• Архив

    «   Сентябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Мир без виз. Монастырь Мар Муса

Выехав из Дамаска, мы отправились в путешествие по христианским монастырям Сирии. Проведя ночь в монастыре Святой Феклы в Маалуле, мы отправились еще дальше на север — в поисках монастыря Мар Муса аль-Хабаши. Назван он не в честь библейского Моисея, а в честь местного святого, жившего здесь в VI веке. Говорят, он был не простым монахом, а сыном короля Абиссинии. Сам же монастырь был основан уже в XI веке.
Монастырь Мар Муса не такой известный, как монастырь Святой Феклы в Маалуле. Да и расположен он не в деревне, а в диких горах в стороне от дороги. У нас были только общие ориентиры — где-то справа от трассы на Хомс, примерно в 60 километрах от Маалули. Придется, как обычно, спрашивать местных жителей.

Дорога к храму

Поехали автостопом — так проще, когда не совсем точно знаешь, куда именно нужно ехать. На загруженном мебелью пикапе выбрались на шоссе, и там сразу же попали в кабину к дальнобойщику. Сам он в монастыре Мар Муса никогда не был, но утверждал, что знает, где правильный поворот с трассы (совсем не там, где нам говорили нужно сворачивать). Пришлось поверить на слово. Вышли. Еще один пикап — и мы в центре какого-то городка. Не успели выйти на окраину, как нас догоняет еще один пикап и вывозит на правильную дорогу — хотя и очень-очень узкую. Следующая попутка — огромный карьерный грузовик. Водитель также стал говорить, что знает более правильную дорогу. Он свернул куда-то в горы и вскоре привез нас — на что-то сильно напоминающее цементный завод.

Едва вышли из машины, как к нам подошел один из охранников и попросил зайти в контору. Может, не туда забрели? Оказалось, это обычное в Сирии гостеприимство. Директор карьера всего лишь пригласил «дорогих гостей» к себе в кабинет выпить по чашке чая (в Сирии его пьют, наверное, ничуть не меньше, чем в России).
На цементном заводе нам показали дорогу, которая должна привести к монастырю. Но не сказали, куда сворачивать на развилках. Под холодным пронизывающим ветром мы долго шли по пустынным горам.

Стало очевидно, что идет явно куда-то не туда. Но спросить было некого.

Место там удивительно пустынное. К счастью для нас, мы заметили вдалеке пастуха с овцами. Пошли к нему уже просто напрямик. Оказалось, действительно, с пути мы уже сбились. Но пастух показал нам еще одну «правильную» дорогу (уже десятый раз за этот день нам показывают дорогу — и все время разную) — вниз по крутому склону, напрямик.

Спускались вниз уже в сумерках, и к монастырю вышли уже в потемках. Причем попали не с главное входа, как нормальные паломники, а сзади с гор.        

День рождения настоятеля

В монастыре нас для начала сразу же угостили чаем со свежим печеньем. Оказалось, мы попали в монастырь как раз в день рождения его настоятеля.

Итальянец отец Паоло (иезуит Паоло делл’Оглио) создал на территории средневекового монастыря, случайно найденного в 1983 году и постепенно восстанавливаемого,  что-то совершенно оригинальное. Это смесь христианского монастыря, молодежной коммуны, индийского ашрама, городка художников и научного сообщества... И все сразу в одном месте. И еще одна особенность — это единственный в мире христианский монастырь, про который нельзя точно сказать: мужской он или женский? Конечно монахи и монахине живут в разных кельях, но весь день — в молитвах, медитациях и работе — проводят вместе.  

Празднование дня рождения отца-настоятеля прервала ежедневная вечерняя медитация. Именно так и называют эту вечернюю службу в старой полуразрушенной-полувосстановленной церкви.

Все, включая и самого отца Паоло и нескольких монахов в белых сутанах, во время службы сидят на коврах. Служба идет на арабском языке — для большинства присутствующих непонятном. Хорошо еще, что фотографировать и снимать на видео не запрещают.  

После службы все паломники и монахи (уже не в сутанах, а переодевшиеся в гражданскую одежду) собрались в столовой, поближе к печкам. Все же здесь обычно бывает теплее. Но в тот вечер холодный пронизывающий ветер проникал из всех щелей.

Все паломники живут по кельям, расположенным на склоне за главным зданием. Работать никого не заставляют, но на кухне помогать — обязательно. Иначе на всех не приготовишь и не уберешь. Обслуживающего персонала нет, монахам приходится все делать самим.  

Среди паломников — обоего пола вперемешку - можно встретить англичан, поляков, немцев. Но нашелся и один наш соотечественник.

Равиль приехал из Башкирии в поисках смысла жизни. Он был бы рад остаться в этом монастыре и насовсем, но у отца Паоло есть непременное требование — все монахи этого монастыря обязательно должны владеть арабским языком. Он даже готов помогать — и морально и материально — претендентам в монахи, чтобы они все же выучили этот язык. Вот Равиль и раздумывает, что проще — выучить арабский язык или найти другой монастырь?
Для нас выбор очевиден — мы уже несколько месяцев двигаемся в ритме «каждая ночь — на новом месте». Иначе до сих пор были бы в этом замечательном монастыре. Очень уж там душевное место, место, в котором хочется задержаться подольше. Но кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Выбраться из монастыря оказалось значительно проще, чем попасть в него. Если попали в монастырь мы с заднего двора, то вышли через парадный выход. Вначале прошли пешком по пустыне, потом попали в попутный грузовик.

Вскоре были уже на трассе и поехали на юг в сторону Иордании. Может, когда-нибудь еще удастся побывать в этом поистине замечательном месте. По крайней мере, мне бы этого очень хотелось.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Монастырь Острог

От Никшича до монастыря Острог всего 22 км, но время было позднее. Все автобусы уже ушли, да и на автостоп надежды уже не было. Стали прицениваться к такси. Оказалось — недорого (по московским меркам). Первый же таксист предложил подвезти прямо до монастыря всего за 13 евро (и легко согласился на 11 евро).
Дорога от Никшича до монастыря идет сначала по шоссе, а затем сворачивает влево и начинает круто подниматься вверх. И дорога узкая, и повороты крутые, и обрывы. Ехать опасно. Но оно того стоит.
Монастырь Острог — самый крупный и известный православный монастырь в Балканских странах. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников не только из Черногории и Сербии, но и православные из соседних стран.

Сам монастырь состоит из двух частей. Изначально основанный в XVII веке монастырь буквально прилепился к скале на высоте 1000 м над уровнем моря. На 200 метров ниже по склону в 1820 году основан второй — значительно больше по размеру — новый монастырь.

В верхнем монастыре рядом с маленькой Крестовоздвиженской церковью в пристроенном к скале трехэтажном здании есть кельи не только для монахов. Комнаты с номерами 1, 2 и 3 выделены для паломников. Помещения размером 10 на 10 метров плотно заставлены трехэтажными железными кроватями.

Любой паломник может там переночевать. Не только за ночлег платить не нужно, но и разрешение ни у кого не нужно спрашивать — заходи, выбирай свободную кровать и ложись. И, что совсем уж удивительно для христианского монастыря, нет деления комнат на мужские и женские.
Выбирай любую комнату и любую свободную кровать. Постельного белья правда нет. А груды одеял, матрацев и подушек свалены огромными кучами на первом этаже этого своеобразного общежития.

Те, кто не любит спать с храпящими соседями, укладываются спать прямо в монастырском дворе. Матрацы кладут на камни, а накрываются одеялами. И свежо, и не холодно, и главное — с видом на подсвеченную прожекторами церковь.

Утром все, как и проложено, встают по сигналу колокола и идут на утреннюю службу. Но исключительно добровольно — никто никого не заставляет. Ведь и приезжать в монастырь  не заставляли.

При моральной и информационной поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...