• Архив

    «   Сентябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Мир без виз. Пик Адама

Самая священная гора Шри-Ланки известна под различными именами. Одни называют ее  пиком Адама - первое место на Земле, куда попал изгнанный из Рая первочеловек. Другие - Шри Пада ("Священный отпечаток ноги"), полагая, что, наоборот, именно отсюда покинул землю направлявшийся в Рай Будда. Гору также называют Саманалаканде (Samanalakande, Гора бабочек) - именно сюда, по легенде, попадают бабочки, которым после смерти будет суждено оказаться в раю. Гипотез много. Но есть у них одно общее: с какой точки зрения ни посмотри, получается, что эта гора — самое близкое к Раю место.
Вид с пика Адама
На вершине Пика Адама (2243 м.) есть углубление, по форме отдаленно напоминающее отпечаток ступни (чтобы его увидеть, нужно обладать особым «духовным зрением»!).  Индуисты считают, что это отпечаток ноги бога Шива, буддисты приписывают его Будде, а христиане - Святому Фоме. Однако, большинство ланкийцев верит, что этот след оставил бог Саман.

Бог Саман

Историки считают Самана одним из старейших богов острова. Вероятнее всего, у аборигенов он был богом горы. Позднее, когда господствующей религией стал буддизм, появилась легенда о том, что Саман жил в Индии. В награду за свою благочестивую жизнь он попал в Рай и стал богом (ничего особенного - всего лишь одним из миллионов индуистских богов). Став богом, Саман поселился на вершине горы Суманакута (так в древности назывался Пик Адама).
По свидетельству автора древней ланкийской хроники «Махавамса» - насколько можно ему верить — однажды Саман случайно попал на встречу богов с Буддой, который совершал миссионерскую поездку по Шри-Ланке (ланкийцы уверены что Будда побывал на острове — и не раз). Услышав проповедь Будды, Саман сразу же решил встать на путь к Просветлению, и именно он «уговорил» Будду оставить на вершине Пика Адама отпечаток своей ступни.
Бог Саман по-прежнему живет на вершине горы, оберегая поднимающихся на нее паломников. Он считается очень добрым богом, в отличие от другого  местного бога - бога Катарагамы, известного своим свирепым нравом и воинственностью.
Самана обычно изображают в человеческом обличье верхом на белом слоне (сам Будда в одном из своих перерождений был белым слоном) с цветком красного лотоса в руке. При этом – чтобы сразу было понятно, о ком именно идет речь - на заднем плане обязательно видна освещенная солнцем вершина пика Адама.        

Ночной подъем
 
Гора всегда считалась священной. Местные аборигены, жившие на острове задолго до появления сингалов, были анимистами - они обожествляли духов природы. На вершине такого уникального отдельно торчащего пика естественно также должен был жить дух горы — причем очень влиятельный дух (место ведь уникальное!). Его никак нельзя было игнорировать. Ведь, как известно, духи бывают добрые и злые. Для того чтобы превратить злого духа в доброго часто достаточно принести ему жертву. Причем, жертву нужно приносить не где попало, а в том самом месте, где и живет дух.
Попавшие на остров индуисты и буддисты всего лишь приспособили священную гору к своим потребностям. Цари Полоннарувы - Паракрамабаху и Нишшанкамалла приказали построить на пути к вершине места для отдыха паломников - амбалама.
Гостиница для паломников
Сейчас на вершину Пика Адама приходят паломники не только со всего острова, но и из других стран. Причем эта гора остается одним из немногих священных мест острова, куда иностранцам можно попасть бесплатно.  
Ежегодный сезон паломничества начинается в декабре после полнолуния - пойя. Заканчивается он в мае после празднования дня Весак (Рождение, Просветление и Уход в Нирвану Будды Гаутамы). Конечно, гора открыта для подъема и в другое время.
Статуя Будды у основания Пика Адама
Летом и осенью в период дождей наверх можно подниматься в гордом одиночестве. Только погода бывает очень уж слякотная, пиявки цепляются за ноги, а вершина постоянно затянута тучами. В свой первый визит на Шри-Ланку я попал на гору как раз в июне. Тогда мне — несмотря на дождливую погоду - удалось подняться на вершину, но увидеть с нее я уже ничего не смог. Гора пряталась в густой пелене облаков. Нужно сделать вторую попытку.    

Подъем на гору

Самые набожные паломники поднимаются по трудному и длинному маршруту, начинающемуся в Ратнапуре. Но большинство предпочитает воспользоваться более короткой и удобной 7-километровой тропой, начинающейся от деревни Далхуси в 33 км от Хаттона.
Далхуси
Когда автобус приходит в Далхуси, его сразу же начинают атаковать хелперы, предлагающие остановиться в гостинице. От услуг первого хелпера я сразу же отказался — он хотел затащить в ту же гостиницу, в которой я останавливался во время прошлого визита. Но следующий оказался даже еще более настойчивым. Стало понятно, что спокойно доехать до автостанции шансов нет. Гостиницы там стоят на каждом шагу и у каждой в автобус будет входить очередной зазывала. Проще дойти до центра поселка пешком.
Далеко уйти не смогли — остановились в первой же гостинице — в «Белом доме». Место простое и стильное: на берегу реки, с маленьким садиком и … не дорого. Спать-то предстоит совсем мало — ночью у нас по планам подъем на гору.
Гора – место святое. На нее официально запрещено приносить алкоголь, мясо, сигареты и … музыкальные проигрыватели. Большинство паломников предпочитают не мерзнуть всю ночь на вершине, ворочаясь с боку на бок в ожидании рассвета, а подниматься ночью, чтобы попасть наверх как раз к восходу. А восход здесь круглый год примерно в одно и то же время - около 6.30 утра. Ведь остров Цейлон, как известно, находится всего на 5 градусов севернее экватора.
Будда у тропы к пику Адама
Стартовать нужно примерно в 2.00 ночи. Заблудиться там невозможно даже ночью. Нужно быть внимательным только в одном месте — в прошлый раз я именно там немного заблудился. За рекой от главной тропы влево вверх уходит широкая каменная лестница. Она приводит к фасаду китайского храма. В темноте может показаться, что это тупик. Но не стоит сразу отчаиваться. Нужно всего лишь подойти вплотную к входу в храм, чтобы обнаружить, что слева его можно обойти. Вскоре дорожка опять выведет на главную тропу.
Поначалу подъем начинается очень плавно и идет мимо череды киосков. Затем тропа становится все круче и круче. Для удобства паломников вдоль ступеней установлены перила. Но и при этом подъем кажется бесконечным – за каждым поворотом открывается еще один лестничный пролет – причем, круче предыдущего. Для того, чтобы подняться на вершину, нужно преодолеть около 5000 ступенек (по разным подсчетам от 4800 до 5200).
Перед началом подъема на пик Адама  
По ночам тропинка подсвечивается цепочкой огней — из Далхуси прекрасно видна «цветная гирлянда», опоясывающая гору от основания до вершины. По пути можно останавливаться на специально оборудованных для отдыха площадках, принять душ, попить чаю — вообще чувствовать себя комфортно.
Душ для паломников на пик Адама
От пагоды "Японско - шриланкийской дружбы" (она огромная, но установлена на площадке справа от главной тропы, поэтому ночью ее можно не заметить) тропинка становится все круче и круче. По пути встречаются киоски с горячим чаем – многие работают всю ночь.

Тень на облаках

Самое незабываемое впечатление - это не отпечаток ступни (для того, чтобы его "увидеть" требуется обладать недюжинным воображением), а замечательный вид, открывающийся с вершины на рассвете.
Монастырь на пике Адама
На востоке тянется горная страна, а на западе горы плавно спускаются к морю. Но самое сильное впечатление — тень от вершины пика Адама, лежащая на облаке, укутывающем соседнюю вершину.
Тень от пика Адама
С восходом солнца в маленьком храме на вершине началась торжественная церемония жертвоприношения. Но туристов-иностранцев на ней почему-то было даже больше, чем местных жителей. Причем, все конечно обвешаны фото и видеотехникой. Но фотографировать на вершине официально запрещено!
На пике Адама фотографировать запрещено!
После восхода солнца температура быстро повышается, хочется как можно быстрее спуститься вниз - по уже знакомой дороге. Как раз можно разглядеть при дневном свете то, что видел ночью недостаточно отчетливо. Или вообще в потемках не заметил.
Пагода у основания пика Адама
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Очень много чая

Мы путешествуем по горной части Шри-Ланки. Уже не первый день нам регулярно попадаются чайные плантации, на которых выращивают знаменитый цейлонский чай. Но сейчас мы направляемся в самое сердце чайной индустрии — на самые знаменитые и старые чайные плантации.

Хапутале

Городок Хапутале, преимущественно с тамильским и мусульманским населением, протянулся вдоль горного хребта на высоте около 1580 метров. И здесь нельзя не заметить английское влияние. Сохранились построенные англичанами особняки, станция. На холме над городом возвышается католическая церковь Святого Павла. А немного дальше у главной дороги видна англиканская церковь Святого Андрея.
Когда нет облачности из Хапутале отрывается вид сразу и на равнины южной части острова, и на холмы северной. Но приезжать в Хапутале стоит не для того, чтобы смотреть вниз — виды есть и в других местах. Здесь стоит побывать любителям живой истории. Именно в окрестностях этого городка зарождалась цейлонская чайная промышленность. И сейчас спустя полтора века высаженные англичанами чайные кусты продолжают плодоносить, а построенные европейцами фабрики — работать.
Чайная фабрика в Хапутале
Даже местное население здесь — английский продукт. Большинство местных жителей — потомки тамилов, специально завезенных англичанами из Индии для работы на плантациях (местные сингалы работать на плантациях как-то не рвались, самим англичанам работать мешало «бремя белого человека» - они могли только руководить и приказывать).
Интересно, что сами сингалы не хотели работать на чайных плантациях, а их потомки часто завидуют тамилам. И рабочий день у них восьмичасовой, и жильем они обеспечены за счет компании, и лечение и обучение детей — также за счет компании, и пособия... короче, полный социализм.
Чаеводы - тамилы
В то время, как сингальские крестьяне гнут спину на своих делянках не зная, удастся ли вырастить, собрать и продать плоды своего труда, тамилы-чаеводы живут «как у Бога за пазухой».    

Чайная плантация Дамбатене

Из Хапутале на чайные плантации можно идти пешком, или доехать на автобусе. Автобусы ходят регулярно -примерно раз в 20 минут. Даже не нужно идти на автовокзал, автобусы — как маршрутные такси — останавливаются в любом месте горного серпантина по требованию.
Чайная фабрика
Первая остановка - основанная в 1890 году Сэром Томасом Липтоном (помните вездесущий чай "Липтон"?) чайная фабрика Дамбатенне. Фабрика, ставшая образцом для подражания – «клоны» встречаются в горной части Шри-Ланки повсеместно, прекрасно работает до сих пор. Как однажды запущенные часы могут долго работать без подзавода, так и запущенная англичанами фабрика прекрасно работает и без англичан. Установленные англичанами сушильные станки продолжают сушить чайные листья, собранные привезенными англичанами тамилами. И даже в офисе на фабрике все точно так же, как было и при Липтоне — как будто хозяин только что куда-то вышел и вот-вот вернется.
На чайной плантации Липтона
Липтон действительно не сидел сиднем в своем офисе на фабрике, а любил прогуляться по окрестностям. И не только для того, чтобы проконтролировать своих работников.

Ежик в тумане

Примерно в 7 километрах от фабрики Сэр Липтон нашел удобное место, с которого в хорошую погоду можно увидеть чуть ли не половину южной части острова. Смотровая площадка Липтон Сит (Lipton's Seat — место сидения Липтона) — одна из ярких достопримечательностей Шри-Ланки.
Смотровая площадка Липтона
Сюда уже не доедешь на автобусе (да и на легковых автомобилях въезд запрещен — штраф 300 рупий!) — только пешком, либо на попутном тракторе с рабочими.
Чтобы добраться от фабрики до смотровой площадки нужно примерно два часа — полпути приходится идти в гору (нам повезло, наш автобус не остался у фабрики, а пошел дальше в сторону тамильской деревни).
Вид со смотровой площадки Липтона
Но на самой площадке нужно запастись терпением. Там можно застрять практически на целый день — так и кажется что буквально чуть-чуть и плотная пелена облаков под ногами разорвется и можно будет увидеть хоть что-то, кроме растущих на расстоянии в пять-десять метров деревья.
С первой попытки — два года назад — мне так и не удалось ничего увидеть. То ли погода была хуже, то ли банально терпения не хватило. На этот раз я был настроен более решительно. И всего лишь через два часа — неплохой результат — пусть и буквально на пять минут, но пелена облаков рассеялась. Что же было скрыто в тумане там внизу? Как это часто и бывает, действительность немного разочаровала. Оказывается внизу под горой — всего лишь все те же чайные плантации, что и на горе. Да, в тумане — вернее, в облаке — здесь даже интереснее.
Чайная плантация в облаке
И Липтон, как я подозреваю, приходил сюда не для того, чтобы смотреть за копающимися внизу на плантациях рабочими, а для того, чтобы почувствовать себя немного «ежиком в тумане». Именно для этого и стоит ехать в Хапутале.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...