• Архив

    «   Ноябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    

Мир без виз. Нефть и дерево жизни

Судя по карте, в самом центре острова находится высочайшая вершина страны — гора Джебель ад-Дукхан. Высота горы всего-то 134 метра. И при этом она относится к числу самых труднодоступных вершин. Мало кто смог покорить ее вершину.

По одной банальной причине — там стоит военная радиолокационная станция. И вход посторонним на ее территорию строго запрещен!  
У подножия этой - теперь засекреченной — высочайшей вершины острова как раз и забил первый в стране нефтяной фонтан.

А неподалеку от этого фонтана — вернее, от места, где он был - создали музей, посвященный нефти. Музей построен в 1992 году в ознаменование 60-летия начала работы той самой первой скважины.  Здание в классическом стиле с «коринфскими» колоннами на величественном фасаде, стоящее в окружении нефтяных скважин и труб, да еще и прямо напротив нефтеперерабатывающего завода, само может служить ярким символом «черного золота». Ведь именно благодаря этому самому «золоту» и есть возможность строить такие грандиозные сооружения прямо посреди пустыни.
Музей очевидно не пользуется популярностью, поэтому открыт только два для в неделю. А зря! Народ-то интересуется. По крайней мере в тот момент, когда мы подошли к музею, в него пытались попасть еще два немца. А это уже пятеро потенциальных посетителей!
Немцы уже садились в машину, собираясь уезжать. Но в самый последний момент я все же успел спросить.  
Не подскажете, в каком направлении находится дерево жизни? - судя по карте, оно должно быть где-то неподалеку.
Мы только что оттуда, - они взялись водить пальцем по карте, но вскоре отказались от попытки прорисовать нам точный маршрут, - Давайте, садитесь, подвезем. Мы сами только что оттуда, дорогу еще не забыли.  

Дерево жизни

До дерева жизни и действительно было совсем недалеко — в Бахрейне вообще все рядом. Остров-то — крошечный! Однако, по пути мы все же успели познакомиться с попутчиками. Один, как оказалось,  работает летчиком в компании «Кондор», другой — в нефтяной компании. На выходные вырвались посмотреть остров, на котором провели уже по году. Но толком еще нигде и не были. Все работа да работа.  

Дерево жизни — это обычная акация, только очень старая и большая. В другом  месте на нее никто бы и внимания не обратил. Но не здесь, посреди пустынного пейзажа, облагороженного лишь силуэтами нефтяных скважин!
Посмотрели на дерево, обошли вокруг него, сфотографировались на его фоне - и можно ехать дальше. У нас особых планов не было, поэтому мы тут же откликнулись на предложение покататься по острову вместе с немцами. У них на этот день было уже все расписано — все же немцы, как правило, действуют методично и организованно.
Следующий пункт программы — южная оконечность острова Бахрейн.  
Собственно говоря, никаких достопримечательностей там нет. Вернее, до недавнего  времени не было. Но буквально сейчас на юге развернулось активное строительство. Там строят Дуррат аль-Бахрейн — поселок для богатых и очень богатых. Виллы и дома продают всем желающими - от 1 миллиона евро. Нам - как потенциальным покупателям (а почему нет?) - все показали, и снаружи и внутри.  

Несмотря на то, то большая часть территории острова не освоена, местные жители считают, что земли у них недостаточно. Вот и виллы строят на искусственных островах, насыпанных недалеко от берега главного острова.  

Деревня горшечников

Деревня А'али известна как «деревня горшечников». В центре деревни есть несколько фабрик, на которых делают гончарные изделия — тарелки, чашки, миски, подсвечники и другие изделия из глины.

Там же их и обжигают в примитивных печах. Вход в мини-фабрики, вернее, в мастерские горшечников открыт для всех желающих. Можно понаблюдать за всеми этапами приготовления керамики — от размешивания куска глины до обжига в печи готового изделия.

При желании понравившиеся горшки можно купить тут же в маленьком складе-магазине.

Десятки тысяч курганов

В III тысячелетии до н.э. на территории Бахрейна существовала развитая цивилизация. Процветавшее здесь могущественное и высокоразвитое в культурном отношении государство Дильмун контролировало морскую торговлю между странами Западной Азии и Индии в зоне Персидского залива. Но постепенно, по мере превращения цветущего острова в пустыню, государство слабело. А затем и совсем прекратило свое существование. Оставшиеся жители разъехались кто куда в поисках лучшей доли.

До наших дней от некогда могущественной и процветающей цивилизации дошли только отдельные фрагменты храмов и многочисленные курганы. По разным подсчетам их здесь от 40 до 80 тысяч (точно подсчитать сложно — как отличить маленькие курганы от обычных холмиков?).
Самые большие курганы расположены в окрестностях деревни А'али. Видимо, именно где-то здесь неподалеку и находилась столица древней цивилизации. А самые большие курганы, достигающие 45 метров в диаметре и 15 метров в высоту, скорее всего были построены для захоронения членов королевской семьи.    

Трое у лодки

Вместе с немцами мы проездили до темноты. А где же будем ночевать? В такую сухую и теплую погоду, как на Бахрейне, нет ничего проще, чем найти место для ночлега. Но нам хотелось не просто переночевать, а переночевать именно на берегу моря. А вот это в Бахрейне сделать уже сложно. Море у берега очень мелкое. Поэтому и настоящий пляж здесь найти нелегко. Местные жители относятся к берегам как к бесплатной свалке. Найти просто мало-мальски чистое место — уже проблема. Еще сложнее на берег попасть. Здесь нет домов или красивых набережных — сюда выходят задние дворы, сараи, склады, в лучшем случае — огороды (они там — в пустыне — все же есть).
В поисках если не удобного, то хотя бы мало-мальски подходящего места на берегу моря мы кружили около часа по пригородам столицы. Еле-еле нашли выезд к морю. Там мы распрощались с немцами и стали искать подходящее для ночлега место. Пришлось немного побродить в темноте. Удивительно насколько берег отличается здесь от берегов, например, Хорватии или Черногории. Там мы тоже частенько ночевали на берегу, под шум волн. Но место было найти легко.
А здесь в одном месте было слишком грязно, во втором — ветрено, в третьем — мокро. Нашли на берегу брошенную лодку.

В ней спать было нельзя — на дне образовалась огромная лужа. Но лодка давала защиту от ветра. За ней, на пятачке зеленой травы (места хватило как раз на троих человек) мы и расположились можно сказать с комфортом.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. В Белграде проездом

Кругосветка «Мир без виз» продолжается. За первую неделю путешествия мы пересекли Хорватию и поле неудачной попытки перейти боснийскую границу направились в Сербию. На станции Новска  садились на поезд «Загреб — Белград» без билетов. Хорватский проводник отказался продавать билеты сразу до Белграда — только до сербской границы.

Паспортный контроль между Хорватией и Сербией - простой и быстрый. Хорватский пограничник поставил выездной штамп, а сербский — въездной. И вот мы уже в безвизовой для россиян Сербии, но еще без билетов.
В белградском поезде
Мы уже подъезжали к пригородам Белграда, когда в купа наконец-то появился проводник. Он очень долго — аккуратно складывая цифры в столбик на бумажке (никаких компьютеров или калькуляторов — ручная работа) что-то подсчитывал. Наконец, сообщил итоговую сумму — в сербских динарах. У нас тогда сербских денег конечно не было (честно говоря, мы даже не имели представления об обменном курсе). Проводник еще минут на 10 с головой погрузился в сложные вычисления. Результат — 340 кун (за 4-х).  
- Может, 170 кун -и билетов не нужно? (у нас оставалось именно столько)
- Можно и так, - тут же с готовностью согласился он.

Белград

Социалистическая федеративная республика Югославия ненадолго пережила распад Советского Союза. Мирно разойтись не удалось. В начавшейся в 1991 году гражданской войне не было «красных» и «белых». Ситуация была значительно больше запутана. Друг против друга воевали сербы и хорваты, боснийцы и албанцы, католики и православные, мусульмане и протестанты. Все против всех, и все вместе — против сербов (их, как и русских в Прибалтике, хорваты, албанцы и боснийцы считали «оккупантами»).
На реке в Белграде
Сербы войну проигрывали. Страна постепенно распадалась на части. Бывшие республики отделялись от Сербии одна за другой. Последней ушла Черногория (мирно - по результатам всенародного референдума от 21 мая 2006 года). Сербия осталась одна.
В нижней крепости
В то время, как бывшие югославские республики воевали только между собой и все вместе — с Сербией. Сербия оказалась в конфликте сразу с целым блоком НАТО. И в 1999 году это привело к «точечным» авиаударам по сербской территории.
Памятник жертвам агрессии НАТО в Белграде
Буквально в 100 метрах от здания вокзала до сих пор стоит разрушенное американской крылатой ракетой «Томогавк» здание Генерального штаба. Его видимо оставили в качестве своеобразного памятника войне. НАТО победило. В качестве военного трофея западные страны получили кусок сербской территории — бывший автономный край Косово. Сейчас эта до сих пор не признанная ни Сербией, ни Россией страна находится на попечении Европейского Союза.    
Крепостная стена
Вообще — последняя (на сегодняшний момент) вона не была первой. Балканы долго находились на границе противостояния не только проживающих здесь национальностей. Здесь проходила граница между христианским и мусульманским миром.
Крепостной ров
Символом борьбы сербов с турками служит Белградская крепость, занимающая самую высокую часть Старого города. На огромной территории сейчас и прекрасно сохранившиеся (вернее, недавно отреставрированные) крепостные сооружения, и парки, и музеи.
Танк - экспонат Военного музея в Белградской крепости
Вход в крепость — бесплатный. Для того, чтобы обойти всю крепость (заглянув хотя бы мельком во все музеи и церкви), нужно потратить почти целый день. Именно день у нас и был — приехали мы в Белград утром на поезде, а уезжали вечером в сторону Черногории (поезд там тоже есть, но почему-то в два раза дороже, чем автобус).    
В Белграде во всех мало-мальски крупных парках есть беспроводной Интернет, к которому можно бесплатно подключиться через Wi-Fi. В ожидании автобуса (он уходил в 23.30) мы устроились в парке напротив Министерства путей сообщения.

Автобус отправился из Белграда точно по расписанию. На этом наш краткий визит в безвизовую для россиян Сербию завершился.Одежда для путешественников от фирмы Чуринга. Кругосветка «Мир без виз» при поддержке сообщества путешественников Турбина продолжается...