получать взятки).
Если для тех, кто ищет легальную работу, существуют доски объявлений, газеты, Интернет, то искать нелегальную работу значительно сложнее. Для начала я попробовал искать работу напрямую — просто обходил все фермы подряд и спрашивал. В результате за неделю пять дней ходил в поисках и два дня работал. Очевидно, такой способ поиска работы возможен, но очень уж неэффективен.
Правильнее искать работу через посредников. И самые лучшие посредники в любой стране мира — это наши бывашие соотечественники. Они, как правило, уже достаточно хорошо ориентируются в местной ситуации — где, что и почем, и к тому же сами по крайней мере поначалу работали нелегально. Так именно через русских я и нашел свою первую более-менее приличную работу - на цветочной ферме возле Тувумбы в Квинсленде (сам фермер был коренной австралиец, но его жена — русская, вернее, украинка из Киева — за границей все мы еще граждане СССР). Потом я работал на грибной ферме, на сторойке — и всегда находил работу только через русских.
В любом государстве законы устроены так, что, нарушив один закон, просто вынужден нарушать и еще один. Например, работая нелегально, вынужден еще и не платить налоги - тем, кто въехал в страну с туристической визой просто не дадут ИНН, а без него работадатель не может перевести деньги на счет налогового управления (так и работодатель вынужден сразу два закона нарушать — и использовать нелегальный труд, и не платить налоги). Во всем мире ситуация точно такая же. Для того, чтобы в этом убедиться, даже не нужно никуда ездить. Достаточно оглянуться вокруг и посмотреть, как у нас работают таджики, узбеки или молдоване. Во-первых, все работают группами (как я уже отмечал, через своих нелегальную работу найти проще), а во-вторых — никому из них российский ИНН не дают. Они просто вынуждены платить налоги не в Налоговое управление, а напрямую — работникам правоохранительных органов в виде взяток.
Иногда официальное оформление на временную работу связано с таким количеством бюрократических заморочек, что работодателю проще взять человека на работу нелегально, чем тратить неделю на его оформление. Помню один мой знакомый, отправившийся на работу в США в рамках программы Camp America, рассказывал как работал в десяти разных местах — и все время нелегально. При том, что у него было разрешение на работу. Работодатели просто не хотели его оформлять — ведь речь изначально шла именно о временной работе.
В мире есть одна уникальная, в плане работы, страна — Новая Зеландия. Там также, как и в других странах, туристам официально работать запрещено. Зато любой может получить новозеландский ИНН (нужно лишь заполнить короткую анкету на сайте Налоговой службы и прислать копию первой страницы паспорта — с личными данными, страницу с визой присылать не нужно). Поэтому в Новой Зеландии работодатели, нанимая нелегалов, исправно платят за них налоги. Да и устраиваться на работу не обязательно через наших бывших соотечественников — можно делать это и напрямую.
Временная работа за границей дает возможность не только заработать денег для продолжения путешествия, но и прикоснуться к реальной жизни чужой страны. Ее единственный, на мой взгляд, недостаток — необходимость останавливаться и подолгу проводить на одном месте — в то время, как отправился именно путешествовать. Хорошо бы придумать такую работу, которой можно заниматься без отрыва от процесса путешествий. И такие возможности тоже есть.

Фрилансер - «свободный художник»

Конечно, самый простой способ зарабатывать в путешествиях — найти работу, связанную с путешествиями. Можно, например, работать водителем-дальнобойщиком, журналистом, комивояжером, гастролирующим артистом. Но при таком выборе придется отказаться от свободы — уже не будет возможности выбирать когда и куда ехать. И путешествия превратятся в обычные командировки. А как заметил однажды Марк Твен, «есть большая разница между тем, что ты сам лезешь на гору и тем, что тебя заставляют туда забраться».
Я лично предпочитаю оставаться «свободным художником» (или по-иностранному фри-лансером) и могу рассказать, как это сделать. Если у меня получается, почему бы и вам не попробовать?
Конечно, свобода — это и ответственность. Никто зарплаты не гарантирует и пособий не платит, зарабатывать приходится самому. Но зато жизнь становится интереснее.
Продолжение следует...