• Архив

    «   Сентябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Мир без виз. Квартал "красных фонарей" в Сусе

Потратив целый день на изучение столицы Туниса, мы отправились на изучение новой для нас африканской страны.  
Как я писал в книге «Как путешествовать», если где-то есть возможность проехать на поезде, то ехать нужно именно на поезде. Вот и в Тунисе, мы отправились сразу на железнодорожный вокзал, посмотреть, куда же можно уехать из столицы.
Тунис расположен в северо-восточной части страны, и главные железнодорожные линии идут либо на юго-восток, либо на юго-запад. Но не до конца страны, а примерно только на две трети — дальше начинается пустыня Сахара.    

В Азии (как оказалось, и в Африке) можно путешествовать и без путеводителя. Местные жители и сами «знают», куда должны ездить «правильные» туристы. Вот и в Тунисе, едва мы зашли в здание железнодорожного вокзала (он находится в одном квартале от главного проспекта столицы — пройти удобно, ориентируясь по трамвайной линии), как на нас сразу же набросились «хелперы» не столько спрашивая, сколько утверждая «В Сус, в Сус, в Сус...».
Действительно, город Сус, расположенный на восточном побережье страны — вероятно, главный туристический центр Туниса. Поезд от столицы страны идет туда всего пару часов. И уже оказываешься чуть ли не в середине страны! Такие уж тут масштабы.      

Исторический город Сус

Сус — один из самых популярных приморских курортов Туниса. Здесь есть прекрасный пляж с чистым мягким песком и теплым морем. Но есть и своя — пусть и меньше по масштабам, чем в Тунисе (и не памятник ЮНЕСКО) — медина.

Старый Сус со всех сторон огорожен высокой каменной стеной и со стороны похож на средневековый европейский город. Внутри есть и типичный почти европейский рыцарский замок - крепость-монастырь.

Город основан в IX веке до н.э. финикийцами, а в середине VI в. до н.э. он вошел в состав Карфагена. В 202 г. до н.э. во время Второй Пунической войны здесь располагалась ставка знаменитого карфагенского полководца Ганнибала. Во время Третьей Пунической войны — самой успешной для римлян - Сус вошел в состав Римской империи и был переименован в Хадруметум (Хадрумет).

Во время разгоревшейся в середине I века до н.э.в Риме гражданской войны здесь располагалась ставка претендента на императорский жезл - Помпея. Поэтому город сильно пострадал от нападения войск его противника - «законного» и более успешного императора Юлия Цезаря. В VII веке сюда пришли арабы и разрушили город до основания. Старые античные стены были снесены.

Только в IX веке город стал понемногу восстанавливаться и вскоре стал крупным торговым центром и главным портом династии Аглабидов, столица которых находилась вдали от берега моря, в священном городе Кайруан.

Медина с мечетями и красными фонарями  

Медина Суса находится всего в нескольких сотнях метров от главного железнодорожного вокзала (в Сусе — как мы позднее случайно выяснили — есть и еще одна железнодорожная станция). Городские стены, окружающие медину, тянутся на 2 с лишним километра и достигают в высоту 8 метров. Они были построены в 859 году на месте разрушенных до основания старых византийских стен и до наших дней прекрасно сохранились.

Если после входа в медину со стороны моря сразу повернуть направо и пройти немного вдоль городской стены, всего через 100 метров приходишь в отелю «Paris». В октябре в Сусе очевидно уже не сезон, поэтому в нашем распоряжении оказался целый второй этаж гостиницы — можно сказать, арендовали себе настоящий пентхауз с видом на стену и крыши домов Старого города.

Отличное место, чтобы отпраздновать круглую дату — уже месяц прошел с 19 сентября, когда мы отправились в кругосветку по безвизовым странам. Чем не повод для того, чтобы продегустировать тунисское вино (а также халву, оливки, сыр, мандарины и виноград). Олег решил отметить это знаменательное для нас событие радикальным шагом — побрился наголо!    

Медина Суса во многом напоминает медины других тунисских городов — те же узкие, мощенные камнем улочки, сувенирные магазинчики, мечети и рынки.

В самом центре — Великая мечеть (вход внутрь немусульманам запрещен). Под нее перестроили еще более старый замок (касбах), поэтому мечеть больше похожа на средневековый монастырь, а минареты выглядят как сторожевые башни (возможно, они и были такими башнями).
Всего в медине Суса есть 24 мечети (12 — отдельно для мужчин и 12 — для женщин). И тут сюрприз — мы неожиданно для себя забрели в  оригинальный «квартал красных фонарей». В дальнем от главного входа в Старый город северо-западном углу медины, возле крепостной городской стены мы свернули на неприметную улочку, вход на которую перегорожен высокой каменной стеной (и транспорт не проедет и случайному зеваке за ней ничего не видно — на туристических картах район тоже никак не обозначен, хотя стоило бы!). Те, кто уже бывал в аналогичном квартале Амстердаме, конечно, заметят очевидное сходство — в окнах-витринах сидят,лежат, стоят и … живо реагируют на всех проходящих женщины, профессия которых написана не только на лице, но и на всем теле. В Сусе этот тоже есть, но плюс африканско-мусульманская экзотика...  В частности, там было всего несколько толстых женщин, все остальные — просто очень-очень толстые. В свете красных фонарей они завлекательно трясли ляжками, привлекая худых-худых, как на подбор, тунисцев (европейцев там не было — ни среди «девушек», ни среди потенциальных «клиентов»).

При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир бз виз» продолжается...  

Мир без виз. Нужен ли ваучер в Тунисе?

Очередная страна на нашем пути — Тунис. В этом путешествии мы посещаем исключительно только безвизовые страны или страны, где визу оформляют прямо в момент пересечения границы.

Тунис формально относится к безвизовым для россиян странам. Но при том, что виза для въезда в эту страну не нужна, туристы обязаны предъявить пограничникам ваучер. Что же такое туристический ваучер? Формально ваучер выписывает турфирма, которая везет туриста в страну и берется носиться с ним как с маленьким ребенком — обеспечить крышей над головой и пропитанием. Именно это в ваучере и написано — куда, на какой срок и кто привез (несмышленого ребенка или недееспособного переростка?).
Почему же в Тунис пускают только при наличии ваучера? При том, что в соседние страны Северной Африки — Марокко и Египет — можно въехать и без него. Чем Тунис так уникален? Или сюда рвутся безденежные и неспособные во время поездки обеспечить себя хотя бы самым необходимым бродяги со всей России?

Вообще, ваучер можно рассматривать в качестве некоего суррогата визы. Как если бы государство передало часть своих полномочий (по контролю за иностранцами) частным туристическим компаниям. А зачем? Виза по определению должна быть строго определенного вида и выдавать ее имеют право только специально уполномоченные государственные структуры. А ваучер может быть любого вида и формы, да и оформлять его может буквально любая частная компания. Получается полный бардак и беспорядок — идеальная среда для коррупции. Может, только для этого все эти ваучеры и придумали?  

Перед туристом, собирающимся путешествовать по Тунису самостоятельно (как в сотнях других «неваучерных» стран мира),  стоит простой выбор: либо купить ваучер в турфирме (тем самым дать взятку коррумпированным чиновникам), либо сделать «самодельный» ваучер (все равно никто не знает, как должен выглядеть «правильный» ваучер). Короче, выбор между двумя статьями - «дача взятки» и «подделка документов».    
Именно с такой ситуацией мы столкнулись в Тунисе. Перед нами был выбор: заплатить за ненужную нам бумажку или потратить время на ее изготовление? Решили не делать ни того, ни другого. Чтобы не ломиться напролом вообще без бумажек, забронировали гостиницу и распечатали билеты на вылет из Туниса в Египет (именно эти бумаги — бронь и авиабилет — часто требуются в посольствах при оформлении визы).  
Но в Тунисе ситуация еще более сложная и запутанная. Официально для въезда в эту страну даже ваучера недостаточно. Есть одно непременное требование: турист, претендующий на безвизовый въезд, должен прилететь в эту страну исключительно прямым рейсом из России (с обратным билетом тоже в Россию). Мы же мало того, что летим без ваучеров, так еще и не из России, а из Испании.
Интересно, как нас встретят на тунисской границе?

Действительность оказалась проще и банальнее, чем все сложные бюрократические изыски, которыми тунисские власти осложнили въезд в страну.  Пограничник задал нам только один вопрос: «Отдыхать?» Он лишь мельком посмотрел распечатанную с Интернета гостиничную бронь (она была настоящая, мы отменили ее уже после въезда в страну). И вскоре мы стали обладателями бесплатных въездных штампов. Впереди — новая страна.

Скандал в аэропорту

Аэропорт расположен всего лишь в пяти километрах от центра города. Можно доехать и на обычном городском автобусе. Но мы прилетели уже слишком поздно. Автобусы уже не ходили. У выхода из здания аэропорта на нас сразу же накинулись таксисты. Один — самый настойчивый — буквально затащил к себе в машину, стоявшую в середине длинной очереди. Таксист просил 15 динар, но мы быстро договорились скинуть цену до 10. Однако, так и не уехали. Тут начался скандал с криками и воплями. Чуть не дошло до мордобития. К счастью, мы тут были ни при чем — к нам претензий не было. Возмущение таксистов вызвало то, что «наш» таксист взял клиентов не дождавшись своей очереди.
Будем действовать уже привычным — отработанным в других странах - способом. Быстро сориентировавшись, мы сменили тактику. Торговаться с первым в очереди таксистом даже не стали. Отошли от аэропорта всего на несколько сотен метров - на первую попавшуюся дорогу. Там и стали останавливать проходящие мимо нас такси. Когда остановилась машина, сразу предложили 5 динар (ровно в два раза меньше, чем «окончательная цена» на стоянке в аэропорту). И таксист … тут же согласился. Видимо, как обычно, расценки в аэропорту завышены не вдвое, а втрое.      

Тунис и Тунис, город и столица

В Тунисе, видимо, раньше фантазеров было значительно меньше. Это сейчас кто-то напридумывал сложную и запутанную систему ваучеров. А раньше даже название для своей страны придумать не могли. Назвали ее так же, как и столицу.

Город Тунис основали в V веке до н.э. древние греки (они называли его Тинес). В 255 г. до н.э. во время Первой Пунической войны (это была первая из трех войн между Римом и Карфагеном) здесь был расквартирован римский легион под командованием знаменитого полководца Регула.

Во время Пунических войн город неоднократно переходил из рук в руки — от карфагенян к римлянам и обратно.

В VII веке арабы перенесли Тунис на новое место, более удобное место — на узкую полоску земли между соленым озером Себхет Седжуми на юго-западе и озером (его тоже называют Тунис!) на востоке. Позднее от озера к морю прорыли канал.

В 732 году в Тунисе построили Великую мечеть (сейчас - мечеть Зайтуна), а в IX веке в период династии Агхлабидов город впервые стал столицей страны. В 1574 году знаменитый турецкий полководец Синан-паша захватил Тунис и присоединил город к Османской империи. Население стало расти за счет изгоняемых из Испании мавров и евреев из итальянского Ливорно.

В XIX веке Тунис стал французской колонией. На отвоеванной у озера Тунис земле французы построили Новый город (Ville Nouvelle). Его центральная улица Bourguiba начинается прямо на берегу озера Тунис. Дорога из аэропорта, по которой мы приехали на такси, выходит на эту улицу в районе площади 7 ноября, возле офиса туристической информации.

Улица Bourguiba идет до площади place de l'Independance и дальше до входа в медину (Старый город).
В медине улицы были пустынны и очень сильно замусорены. Пройти можно только с трудом протискиваясь между куч мусора. А ведь медина Туниса включена в список мирового наследия ЮНЕСКО!

Гостиниц в медине много, но мест в них почему-то не было. Возможно, из-за того, что на носу были очередные президентские выборы (плакаты с единственным кандидатом (действующий президент страны) развешаны на грязных стенах). Только с пятой попытки удалось найти свободную комнату. Обстановка, как в одной из песен Владимира Высоцкого; «на сорок восемь комнаток всего одна уборная». Причем, комнаты еще и без окон. Настоящая африканская экзотика...  
Для удобства туристов по медине проложен туристический маршрут — ориентироваться можно по развешанным на стенах домов керамическим стрелкам. Хотя здесь и так заблудиться трудно. Если даже не смотреть на указатели, а свободно бродить по узким кривым улочкам, то рано или поздно выйдешь или к воротам Свободы, на восточной окраине медины, или к  правительственным зданиям — на западной. Или окажешься прямо у дверей Великой мечети (ее также называют мечетью Зайтуна — мечетью «Под оливковым деревом»)— в самом центре. Все остальное пространство медины занимают частные дома — видавшие лучшее время, старые дворцы, мечети, медресе и гробницы мусульманских святых.                  

Горожане — те, кто могут себе это позволить - стремятся перебраться из средневековой медины в современные престижные пригороды. Их место тут же занимают приезжие из сельской местности. Для них и медина — предмет мечтаний. Поэтому атмосфера в Старом центре как в какой-нибудь глухой тунисской деревне. Вернее, все же не в обычной деревне, а в туристической. Магазинчики здесь торгуют не столько ширпотребом (он тоже есть), сколько сувенирами для туристов.
От медины улица Bourguiba приводит к католическому собору Святого Винсента де Поля.

Собор обращает на себя внимание оригинальностью архитектурного облика — смесью мавританской, византийской и готической архитектуры. Прямо перед собором установлен памятник известному мусульманскому ученому  Ибн Хадуну. Он прославился как философ и историк (ему принадлежит открытие циклических процессов в истории).    
   
Вся центральная улица застроена импозантными зданиями начала XX века. В их облике легко угадывается господствовавшем тогда во Франции стиль «арт нуово». Самый яркий пример — здание театра, чуть дальше собора (и на противоположной, южной стороне).

Парадная часть улицы Bourguiba заканчивается на площади 7 ноября с высокой башней, напоминающей лондонский Биг Бен. Дальше — порт и конечная линия скоростного трамвая в Карфаген.

Посещение Карфагена мы оставили напоследок, и отправились на железнодорожный вокзал — поедем изучать страну. При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир бз виз» продолжается...