• Архив

    «   Сентябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Мир без виз. Город лебедей и город кошек

Первыми обитателями Себу были члены племени меланау, затем здесь появились ибаны (известные, как охотники за головами) и малайцы. В середине XIX века администрация белого раджи Саравака использовала город как административный и торговый центр. Впрочем, от построенного в 1862 году форта ничего не сохранилось.  
В конце XIX века и в начале XX века в Себу хлынула толпа иммигрантов из Фучжоу, в китайской провинции Фуцзянь. Китайцев здесь стало так много, что город стал известен как Новый Фучжоу. Река Батанг Рейян напомнила китайцам Лебединую реку их родины. Поэтому символом города стал лебедь. И сейчас лебедей — всех видов и размеров - можно встретить повсеместно. Самые крупные лебеди стоят на берегу реки, недалеко от порта и в самом центре города, возле главного разворотного круга. Город также знаменит самым высоким в штате Саравак небоскребом и самой большой в Малайзии площадью. В остальном же этот провинциальный торговый центр, застроенный типичными бетонными коробками, офисами и магазинами.
Дыра такая, то даже с обменом денег у нас возникли проблемы. В большей части банков иностранную валюту вообще не меняют. Евро же даже никогда и не видели — знают только по-наслышке. У нас же наличных рингитов вообще не оставалось. Дошло до того, что евро на рингиты нам поменял сердобольный китаец, один из работников банка (в самом банке деньги менять не хотели). Курс обмена он посмотрел в Интернете (хотя бы всемирная сеть до них уже дошла!).
Обмененных денег нам как раз хватило на ночной автобус в Кучинг — на следующий день оттуда вылетает наш самолет в Индонезию, на автостоп времени просто нет.            

Кучинг

Автобус пришел в Кучинг рано-рано утром. До обеда у нас есть время на экскурсию по городу.
Река Саравак в Кучинге
До прибытия на Борео Чарльза Брука, ставшего известным как «белый раджа», город Кучинг назывался Сараваком. Река, на берегах которой он расположен, впрочем, до сих пор так и называется — Сунгай Саравак. По названию реки позднее и назвали и весь малазийский штат.
Дворец
Большая часть достопримечательностей и исторических мест города расположена в районе реки. На противоположном от города берегу стоит дворец Астана. Он построен в 1869 году в период правления Чарльза Брука и до сих пор служит резиденцией губернаторов Саравака. Поэтому внутрь пройти нельзя, только снаружи посмотреть. А снаружи дворец выглядит блее, чем скромно. Его полностью затмевает современное железобетонное здание по соседству — там работает парламент штата. Вход внутрь, поэтому тоже запрещен. И в находящийся рядом форт Маргерита (маленький с побеленными стенами форт построен для защиты города от пиратов по приказу Чарльза Брука в 1879 году и назван в честь его жены) также зайти нельзя. Музей был закрыт, и даже китайский храм почему-то закрыт. Получается, что все основные туристические достопримечательности Кучинга нам удастся осмотреть  только снаружи.
Памятник кошкам в Кучинге
Зато самую главную достопримечательность города мы никак не могли пропустить — многочисленных кошек. В то время, как Себу — город лебедей, Кучинг — город кошек. Говорят, название города сильно напоминает китайское слово «кошка». Поэтому здесь и стали ставить статуи кошек буквально на каждом углу. Сейчас есть уже и пятиметровые статуи. Кошки изображены даже на канализационных люках!
Канализационный люк
Полдня мы слонялись по городу пешком, рассматривая здания и статуи кошек. Также настроились дойти и до аэропорта, неверно оценив расстояние по полученной в туринфо карте. К счастью. Идти все же не пришлось. Едва мы вышли на окраину Старого города (как раз начинался дождь), как сердобольная китаянка сама остановилась, чтобы предложить нас подвезти. По ее словам, она всегда иностранцев подвозит, когда встречает их по пути.  

В аэропорту мы воссоединились с Сашей Богомоловой. В Индонезию опять летим втроем. При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Пещеры Ниах

Автобусы в национальный парк с пещерами Ниах не заезжают, высаживают пассажиров на повороте с трассы. Там огромный рынок и ресторан, плюс стоянка такси. До входа в нацпарк, в 11 км от шоссе,  только на такси и можно доехать (за такси пришлось заплатить почти столько же, сколько и за автобус от Мири до поворота на пещеры).
Офис нацпарка Ниах
Национальный парк Ниах занимает 3120 гектаров джунглей и известняковых образований. У входа в парк находится офис, в котором берут деньги за вход. Там заметили мою профессиональную видеокамеру.
За право снимать такой камерой нужно заплатить 300 рингит (около 100$).
Придется оставить видеокамеру в офисе и снимать видео в пещерах фотоаппаратом.  
От главного офиса парка до пещере нужно еще и добраться. Вначале нужно переправиться на противоположный берег реки Сунгай Ниах (паром снует туда-обратно за 1 рингит). Оттуда в сторону пещер проложен деревянный настил на сваях. Дорожка идет через джунгли на протяжении нескольких километров. В одном месте мы встретили указатель в сторону длинных домов. Указатель направления был, но на каком именно расстоянии эти длинные дома находятся было неясно. Прошли километр, два, три … а дорожка уводила все дальше в густые, затопленные водой джунгли. Казалось, ей не будет ни конца, ни края. Пришлось вернуться, Иначе мы и пещеры не успеем до темна увидеть.
Пещеры Ниах
Огромные пещеры Ниах относятся к числу главных природных достопримечательностей острова Борнео. В пещерах, сформировавшихся в меловых горах в 3 км от городка Ниах, найдены следы самых древних на территории Юго-Восточной Азии человеческих поселений.
В пещере        
Дорожка от реки Сунгай Ниах идет до входа в пещеры примерно 3-4 км. Вход в сами пещеры начинается сразу же за маленьким рынком, на котором местные жители продают сувениры для туристов. Через длинную даже не пещеру, а выемку в сказе приходим к входу в Великую пещеру. Она поражает в первую очередь своими размерами: вход шириной 250 метров и высота свода до 60 метров. Слева от входа часть пещеры огорожена. Там активно ведутся археологические раскопки.  
Великая пещера
В Великой пещере в 1954-67 годах археологи раскопали останки людей, живших там с 40000 г. до н.э. до 1400 г. н.э. Череп молодого хомо сапиенса, примитивные инструменты из камня, кости и металла, глиняные сосуды, остатки растений и животных мы видели в маленьком музее у паромной переправы.  
Вся поверхность пещеры, включая лестницы и дорожки, покрыта толстым слоем помета летучих мышей. Ходить приходится осторожно, чтобы не подскользнуться. Миллионы летучих мышей создали в пещере огромные запасы помета. Местное население использует его в качестве удобрения. А высоко наверху словно светлячки мелькают лучи фонариков — умельцы собирают ласточкины гнезда (для китайцев — это супер деликатес!).

Великая пещера находится на уровне земли и представляет из себя огромную полость в меловой скале. Из нее дорожка ведет вниз под землю в темноту пещеры Ган Кира («Лунная пещера») и выныривает на поверхность, выводя прямо в джунгли. Еще немного пройти по деревянному настилу и вот впереди виден вход в самую известную, Разрисованную пещеру. Сами рисунки на стене можно разглядеть только с огромным трудом — через высокий забор из колючей проволоки (впрочем слева у огромного камня через него все же можно перелезть, чтобы поближе рассмотреть рисунки на скале).
Рисунки на стене пещеры
В Разрисованной пещере найдены не только рисунки на стенах (отсюда и название), но и древние погребения в виде деревянных каноэ, в которых древние обитатели Борнео хоронили своих предков. По оценкам археологов самые древние захоронения имеют возраст около 40 тысяч лет.    
Из Разрисованной пещеры к офису парка, к сожалению, можно вернуться только той же самой дорогой.
Паром
Успеть бы до закрытия офиса забрать видеокамеру. Иначе придется ждать до утра.    

Автостопом в Бинтулу

К закрытию офиса успели в самый последний момент, видеокамеру забрали. Пора на дорогу  дальше на юг в сторону Кучинга.
От выхода из парка на попутном пикапе мы вернулись на трассу. Там простояли минут 10 и попали в машину к веселому китайцу. Джим — это его христианское имя — никогда в Китае не был. Он родился и всю жизнь прожил в Малайзии, но по-китайски говорит. И кухню предпочитает именно китайскую. В Бинтулу он пригласил нас в китайский ресторанчик.
С китайцами в китайском ресторанчике
Джим долго извинялся, что не может пригласить на ночь к себе домой — к нему нагрянули китайские родственники. Стали искать гостиницу. Но везде, как сговорились, не было мест. Бинтулу — всего лишь торговый центр на берегу реки Батанг Кемеа, примерно на полпути между Мири и Сибу. И зачем люди сюда едут? Достопримечательностей здесь никаких нет. Если, конечно, не считать достопримечательностью огромный торговый центр в самом центре города.
Фото на память
Джим не мог просто бросить нас на улице. Но мест в гостиницах не было. Придется ночевать под открытым небом. Интересно, а пляж здесь далеко? Оказалось, в нескольких километрах от Бинтулу по берегу океана тянется пляж Танджунг Бату. Туда мы и попросили нас отвезти.
Спать устроились на самом берегу моря, под шум океанских волн. Всю ночь дышали свежим соленым воздухом, только немного подмокли под дождем.    
Утро на берегу моря
Утром опять немного проехали автостопом: от пляжа до автовокзала. Там сразу же сели в автобус до Себу.
Билет из Бинтулу в Себу
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Федеральная территория Лабуан

Лабуан — островок к юго-западу от Кота Кинабалу, между малайскими штатами Сабах и Саравак - так и не смогли поделить между ними. Объявили его федеральной территорией (в Малайзии 13 штатов и 2 федеральные территории — Куала-Лумпур и Лабуан).

Паром от Кота Кинабалу шел до Лабуана всего три часа. На самом островке, который обычно используется лишь как транзитный пункт между штатом Сабахом и Брунеем, есть только один город, порт и аэропорт. На пароме отсюда в штат Саравак можно попасть только транзитом через Бруней. Для этой маленькой, но гордой, страны россиянам нужна транзитная виза. На границе ее не оформляют. А в консульство идти не в наших принципах. У нас кругосветка «Мир без виз». Придется лететь...
Билет можно купить и через Интернет. Но нужно найти сеть. Включили свои нетбуки. Среди списка обнаруженных в Лабуане сетей нашлась и сеть с названием «Backpackers». Интересно, что самой гостиницы для бэкпакеров в окрестностях видно не было, и местные жители о ее существовании не знали. Стали ходить с нетбуком по улицам как с пеленгатором — ориентируясь на усиление сигнала. Только так и нашли неприметную дверь в двухэтажном доме — без всякий надписей. За ней лестница на второй этаж. А там — обычная гостиница для бэкпакеров с общей комнатой и общей спальней с двухэтажными кроватями. Естественно, там же был и Интернет.
На острове Лабуан
Кругосветка «Мир без виз» продолжается уже четвертый месяц. Причем, мы двигаемся практически все время в ритме нон-стоп. Отдыхать некогда, хочется все успеть увидеть и прочувствовать. Двигаться в таким ритме интересно, но с непривычки нелегко. Очень уж много впечатлений непрерывно сваливается на твою голову. Оперативная память буквально не справляется с обработкой поступающей информации. Вот Саше и захотелось немного отдохнуть, задержаться хотя бы на несколько дней на одном месте — переварить впечатления, записать заметки для «Турбины».  
Мы с Олегом тоже с удовольствием бы остановились отдохнуть. Но на Борнео у нас и так было выделено слишком мало времени. Поэтому мы стали покупать билеты в Мири, чтобы оттуда уже ехать через весь штат Саравак на юг в Кучинг. А Саша взяла билет сразу до Кучинга, чтобы там нас несколько дней подождать. Так мы расстались на несколько дней. Саша осталась в хостеле — у нее билет был на следующий день после обеда, а мы с Олегом прямо вечером пошли в сторону аэропорта — у нас билеты на самый первый утренний рейс.
В Лабуане аэропорт находится прямо на окраине города. Дошли мы до него значительно быстрее, чем планировали. Поэтому и ночевать пришлось под деревом в парке прямо возле аэропорта (ночью здесь самолеты не летают, спать мешают только надоедливые комары).
Утром возле аэропорта Лабуан
Утром чуть не проспали посадку на рейс. Первый раз в этой кругосветке мы летим не международным рейсом, а внутренним.

Мири - проездом

И все же оказалось, что рейс практически международный. В аэропорту Мири нам в дополнение к штампам о въезде в Малайзию поставили и дополнительные — о въезде в штат Саравак. Видимо, этот штат также находится на каком-то особом положении.
Аэропорт Мири
Из аэропорта Мири мы с Олегом даже в город не поехали. Вышли пешком на трассу и стали голосовать в сторону пещер Ниах. Голосовали, впрочем, недолго.  Вскоре остановили проходящий мимо автобус и поехали на нем.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Кота Кинабалу и гора Кинабалу

Наш самолет произвел посадку в аэропорту города Кота Кинабалу, в столице малайского штата Сабах. В вечернее время общественный транспорт из аэропорта уже не ходит. Приценились к запросам таксистов — просят 20 рингит. Понятно, на что ориентироваться. Вышли из аэропорта, дошли до главной дороги и стали останавливать проезжающие мимо такси. Предлагали 10 рингит. Первый же таксист согласился.
Предрождественская ярмарка в Кота Кинабалу
В центре города Кота Кинабалу хостелы и гостиницы для бэкпакеров встречаются на каждом шагу. Начали с самой крайней, на краю джунглей (это всего лишь 300 метров от центральной площади!!!). Там же и остановились.
Кругосветчики в хостеле в Кота Кинабалу
Двухэтажный деревянный дом, комнаты без претензий и удобства на этаже, но есть нелимитированный высокоскоростной Интернет., а это для нас главное.

Первая попытка подъема на гору Кинабалу

Утром быстро-быстро пробежались по городу и сразу же на микроавтобусе отправились в национальный парк «гора Кота Кинабалу» на разведку. Удастся ли нам подняться на самую высокую гору острова Борнео? Сомнения были не столько в наших физических силах, сколько в платежеспособности. Известно, что эту гору охраняют почти так же, как Эверест. И за подъем на нее просят чуть ли не столько же.  
По пути в микроавтобусе познакомились с немцем-бэкпакером. Он тоже хотел подняться на гору, но не хотел платить втридорога.
Гора Кинабалу после дождя
В офис у входа в национальный парк заглядывать не стали, сразу пошли вверх на гору. Первые пять километром идет асфальтированная дорога. Потом она заканчивается, упираясь в высокий забор из колючей проволоки. В нем — калитка, через которую пропускают только при наличии разрешения на подъем и лишь в сопровождении гида. Немец сразу же поехал вниз на микроавтобусе (между входом в парк и началом подъема они курсируют регулярно), а мы пошли побродить по джунглям. Заодно и проверим, есть ли обходные пути.
Теоретически в обход ворот пробраться можно, но придется рубиться напрямик через джунгли, прорубая себе дорогу с помощью мачете. Долго бродить по джунглям не удалось. Вскоре начался дождь, который буквально смыл нас с горы. Спустились вниз к офису. Выяснилось, что подъем — как и предполагали — стоит очень дорого. Причем большая часть затрат — за ночь в отеле на горе, примерно на середине подъема. Предполагается, что туристы за первый день поднимаются до отеля, а на следующее утро в темноте стартуют на подъем, чтобы на вершине быть как раз к рассвету. Отель — монополист — никаких других отелей там нет, и в палатке ночевать запрещено. Как-то все это неправильно.
Мы еще были в сомнениях — платить ли монополистам за непомерно дорогой подъем или поехать на горячие источники и просто побродить по джунглям у подножия горы, как опять встретили своего знакомого немца. Он сиял: «А я нашел вариант подешевле. Не в самом офисе, а за углом оформляют подъем эконом-класса. Нужно только успеть подняться на гору за один день, без ночевки. Поэтому и дешевле, за разрешение и гида все равно платить придется».
Немец показал нам контору — действительно, сразу и не найдешь. А найдешь, ни за что не догадаешься, что именно там оформляют «малюбюджетный вариант».
Можно записаться на завтра, с нашим другом?
Нельзя. Каждый день нам разрешают провести не больше четырех человек. На завтра и так — в виде исключения — уже пятеро записано.          
Обидно. Мы так хотели подняться на гору именно завтра 19 декабря, чтобы одновременно отметить и 3 месяца с момента старта кругосветки «Мир без виз» и 10-летие старта моей первой кругосветки (она описана в книге «Вокруг света за 280$»). А на послезавтра записаться можно? Тогда записываемся на послезавтра.

Горячие источники Пуринг

Забронировав себе места на подъем, мы отправились на горячие источники. Горячие источники Пуринг расположены на территории того же национального парка (действуют одни и те же билеты — на пять дней), только с противоположного склона горы. Ехать в объезд, но все равно недолго. В честь мусульманского нового года на горячих источниках столпотворение. Все гостиницы — битком. На наше счастье все же нашлась одна комната — без удобств, но недорого.
Утро 19 декабря встретили прямо в ванне — отмокали в горячих источниках.
Горячие источники Пуринг
Хорошо еще, что ванны под крышей, иначе пришлось бы мокнуть и сверху. На горе Кинабалу зацепилось облако и окружающие нас джунгли поливало сильным дождем.
Дождь в тот день так и не прекращался. Он только периодически затихал — как раз хватило времени сбегать к двум водопадам.
Водопад в джунглях Борнео
Влажность 100%, дорожки превратились в глинистое месиво, а тут еще и пиявки. Вышли из джунглей в поту, мокрые и … в крови. Пиявок снимали друг с друга гроздьями. Причем, в отличие от Шри-Ланки, где мы тоже сталкивались с этими полезными для здоровья тварями, они цеплялись не только за ноги — все тело от пят до макушки было покрыто следами укусов. Именно так мы и отметили 3-месячную "годовщину" своей кругосветки.  

Подъем на гору Кинабалу для мазохистов: дешево, но трудно

Подъем начался в 7 часов утра. Гид сразу же предупредил: «Если на отметку 6.5 километров не выйдем до 12.00, на гору вас не пущу». Вот так фокус, оказывается мы еще можем и не попасть на вершину. Мало того, что подниматься (8.5 км — по прямой плюс подъем) и спускаться (столько же назад) нужно не за два дня, как всем, а за один день. Так еще и бежать придется.
Гора Кинабалу
На тропе — вначале она кажется очень крутой, потом постепенно привыкаешь (или тропа уже на самом деле выше уже не такая крутая) — каждые 0.5 км стоит знак, отмечающей пройденное с начала подъема расстояние. На каждом знаке, кроме того, отмечена и достигнутая высота.
Олег Семичев на пути к вершине
Это, конечно, сильно помогает. Подъем уже не кажется таким бесконечным, и по времени ориентироваться проще. К контрольной точке мы вышли с опережением на один час. Гид обычно шел где-то далеко сзади и перед носом не маячил — вообще практически никак не мешал. Его задача, как я понял, совсем не в том, чтобы показывать дорогу — с нее там и ночью-то не собьешься. Задача гида — контролировать процесс. Вот он и контролировал.
Подъем на вершину горы Кинабалу
Почувствовав, что самое главное — дорогу саму на вершину — мы уже «заработали», немного расслабились и сбавили темп. К тому же на подступе к вершине идти стал если и не легче, то интереснее. Когда мы вышли из лесной зоны и попали на чистые скалы, даже те редкие облака, которые были утром, рассеялись. В солнечном свете с вершины горы было видно чуть ли не пол острова Борнео.
Кратер на вершине Кинабалу
Когда в офисе нас оформляли на подъем, то каждому выдали бейджики с фамилиями и номерами. Интересно, что на гору мы поднялись в строгом соответствии с полученными номерами: вначале Саша Богомолова (№1), затем я (№2) и Олег Семичев (№3).
Кругосветчики на вершине горы Кинабалу
Спускались ровно в обратном порядке. Спуск вниз ничуть не легче, чем подъем. Идешь, идешь, идешь... Вот уже и закат. Наступила полная темнота, попутчики где-то далеко впереди и сзади, вокруг наполненные дикими звуками джунгли.
Спуск в облаке
Назад спустились уже в полной темноте и отправились ночевать в ту же гостиницу, в которой провели и предыдущую ночь. Вернее, это даже была не гостиница, а комната с двухэтажными кроватями возле ресторана.
В Кота Кинабалу возвращались автостопом. Водитель микроавтобуса, радуясь тому, что встретил иностранцев, по пути в город устроил нам экскурсию.
Мечеть на окраине Кота Кинабалу
Так мы посетили все мало-мальски интересные места — смотровые площадки, навесной мост, деревенский рынок, красивые мечети...
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...