• Архив

    «   Ноябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    

Мир без виз. Храм и форт вместо пляжа

Утро мы встретили в каком-то совершенно неизвестном месте, в одном из пригородов столицы Бахрейна. В каком именно, мы выяснили совершенно неожиданно. По пути на шоссе нам попалась табличка «Храм Барбар».  

Утро в храме Барбар

Храм Барбар посвящен богу Энки — богу мудрости и водных источников, которому местные жители поклонялись в III-II тысячелетии до н.э.

От самого храма, конечно, остались лишь отдельные полуразвалившиеся стены. Любителям археологии будет интересно.    

В поисках пляжа

Переночевать на берегу моря нам в Бахрейне удалось — даже дважды. Но искупаться — пока нет. Вообще, задача эта, как оказалась, непростая  и совсем не банальная. И это на острове со всех сторон окруженном теплым морем!

Море у берегов Бахрейна до такой степени мелкое, что будешь идти от берега полкилометра по колено в воде, прежде чем удастся выйти на более-менее подходящее место. При этом и ходить-то нужно осмотрительно. Вода здесь так и кишит водяными ядовитыми змеями. Обычно сами они на людей не нападают (как, собственно, и сухопутные змеи), но стоит наступить неосмотрительно на хвост какой-нибудь подводной гадюке, как она сразу же и укусит. А яд такой сильный, что и до берега дойти не успеешь.
Короче, купание в море в Бахрейне сопряжено с огромными трудностями: много времени потратишь на поиск пляжа с удобным подходом к глубокой воде. А потом еще и в воду заходишь с опаской. После долгих поисков мы все же нашли подходящий пляж — на окраине Манамы. На берегу плакат с правилами поведения на пляже: не курить, не сорить и — главное — НЕ КУПАТЬСЯ (!!!). Вот вам и пляж!

Конечно, мы все же искупались. Нельзя же было побывать в Бахрейне и не искупаться. Но и правила нарушать не стали — прошли немного дальше вдоль берега до сгоревшего судна (то ли памятник, то ли просто некому убрать?) .      

Закат у форта Арад

По пути в аэропорт — до него от города можно и пешком дойти — мы заглянули в один из пригородов столицы Бахрейна. Остров Мухаррак, сейчас связанный с главным островом Бахрейна автомобильными мостами и дамбами, когда-то был отдельным островом. В 1487 году здесь обосновались арабы из Омана. Они и построили форт Арад. Сейчас это главная достопримечательность острова. Хотя форт и выглядит не так внушительно, как построенный примерно через сорок лет после него португальский форт Бахрейн.    

Вообще, с первого взгляда Бахрейн выглядит как тихое спокойное место. Но на протяжении всего XX века у этой страны были очень натянутые отношения с соседним Катаром. Из-за длительного территориального спора страны нередко находились всего лишь в шаге от начала полномасштабной войны.
К счастью, этот конфликт удалось разрешить мирным путем. Своим решением Международный суд ООН в Гааге в 2000 году поделил спорные территории между странами. Бахрейну достались острова Хавар - крупнейшие в цепи островов между Бахрейном и Катаром, а остальные острова архипелага и спорный полуостров Зубара на континенте - Катару.

В Бахрейне мы провели три очень насыщенных дня. За это время нам удалось исколесить весь остров — пусть маленький — из конца в конец и посетить буквально все достопримечательности. Пора ехать дальше — на Шри-Ланку.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Нефть и дерево жизни

Судя по карте, в самом центре острова находится высочайшая вершина страны — гора Джебель ад-Дукхан. Высота горы всего-то 134 метра. И при этом она относится к числу самых труднодоступных вершин. Мало кто смог покорить ее вершину.

По одной банальной причине — там стоит военная радиолокационная станция. И вход посторонним на ее территорию строго запрещен!  
У подножия этой - теперь засекреченной — высочайшей вершины острова как раз и забил первый в стране нефтяной фонтан.

А неподалеку от этого фонтана — вернее, от места, где он был - создали музей, посвященный нефти. Музей построен в 1992 году в ознаменование 60-летия начала работы той самой первой скважины.  Здание в классическом стиле с «коринфскими» колоннами на величественном фасаде, стоящее в окружении нефтяных скважин и труб, да еще и прямо напротив нефтеперерабатывающего завода, само может служить ярким символом «черного золота». Ведь именно благодаря этому самому «золоту» и есть возможность строить такие грандиозные сооружения прямо посреди пустыни.
Музей очевидно не пользуется популярностью, поэтому открыт только два для в неделю. А зря! Народ-то интересуется. По крайней мере в тот момент, когда мы подошли к музею, в него пытались попасть еще два немца. А это уже пятеро потенциальных посетителей!
Немцы уже садились в машину, собираясь уезжать. Но в самый последний момент я все же успел спросить.  
Не подскажете, в каком направлении находится дерево жизни? - судя по карте, оно должно быть где-то неподалеку.
Мы только что оттуда, - они взялись водить пальцем по карте, но вскоре отказались от попытки прорисовать нам точный маршрут, - Давайте, садитесь, подвезем. Мы сами только что оттуда, дорогу еще не забыли.  

Дерево жизни

До дерева жизни и действительно было совсем недалеко — в Бахрейне вообще все рядом. Остров-то — крошечный! Однако, по пути мы все же успели познакомиться с попутчиками. Один, как оказалось,  работает летчиком в компании «Кондор», другой — в нефтяной компании. На выходные вырвались посмотреть остров, на котором провели уже по году. Но толком еще нигде и не были. Все работа да работа.  

Дерево жизни — это обычная акация, только очень старая и большая. В другом  месте на нее никто бы и внимания не обратил. Но не здесь, посреди пустынного пейзажа, облагороженного лишь силуэтами нефтяных скважин!
Посмотрели на дерево, обошли вокруг него, сфотографировались на его фоне - и можно ехать дальше. У нас особых планов не было, поэтому мы тут же откликнулись на предложение покататься по острову вместе с немцами. У них на этот день было уже все расписано — все же немцы, как правило, действуют методично и организованно.
Следующий пункт программы — южная оконечность острова Бахрейн.  
Собственно говоря, никаких достопримечательностей там нет. Вернее, до недавнего  времени не было. Но буквально сейчас на юге развернулось активное строительство. Там строят Дуррат аль-Бахрейн — поселок для богатых и очень богатых. Виллы и дома продают всем желающими - от 1 миллиона евро. Нам - как потенциальным покупателям (а почему нет?) - все показали, и снаружи и внутри.  

Несмотря на то, то большая часть территории острова не освоена, местные жители считают, что земли у них недостаточно. Вот и виллы строят на искусственных островах, насыпанных недалеко от берега главного острова.  

Деревня горшечников

Деревня А'али известна как «деревня горшечников». В центре деревни есть несколько фабрик, на которых делают гончарные изделия — тарелки, чашки, миски, подсвечники и другие изделия из глины.

Там же их и обжигают в примитивных печах. Вход в мини-фабрики, вернее, в мастерские горшечников открыт для всех желающих. Можно понаблюдать за всеми этапами приготовления керамики — от размешивания куска глины до обжига в печи готового изделия.

При желании понравившиеся горшки можно купить тут же в маленьком складе-магазине.

Десятки тысяч курганов

В III тысячелетии до н.э. на территории Бахрейна существовала развитая цивилизация. Процветавшее здесь могущественное и высокоразвитое в культурном отношении государство Дильмун контролировало морскую торговлю между странами Западной Азии и Индии в зоне Персидского залива. Но постепенно, по мере превращения цветущего острова в пустыню, государство слабело. А затем и совсем прекратило свое существование. Оставшиеся жители разъехались кто куда в поисках лучшей доли.

До наших дней от некогда могущественной и процветающей цивилизации дошли только отдельные фрагменты храмов и многочисленные курганы. По разным подсчетам их здесь от 40 до 80 тысяч (точно подсчитать сложно — как отличить маленькие курганы от обычных холмиков?).
Самые большие курганы расположены в окрестностях деревни А'али. Видимо, именно где-то здесь неподалеку и находилась столица древней цивилизации. А самые большие курганы, достигающие 45 метров в диаметре и 15 метров в высоту, скорее всего были построены для захоронения членов королевской семьи.    

Трое у лодки

Вместе с немцами мы проездили до темноты. А где же будем ночевать? В такую сухую и теплую погоду, как на Бахрейне, нет ничего проще, чем найти место для ночлега. Но нам хотелось не просто переночевать, а переночевать именно на берегу моря. А вот это в Бахрейне сделать уже сложно. Море у берега очень мелкое. Поэтому и настоящий пляж здесь найти нелегко. Местные жители относятся к берегам как к бесплатной свалке. Найти просто мало-мальски чистое место — уже проблема. Еще сложнее на берег попасть. Здесь нет домов или красивых набережных — сюда выходят задние дворы, сараи, склады, в лучшем случае — огороды (они там — в пустыне — все же есть).
В поисках если не удобного, то хотя бы мало-мальски подходящего места на берегу моря мы кружили около часа по пригородам столицы. Еле-еле нашли выезд к морю. Там мы распрощались с немцами и стали искать подходящее для ночлега место. Пришлось немного побродить в темноте. Удивительно насколько берег отличается здесь от берегов, например, Хорватии или Черногории. Там мы тоже частенько ночевали на берегу, под шум волн. Но место было найти легко.
А здесь в одном месте было слишком грязно, во втором — ветрено, в третьем — мокро. Нашли на берегу брошенную лодку.

В ней спать было нельзя — на дне образовалась огромная лужа. Но лодка давала защиту от ветра. За ней, на пятачке зеленой травы (места хватило как раз на троих человек) мы и расположились можно сказать с комфортом.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Ночь и день на Мертвом море

Потратив целый день на изучение замков крестоносцев, уже поздно вечером в темноте мы оказались в каком-то городке на южной оконечности Мертвого моря. И тут происшествие. Мы вышли из автобуса и пошли в сторону освещенного магазина — до него было всего несколько метров. Неожиданно у припаркованного возле обочины грузовика открылась задняя дверца и с размаху — прямо на нас. По касательной дверца зацепила Сашу. Удар по голове, искры из глаз, ссадина. Зашли в магазин, чтобы смазать ссадину йодом. Владелец магазина был сильно взволнован: «Чем я могу вам помочь?». Он тут же притащил салфетки и воду, чтобы обмыть рану. Потом он пригласил нас к себе переночевать. Но мы отказались. А от предложения подвезти отказываться не стали. И вскоре на «Мерседесе» мы мчались в темноту по дороге. Слева в лунном свете блестело море. Но никаких огней или признаков жизни на берегу не было. Берег совершенно безжизненный, даже непонятно, в каком месте лучше остановиться.

Кемпинг на Мертвом море

Владелец магазина высадил нас перед постом возле ущелья Вади Муджиб.
В то время как предыдущей ночью возле Петры было очень даже холодно, здесь — на берегу Мертвого моря — по-летнему тепло. Мягкий бриз, шелест волн, лунный свет — и полное одиночество. Других желающих кемпинговать в этой части побережья не было.

Мертвое море - уникальный природный памятник. Озеро, размером 75 км в длину и от 6 до 16 км в ширину, уже издревле было принято называть морем. В Библии оно упоминается как Арабское, Соленое или Восточное море.

Уникальность Мертвого море прежде всего в самом его положении — в самой низкой точке на земле, на уровне 408 метров ниже уровня мирового океана. Но, кроме того, это еще и самый соленый водоем планеты. В воде Мертвого моря можно найти пол таблицы Менделеева — от брома и хлора до редкоземельных металлов. Содержание солей здесь 350 гр./литр - почти в 8 раз больше, чем в среднем в мировом океане.

Купание в очень «плотной» и маслянистой на ощупь воде оставляет незабываемые впечатления. Из-за высокой плотности в Мертвом море практически невозможно утонуть. Но и плавать только невозможно — стоит повернуться на живот, чтобы сделать хоть несколько гребков, как спину сразу же выгибает дугой, а руки и ноги торчат над водой. Можно только лежать или сидеть. Обычно на фотографиях с Мертвого моря изображают людей, читающих газету прямо «сидя» в воде. Вместо нее мы сфотографировались с флагом «Турбины». Тоже прекрасно видно, что мы находимся именно на мертвом море.

На всех остальных - «живых» морях так позировать невозможно.
Растворенные в воде минеральные соли помогают при лечении псориаза и других кожных заболеваний. Солнечные лучи фильтруются «дополнительными» 400 метрами сухого, с высокой концентрацией брома и почти без пыли воздуха, а испарения с поверхности воды действуют как поляризационный фильтр. Благодаря этому ультрафиолетовое излучение солнца сильно ослабляется, что создает идеальные условия для гелиотерапии. К тому же место пустынное и загорать можно хоть целый день в полном одиночестве. Гостиницы и современные лечебно-реабилитационные центры строятся на крайней северной оконечности моря, недалек от впадения в него реки Иордан.

Дорогие горячие источники

Вдоволь накупавшись в Мертвом море, просоленные насквозь (пресной воды там нет) мы вышли на дорогу и пошли в сторону Вади Муджиб. У входа в ущелье устроили полицейский пост (район Мертвого моря — приграничная с Израилем территория). Полицейские напоили чаем и немного подвезли — до поворота в сторону горы Небо.

Поворот выглядел очень пустынным. Казалось, там в ожидании попутки можно простоять целый день. Но буквально через несколько минут притормаживает микроавтобус. Внутри три человека.
- Нужна помощь? На гору Небо? Мы туда не едем. Но можем подвезти немного по пути.
Так мы познакомились с Саудом, Саламом и Махмудом. Они — как и мы были с ног до головы в соли — явные признаки купания в Мертвом море в «диком» месте (на официальных — небесплатных пляжах есть душ с пресной водой). Они ехали на горячие источники. Остановились на повороте.
- А вы не хотите с нами на источники?    
Почему бы и нет. Заодно от соли отмоемся.
Горячие источники Хаммамат Маин (Hammamat Ma’in) известны уже четыре тысячи лет. Здесь лечился сам Ирод Великий. Но недавно французы построили там пятизвездный спа-комплекс и теперь вход — только платный. Причем, недешево. Чтобы войти на территорию охраняемого как крепость комплекса, нужно заплатить по 10 динар с человека и еще 5 динар — за машину. Нашим попутчикам это показалось дорого, и они развернулись.
Давайте отвезем вас на гору Небо.

Гора Небо

Дорогу на гору Небо они не знали, а указатели оказались запутанными — даже для местных (при том, что большая часть дорожных знаков написана только на арабском языке). К тому же по пути неожиданно закончился бензин. Пришлось ждать, пока один из друзей, вызванных по мобильному телефону (прогресс!) привезет канистру с топливом. Поэтому ехали долго и успели познакомиться с тремя закадычными друзьями. Они вместе работают на стройке, вместе живут и вместе отдыхают.
Долго кружили по окрестностями Мадабы, но все же нашли гору Небо — наше упорство было вознаграждено.
 
С горы Эн-Нэбо (Nebo) с высоты 802 метров, пророк Моисей узрел Землю Обетованную. Здесь же его позднее и похоронили - где конкретно, неизвестно до сих пор. В III-IV веках на одной из вершин горы -  Сияга (Siyagha, по-арамейски «монастырь») была построена часовня. В конце VI века на ее месте возвели византийский храм.

В 1930-х годах на гора начались археологические раскопки. И сейчас в маленьком музее можно увидеть найденные при этом византийские мозаики. На самой большой из них, размером 9 метров на 3 метра, изображен процесс изготовления монастырского вина и охота.

От византийского храма остались одни руины. Сейчас вход на них закрыт — идет активная реставрация. Две колонные у входа в храм и стоящий неподалеку авангардный крест можно увидеть только издалека. Скульптура итальянца Фантони «Змеиный крест» – аллегорическое изображение из ажурного железа — довольно странно смотрится на фоне классических руин. По идее художника его скульптура символизирует обвитый змеей посох Моисея и крест, на котором распяли Христа.
В целом, посещение горы Небо разочаровывает. Здесь все время приходится напоминать себе, что находишься на историческом месте — само по себе оно ничем не примечательно. Если бы не Моисей, то эта гора ничем бы не выделялась из ряда таких же гор, разбросанных по окрестностям Мертвого моря.    

Бесплатные горячие источники

С горы Небо друзья предложили свозить нас на горячие источники. Оказывается, они знают и бесплатные источники в районе Мертвого моря.
В отличие от дорогих источников в Маине, эти источники никак не обозначены. Их местоположение можно определить только по припаркованным на обочине шоссе машинам и толпе людей — просоленных, испачканных целебной грязью и мокрых, уже после купания в пресной воде.

Вернее, самих источников там нет. Есть лишь стекающая из них река (по всей видимости она течет именно из источников Маин). Чем выше по течению поднимешься, тем горячее  и чище вода, тем меньше купающихся. После долгих и напряженных поисков нашей компании тоже удалось найти подходящее место — в небольшой «ванночке» примерно по колено глубиной. Температура воды в том месте была примерно 33-35 градусов. Чем больше в ней сидишь, тем больше прогреваешься.  

Автобус в Дамаск

По дороге в Амман друзья завезли нас в свой родной город — Эс-Салт, чтобы показать главную достопримечательность — церковь Святого Георгия.
В Аммане нас высадили на площади Абдали. Оттуда ходят автобусы в Сирию. Правда, дойти до автобуса удастся только, если сможешь отбиться от навязчивых приставаний таксистов. Нам удалось. Вскоре мы уезжали на прямом автобусе в Дамаск.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир бз виз» продолжается...      

Мир без виз. Дахаб — золото Синая

Проехав африканскую часть Египта от Каира до Асуана и суданской границы, после посещения Луксора на ночном автобусе мы переезжаем в азиатскую часть страны — на Синайский полуостров.
В Шарм-эль-Шейхе автобус сделал всего лишь краткую остановку. Но большая часть пассажиров вышла именно там, дальше в Дахаб мы поехали почти в одиночестве, если не считать парочки немецких бэкпакеров.

«Золото» Синая

На автостанции в Дахаба нас сразу же атаковали таксисты и хелперы. Я уже не первый раз в Дахабе и прекрасно здесь ориентируюсь. От автовокзала до города около трех километров, а если немного срезать по пустыне, то и меньше. Можно и пешком дойти.

Мешают только навязчивые таксисты. Мы от всех отбивались. Но тут остановился «Джип» и водитель предложил показать нам дешевую гостиницу: «Если не понравится, не будете там останавливаться. Хотя бы посмотрите. Туда я вас отвезу бесплатно». Вот это правильное предложение, хотя бы до города доедем. В Египте мы уже неделю и сколько нужно платить за отель прекрасно понимаем.
Приехали к отелю. И тут — удивительный случай — в нем нет свободных мест. В соседнем — тоже все трехместные номера заняты.  Пойдем дальше по набережной, гостиницы здесь на каждом шагу.

И действительно, несмотря на разгар туристического сезона, дешевую гостиницу (мы же не собираемся там жить или даже отдыхать, только переночевать одну ночь — и дальше).
Ходим по улицам, никого не трогаем. Вдруг вопрос: «Вы русские?». Интересно, как можно было об этом догадаться? Спрашивающий сам же и ответил: «Это же «русский» район». Действительно в районе маяка в последние годы образовался настоящий русский район. Это, конечно, все еще не какой-нибудь из разбросанных по всему миру чайна-таунов и даже не аналог нью-йорского Брайтон-Бич. Но кафе, рестораны, центры подводного плавания и турфирмы с русскими вывесками встречаются на каждом шагу, а на набережной часто слышна русская речь.

Остановились в гостинице — вернее в «лагере» «Moon Valley Camp» (так здесь принято называть простые прибрежные гостиницы без претензий на шик, с минимумом удобств) – и отправились бродить по городу уже пешком.
Дахаб — ЕДИНСТВЕННЫЙ город Египта по которому можно ходить пешком и чувствовать себя не в Африке и даже не в Азии, а прямо чуть ли не где-нибудь в Европе. На улицах чисто — по египетским меркам — расстояния небольшие, транспорта и людских толп нет. Ощущение, что попал в какой-нибудь европейский приморский курорт.  

По большому счету — это так и есть. Дахаб, название которого в переводе с языка бедуинов означает «золото» (именно такого цвета песок на этих пляжах) всего несколько десятков лет назад был заштатным поселком Ассалах — несколько домиков в пальмовой роще на берегу маленькой уютной  бухты. И тут — в полном соответствии с русской пословицей «не было бы счастья...» - война. После египетско-израильской войны 1973 года Синайский полуостров захватил Израиль. Израилетяне — большей частью выходцы из Европы -стали искать на побережье Красного моря удобные места для создания курортов и строили их сразу на европейский манер (азиатско-африканский антураж только для «экзотики», для завлечения туристов).

Именно израилетяне построили в 1970-е годы в Дахабе первые отели, рестораны, магазины и бары. В отличии от Шарм-эль-Шейха, изначально создававшегося для приема туристических групп, Дахаб стал настоящей меккой самостоятельных туристов — бэкпакеров (как из Израиля, так и из Западной Европы). И сейчас — хотя а окраине города идет строительство крупных отелей (хотя и не таких огромных как в Шарм-эль-Шейхе) — в Дахабе по-прежнему много дешевых гостиниц и гестхаусов, ресторанчиков и баров, рассчитанных именно на бэкпакеров.  
Центр жизни в Дахабе - набережная с магазинами, ресторанами, кафе и Интернет-кафе (4-6 фунтов в час). В ясную погоду отсюда виден гористый берег Саудовской Аравии. Пологий спуск в воду и отсутствие коралловых рифов вблизи берега позволяет купаться в морской воде и на мелководье.
Вода в море бирюзового цвета. Здесь не бывает больших волн, но почти всегда дует ветер. Поэтому воды лагуны облюбовали любители виндсерфинга.
Если днем жизнь течет неторопливо, то вечером все оживает и бурлит. В ресторанах и кафе собираются веселые загорелые люди, раскуривают кальяны и делятся дневными впечатлениями.
В последние годы среди них все больше и больше наших соотечественников. Одни приезжают в Дахаб лишь на экскурсию из Шарма, другие - отдохнуть недельку-другую. Но есть и те, кто  зависает на всю зиму или перебираются сюда жить на несколько лет. Есть русские туристы, есть и работа по их обслуживанию. И сейчас, приезжая в Дахаб надолго, уже не нужно вести образ бездельника-рантье. Работу можно найти в любом из «русских» заведений. Правда, работают все нелегально (кто живет по туристической визе, кто уже давно ее просрочил), но египетские власти смотрят на это «сквозь пальцы» (коррупцию никто не отменял).  

Портовый город Нувейба

Египет отделен от Иордании узкой полоской принадлежащей Израилю земли. Конечно, сейчас можно проехать через Израиль и транзитом (для россиян Израиль — безвизовый!). Но что потом делать с израильскими штампами в паспорте? С ними уже ни в Сирию, ни в Ливан, ни в целый ряд стран Персидского залива (и даже в Бруней на острове Борнео!) уже не пустят.
Выручает паром, который связывает египетский порт Нувейба с иорданским портам Акаба. Плыть на «быстром» паром там всего 1 час (на «медленном» - 3 часа). Но это только теоретически. В Египте ничто не ходит по расписанию. Когда я был здесь первый раз — три года назад — на переезд из Египта в Иорданию ушло полдня и пол ночи. Я тогда выбрал «медленный» паром  он дешевле на 10 долларов США, чем «быстрый»). И он оказался действительно очень-очень медленный. И отправление задержали на шесть часов и в пути болтались на пару часов больше, чем обещали. Так, начав переправу в 12 часов дня — с покупки билета и прохода в здание пассажирского терминала в порту, вышел из здания порта в  Акабе только на следующее утро (в четыре часа утра — самое неудобное время!).
В этот раз мы купили билеты на «быстрый» паром (на «медленный» в кассе нам билеты не продали — якобы их нет!!!). Но перехитрить египтян не удалось. Посадку задержали на четыре часа!  
И все же мы уплыли в Иорданию. Кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Хаммамет для туристов

Проехав по самому краю пустыни Сахара, мы опять вернулись назад в цивилизацию. Можно даже сказать, в самый центр цивилизации — на полуостров Бон. Этот полуостров на восточном побережье Туниса издревле — с времен античного Карфагена - был одним из крупнейших сельскохозяйственных районов страны. Здесь — прямо напротив Сицилии - выращивают цитрусовые, лучший в Тунисе виноград и делают прекрасное вино. А в последние годы полуостров также раскручивается, как одно из популярнейших пляжных направлений.  

Поезд из Таузара пришел на станцию Бирбоурегба в пять часов утра. Оставшиеся до Хаммамета 5 км можно проехать на такси. Но мы предпочли неспешно прогуляться пешком, наблюдая за тем как город постепенно просыпается и пока еще темные улочки начинают наполняться людьми.
В Хаммамет пришли как раз вовремя, чтобы встретить на пляже рассвет и начать методичные поиски гостиницы.
 
Хаммамет — настоящая туристическая столица Туниса. По статистике здесь около 60 тысяч гостиничных номеров. Но мы поначалу долго не могли найти подходящее место. Одни гостиницы по нашим меркам были чересчур дорогие, другие — явно переоценены (хотя не сезон и нужно бы снизить запросы), а сдающиеся внаем комнаты в частных домах вообще не удалось посмотреть.

Объявления об аренде висят чуть ли не на каждом доме на побережье, но ни на звонки, ни на стук в дверь хозяева не отзываются. Конечно, гостиницу мы все же нашли.

Но остановились в ней не потому, что понравилась — просто ходить надоело.    

Начиная с 1920-х годов Хаммамет стал превращаться в один их крупнейших пляжных курортов Туниса. Сейчас сюда регулярно привозят туристические группы из Европы. Побережье активно застраивается отелями. Но до сих пор действует правило — отель не может быть выше деревьев. Хотя у каждого архитектора и строителя есть собственное представление о высоте «стандартных» деревьев, здесь до сих пор не увидишь многоэтажных монстров, характерных для пляжных курортов Таиланда или Турции.      
И все же бурное развитие не могло не сказаться на облике города. Сейчас он больше похож на один из европейских курортов, чем на старый африканский городок. Хотя сам Старый город все же сохранился — пусть и в сильно отреставрированном и облагороженном виде.  

Медина и пляж Хаммамета

Несмотря на кажущийся хаос городской застройки, все медины Туниса построены по строгим канонам исламской средневековой архитектуры. Узкие улочки идеально подходят для местного климата. Летом здесь можно прятаться в тени от жаркого солнца, а зимой — от холодного ветра.

Дожди бываю редко, но и от них всегда найдешь укрытие — под одной из высоких сводчатых арок над которыми надстроили вторые этажи старых особняков.
Типичный городской дома также обычно строится по средневековым образцам. Внутренний двор окружают несколько комнат. В них живут, спят, едят члены многочисленной семьи. Спят — особенно в в жаркое время года — как правило, на крышах (вернее, на террасах, расположенных на крышах домов). На улицу выходит только глухой в лучшем случае побеленный фасад, самая интересная часть которого — резная металлическая дверь, украшенная ковкой и покрашенная в синий, желтый или красный цвет. Эти двери есть не только на моих фотографиях, ими же заполнены туристические открытки и сувенирные киоски. Даже магниты на холодильник делают в виде типичной тунисской двери!
     
Медина Хаммамета отличается не только своими скромными по сравнению с Тунисом или Сусом размерами, но и необычной для Туниса чистотой. На улицах нет мусора, стены домов только что побелены, а окна и двери — выкрашены. Как будто город только что подготовился к визиту высоких гостей.    

В Хаммамете есть своя, пусть и очень маленькая, железнодорожная станция. Поезда до столицы Туниса отсюда не ходят, но доехать можно с пересадкой — вначале на дизеле до станции Бирбоурегба, на главной железнодорожной ветки, а потом оттуда уже в Тунис - на любом проходящем поезде.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир бз виз» продолжается...  

Мир без виз. Старый Бар и Старый Ульцинь

Курортный приморский поселок Бар с одной стороны ограничивает крупнейший в Черногории порт, с другой — горная гряда. Вдоль берега моря параллельно грязным галечным пляжам проходит засаженная экзотическими для Черногории пальмами. Создается ощущение, что находишься не на Адриатике, а где-нибудь на побережье Абхазии.  
Кругосветчики на пляже в Баре
Если новый — курортный — городок тянется прямо вдоль моря, то руины Старого Бара лежат в 5 км от берега. Только там нашлось удобное для обороны место — высокая одинокая скала у входа в ущелье.
Крепость в Старом Баре
За окружающими вершину каменными стенами прячется лабиринт узких улочек, застроенных   домами, церквями, дворцами, мечетями, банями, запущенными садами.  
Самое высокое место занимает крепость с отколовшимся и как бы прислоненным к дыре огромным куском стены. От большей части зданий остались только руины — и время, и землетрясения нанесли непоправимый урон.
Башня с часами в Старом Баре
Видно, что в последние годы власти всерьез занялись реставрацией. Ряд церквей и венецианский дворец уже выглядят как новенькие.
Оливковые деревья растут по всему Адриатическому побережье — это здесь не экзотика. Но именно в Баре, известном как «город оливок», они самые старые. Одну из гигантских оливок, выделяющихся даже на фоне остальных отнюдь не маленьких своим величием, объявили «самым старым деревом Европы» и огородили.
Старейшее дерево Европы
Вход, конечно, платный (в принципе и снаружи через забор все прекрасно видно). Но удивительнее другое — мраморная табличка «2000-летнее дерево». Дерево продолжает расти и плодоносить. Но уже не становится старее. И в следующем году, когда мы с вами постареем еще на год, оно так и останется 2000-летним!  

Ульцин

Старый Ульцинь был основан на небольшом каменистом мысе в V веке до н.э. Позднее здесь была римская колония - Ольцинум. В период турецкого владычества, когда город входил в состав Османской империи, здесь активно торговали привезенными из Африки рабами. От невольничьего рынка остались одни воспоминания, а построенная турками крепость — превращенная в музей - прекрасно сохранилась до наших дней.
Крепость в Ульцине
Конечно, никому не приходит в голову ехать в Улицинь для того, чтобы ходить по музеям. Самый южный городок Черногории привлекает туристов своим удивительно мягким климатом. По статистике здесь 217 солнечных дней в году. Много это или мало? Как повезет.
Ульцинь
Первый день нам повезло — это был один из 217 солнечных дней. Но на следующий день природа взяла реванш — и дождь лил, как из ведра. Вот и пришлось впервые за всю кругосветку останавливаться не на одну ночь, а сразу на две.

Завтра уезжаем в Албанию — при любой погоде. При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир бз виз» продолжается...  

Мир без виз: Риека и Раб

Кругосветное путешествие «Мир без виз» продолжается. Мы — Валерий Шанин, Олег Семичев, Саша Богомолова и Виолетта Шанина - уже побывали в замечательных городках западного побережья Истрии и в самом маленьком городе мира — Хум (вернее, Хум на Истре — в Хорватии есть еще 5 Хумов). Въехав в Риеку, мы с одной части Хорватии (Истринский полуостров) попали в другую — в область Кварнер, или Хорватское приморье - между Истрией, материковой частью страны и Далмацией.

Риека

Риека — по-русски «река»  (по-итальянски город назывался Фьюме — но в переводе на русский это то же самое) — самый большой в Хорватии порт и транспортный центр. Туристы сюда если и попадают, то только транзитом. Город живет своей, не выставленной на всеобщее обозрение жизнью.

От железнодорожного вокзала — именно туда нас привезли на автобусе - всего метров триста до главной достопримечательности города - церкви Богоматери Лурдской. Наискосок от церкви - автовокзала. А всю площадь занимают автобусные перроны.
   
Город Риека — всего лишь административный центр области Кварнер. Для туристов это всего лишь перевалочный пункт на пути к замечательным островам.

Самый крупный из хорватских островов, протянувшихся вдоль Адриатического побережья страны, — остров Крк. Он связан с континентом мостом, туда и на автобусе можно доехать. А по морю? Удивительно, но суда паромной компании Jadrolinija на крупнейший хорватский остров почему-то не ходят.

Зато всего за 1 час 45 минут можно доплыть до острова Раб. Значит, плывем на Раб.    

Раб

Остров Раб считается одним из самых солнечных мест Европы. Здесь по статистике 2499 солнечных часов в году.  

Название острова не имеет ничего общего с привычным нам словом «раб». Никаких рабов здесь поначалу не было. В античности, остров, известный как Арба, населяли свободные иллирийские племена. Во II веке до н.э. остров вошел в состав Римской империи и  сразу же стал курортом. Римские патриции строили для себя шикарные виллы и дома для отдыха. Тогда-то, наверное, на острове и появились первые рабы — в качестве обслуживающего персонала.

После развала римской империи остров мирно вошел в состав Византии. А первые хорваты переправились сюда с континента только в IX веке. И с тех пор они уже никуда не уходили. Хотя сам остров несколько раз менял владельцев. Он входил в состав и Хорватского королевства, и Венецианской республики, и Австро-Венгерской империи. Во время Второй мировой войны здесь были итальянские и немецкие войска.    

Первые городские стены были построены во времена римского императора Августа. За их защитой римляне смогли дольше, чем на континенте, сдерживать натиск хорватов. Хорваты проникали на остров как миссионеры. Они основали францисканский монастырь и стали строить церкви. Именно церкви — с высокими колокольнями (на одну из трех — вход бесплатный) сейчас и определяют внешний вид Старого города Раб — его называют так же, как и весь остров.

Чтобы с острова Раб вернуться назад в континентальную часть страны, совсем не нужно ехать назад в Риеку. Из поселка Мишняк, на южной оконечности острова идет паром в Яблоницу.

Правда, в самом этом поселке оказываешься не намного ближе к цивилизации. Выехать оттуда на общественном транспорте очень проблематично.

Первый и единственный автобус уходит отсюда только в 16.00. В 10 утра — именно в это время мы переправились с Раба — можно рассчитывать только на автостоп.
Поехали на попутках. Вначале с парочкой немцев до шоссе, затем — также с парочкой немцев в доме на колесах — до городка Сень.

Сень

Главная достопримечательность городка Сень — средневековый замок Нехай. Замок был построен и XVI веке и очень хорошо укреплен. Его охраняли ускоки (полувоенное сословие аналогичное русским казакам). Они считались хорошими воинами, и стояли насмерть. Турки долго не могли взять замок штурмом. Но и после того, как им это все же удалось, у ускоки не успокоились и долго еще партизанили в окрестных лесах, нападали на турецкие торговые караваны и суда.
 
Снаружи замок выглядит как только что построенный и украшенный башенками почти идеальный куб. Внутри же смотреть совсем не на что. Чтобы замок не выглядел пустым, владелец (деньги за входной билет — 15 кун он кладет в свой карман). Забил его бессистемной коллекцией антиквариата и просто старых вещей. А вид с крыши замка вид почти ничем не отличается от того, что можно увидеть и от его основания — с вершины холма.

Город Сень заменит тем, что это единственное место в Хорватии, где море иногда все же замерзает. Конечно, в конце сентября этого не происходит. Но то, что вода значительно холоднее, чем в других местах, чувствуешь не термометром, а всей кожей. И это при том, что солнце жарит во всю.
Одежда для путешественников от фирмы Чуринга.При моральной и информационной поддержке сообщества путешественников  Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз: Истрия

На первый — европейский - этап собралось четверо кругосветчиков. К трем постоянным участникам проекта (Валерий Шанин, Саша Богомолова и Олег Семичев) присоединилась Виолетта Шанина - лишь на время путешествия по балканским странам.
Мир без виз - проект не коммерческий, а образовательный. Он финансируется самими участниками путешествия. Но задача нашего проекта - это не только проехать вокруг света по безвизовым странам. Но и сообщить об этом всему миру - написать книгу, выпустить фильм. А это без спонсоров сделать трудно.    
Наш генеральный спонсор - сообщество путешественников "Tourbina.Ru". Спонсоры: компания "Чуринга", журналы  "Man's Health" и "Вокруг света", газета "Вольный ветер".      

Старт кругосветки был назначен на 19 сентября, но с какой именно балканской страны начинать, было совершенно не важно. Самые дешевые билеты — всего по 50 евро - предлагали на чартерный рейс из Москвы в Пулу. Оно и понятно, в конце осени нормальные туристы уже возвращаются с югов домой. Желающих лететь на море значительно меньше.
Самолет заполнен не больше, чем на 10%. Но, что для чартеров отнюдь не гарантировано, вылетел точно по расписанию (у меня уже был опыт, когда чартерный рейс в Шарм-эль-Шейх задерживали на целый день).
Кругосветчиеи на старте в Москве
Маршрут кругосветки «Мир без виз» будет проходить только по безвизовым для россиян странам. И Хорватия — как раз одна из них. Для того, чтобы сюда попасть, не нужно оформлять визу — достаточно на границе показать ваучер. А в этом году хорваты пошли на эксперимент и на сезон летних отпусков с 1 мая по 31 октября вообще отменили визы.
Паспортный контроль прошли быстро и рутинно. Отдаешь паспорт и через минуту получаешь его назад уже с въездным штампом. Даже никаких анкет заполнять не нужно. Проще, чем пересечь границу между Россией и Украиной. Вот бы так же было на всех границах!

Пула

Пула находится на Истринском полуострове - на самом западе Хорватии, между Триестским и Риекским заливами. Считается, что название полуострова происходит от древнеримского Histria - “крайний остров” или от древнего названия Дуная — Истрос (возможно первые поселенцы пришли сюда именно из района Дуная).

Пула была основана в незапамятные времена. Гавань с разделяющими на уютные бухты островками до сих пор считается одной из лучших гаваней мира.
Письменная история начинается с того, что где-то в III-II веках до н.э. здесь появились иллирийцы, а в 177 г. до н.э. - римляне основали здесь свой военный лагерь.
Руины римского амфитеатра — главная достопримечательность и визитная карточка Пулы. Самый большой за пределами Италии театр входил в пятерку крупнейших архитектурных сооружений всей Римской империи. Правда, до наших дней дошло только основание (местные жители, как водится, использовали камни для строительства своих сараев и курятников). Сейчас здесь идет грандиозная стройка. Театр — как храм Христа Спасителя в Москве — восстанавливают в его первоначальном виде.
У амфитеатра в Пуле
Среди других древних сооружений внимание привлекает венецианская крепость Каштел. От самой крепости, которую построили на вершине соседнего с амфитеатром холма, остались только стены и одинокая башня. Но вид сверху — замечательный. Весь город — как на ладони, а амфитеатр — с самого выигрышного ракурса.
Амфитеатр в Пуле
Пула — город хоть и древний, но маленький. Все древности можно осмотреть за день — даже, если и не особо спешить. Куда дальше?

Пула находится на самом юге западного побережья Истринского полуострова. Значит, дорога только одна — на север, через череду старинных городков.
Самый ближний город — Ровинь. Туда и поедем. На автобусе или на поезде (в Пуле начинается идущая в сторону Словении на север ж/д линия)? Или автостопом?
Поехали автостопом. Вчетвером!
Первый опыт автостопа Саши Богомоловой
Голосовали в оранжевых футболках «Мир без виз» - видно далеко и сразу привлекают внимание (самим еще удобнее — не потеряешься в самой густой толпе). Уехали не сразу — немного позагорали под теплыми лучами послеобеденного солнца, но сразу вчетвером на одной машине. Один недостаток, машина шла не в Ровинь — он оставался в стороне от трассы — а в Новиград, на самом севере полуострова.

Новиград

Курортный городок Новиград (на итальянском его называют Читтанова, значит, для нас это просто Новгород. Или, точнее, Новгород на Истре — чтобы не путать с другими Новгородами).
Конечно, как и российски Новгороды, город оказался совсем не новым. По-настоящему новым он был две тысячи лет назад, когда во времена Римской империи здесь была основана колония Эмона (византийцы переименовали город в Неаполис — с того и пошло: каждый новый народ называл город новым — только на своем языке).
Новиград вечером
До наших дней в городе сохранились дома римских аристократов и венецианские дворцы XV-XVII веков, часть древних крепостных стен. Вся остальная территория полуострова застроена дачами и отелями.

В поисках места для ночлега мы отправились … в ближайший пятизвездый отель первой линии, на самом берегу моря. Прямо напротив отеля на пляже поставили свою палатку. Там был душ, возле теннисных кортов — туалет, в закрытом на ночь кафе — кран с водой и электрическая розетка (зарядить аккумуляторы и вскипятить чай). Можно сказать, переночевали со всеми удобствами. Причем, даже не в первой, а в нулевой линии (сам отель был на 50 метров дальше от моря, чем наша палатка).

Пореч

В первый день кругосветки мы так и не попали в Ровинь — проскочили на самый север полуострова. Теперь придется разворачиваться назад — на юг. Опять вышли сразу на трассу — до нее было ближе, чем до автовокзала. Первая пара уехала на миниатюрном «Фольксвагене» (еще двоих, действительно, было некуда посадить), а вторая буквально через 10 минут после первой — на огромном и совершенно пустом туристическом автобусе. В Порече мы соединились и отправились на экскурсию по древнему городу.
Пореч
Маленький уютный городок Пореч расположен на каменистом полуострове, врезающемся в живописную лагуну. Город был основан еще в доисторическую эпоху. В I веке до н.э. здесь возникла римская колония — Colonia Julia Pparentium. Уже в III веке здесь появились первые христиане. А в начале IV века — после легализации христианства в Римской империи — здесь уже был свой епископ.

Среди сохранившихся до наших дней сооружений выделяется базилика Святого Евфразия. ЮНЕСКО включило этот собор в список памятников мирового значения. Сколько ни кружи по мощенным гладкими вымытыми с шампунем улочкам Пореча все равно рано или позже окажешься у входа. Узкие украшенные иконой ворота ведут во внутренний дворик. Справа — огромная трехнефная базилика. Собор, построенный еще в середине IV чудесным образом сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Хотя история у города была не простая. И войны его стороной не обходили.

У входа в базилику на полу (вернее на 1 метр ниже современного пола) — напольная римская мозаика. Стены и поддерживаемый мощными мраморными колоннами свод также украшены уникальными мозаиками (по стилю и мастерству выполнения очень напоминают мозаику на стенах собора Святой Софии в Стамбуле — очевидно делали их в один период и, возможно, мастера одной «мозаичной» школы).
Собор в Порече
Прямо напротив базилики — с противоположного конца внутреннего дворика - вход на колокольню. Она построена на тысячу лет позднее базилики — в 1522 году и немного несуразная с виду. Но не пожалейте 10 кун, чтобы забраться наверх по каменным ступенькам и насладиться видом на черепичную крышу базилики и окружающих ее древних городских зданий.

Ровинь

Из Пореча в Ровинь поехали на автобусе — у нас кругосветка не только без виз, но и «без комплексов» (нам все равно, каким видом транспорта пользоваться — выбираем по удобству и настроению). В кассе билеты по 38 кун, но в автобусе с кондуктором легко и просто договорились на 100 за четверых — все же свои братья-славяне.

В Ровинь мы попали уже в темноте. Быстро пробежались по заполненной туристами набережной, послушали уличных музыкантов и отправились на пляж … спать. В такую прекрасную — по летнему теплую и сухую погоду - и мысли не было ночевать где-нибудь в отеле.
Тихий пляж нашли примерно в километре от центра города, за маленькой полукустарной судоверфью. Душ там был, но не работал. Работающих розеток тоже найти не удалось. Но все недостатки — вернее, отсутствие привычного комфорта — с лихвой компенсировали тихий плеск волн и замечательный вид на подсвеченный прожекторами кафедральный собор Святой Еуфемии.
Кафедральный собор Ровиня возвышается над окружающими его зданиями как Гуливер над лилипутами. К огромному собору в XVII веке еще и колокольню пристроили. С нее можно увидеть сразу весь — похожий на гигантское страусиное яйцо - полуостров, который занимает Старый город.
Ровинь
Полуостров застроен так плотно, что стены домов на берегу стоят прямо в воде — как в Венеции. Когда здесь гуляешь вечером — да еще и в подпитии — ненароком того и гляди вывалишься в открытую дверь прямо в воду.

Хум на Истре

За первые два дня мы успели поездить по Хорватии и автостопом, и на автобусе. Пора переключаться на поезд — для разнообразия. Ближайшая к Ровиню станция находится в городке Канфонар — до нее опять же пришлось добираться на автобусе. В Канфонаре выяснилось, что нужный нам поезд на Риеку только что ушел, а следующий будет не скоро. Конечно, можно уехать и раньше — но только до каких-то малоизвестных маленьких городков внутренней части Истринского полуострова. Среди них и городок Хум. Он тоже маленький, но широко известный. Причем, известен он именно тем что не просто маленький, а можно даже сказать - крошечный. Считается, что это вообще самый маленький на Земле город.

Город такой маленький, что места для железнодорожной станции в нем не нашлось. От станции Hum U Istri до него еще топать и топать — вверх по склону.

Примерно 3-4 километра пешком и вот мы у ворот самого маленького на Земле города.
Городок, действительно замечательный. Внутри сохранившихся с XII века крепостных стен проходят две узкие параллельные улочки. На них стоят два десятка домов (а говорят в городе всего 20 жителей?), большая каменная церковь, высокая каменная башня с часами (дважды в сутки они показывают точное время — 2 часа 30 минут).
Вечером, когда мы пришли в город, он выглядел очень таинственно — как замок какого-нибудь Дракулы. Улочки подсвечены аргоновыми фонарями с каким-то мистическим оранжевым светом и совершенно пустые (и куда подевались все 20 жителей?). И … тишина.

Может, в эту ночь мы здесь единственные? Тогда нужно переночевать прямо в городе. Между церковью и крепостной стеной нашлась маленькая уютная лужайка. Там — с видом на башню с часами — мы и поставили палатку.
Хум
Интересно, что и утром никто так и появился. Хотя дома по виду жилых, у одной двери даже детская коляска, периодически доносятся звуки музыки и разговоры. И … никого! Поистине, это не только самый маленький, но и один из самых таинственных городов мира!

На станцию вернулись пешком и сразу на поезд. Проводник продал нам билеты до Риеки. Но на станции Лупоглав все пассажиры из поезда вышли. В принципе, железная дорога идет прямо до Риеки. Но строили ветку во времена Югославии, и не подумав провели ее через территорию Словении — соседней республики. Сейчас Словения — независимое государство. А железнодорожная линия на Истринском полуострове оказалась разорванной на две части. Поэтому-то и приходится пересаживать пассажиров с поезда на автобус (интересно, что он приходит не к автовокзалу, а именно к железнодорожному вокзалу Риеки).
Одежда для путешественников от фирмы Чуринга. При моральной и информационной поддержке сайта Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...