• Архив

    «   Ноябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    

Мир без виз. По Нилу под парусом

«Нильский круиз» входит в тройку самых популярных туристических маршрутов мира ( наряду с поездкой на транссибирском экспрессе по России и на Восточном экспрессе по Европе из Лондона в Стамбул). На всем протяжении от Каира до Асуана Нил бороздят огромные круизные суда. Они даже на суда мало похожи. Это настоящие плавучие отели, построенные не на замле, а на корпусах судов. Ткой прогулочный теплоход идет от Каира до Асуана (и обратно), периодически делая остановки в интересных для туристов местах.

Круиз и времени занимает непомерно много и стоит чересчур дорого. Но есть на Ниле и малобюджетный вариант — специально для бэкпакеров. От Асуана вниз по Нилу до Луксора ходят фелюки — простые деревянные посудины без мотора, с примитивным прямоугольным парусом.

При хорошем ветре на фелюке можно за 3-4 дня сплавиться от Асуана до Луксора (дальше их не пускают — там «опасная зона»!). Если времени еще меньше, чем денег, есть и сокращенные варианты — на 2 и даже на 1 день. При этом туристическая компания обязана не бросать туристов на «опасном» пустынном берегу или в какой-нибудь рыбацкой деревне. Этого не разрешают власти. Туристов в Египте можно перевозить только под охраной и оставлять лишь в «безопасных» местах. Поэтому всех туристов после окончания тура на фелюке довозят до Луксора на микроавтобусах — конечно, в составе конвоя.  

Цена тура на фелюке стандартная — 150 фунтов за первые сутки (с трехразовым питанием, ночлегом на самой лодке и проездом на микроавтобусе от финиша до Луксора) и по 50 фунтов за следующие сутки (дело добровольное — исключительно по собственному желанию туриста и наличию у него времени).

В Асуане на центральной пешеходной улице мы случайно познакомились с Александром. Немец из Казахстана уже больше десяти лет живет в Германии, но еще не забыл русский язык. Он работает инженером по паровым машинам, а все свободное время — отпуска и отгулы (специально работает сверхурочно, чтобы побольше накопить их набрать!) тратит на самостоятельные путешествия. В Египет Александр приехал на три недели. Он также успел побывать в Абу Симбеле и также  приценивался к туру на фелюке.
Цена тура, как мы уже убедились, у всех одинаковая — видимо, картельное соглашение действует.  Различаются только условия и уровень комфорта — фелюки-то не отели, строились в разное время и эксплуатировались по-разному. Одни уже совсем на ладан дышат, другие — только что со стапелей.  
Как это обычно и бывает в Египте, туристическую фирму искать не пришлось. Она сама нас нашла — в лице одного из уличных «хелперов».Тот же хелпер — прекрасно говорящий по-английски парень-нубиец, который прицепился к нам на улице в первый вечер, когда мы искали отель, стал и организатором нашей поездки.
       
Мы записались на одни сутки, Александр — на двое суток. Но отправили нас на одной фелюке. К нашей русскоязычной компании добавили еще только одного малоразговорчивого канадца. Так — впятером - мы и отправились в путь (плюс старик-капитан и его племянник — юнга).

Медленно-медленно вдоль по Нилу

Фелюка идет по Нилу не спеша - даже вниз по течению. Мотора на лодке нет, рассчитывать можно только на слабое течение и силу ветра. Простой прямоугольный парус не только не дает сильно разогнаться тяжелой деревянной посудине, но и вынуждает идти галсами. Мы пересекаем Нил с одного берега до другого, стараясь проскользнуть между круизными судами. Потом делаем крутой разворот и опять идем поперек реки.  
Фелюка плывет очень медленно и … тихо: лишь скрипят деревянные части корпуса и свистит ветер в парусах. Развлечений здесь также никаких нет — это все же не круизный лайнер, а простая посудина. Зато можно по-настоящему расслабиться и отдохнуть, наблюдая как солнце клонится к закату, над водой пролетают птицы и шумят прибрежные камыши.

Солнце уже зашло, но мы продолжали неспешно идти по Нилу, освещенному почти полной луной. И дело не в любви шкиперов к романтике. После серии направленных против иностранцев терактов египетские власти ввели жесткие меры безопасности. Сейчас — не то что несколько лет назад — фелюки с пассажирами-иностранцами не могут останавливаться на ночь где попало. Они могут пришвартовываться только в заранее отведенных для ночных стоянок местах. Как правило, такие места выделены возле деревень, в которых есть полицейские участки. Там почему-то считается безопаснее, чем в деревнях, где полицейских нет.
Часа через два после заката наша фелюка наконец пристала к высокому песчаному берегу Нила. Там уже были пришвартованы две фелюки с туристами-иностранцам. Так вместе — но не на берегу, а на фелюках, мы и будем ночевать.
В этой поездке нам уже неоднократно приходилось спать под открытым небом (спальные мешки и сейчас были уже наготове), но в лодке, да еще и на воде — впервые (а на фелюке — вообще впервые в жизни для всех троих!!!).
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир бз виз» продолжается...

Мир без виз. Последний вагон на юг

С точки зрения самостоятельно туриста Египет даже не полицейское государство, а государство на военном положении. Как сказали бы американцы, здесь идет «война с террором». Многие районы страны наглухо закрыты для иностранцев — Конечно, чтобы там на них не напали исламские террористы. Но и в формально открытых районах иностранцев на большинство достопримечательностей можно перевозить только в специальных автобусах (и микроавтобусах), в составе конвоя и обязательно под охраной полицейских.  
Из Каира на юг можно уехать на автобусе или на поезде. Причем, второй вариант и удобнее и даже дешевле. К тому же часть автобусных маршрутов проходит по закрытым для иностранцев районам (на такие автобусы билеты не продают), а на поезде можно путешествовать свободно. Но, как оказалось, на поезд не так то и просто купить билеты.
Билеты для иностранцев формально продают только на специальные поезда и по цене в несколько раз выше, чем для местных жителей. При этом вагоны для иностранцев все обязательно с кондиционером. Они бывают двух видов: сидячие (подешевле) и спальные (практически вдвое дороже).

Каирский базар-вокзал

Мы любим путешествовать спонтанно, заранее не озабачиваясь покупкой билетов. Вот и пришли на  вокзал всего за полчаса до отправления ночного поезда. Оказалось, билетов в кассе уже просто нет. Кассир посоветовал покупать билеты уже в поезде.    
Из Каира на поезде можно уехать на самый крайний юг — в Асуан. Скорые поезда, судя по расписанию, идут туда около 12 часов. Отправляются они все вечером, один за другим.
Судя по расписанию, ближайший поезд должен отправиться в 22..40. На платформе в толпе египтян встречались и редкие европейцы. Все ждали именно этот поезд. Вначале объявили, что он остановится у 8 платформы, потом у 12-й, потом опять у 8-й. Но поезда все не было и не было. Несколько дней назад в районе Гизы произошла крупная авария, и все расписание перепуталось. Поезда и раньше-то ходившие как попало стали подолгу застревать. Никакого графика!
Примерно через час после времени отправления «нашего» поезда (билетов у нас не было, но мы рассчитывали именно на него) к соседней платформе подошел предыдущий поезд, который должен был уйти еще три часа назад.
Пока мы шли к поезду, работники вокзала несколько раз пытались нас сбить с толку. Они говорили, что в этом составе есть только дорогие спальные вагоны. Тк поначалу и нам показалось. Но в конце поезда мы все же нашли несколько сидячих вагонов.  
Самый последний в поезде вагон поразил пустотой. Там сидело всего несколько человек, а большая часть мест была свободна. Один из пассажиров, прекрасно говоривших по-английски, тут вызвался нам объяснть: «У нас так асто бывает. В кассе билетов нет, всех посылают покупать билеты уже в поезде. В поезде их действительно продают, но уже без мест. Нужно самому искать себе свободное место, обычно в тамбуре. Если повезет, то в Гизе мало народу подсядет и будут свободные места. Если нет, придется переходить в тамбур. Это вагоны для египтян, и билеты тут продают по египетской цене. До Асуана где-то 70 фунтов (в кассе для иностранцев — 180 фунтов, только билетов нет)», - он же и посоветовал, - «Вы не говорите, что туристы. Скажите, что работаете гидами в Асуане, вам продадут билеты как местным».

С билетами, но без мест

До Гизы вместо 20 минут по расписанию поезд добирался часа три!
В Гизе с платформы в вагон хлынул поток пассажиров. У всех были билеты с местами. Когда отправились от станции, выяснилось, что ни одного свободного места не осталось. В соседних вагонах — та же печальная для нас картина. Не только все места заняты, но и тамбуры уже плотно забиты. И это в поезде, который должен идти всю ночь!
Вскоре пришел проводник-контролер. Я дал ему 210 фунтов (ровно на три билета). Хотелось сразу показать, что мы претендуем на билеты именно по египетской цене. Проводник стал просить доплатить. Я уже было взялся рассказывать заранее придуманную легенду о  том, что мы в Египте не отдыхаем, а работаем. Но этого оказалось не нужно. Он, как оказалось, всего лишь пытался объяснить, что билеты в Асуан стоят не по 70, а по 76 фунтов (но никак не по 180!!!).
Так мы стали счастливыми обладателями билетов по египетской цене. Но мест все равно не было. Деваться просто некуда. Прямо-таки стали бомжами. Хорошо хоть не «зайцами»!
Вскоре в вагоне показалась парочка полицейских. Они проверили у нас билеты, не выразив никакого удивления их «неправильной» ценой, и … предложили пройти с ними. Мы прошли через несколько вагонов с сидячими местами и пришли в вагон-ресторан. Полицейский поговорил с директором ресторана. И тот, хотя и с видимым неудовольствием, согласился нас оставить. Сели за столик. Но спать — пока ресторан открыт — было нельзя. Только когда ресторан наконец-то закрыли на ночь удалось немного вздремнуть до утра.
И на следующий день мы продолжали ехать в вагоне-ресторане. Только в Луксоре, примерно за три часа до Асуана стали появляться свободные места, и мы смогли вернуться в «наш» вагон.

Поезд из Каира в Асуан шел не медленно, а очень-очень медленно. Вместо обещанных по расписанию 12 часов на дорогу ушло 20 часов.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир бз виз» продолжается...