• Архив

    «   Ноябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    

Мир без виз. В Ливане по-прежнему стреляют

Из замка Крак де Шевалье мы отправились в сторону Ливана. Ближайший автопереход нашли по карте и потом — с пятью пересадками, но очень быстро, доехали до него автостопом. Это в Сирии — не удивительно. Полным сюрпризом оказалась необходимость заплатить за выезд из Сирии по 550 сирийских лир (этот побор ввели только в прошлом году). Причем деньги за выезд принимают только в сирийских лирах и … оформляют все очень-очень медленно.  

Приграничный район

Следуя по пути крестоносцев, покидавших замок Крак де Шевалье, мы пересекли сирийско-ливанскую границу и уже в полной темноте попали в Ливан. Как обычно — без местных денег (на этом маленьком автопереходе их даже негде было поменять). Значит, опять поедем автостопом. Трудность была только в том, что уже стемнело, а дорога не освещена. В таких условиях даже в Сирии нет гарантии, что быстро уедешь. В Ливане же — в приграничной полосе — большая часть из тех, кто нас все же замечал и останавливался, занималась частным извозом. Трудность была и еще в одном. Карты Ливана у нас не было, а сразу в Триполи ехать не хотелось. Поэтому просто даже и не знали, куда проситься. Куда-нибудь вперед, сколько по пути.
Непонятно куда ехали, поэтому и неудивительно, что непонятно где оказались, когда нас подвезли на десяток километров до какого-то городка. Там уже не стали голосовать, а пошли искать место для ночлега. Погода хорошая, можно спать и в спальных мешках под открытым небом.
Вышли на окраину и свернули с шоссе на первую попавшуюся боковую дорогу. Вскоре справа начался лес — при ближайшем рассмотрении оказалось, что это сад , засаженный лимонными деревьями. Можно и так. Расстелили свои спальные мешки под деревом, чтобы свет полной луны не мешал спать. Свет как раз не мешал. Мешали звуки. Сначала где-то вдалеке застрочили из автомата Калашникова, потом буквально из соседнего сада (ночью звуки далеко разносятся, может и не из соседнего — но очень громко) раздались отчетливые винтовочные выстрелы. И так всю ночь. Как у нас в деревне то с одного, то с другого конца слышен лай собак, так в Ливане — выстрелы. Короче, спали как на военном полигоне.    
После заполненной выстрелами ночи утром городок, на окраине которого мы спали, выглядел удивительно мирно. Стали голосовать. Из соседнего дома вышел мужчина: «Я через пару часов поеду в Триполи, если вы еще не уедете, подвезу». Но, конечно, мы уехали раньше — прямо до Триполи.  

Крепость в Триполи

Дорога в Триполи проходит вдоль берега Средиземного моря — мимо куч мусора и палаточных городков палестинских беженцев.
Триполи (ливанцы называют его Трабулюс) - второй по величине ливанский город, крупнейший порт и торговый центр севера Ливана.

Город возник в результате слияния трех финикийских городов – Арада, Сидона и Тира (Aradus, Sidon, Tyre). Здесь начинались караванные тропы, по которым доставленные по морю из Европы товары отправлялись в северную Сирию и дальше на Восток.
Триполи несколько раз переходил из Византии в арабский халифат и обратно. В 1102 году город осадил отряд крестоносцев во главе с Раймоном Сен Жиль Тулузским. В отряде и было-то всего около 300 рыцарей, но они воевали не числом, а умением.  Поэтому город не устоял.

Крестоносцы построили в Триполи замок и сделали город столицей одного из новых графств. Несмотря на периодические набеги мусульман, христиане продержались в Триполи около 180 лет. Потом Триполи входил в состав мамлюкского халифата и Османской империи. В городе осталось много мечетей, рынков, караван-сараев и ханов, построенных как раз в этот период. Часть из них разрушили во время разгара гражданской войны, когда с 1975 по 1991 годы на городских улицах периодически вспыхивали столкновения между палестинцами и ливанскими националистами во главе с Рашидом Карами.
И все же, несмотря на следы от пуль и снарядов, на разрушенные во время гражданской войны дома, центральные районы Триполи сохранились все же значительно лучше, чем в Бейруте. Можно целый день бродить по узким улочкам, рассматривая построенные в XIV-XV вв. мечети, медресе, ханы, турецкие бани, прицениваясь к разложенным на прилавках сувенирам, драгоценностям и традиционным изделиям из меди.  

Самая заметная — во всех смыслах — достопримечательность Триполи — крепость Раймона Сен Жиля (или Калаат Санджиль). Возвышающаяся на вершине холма Пилигримов крепость названа в честь знаменитого предводителя крестоносцев. Они на самом деле строили построили здесь в 1102 году свою крепость. Но ее сожгли в 1289 году во время нападения мамлюков. В 1308 году цитадель восстановили, а затем - вплоть до XIX в. - периодически перестраивали. Сейчас это скорее турецкая крепость, от крестоносцев остались лишь отдельные камни в основании. Но вид сверху на город и море по прежнему замечательный. Ради одного вида только и стоит сюда забраться.
Из Триполи есть два пути дальше: по берегу через Библос в Бейрут или через горы в Баальбек и долину Бекаа. Мы предпочли второй вариант.
В Бшари поехали на автобусе (он отправляется из центра города, но не с автовокзала, а с остановки в малозаметном переулке).
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир бз виз» продолжается...  

Мир без виз. Безвизовая Великобритания

Кругосветка «Мир без виз» - это кругосветное путешествие исключительно по безвизовым для россиян странам. Считается, что уж Великобритания к таковым сейчас ни в коем случае не относится. Но так ли это? Официально британскую визу нужно оформлять в британском консульстве — делать кучу бумаг и даже лично проходить собеседование.
Однако уже сейчас в Великобританию можно попасть и без визы. Все пассажиры — по крайней мере, с российским паспортом — могут находится в Лондоне один день транзитом. Конечно, безвизовый транзит не дается автоматически. Решение, пускать ли транзитного пассажира в страну или нет,  принимает пограничный офицер — исключительно на собственный страх и риск.
Сложность нашего положения была в том, что по правилам визу могут дать только на 24 часа, а у нас пересадка между рейсами «Задар-Лондон» и «Лондон-Касабланка» - аж 32 часа. С чисто формальной точки зрения уже одно это может стать поводом для отказа.

Приключения начались еще в Задаре. Мы летели в Лондон на самолете бюджетной авиакомпании «Ryanair». По правилам этой авиакомпании бесплатно можно провести только одно место багажа — до 10 кг весом и размером не больше 55 см на 40 см на 20 см.
Мы, конечно, путешествуем вокруг света налегке, и рюкзаки у нас небольшие. Проблема в том, что в рюкзак нужно запихнуть и ноутбук, и фотоаппарат, и видеокамеру. Самый простой способ облегчить рюкзаки - надеть как можно больше вещей на себя. Так и сделали. Вскоре мы стали похожи на капусту — в нескольких слоях одежды (шорты под штаны, сверху — еще одни, футболка под рубашку, на нее толстовка, флисовка и ветровка). Немного больше времени ушло на перераспределение груза. Но нам все же удалось добиться того, что наши рюкзаки стали весить ровно по 10.2 кг. Жаль, все старания оказались напрасными. Никто даже и не подумал измерять или взвешивать наши вещи они не бросались в глаза и не вызывали подозрений. Посадочные талоны мы заполнили по Интернету и распечатали. Нам даже не нужно было проходить регистрацию, сразу — на паспортный контроль и на посадку.

Лондон

Наш самолет совершил посаду в аэропорту Станстед. Первые шаги по английской земле: вначале из самолета до второго посадочного терминала, затем две остановки на элнетропоезде до центрального терминала. Там, наконец-то — паспортный контроль.
Группам рекомендуют подходить к пограничному офицеру вместе. Подходим. Мы заранее распечатали билеты как на рейс Лондон-Маракеш, так и на самолет из Марокко в Тунис — пусть видят, что мы — люди занятые и у нас простор нет времени на то, чтобы застревать в  Великобритании. Плюс — исключительно для облегчения прохождения паспортного контроля — мы забронировали одну ночь в хостеле в Лондоне.
На пограничном контроле в аэропорту Станстед — полный Интернационал. Среди пограничных офицеров есть арабы, китайцы, индусы, иранцы... Мы попали к наголо бритому мужику с густой черной бородой. Судя по внешнему виду выходец откуда-то с Ближнего или Среднего Востока (конечно, фотографии его увидеть нельзя — фотографировать на паспортном контроле и вообще в зоне безопасности аэропорта строго настрого запрещено!).
Пограничник внимательно изучил наши бумаги: «Транзит на 24 часа вам отнюдь не гарантирован. К тому же у вас промежуток между рейсами больше суток», - и он пошел с нашими бумагами консультироваться к старшему офицеру. Будем ждать. Вернулся он минут через десять. Началась типичная для английской пограничной службы процедура (я уже как-то раз проходило ее в порту Дувр — та же система): Где живете? Где работаете? Вернетесь ли на прежнюю работу после поездки? Сколько у вас есть с собой денег? Есть ли друзья в Англии? Есть ли жена, где живет и чем занимается? Есть ли дети? и т.д. и т. п. И по несколько раз примерно одно и то же — как при допросе подозреваемого в полицейском участке. И все же на этот раз нас признали не преступника ми, а законопослушными гражданами. Нам все же постави ли въездные штампы в паспорта. Напоследок пограничник предупредил: «Завтра вечером вы должны быть в аэропорту Лютон и пройти паспортный контроль».
Так мы и попали в Англию без визы. Это оказалось не  так уж и сложно. Принцип кругосветки «Мир без виз» соблюден — мы опять путешествуем по безвизовой для россиян стране. На этот раз — по Великобритании.

Хостел в Лондоне

Из аэропорта Станстед автобус-экспресс идет прямо до станции «Виктория». Примерно в одном километре от станции находится хостел «Joy Hostel King Willem IV», который мы забронировали по Интернету — чтобы показать бронь на паспортном контроле. Почему бы на него не посмотреть? Может, понравится? Поначалу мы немного блуждали. Но несмотря на поздний час на улице было много пешеходов — причем, примерно половина из них — русскоязычная. Было у кого сипросить дорогу.
Хостел «Joy Hostel King Willem IV» находится прямо на берегу Темзы. В качестве ориентира — трубы стоящей на противоположном берегу электростанции. Дверь была уже закрыта, но нас ждали — мы же при бронировании указали, что приедем очень поздно (если все же приедем).  
Хостел занимает старое типично английское здание викторианской эпохи. На первом этаже непременный бар — по утрам там типично английский завтрак, по вечерам - «фиш энд чипс» (жареная рыба с картошкой). На втором и третьем этажах — комнаты на четыре-шесть-восемь человек (сколько поместится двухэтажных кроватей). Душ и остальные удобства — общие, на этаже.  

Про Лондонские достопримечательности писать не буду. Все их и так знают и же сотни раз видели.

Даже те, кто здесь отродясь не бывал. Тауэр, Тауэрский мост, Вестминстерское аббатство, Букингемский дворец, Парламент, Бег Бен, Колесо обозрения, собор Святого Павла, Пикадили, Британский  музей — это все сотни раз уже показывали и по телевизору, и в кино. Сейчас приезжаешь вч Лондон не для того, чтобы что-то новое видеть, а для того чтобы к чему-то старому и до боли знакомому прикоснуться.
Поздно вечером — после «фиш энд чипс» с кружкой «Гиннеса» мы поехали в аэропорт Лютон на рейс в Марракеш.  

1 метр государственной границы в аренду - недорого

С самого начала, еще только планируя кругосветку «Мир без виз», я брался доказать — уже сейчас можно свободно путешествовать с российским паспортом по сему свету. Конечно, я понимал, что без приключений — именно связанных с визами и границами - такое путешествие не обойдется. Честно говоря, я опасался, что у нас могут возникнуть проблемы с въездом в Великобританию без визы (промежуток между рейсами 32 часа, а не официально разрешенные для транзита 24 часа). Но въехали мы легко и просто. Проблемы начались там, где их никто не ждал.
Из Лондона улетали в Африку. Буквально через несколько часов — в окружении африканцев — мы узнаем, каково чувствовать себя «белым» человек. Но никак не ожидали, что англичане дадут нам почувствовать, что значит быть «черным» среди «белых» людей.  

Десять назад власти Великобритании официально отменили выездной контроль. Любой иностранец может свободно выехать из страны — даже, если он просрочил визу или был в Великобритании вообще нелегально — и никто не задаст ни одного вопроса.
Выездной контроль со стороны государства был отменен. На практике получается так, что физически граница Великобритании все же существует и на выезде — всегда понятно с какой точки уже нельзя вернуться назад без прохождения въездного контроля. Только ее пересечение — на выезде — сейчас не регламентируется никакими законами. И сейчас — сбылась мечта Остапа Бендера — любой желающий может взять в аренду 1 метр государственной границы и пропускать через него по своим собственным законам и расценкам. И такие бизнесмены в Англии нашлись — и вот уже 10 лет бизнес на государственной границе с успехом процветает. Частные лавочки взяли себе по 1 метру границы и зарабатывают неплохие деньги (правда, сколько платят за аренду и крышу неизвестно, можно примерно оценить только доходы от аренды).  

1 метр государственной границы достался частной авиакомпании «Раньяр». И вот как это выяснилось. Мы покупали билеты на рейс «Лондон-Маракеш» через Интернет, потом — также через Интернет — прошли он-лайновую регистрацию — везде, как и положено писали свое гражданство — и никаких проблем ни при бронировании ни при регистрации не было. Приехали в аэропорт и, как обычно, прошли всю последовательность оформления документов и проверки багажа. Только паспортного контроля не встретили (его и не могли встретить — паспортного контроля на выезде уже 10 лет не существует). Но в самой последней точке английской территории — при выходе на посадку через гейт на летное поле выяснилось, что у нас на билетах (распечатки с Интернета) нет выездных штампов. Выездной паспортный контроль, как оказалось, осуществляет старушка божий одуванчик, спрятавшаяся в дальнем углу зала под вывеской «продажа билетов».
Именно она под крышей авиакомпании «Ранэйр» делает свой маленький бизнес на государственной границе. Именно она, как оказалось, должна была поставить нам выездные штампы на билетах (до такой глупости как «частные» выездные штампы в паспортах даже в Великобритании еще не додумались. Но, наверное, только пока. В будущем, уверен, такие же старушки появятся и на въезде в страну, а не только на выезде). Конечно, сама старушка не имеет никакого права не выпускать людей из страны, в которой отменен выездной контроль. Даже у авиакомпании «Раньяр» не хватит денег, чтобы судиться со всеми пассажирами, которых не пропустили по этой причине на самолет. Поэтому выездной штамп ставят не всем (как в любой другой стране мира — например, в России все проходят процедуру паспортного контроля — и россияне, и иностранцы, но у нас — это обязательная для всех по закону процедура, а в Англии — частный бизнес), а только «черным» - не гражданам ЕС (им судиться с английскими «предпринимателями» просто очень сложно — вряд ли кто будет связываться).    
Утром с трех рейсов, посадка на которые шла одновременно, «улов» получился неплохой — 12 человек (как сказала служащая аэропорта день на день не приходится — иногда удается поймать всего несколько человек, иногда — сразу несколько десятков). После окончания посадки на рейсы служащая авиакомпании провела всех не пропущенных на вылет пассажиров по своему пропуску через двери для служебного использования — в обход въездного контроля - назад в зал вылета.
Такса — за выездной штамп — как вскоре выяснилось, уже давно установлена. Та же самая бабуся, которая должна ставить штамп на посадочный талон,  и собирает со всех по 100 фунтов за перенос времени вылета.
Ситуация эта ежедневная и рутинная. И технология хорошо отработана. Каждый снятый с рейса из-за отсутствия выездного штампа пассажир должен подойти к бабусе в окошке «продажа билетов», сказать пароль - «facking Ranyar» и заплатить 100 фунтов. После этого он получает билет на следующий рейс (не волнуйтесь, места там будут - со следующего рейса тоже обязательно обязательно кого-нибудь снимут из-за отсутствия штампа на посадочном талоне). Так бабуся, работающая плод крышей авиакомпании «Раньяр» получает небольшой, но стабильный доход. Конечно, трудно сказать, сколько именно. Но только с утренних трех рейсов у 12 человек пропали оплаченные билеты. Часть освободившихся мест перепродали — за 100 фунтов - тем, кого сняли с предыдущего рейса. Конечно, часть пассажиров после обязательных слов «facking Ranyar» (это уже не пароль, а буквально слоган компании) штраф не платит и летит другой авиакомпанией. Стоимость пропавших билетов (и времени) им, конечно, никто не компенсирует — они и идут в чистый доход авиакомпании, придумавшей такую оригинальную систему.    
Некоторые детали оригинального бизнес-предприятия мне, правда, остались не совсем понятны. Все отловленные вместе с нами пассажиры были официально зарегистрированы на свои рейсы, прошли все этапы контроля вплоть до посадки в самолет, но не улетели. При этом не застряли в контролируемой зоне аэропорта, а свободно — при помощи служащих авиакомпании — вышли оттуда.
Сейчас любой желающий может отправить багаж самолетом авиакомпании «Раньяр» и при этом не полететь на нем. Причем, вполне официально и очень просто. Приходите, например, на регистрацию рейса Лондон-Марракеш, сдаете багаж, проходите мимо старушки без штампа на билете. У выхода на летное поле вас развернут и вернут в общий зал. Пока самолет летит три часа в Марракеш, у вас достаточно времени на то, чтобы успеть зарегистрироваться на другой рейс и улететь. Через часа вы уже в Берлине или Париже, а ваш самолет все еще летит в Марокко.
Лично я больше не собираюсь летать самолетами «Раньяр». И не потому, что мне не нравится, что они собирают по 100 фунтов с «черных». Бизнес — есть бизнес. Мне не нравится, что авиакомпания делает бизнес на безопасности пассажиров. Как-то неприятно лететь на самолете, зная, что в ней одновременно с чемоданами летящих этим же рейсом пассажиров летят чемоданы и тех, кто сознательно их отправил в рейс — непонятно с какой целью.        

Наш самолет в Маракеш улетел, а мы остались в Лондоне без билетов — хорошо еще, что вещи в багаж не сдавали — летели бы они сейчас в Марокко. Можно — как нам тут же предложили - заплатить штраф и перебронировать билеты на следующий рейс. Но он вылетает даже не на следующее утро, в через день. Либо покупать билет на самолет другой авиакомпании.
Самый удобный и дешевый вариант предлагала авиакомпания Atlas-blue. Но и тут пришлось столкнуться все с той же — возможно, вообще типичной для Великобритании — ситуацией: с делением на «белых» и «черных». «Белым» (тем, у кого карточка, выданная одним из европейских банков) продают билеты за 80 фунтов, «черным» (тем, кто получал карточки в других странах — например, в России) — за 180 фунтов (почему бы и «Раньяру» вместо пусть и хорошо отработанной, но сложной системе не сделать так же — просто брать с разу со всех иностранцев по 100 фунтов за их «иностранность»  и отменить,сложную систему выездных штампов?).
Самолет авиакомпании Atlas-blue вылетал в Маракеш вечером в этот же день, но с другого аэропорта — из Гатвика (из Лютона в этот день других рейсов в Марокко не было — ни у какой компании).  Пришлось опять возвращаться в Лондон (при желании в Великобритании без визы можно провести не 24 часа, а находится здесь пока самому не надоест — нам просто очень нужно было в Марокко) — все на ту же станцию Виктория. Оттуда — на другом автобусе — в Гатвик (прямой рейс с Лютона в Гатвик и дольше и в два раза дороже).
В Гатвике также нет паспортного контроля на вылете. Но в авиакомпании Atlas-blue нет и секретной старушки, которую нужно было бы разыскивать. Процедура простая и обыденная — даже скучно.
Потратив день и 180 фунтов на изучение оригинальной системы оформления пассажиров в английских аэропортах, мы  улетели в Маракеш. При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир бз виз» продолжается...