• Архив

    «   Ноябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    

Мир без виз. Древняя столица сингалов

Полоннарува основана в III веке н.э. на берегу водохранилища Миннерия. Строительство порта Гокана (нынешний Тринкомали) и его превращение в главный центр международной торговли, способствовало процветанию Полоннарувы как важного торгового центра.
В 368 году здесь была построена царская резиденция, и город стал использоваться в качестве «запасной» столицы. Сюда правители сингалезского царства скрывались во время нападений индийцев на Анурадхапуру. Некоторые из царей, начиная с Аггабодхи IV (667-683), проводили здесь даже больше времени, чем в самой столице.  
В X веке на остров напала армия южно-индийской династии Чола. Столица сингалов Анурадхапура была захвачена и сожжена, и Полоннарува стала новой столицей. Когда царь Виджаябаху I (1055-1110) в 1070 г. освободился от влияния Чола, он предпочел не восстанавливать Анурадхапуру, а сделать Полоннаруву своей постоянной резиденцией.
В древних хрониках Полоннаруву называли «городом четырех ворот» (чатудвара), хотя в действительно ворот было 14. При царе Виджаябаху построили высокую прочную стену, покрыли ее штукатуркой и вырыли глубокий ров. А при его преемнике Паракрамабаху (1153-1186) главную стену окружили тремя дополнительными защитными стенами. В результате по площади город стал в четыре раза больше, чем Анурадхапура.    

Своего расцвета Полоннарува достигла при царе Паракрамабаху Великом (1153-1186). В этот период были построены огромные здания, разбиты прекрасные парки, создано водохранилище Паракрама Самудра ("Море Паракрамы"), площадью 2500 га (современное озеро находится в другом месте).  По преданию, именно царю Паракрамбаху принадлежат слова: "Ни одна капля воды, принесенной дождями, не должна быть унесена в океан, не послужив на пользу людям".

К сожалению, история Полоннарувы оказалась не такой долгой, как у предыдущей столицы острова - Анарудхапуры. Уже в  XIII веке после смерти царя Нишанкамала (1187-1196) начался закат. А после того как царь Бхуванекабаху II перенес столицу в Курунегала, Полоннаруву быстро забросили, и город стал постепенно разрушаться.

Реставрация началась в середине XX в., а в 1982 г. город включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас все еще продолжаются археологические раскопки, идет процесс реставрации и восстановления найденных памятников.

Руины Полоннарувы

Руины Полоннарувы растянулись с севера на юг на 4 км, лучше осматривать не пешком, а на велосипеде (в любом гестхаусе можно арендовать на день за 200-250 рупий). Если начать рано с утра, то весь город можно успеть осмотреть всего за один день.
Среди руин повсеместно встречаются буддистские и индуистские храмы и святилища. Входить в них можно только босиком. И это при том, что под солнцем камни и особенно песок раскаляются как сковородки на плите.    
Бесплатно иностранцам можно увидеть только южную группу руин и руины возле Rest House, вход на три остальные группы руин – платный. Билеты продают в информационном центре в музее возле Rest House. Для иностранцев вход - 25$. И это на Шри-Ланке, где средняя месячная зарплата не превышает 50$!
Вообще ситуация, когда билеты для иностранцев дороже, чем билеты для «своих» встречается и в других бедных странах мира (включая Россию). С моей точки зрения такая грубая попытка содрать с иностранцев три шкуры приводит к негативным последствиям в целом для страны. Часть иностранных туристов вообще отказывается от посещения достопримечательностей (не из-за отсутствия денег совсем, а из-за чувства несправедливости!), а часть ищет дырки в заборе и обходные пути. Местные жители также испытывают соблазн нажиться на высокой стоимости билетов, но уже «с другой стороны». Практически везде находятся местные хелперы, предлагающие провести внутрь за цену в разы ниже официальной таксы (через дыру в заборе, через обходную тропу, через знакомого охранника). Это неизбежно приводит к коррупции, вынуждая охранников делать вид, что они ничего не видят.  
Так и в Полоннаруве нас сразу же стали «обрабатывать». Предлагая тур по руинам на тук-туке местные хелперы сразу же в качестве бонуса предложили провести через задний вход всего за 10$ вместо 25$. Конечно неправильно давать деньги не государству, которое должно заботиться о сохранности памятников, а каким-то проходимцам. Но очень трудно устоять перед соблазном сэкономить. Если бы входной билет стоил столько же, сколько и для местных, с таким соблазном было бы проще бороться.    

По руинам с юга на север

Экскурсия началась с группы руин возле Rest House (гостиница, ресторан и кафе с видом на воду)  на маленьком полуострове, вклинивающемся в озеро Топавэва (Topa Wewa).

В нескольких шагах к северу от гостиницы начинаются руины дворца Нишшанкамалла. От самого дворца почти ничего не осталось. Но и сейчас можно догадаться, где именно находилась купальня, зал совещаний, где когда-то стоял каменный трон в форме льва (сейчас он в музее в Коломбо).

Оттуда виден угол городской стены, за которой находится городской дворец. Но, чтобы объехать посты и просочиться на охраняемую территорию, водитель тук-тука сделал большой крюк. Он долго вез нас вдоль канала и затем немного петлял по грунтовым дорогам. В результате мы действительно оказались на территории Полоннарувы без билетов, в обход постов.      

Экскурсия уже непосредственно по руинам началась в юго-западном углу древнего города. Там лежат руины царского дворца, построенного в период правления знаменитого сингальского царя Паракрамабаху I. Дворец был построен как настоящая крепость и окружен стеной. Здание высотой в семь этажей (три из камня, а еще четыре - из дерева) со стенами толщиной 3 метров, занимало площадь 31 на 13 метров. По свидетельству очевидцев во дворце было около 1000 комнат, а потолок в главном зале поддерживало 30 колонн.
Зал для аудиенций по периметру был украшен фризом с изображениями слонов, причем все слоны отличались друг от друга. К входу во дворец вела монументальная лестница с украшенной львами массивной балюстрадой. Конечно, все деревянные и большая часть каменных частей дворца не сохранились. Сейчас можно увидеть только столбы, на которых держалась крыша, и крестообразный по форме водоем (кумара покуна) – Шила Поккхарани.    

Следующая группа руин расположена метров на триста севернее дворца — по грунтовке через лес. «Четырехугольник» или Далада Малува (Терраса Зуба Будды) — это сакральный центр сингальской столицы. Здесь, неподалеку от царского дворца, хранилась знаменитая реликвия — Зуб Будды.

В юго-восточной части двора находится Вата-да-ге (круглый дом для хранения реликвий). На круглой террасе кирпичная стена, украшенная изображениями лотоса и священных гусей, львов и макак, окружает кирпичную дагобу (в ней хранился Зуб Будды) с четырьмя фигурами сидящего Будды. Все сооружение было увенчано не сохранившимся до наших дней украшенным изразцами деревянным куполом. В южном конце прямоугольного двора расположен Тупорама - это самый маленький гедиге в Полоннаруве, но единственный с сохранившейся крышей.  Внутри сохранилось несколько изображений Будды.

У восточной стены Хата-да-ге находится Гал Пота ("Каменная книга") – гранитная плита, размером 9 метров на 1.5 метра, толщиной от 40 до 66 сантиметров. На ней, в частности, написано, что при приказу Нишанкамалла эту плиту, весом около 25 тонн, привезли из Михинтале, в 90 км от Полоннарувы.

Сатмахал Прасада - интересное здание в виде семиярусной квадратной по форме пирамиды и украшенное рельефными фигурами из известняка. Ее удивительное сходство с памятниками архитектуры Камбоджи и Северного Таиланда позволяет строить гипотезы о проникновении влияния стран Индокитая.


Северная группа руин

Северная группа руин разбросана на большой территории к северу от городских стен. Ранкотвихара - четвертая по величине ступа Шри-Ланки (после великих ступ Анурадхапуры) видна слева от главной дороги. Ступа возвышается на высоту 55 метров и имеет основание в 168 метров в окружности.

Кирпичное здание начали строить по приказу Рупавити, одной из жен царя Паракрамабаху. А закончили уже при царе Нишшанкамалла. Рядом со ступой сохранилось еще несколько зданий. Будда Сима Пасада - зал торжественных  монастырских собраний – когда-то имел 12 этажей. Но от него осталась только платформа, стоящая на украшенных колоннах.

Ланкатилака («дом образа») состоит из внутреннего храма  и открытого зала – мандапа. Когда-то Ланкатилака достигала пяти этажей (около 30 метров высотой) и была украшена орнаментом из цветов, фигурами богов и браминов.

Это одно из самых больших из сохранившихся до наших дней древних зданий. Его длина 52 метра, ширина до 21 метров, высота украшенных рельефами стен до 16.8 метров. Внутри сохранилась гигантская кирпичная статуя стоящего Будды, достигавшего высоты 18.3 метров.

Будда стоит в традиционной позе: правая рука в положении «абхая-мудра», с согнутой в локте левой руки свисает край одеяния.

Ступа Киривихара ("Молочно-белая ступа") построена по приказу царицы Субхадры, жены короля Паракрамабаху. Ее купол, построенный на тронной террасе (песава), выполнен в форме гигантского "пузыря", высотой 24.4 метра.  

Храм Гал Вихара ("Каменный монастырь") был частью монастырского комплекса Уттарарама ("Северный монастырь"). От него сохранились огромные изображения Будды, вырезанные из одного цельного куска гранита: стоящий Будда (7 м. высотой), лежащий Будда (15 м. длиной) и сидящий Будда.

Подойти к ним непросто — песок к середине дня накаляется как сковородка, а обувь нужно обязательно снимать.

В Полоннаруве есть еще множество разрозненных руин, но рассчитанная на туристов программа обычно ограничивается именно этим описанным минимумом самых впечатляющих и лучше всего сохранившихся зданий.
Мы тоже задерживаться в Полоннаруве больше не будем, отправимся на мало посещаемое туристами Восточное побережье острова.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...