• Архив

    «   Ноябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    

Мир без виз. Рисовые террасы Банауэ

Джипни — чисто филиппинский вид общественного транспорта. После окончания второй мировой войны американцы оставили на Филиппинах много старых военных джипов. Легковые машины филиппинцам в таком количестве были не нужны, а автобусов не хватало. Вот они и додумались удлинять кузов джипа, превращая его в микроавтобус, который вмещает до 20-ти человек — конечно, немного в тесноте — под филиппинские габариты, но не в обиде же.
Джипни
Сейчас джипни колесят по городам и между городами, выполняя роль маршрутных такси. Комфорт не супер, но и проезд стоит сравнительно недорого.  
Валерий Шанин и амерниканец Крис
В кузове остановившегося джипни уже сидело несколько иностранцев. Американец Крис с филиппинской «подругой», которую он называл просто «дитя»; и голландец как оказалось также ехали посмотреть на рисовые террасы в в Банауэ.

Жертва 11 сентября

Американец Крис — владелец небольшой компьютерной фирмы в Силиконовой долине в Калифорнии — пор дороге рассказал, как на него необратимым образом повлияла трагедия 11 сентября 2001 года: Как только я увидел по телевизору, как самолеты врезаются в нья-йоркские небоскребы, я сразу понял — этот сюжет будут показывать по телевизору регулярно. Поэтому я просто выключил телевизор и больше никогда его не включал. Мне достаточно информации, получаемой через Интернет. Террористическая атака мусульманских фанатиков на Америку привлекла мое внимание к самой проблеме исламского фундаментализма. Наш западный мир находится в огромной опасности, а наши политики «прячут голову в песок», не хотя ее признавать. Миллиарды долларов тратятся на борьбу с терроризмом — и все впустую. Борются с боевиками, с мелкими сошками. А нужно уничтожать лидеров — их всего-то 1-2 тысячи человек. Конечно, наши политики боятся, что в ответ террористы начнут нападать на них. Но наши политики вообще больше о себе заботятся, чем о благе народа. Террористы тоже непонятно, что хотят. По статистике самые большие объемы импорта зерна идут в арабские страны, а крупнейшие экспортеры — страны запада, которые чаще всего и подвергаются атакам террористов. Что же будет, если в один прекрасный день западные страны просто откажутся продавать зерно мусульманским странам? - оставив этот вопрос без ответа, Крис перешел к основам, - Фундаментальный ислам — идеологическая основа современного терроризма. В самой основе ислама заложен джихад — борьба с неверными. И эта борьба будет вестись до полного уничтожения западной цивилизации... - Крис всю дорогу вещал в том же духе, запугивая нас исламскими террористами. Очевидно, что позиция у него уже хорошо сформированная и отточенная в Интернет- форумах и чатах. И в то же время возникало ощущение, что он не только живых террористов никогда не видел, но даже ни разу лично не бывал в мусульманских странах, питая предубежденность буквально ко всем мусульманам сразу.  
Церковь в Бонтоке      
Так, слушая лекцию о проблемах современного исламского фундаментализма, мы незаметно быстро приехали в Бонток. Там быстрая пересадка на автобус — и в Банауэ. Судя по карте, там буквально рукой подать. Но дорогу и без того узкую, неасфальтированную, вьющуюся серпантином по горам, еще и принялись ремонтировать. В результате поездка превратилась в медленное буквально садистическое испытание нервов на прочность, когда перегруженный автобус с огромным трудом вписывался в повороты, балансируя на краю пропасти.

Рисовые террасы в Банауэ и Батаде

В Банауэ приехали уже поздно вечером. Оставалось только найти подходящее жилье. Все гостиницы в городке стоят плотно одна рядом с другой — на крутом обрыве. Нужно только выбрать себе по вкусу и финансам. Так и разошлись : мы пошли в одну гостиницу, голландец — во вторую. Американец с «малышкой» - в третью. Но расстались ненадолго.    
Вечер в Банауэ
Племя ифугао исключительно вручную, с помощью примитивных инструментов 2000 - 3000 назад прорубило на склонах холмов ровные площадки, на которых было бы удобно выращивать рис. Их до сих пор используют по прямому назначению. Террасы, достигающие высот 1500 метров над уровнем моря, считаются уникальным инженерным сооружением. Их общая протяженность около 20 тысяч километров.
Рисовые террасы в окрестностях Банауе многие называют восьмым чудом света. В 1995 году их включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. Самые красивые террасы находятся в окрестностях деревни Батад, в 20 километрах от Банауе. Общественный транспорт туда не ходит. Удобнее всего добираться на специально арендованном джипни. Чтобы не платить все 2000 песо аренды самим, лучше собрать компанию и арендовать машину в складчину. Мы прошли по гостиницам и договорились со своими попутчиками на следующее утро ехать всем вместе на одном джипни.
С утра нужно было выезжать рано — в 6 часов. Боялись проспать. А зря! В четыре часа утра грянула громкая бравурная музыка. Казалось, соседи решили устроить дискотеку. Но музыка доносилась с противоположного конца долины. Там в церкви начиналась утренняя служба. Это одна из традиций Филиппин — в предрождественскую неделю проводить «петушиные службы» - вставать с петухами и сразу в церковь, чтобы успеть помолиться перед началом долгого рабочего дня на рисовых плантациях.  
Олег Семичев пытается удержаться на крыше джипни  
В шесть часов утра старт. Дорога до самого поселка Батад не доходит, доехать можно только до Batad Junction, а затем 8 километров вниз по горной тропе (а ведь назад придется вверх карабкаться!!!).
Рисовые террасы поражают величием ручного человеческого труда не меньше, чем египетские пирамиды (их строили примерно в одно и то же время). Мы, видимо, попали между сезонами — в тропиках всегда лето, но не все сезоны одинаково хорошо подходят для сельского хозяйства.
Рисовые террасы в Батаде
Большая часть рисовых чеков пустовала. Но даже в таком немного «неприбранном» виде террасы — небольшие, но в огромном количестве — производят неизгладимое впечатление.
Рисовые текррасы Банауэ
На рисовых террасах наше путешествие по Филиппинам закончилось. Впереди — ночной автобус в Манилу и оттуда на перекладных — в аэропорт. Летим на остров Борнео.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Пещеры Сагада

Из Манилы мы отправляемся на север острова Лусон. Крупнейший остров филиппинского архипелага еще и самый густонаселенный. Здесь расположены и столица Филиппин – Манила, и летняя столица — Багио, и  много других достаточно крупных городов. Однако, природа тоже кое-где еще сохранилась. Именно ради природных достопримечательностей и стоит путешествовать как по всем Филиппинам, так и по этому острову.
В Маниле нет единого автовокзала. Автобусы отправляются с разных концов города - с автостанций, принадлежащих крупнейшим автобусным компаниям. Автобусы на север острова Лузон идут от  автостанции Victory Line.
Ехали долго, с пересадками. Дорога петляет по горам, сворачивает с трассы и приводит в тупик — в городок Сагада, на высоте 1477 метров над уровнем моря. Туристический городок, застроенный гостиницами, ресторанами и сувенирными магазинчиками привлекает туристов расположенными по соседству пещерами.
Сейчас в Сагаде живут представители племени канканай. Это племя отличается многими оригинальными особенностями. Одна из них — уникальный метод погребения.
Склад гробов у входа в пещеру
Своих предков они укладывали в грубо сколоченные деревянные гробы. Но гробы не закапывали, а подвешивали на скалах или складировали высокими штабелями в пещерах. И сейчас своеобразные пещеры-кладбища стали туристическими аттракционами: повесили таблички «кости не растаскивать», между штабелями гробов проложили тропинки, на которых под ногами то и дело попадаются то берцовая кость, то череп и … стали возить сюда группы школьников на экскурсии.

Обстановка своеобразная — со всех сторон гробы, кости, черепа и … многоголосый детский смех. Школьников привозят целыми классами, чтобы сфотографироваться на фоне предков — вернее того, что от них осталось.
Школьники на экскурсии
В районе Сагады есть только одна пещера без гробов — Великая пещера. Почему ее не стали использовать по прямому назначению, как и соседние, непонятно.
Вход в Велиекую пещеру в Сагада
Но отсутствие гробов не делает эту пещеру менее популярной. Сюда также постоянно спускаются группы туристов — побродить по берегам подземной реки, искупаться в подземном водопаде, почувствовать себя немного спелеологом, открывающим неизведанные глубины Земли.
В Великой пещере
Вход в Великую пещеру бесплатный и никем не охраняемый. Поначалу нам показалось, что кроме нас желающих спускаться вниз нет. Полезли вниз, используя в качестве источников света фонарики в сотовых телефонах. Когда спустились уже достаточно глубоко, нас догнала идущая вниз группа. У проводника в руках мощная керосиновая лампа. В ее свете видны даже дальние стены пещеры.
Вы как здесь оказались? - проводник был возмущен тем, что мы забрели в пещеру без гида, - Срочно поднимайтесь назад! - и группа ушла куда-то дальше вниз.  
Конечно, хотелось тоже хотя бы одним глазком заглянуть, что же там внизу. Но продолжать спускаться наобум, полагаясь только на свет от сотовых телефонов, тоже было неправильно. Некоторое время мы находились в таком подвешенном положении — вниз не могли, наверх идти не хотели. И тут нас догнала следующая группа с гидом и керосиновой лампой. Этот гид оказался полной противоположностью предыдущего. Он буквально уговорил нас пойти вниз с его группой.
В Великой пещере в Сагада
Вскоре мы увидели берег подземной реки, кучу обуви и … никого. Оказалось на этом месте обязательно нужно разуваться. Вниз можно пройти только босиком. У босых ног лучше сцепление с мокрой поверхностью шершавого камня. Далеко вниз туристов не водят — только на два уровня — через первый водопад к второму. Что там еще ниже так и осталось для нас неизвестным. Дальше пройти могут только профессиональные спелеологи.    
Пока мы бродили по пещерам, стемнело и в деревню возвращались уже в полной темноте. Деревня Сагада уже давно давно живет только туристами. Буквально каждый дом на главной улице — отель, пансион, ресторан или сувенирный магазин.
Деревня Сагада
Если несколько лет назад здесь даже и света-то не было, то сейчас и Интернетом никого не удивишь. На дверях не только всех гостиниц, но и  кафе и ресторанов висят таблички «бесплатный W-Fi Internbet», причем скорость доступа во всемирную сеть ничуть не ниже, чем в Маниле. Поэтому вскоре мы не только нашли крышу над головой, но и установили связь с Россией.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Славный и навеки верный город

Манила — это не один большой город, а огромная агломерация из 17 городов-спутников. Для большинства туристов посещение столицы Филиппинограничивается только «туристическими» районами Малате и Эрмита.

Система городского транспорта в Маниле устроена довольно сложно. Человеку со стороны сразу и не разобраться. Приходится полагаться только на такси. К счастью, оно здесь дешевое по нашим меркам.
Жительницы Манилы в джипни
Доехав с аэропорта на автобусе-шаттле до автовокзала Пасай, мы сразу же поймали такси и отправились в район Малате. Во время предыдущего визита в Манилу я останавливался в хостеле Frendly Hostel на окраине туристического района. Туда и отправимся.
Вид из хостела
В хостел мы попали в субботу. Честно говоря, для нас уже давно дни недели неразличимы — только по дням ориентируемся, чтобы не пропустить очередной перелет (билеты-то приходится покупать заранее). Но в окружающем мире к разным дням недели бывают приурочены определенные регулярные события. Так и в хостеле Frendly Hostel по субботам необычный вечер — всем постояльцам бесплатное вино от заведения. По крайней мере, они об этом сообщают в своих рекламных буклетах и на сайте. Вот вечером и проверим, а пока у нас целый день на исследование Манилы.

Славный и навеки верный город

Испанский дворянин дон Мигель Лопес де Легаспи - уроженец баскской провинции Гипускоа - в 1564 г. возглавил экспедицию на пяти кораблях с полутысячей солдат. По приказу испанского короля Филиппа II они отравлялись на освоение новых земель в районе Тихого океана.
Карта Филиппин
В начале 1565-го испанская флотилия добралась до Филиппин. Испанцы стали осваивать заселенные «дикарями» острова. В мае 1570-го года возглавляемый Легаспи отряд захватил прибрежное поселение Майнилад (в переводе с языка местных жителей: «здесь цветут мангровые деревья»). Король Филипп II приказал переименовать его в «Славный и навеки верный город» (Ciudad Insigne y Siempre Leal), но это название не прижилось. И сейчас город известен под его «абориганским», лишь немного искаженным наименованием.
Памятник в Маниле
В 1571 году на берегу реки Пасиг, недалеко от ее впадения в море, испанцы основали крепость Интрамурос. В 1590 г. старые деревянные стены заменили на каменные, которые сохранились до сих пор. В толще крепостных стен XVI века сейчас можно найти картинные галереи, рестораны, музеи и даже аквариум. Однако, большинство памятников испанской колониальной архитектуры XVI-XVIII вв. были разрушены в результате бомбардировок 1941-1944 гг. Хотя о ходе войны в акватории Тихого океана у нас только отрывочные сведения, почерпнутые из голливудских боевиков, стоит прислушаться к мнению экспертов. Они утверждают, что по количеству разрушений в ходе Второй мировой войны Манила стоит на втором месте после Варшавы. Причем сами филиппинцы реального участия в войне не принимали. На территории их страны схлестнулись японцы и американцы.
Интрамурос
Входим на территорию района Интрамурос через центральные ворота и по главной улице идем прямо до конца, пока не упираемся в ворота испанского форта Сантьяго. Он стоит возле устья реки Пасиг - на том самом месте, где четыре века у стен крепости раджи Сулеймана-Мэнийла в 1571 году высадился отряд испанского конкистадора Мигеля Лопеса де Легаспи (1505 - 1572).
Памятник жертвам Второй мировой
Во время Второй мировой войны на территории форта японцы создали лагерь для американских военнопленных. Еще раньше в одном из зданий в ожидании казни томился национальный герой Филиппин Хосе Рисаль. Сейчас там находится посвященный ему мемориальный музей.
Кафедральный собор Манилы
Напротив форта Сантьяго на площади с фонтаном возвышается католический Манильский собор, построенный в романском стиле из филиппинского необожженного кирпича. Во время Второй мировой войны здание было уничтожено. Восстанавливали его на выделенные Ватиканом деньги.
Если манильский собор производит впечатление только снаружи, то в церковь Святого Августина, стоящую у главной дороги немного дальше, стоит обязательно зайти внутрь.
В церкви Сан-Франциско
Старейшая каменная церковь на Филиппинах (1571-1599 гг.), чудом уцелевшая во время Второй мировой войны, включена в число памятников ЮНЕСКО. Еще интереснее расположенный по соседству с церковью музей. Любителей инфернальной культуры он не оставит равнодушными.
Музей в церкви Сан-Франциско
Среди картин, предметов церковной утвари и даже непонятно как попавших сюда глиняных горшков можно увидеть действующую модель колумбария, воссозданное кладбище и коллекцию катафалков. Между катафалками установлены столики, за которыми в жаркий солнечный день за кружкой пива или стаканом кока-колы не остается ничего иного, чем размышлять о суетности нашей жизни.
Коллекция катафалков
У выхода с территории Интрамуроса эта тема продолжается. Возле Манильской бухты установлен мемориал Хосе Рисаля, а рядом с ним – любовно украшенное место казни Хосе Рисаля. Филиппинские скульпторы в деталях воссоздали не только сценки из последних дней жизни национального героя, но и воспроизвели в подробностях саму сцену казни: солдат с ружьями, барабанщиков, командира с саблей и священника с Библией. И конечно, центральное место занимает сам герой — он изображен убегающим в момент, когда в спину как раз попадают первые пули.
Монумент Хосе Рисалю
Все остальное пространство до нашего хостела в районах Эрмита и Малате занимают… публичные дома. Они замаскированы под кабаки, бары, секс-шоу и другие подобные заведения. А по вечерам все свободное пространство между зданиями занимают работающие девушки неопределенного возраста (Филиппины — признанный мировой лидер детской проституции, если, конечно, этим стоит гордиться).  

Вино — от вольного

В хостел мы вернулись как раз вовремя. Хозяева заведения как раз начали накрывать стол — с вином и закусками. Поначалу постояльцы стеснялись, как-то не особо веря в возможность бесплатно есть и пить за счет заведения, за проживание в котором и так заплачены сравнительно небольшие деньги. К легким закускам прилагался широкий выбор вин — все красные, но десятка различных сортов.
Поначалу мне показалось, что бесплатное вино — это не более, чем рекламный трюк: выставить по 100-200 грамм на человека и хватит. Это же не халява и не тещины блины. Но видимо я все же недооценил широты филиппинской души. Как только спиртное заканчивалось, на столе появлялись новые бутылки. И так продолжалось до тех пор, когда «я не помню, кто первым сломался. Помню он подливал, поддакивал»...    
Похмелье было тяжелым и весь следующий день в ожидании ночного автобуса мы провели на веранде хостела. Остались бы и на следующую ночь (возможно, именно на это и было рассчитано), но времени на Филиппины и так мало.
Вообще, хостел Frendly Hostel в Малате — один из лучших хостелов мира (даже без халявного спиртного). Во время предыдущего визита на Филиппины я останавливался в нем дважды — первый раз сразу же по приезду в страну (по странному стечению обстоятельств, тоже в субботу, но тогда застал только начало вечеринки — нужно было спешить на ночной автобус), второй — перед отъездом. Во второй раз даже не ложился на кровать: приехал в двенадцатом часу ночи и до пяти часов утра просидел с ноутбуком на открытой веранде (внизу, на заполненной проститутками улице тусовка не прерывалась ни на минуту — народ гулял всю ночь нон-стоп).
Перед отъездом из хостела мы подарили хозяину наклейку с эмблемой «Турбины», которую он тут же с гордостью повесил на стену на самое лучшее место. Поэтому, если кто окажется в Маниле субботним вечером, отправляйтесь сразу же в этот хостел. Платите за самую дешевую кровать в дормитори — она вам не понадобится.
А мы спешим на ночной автобус в Багис, оттуда начинаются горные районы филиппинского острова Лусон. При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. На поезде в Канди

Переиначив слова классика, можно сказать, что на Шри-Ланке поезд — это конечно не роскошь, но и не банальное «средство передвижения».
Поезд на Шри-Ланке
Здесь поезд — и аттракцион, и своеобразная «машина времени». Путешествуя на поезде по острову, как будто перемещаешься на пятьдесят лет назад, в страну, находящуюся под британским правлением.
Не электронное табло
Все станции, подъездные пути, платформы, кассы, поезда, вагоны — вообще все, что имеет отношение к железной дороге, строили англичане в первой половине прошлого века. Делали для себя — вот и получилось так крепко и надежно, что работает до сих пор. Конечно, уже не как часы, а со крипом и скрежетом, но ведь работает.
Железнодорожная касса
На Цейлоне вообще спешки никакой нет и быть не может. А с поездами спешить и подавно не стоит — себе дороже выйдет. Все оборудование такое старое, что новые скорости не осилит — на ходу развалится. И так возле дорог регулярно встречаются лежащие вверх колесами заросшие травой вагоны. Вероятно, неслись с огромной скоростью и не вписались в поворот.
Не вписался в поворот!
Обычная скорость на ланкийской железной дороге — 20 км в час. Изредка встречаются скоростные участки, где поезда разгоняются до невиданных скоростей, вплоть до 30 км в час. Но значительно чаще можно видеть знаки, ограничивающие скорость 15 или 10 километрами в час. А куда спешить? К тому же на такой скорости можно открыть дверь вагона и усесться на подножке, разглядывая неспешно проплывающие мимо чайные плантации.  
 
Канди — столица Кандийского царства

В IV веке из Индии на Цейлон привезли бесценную реликвию - "Зуб Будды", который вскоре стал одним из главных символов царской династии. Он хранился в храме, расположенном по соседству с царским дворцом. Когда столицу переносили с места на место, вместе со столицей переезжал и «Зуб». С IV по VIII века столицей была Анарадхапура, затем вплоть до XIII века - Полоннарува.
В XIII веке временной столицей стала деревня Гампола возле современного Канди. Затем ее перенесли в  Котте, возле современного Коломбо. Однако не все поспешили туда переезжать – очень уж им понравился прохладный горный климат. Часть сановников и членов царской семьи основали город Сенкадагала. Он находился в районе, известном как Канда Уда Пасрата (отсюда и произошло нынешнее название города). В 1592 году, когда живущих в прибрежных районах сингалов стали притеснять европейские колонизаторы, столицу перенесли в Канди, построили здесь царский дворец и Храм Зуба.
Храм Зуба на берегу озера Канди
Кандийские цари не стремились к контактам с захватившими побережье европейцами. А отсутствие мостов и дорог мешало колонизаторам проникать во внутреннюю часть острова. В 1594, 1611, 1629, 1638 годах город, известный тогда как Маха Нувара (Великий город) успешно противостоял нападениям португальцев, в 1765 году - голландцев. Каждый раз жители применяли тактику Михаила Кутузова после Бородинского сражения. Они сжигали свои дома и скрывались в лесах. А после ухода оставшихся ни с чем захватчиков возвращались назад и заново обустраивались.  
В 1803 году точно так же удалось пережить и нападение англичан. Но в 1815 году британцы  вернулись. На этот раз уже всерьез и надолго. Тогдашний царь Канди - Шри Викрама (1798-1815) был вынужден отречься от трона и дать присягу на верность королеве Англии.
В 1820-х годах для установления полного контроля над периодически бунтовавшими горцами, англичане провели в Канди дорогу. Это окончательно положило конец независимости Канди. Но и после этого город остался религиозным и культурным центром страны, главным местом паломничества всех буддистов.

Канди для туристов и паломников

Центр города расположен на берегах озера Канди. Это искусственное озеро было создано в 1807 году по приказу последнего царя Канди - Шри Викрама Раджасингха на месте затопленных рисовых полей. Царь назвал озеро Кири Мухуда (Молочное море) и приказал построить на острове в центре озера царский гарем. Позднее англичане хранили там боеприпасы, а сейчас – гнездятся птицы. На южном берегу монахи из монастыря Малватта построили купальню.
На озере Канди
С озером связано много легенд. Например, рассказывают, что последний сингальский царь, узнав о переходе своего главного министра на сторону англичан, приказал привести к себе во дворец членов его семьи. На глазах у матери дети были обезглавлены. Обезумевшая от горя женщина вырвалась из рук страж и бросилась в озеро. И сейчас иногда из глубин доносятся ее рыдания и горестные крики.
Главная достопримечательность Канди и всей страны - Храм Зуба Будды (Шри Далада-Малигава) стоит на северном берегу озера. В этом храме всегда много молящихся и туристов. Ведь именно там  хранится самая ценная ланкийская реликвия - Зуб Будды.
Храм Зуба в Канди
Храм Зуба Будды строился с 1687 по 1707 годы и затем неоднократно перестраивался и реконструировался. При последнем кандийском царе Шри Викрама вырыли защитный ров и построили здание библиотеки.  
Храм сильно пострадал в 1998 году, когда у его входа «тигры освобождения»  взорвали припаркованный у входа заминированный грузовик. С тех пор здесь постоянно действуют повышенные меры безопасности — как в каком-нибудь европейском аэропорту. По пути к входу посетители проходят через заградительные барьеры, препятствующие автотранспорту приблизиться к храму, два раза тщательно обыскиваются (мужчин обыскивают мужчины, женщин — женщины-полицейские) для выявления вероятных террористов-самоубийц.

Белый Будда

При том, что Канди — самый туристический город Шри-Ланки туристических достопримечательностей здесь мало. Стоит отойти в сторону от храма Зуба, как сразу попадаешь на ничем не примечательные улочки, застроенные магазинчиками и дешевыми закусочными.

Обращает на себя внимание только возвышающаяся над одним из холмов гигантская белая статуя сидящего Будды. Дойти до нее можно и пешком — если не начнешь по-ошибке подниматься на соседний холм.
Белый Будда на холме в Канди
Сама по себе статуя ничем не примечательна (даже непонятно за что берут 100 рупий), да и вид с вершины холма не потрясает. Пора ехать дальше.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Пик Адама

Самая священная гора Шри-Ланки известна под различными именами. Одни называют ее  пиком Адама - первое место на Земле, куда попал изгнанный из Рая первочеловек. Другие - Шри Пада ("Священный отпечаток ноги"), полагая, что, наоборот, именно отсюда покинул землю направлявшийся в Рай Будда. Гору также называют Саманалаканде (Samanalakande, Гора бабочек) - именно сюда, по легенде, попадают бабочки, которым после смерти будет суждено оказаться в раю. Гипотез много. Но есть у них одно общее: с какой точки зрения ни посмотри, получается, что эта гора — самое близкое к Раю место.
Вид с пика Адама
На вершине Пика Адама (2243 м.) есть углубление, по форме отдаленно напоминающее отпечаток ступни (чтобы его увидеть, нужно обладать особым «духовным зрением»!).  Индуисты считают, что это отпечаток ноги бога Шива, буддисты приписывают его Будде, а христиане - Святому Фоме. Однако, большинство ланкийцев верит, что этот след оставил бог Саман.

Бог Саман

Историки считают Самана одним из старейших богов острова. Вероятнее всего, у аборигенов он был богом горы. Позднее, когда господствующей религией стал буддизм, появилась легенда о том, что Саман жил в Индии. В награду за свою благочестивую жизнь он попал в Рай и стал богом (ничего особенного - всего лишь одним из миллионов индуистских богов). Став богом, Саман поселился на вершине горы Суманакута (так в древности назывался Пик Адама).
По свидетельству автора древней ланкийской хроники «Махавамса» - насколько можно ему верить — однажды Саман случайно попал на встречу богов с Буддой, который совершал миссионерскую поездку по Шри-Ланке (ланкийцы уверены что Будда побывал на острове — и не раз). Услышав проповедь Будды, Саман сразу же решил встать на путь к Просветлению, и именно он «уговорил» Будду оставить на вершине Пика Адама отпечаток своей ступни.
Бог Саман по-прежнему живет на вершине горы, оберегая поднимающихся на нее паломников. Он считается очень добрым богом, в отличие от другого  местного бога - бога Катарагамы, известного своим свирепым нравом и воинственностью.
Самана обычно изображают в человеческом обличье верхом на белом слоне (сам Будда в одном из своих перерождений был белым слоном) с цветком красного лотоса в руке. При этом – чтобы сразу было понятно, о ком именно идет речь - на заднем плане обязательно видна освещенная солнцем вершина пика Адама.        

Ночной подъем
 
Гора всегда считалась священной. Местные аборигены, жившие на острове задолго до появления сингалов, были анимистами - они обожествляли духов природы. На вершине такого уникального отдельно торчащего пика естественно также должен был жить дух горы — причем очень влиятельный дух (место ведь уникальное!). Его никак нельзя было игнорировать. Ведь, как известно, духи бывают добрые и злые. Для того чтобы превратить злого духа в доброго часто достаточно принести ему жертву. Причем, жертву нужно приносить не где попало, а в том самом месте, где и живет дух.
Попавшие на остров индуисты и буддисты всего лишь приспособили священную гору к своим потребностям. Цари Полоннарувы - Паракрамабаху и Нишшанкамалла приказали построить на пути к вершине места для отдыха паломников - амбалама.
Гостиница для паломников
Сейчас на вершину Пика Адама приходят паломники не только со всего острова, но и из других стран. Причем эта гора остается одним из немногих священных мест острова, куда иностранцам можно попасть бесплатно.  
Ежегодный сезон паломничества начинается в декабре после полнолуния - пойя. Заканчивается он в мае после празднования дня Весак (Рождение, Просветление и Уход в Нирвану Будды Гаутамы). Конечно, гора открыта для подъема и в другое время.
Статуя Будды у основания Пика Адама
Летом и осенью в период дождей наверх можно подниматься в гордом одиночестве. Только погода бывает очень уж слякотная, пиявки цепляются за ноги, а вершина постоянно затянута тучами. В свой первый визит на Шри-Ланку я попал на гору как раз в июне. Тогда мне — несмотря на дождливую погоду - удалось подняться на вершину, но увидеть с нее я уже ничего не смог. Гора пряталась в густой пелене облаков. Нужно сделать вторую попытку.    

Подъем на гору

Самые набожные паломники поднимаются по трудному и длинному маршруту, начинающемуся в Ратнапуре. Но большинство предпочитает воспользоваться более короткой и удобной 7-километровой тропой, начинающейся от деревни Далхуси в 33 км от Хаттона.
Далхуси
Когда автобус приходит в Далхуси, его сразу же начинают атаковать хелперы, предлагающие остановиться в гостинице. От услуг первого хелпера я сразу же отказался — он хотел затащить в ту же гостиницу, в которой я останавливался во время прошлого визита. Но следующий оказался даже еще более настойчивым. Стало понятно, что спокойно доехать до автостанции шансов нет. Гостиницы там стоят на каждом шагу и у каждой в автобус будет входить очередной зазывала. Проще дойти до центра поселка пешком.
Далеко уйти не смогли — остановились в первой же гостинице — в «Белом доме». Место простое и стильное: на берегу реки, с маленьким садиком и … не дорого. Спать-то предстоит совсем мало — ночью у нас по планам подъем на гору.
Гора – место святое. На нее официально запрещено приносить алкоголь, мясо, сигареты и … музыкальные проигрыватели. Большинство паломников предпочитают не мерзнуть всю ночь на вершине, ворочаясь с боку на бок в ожидании рассвета, а подниматься ночью, чтобы попасть наверх как раз к восходу. А восход здесь круглый год примерно в одно и то же время - около 6.30 утра. Ведь остров Цейлон, как известно, находится всего на 5 градусов севернее экватора.
Будда у тропы к пику Адама
Стартовать нужно примерно в 2.00 ночи. Заблудиться там невозможно даже ночью. Нужно быть внимательным только в одном месте — в прошлый раз я именно там немного заблудился. За рекой от главной тропы влево вверх уходит широкая каменная лестница. Она приводит к фасаду китайского храма. В темноте может показаться, что это тупик. Но не стоит сразу отчаиваться. Нужно всего лишь подойти вплотную к входу в храм, чтобы обнаружить, что слева его можно обойти. Вскоре дорожка опять выведет на главную тропу.
Поначалу подъем начинается очень плавно и идет мимо череды киосков. Затем тропа становится все круче и круче. Для удобства паломников вдоль ступеней установлены перила. Но и при этом подъем кажется бесконечным – за каждым поворотом открывается еще один лестничный пролет – причем, круче предыдущего. Для того, чтобы подняться на вершину, нужно преодолеть около 5000 ступенек (по разным подсчетам от 4800 до 5200).
Перед началом подъема на пик Адама  
По ночам тропинка подсвечивается цепочкой огней — из Далхуси прекрасно видна «цветная гирлянда», опоясывающая гору от основания до вершины. По пути можно останавливаться на специально оборудованных для отдыха площадках, принять душ, попить чаю — вообще чувствовать себя комфортно.
Душ для паломников на пик Адама
От пагоды "Японско - шриланкийской дружбы" (она огромная, но установлена на площадке справа от главной тропы, поэтому ночью ее можно не заметить) тропинка становится все круче и круче. По пути встречаются киоски с горячим чаем – многие работают всю ночь.

Тень на облаках

Самое незабываемое впечатление - это не отпечаток ступни (для того, чтобы его "увидеть" требуется обладать недюжинным воображением), а замечательный вид, открывающийся с вершины на рассвете.
Монастырь на пике Адама
На востоке тянется горная страна, а на западе горы плавно спускаются к морю. Но самое сильное впечатление — тень от вершины пика Адама, лежащая на облаке, укутывающем соседнюю вершину.
Тень от пика Адама
С восходом солнца в маленьком храме на вершине началась торжественная церемония жертвоприношения. Но туристов-иностранцев на ней почему-то было даже больше, чем местных жителей. Причем, все конечно обвешаны фото и видеотехникой. Но фотографировать на вершине официально запрещено!
На пике Адама фотографировать запрещено!
После восхода солнца температура быстро повышается, хочется как можно быстрее спуститься вниз - по уже знакомой дороге. Как раз можно разглядеть при дневном свете то, что видел ночью недостаточно отчетливо. Или вообще в потемках не заметил.
Пагода у основания пика Адама
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...
Страницы: Пред. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... 15 След.