• Архив

    «   Ноябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    

Мир без виз. Очень много чая

Мы путешествуем по горной части Шри-Ланки. Уже не первый день нам регулярно попадаются чайные плантации, на которых выращивают знаменитый цейлонский чай. Но сейчас мы направляемся в самое сердце чайной индустрии — на самые знаменитые и старые чайные плантации.

Хапутале

Городок Хапутале, преимущественно с тамильским и мусульманским населением, протянулся вдоль горного хребта на высоте около 1580 метров. И здесь нельзя не заметить английское влияние. Сохранились построенные англичанами особняки, станция. На холме над городом возвышается католическая церковь Святого Павла. А немного дальше у главной дороги видна англиканская церковь Святого Андрея.
Когда нет облачности из Хапутале отрывается вид сразу и на равнины южной части острова, и на холмы северной. Но приезжать в Хапутале стоит не для того, чтобы смотреть вниз — виды есть и в других местах. Здесь стоит побывать любителям живой истории. Именно в окрестностях этого городка зарождалась цейлонская чайная промышленность. И сейчас спустя полтора века высаженные англичанами чайные кусты продолжают плодоносить, а построенные европейцами фабрики — работать.
Чайная фабрика в Хапутале
Даже местное население здесь — английский продукт. Большинство местных жителей — потомки тамилов, специально завезенных англичанами из Индии для работы на плантациях (местные сингалы работать на плантациях как-то не рвались, самим англичанам работать мешало «бремя белого человека» - они могли только руководить и приказывать).
Интересно, что сами сингалы не хотели работать на чайных плантациях, а их потомки часто завидуют тамилам. И рабочий день у них восьмичасовой, и жильем они обеспечены за счет компании, и лечение и обучение детей — также за счет компании, и пособия... короче, полный социализм.
Чаеводы - тамилы
В то время, как сингальские крестьяне гнут спину на своих делянках не зная, удастся ли вырастить, собрать и продать плоды своего труда, тамилы-чаеводы живут «как у Бога за пазухой».    

Чайная плантация Дамбатене

Из Хапутале на чайные плантации можно идти пешком, или доехать на автобусе. Автобусы ходят регулярно -примерно раз в 20 минут. Даже не нужно идти на автовокзал, автобусы — как маршрутные такси — останавливаются в любом месте горного серпантина по требованию.
Чайная фабрика
Первая остановка - основанная в 1890 году Сэром Томасом Липтоном (помните вездесущий чай "Липтон"?) чайная фабрика Дамбатенне. Фабрика, ставшая образцом для подражания – «клоны» встречаются в горной части Шри-Ланки повсеместно, прекрасно работает до сих пор. Как однажды запущенные часы могут долго работать без подзавода, так и запущенная англичанами фабрика прекрасно работает и без англичан. Установленные англичанами сушильные станки продолжают сушить чайные листья, собранные привезенными англичанами тамилами. И даже в офисе на фабрике все точно так же, как было и при Липтоне — как будто хозяин только что куда-то вышел и вот-вот вернется.
На чайной плантации Липтона
Липтон действительно не сидел сиднем в своем офисе на фабрике, а любил прогуляться по окрестностям. И не только для того, чтобы проконтролировать своих работников.

Ежик в тумане

Примерно в 7 километрах от фабрики Сэр Липтон нашел удобное место, с которого в хорошую погоду можно увидеть чуть ли не половину южной части острова. Смотровая площадка Липтон Сит (Lipton's Seat — место сидения Липтона) — одна из ярких достопримечательностей Шри-Ланки.
Смотровая площадка Липтона
Сюда уже не доедешь на автобусе (да и на легковых автомобилях въезд запрещен — штраф 300 рупий!) — только пешком, либо на попутном тракторе с рабочими.
Чтобы добраться от фабрики до смотровой площадки нужно примерно два часа — полпути приходится идти в гору (нам повезло, наш автобус не остался у фабрики, а пошел дальше в сторону тамильской деревни).
Вид со смотровой площадки Липтона
Но на самой площадке нужно запастись терпением. Там можно застрять практически на целый день — так и кажется что буквально чуть-чуть и плотная пелена облаков под ногами разорвется и можно будет увидеть хоть что-то, кроме растущих на расстоянии в пять-десять метров деревья.
С первой попытки — два года назад — мне так и не удалось ничего увидеть. То ли погода была хуже, то ли банально терпения не хватило. На этот раз я был настроен более решительно. И всего лишь через два часа — неплохой результат — пусть и буквально на пять минут, но пелена облаков рассеялась. Что же было скрыто в тумане там внизу? Как это часто и бывает, действительность немного разочаровала. Оказывается внизу под горой — всего лишь все те же чайные плантации, что и на горе. Да, в тумане — вернее, в облаке — здесь даже интереснее.
Чайная плантация в облаке
И Липтон, как я подозреваю, приходил сюда не для того, чтобы смотреть за копающимися внизу на плантациях рабочими, а для того, чтобы почувствовать себя немного «ежиком в тумане». Именно для этого и стоит ехать в Хапутале.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Водопады, горы, чайные плантации...

Городок Элла в юго-восточном углу провинции Ува во многом сохранил облик английской деревни. Расположенный в районе с умеренным климатом в окружении живописных зеленых холмов и чайных плантаций городок известен как место действия одного из эпизодов эпоса «Рамаяна».

По одной из версий именно здесь демон Рамана держал в плену жену Рамы Ситу. Имя Раманы сохранилось в названии водопада, пещеры и … целого ряда гестхаусов.

Город застроен элегантными коттеджами, окруженными типично английскими садиками — наследие колониальных времен. Но на выезде из города в сторону водопада стоит буддистский храм. Возле него в обязательно порядке останавливаются все автомобилисты и шоферы автобусов. Небольшое подношение на жертвенник дает надежду на благополучный спуск вниз по длинному крутому серпантину вниз к Веллавая.

В Элле я тоже уже был раньше. В тот раз останавливался в гостинице «Сантоп Инн». В нее же заселились и на этот раз — только в другой комнате. Хозяева — те же, готовить не разучились. В прошлый раз я сфотографировал хозяина гостиницы. Его фото опубликовано в путеводителе «Шри-Ланка» в серии «Вокруг света» - жаль книги не было с собой, чтобы показать.

Скала Элла

В Элле можно просто наслаждаться прекрасным видом и пассивно отдыхать. Но в окрестностях есть несколько интересных и совсем не сложных пеших маршрутов.    
Подъем на скалу Элла начинается с часовой прогулки по железнодорожным путям. Потом, у водопада, нужно свернуть и двигаться вверх в сторону горы через чайную плантацию.

Именно на чайной плантации в прошлый раз я и заблудился. Тогда я попросил болтавшегося там без дела работника показать мне правильное направление. И он не просто махнул рукой, а долго и упорно — примерно полчаса — вел к самой вершине.
В принципе я помнил путь на вершину, но в районе чайной плантации мы опять заблудились. Создается ощущение, что там специально запутывают туристов, собирающихся подняться на вершину самостоятельно. Подозрения усилились, когда навстречу нам вышел все тот же «добровольный гид», который в прошлый раз уже водил меня на вершину. Он сразу же, даже не дожидаясь просьбы с нашей стороны, вызвался вести нас на вершину. Еле-еле удалось отказаться от его ненужной помощи. Получается, что он не работает на чайной плантации — как мне показалось в первый раз — а ждет там заблудившихся туристов, чтобы за небольшое вознаграждение поработать гидом.    

Дорога на вершину проходит через густой но светлый эвкалиптовый лес. С края скалы открывается вид как на сам поселок, так и на огромный провал, разделяющий два отрога горной гряды. Только водопада не видно, он находится где-то справа внизу. Зато прекрасно, во всех подробностях можно разглядеть Малый пик Адама.


Малый пик Адама

Тропа на Малый пик Адама начинается на противоположном берегу поселка Элла. На этой тропе гидов нет — дорога через чайные плантации к вершине очень уж простая.

Но и там туристов ждут. В тот день, когда мы пошли на вершину, на дороге разложил свой товар торговец ожерельями из семян растущего прямо у дороги дерева.

С вершин Малого пика Адама — а их там семь — видны провал Элла и скала Элла Рок, на которой мы уже побывали.

В поселке Элла так и тянет задержаться на несколько дней. Вот и мы отступили от своего принципа ночевать каждую ночь на новом месте. К тому же очень хотелось прокатиться на поезде. А это лучше делать утром, а не в полной темноте.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз.Бадулла: английское наследие

В горах Шри-Ланки всегда стоит приятная прохладная погода. Вдали от влажной жары прибрежных районов и сухого жара засушливых центральных и северных равнин круглый год стоит весна: зеленеют чайные плантации, покрытые влажным тропическим лесом горы и альпийские луга.

Английское наследие

Бадулла - столица провинции Ува и один из старейших городов страны лежит на высоте 680 метров над уровнем моря, на границе между горным районом и восточной частью Шри-Ланки.

Нигде на Цейлоне англичане не оставили такой яркий и отчетливый след, как в Бадулле. Кажется они ушли буквально вчера и вот-вот вернуться. Построенные англичанами церкви, вокзалы, гостиницы, особняки и дома до сих пор стоят.  
Церковь Святого Марка в Бадулле
В колониальную эпоху в городе был знаменитый на весь Цейлон английский клуб. Владельцы чайных плантаций со всей провинции собирались там, чтобы провести свободное время, как и подобает настоящим английским джентльменам: скакать верхом на лошади, поиграть в английские игры - поло, теннис, гольф или крикет.

В маленькой викторианской церкви Святого Марка похоронен один из легендарных английских "первооткрывателей" Цейлона - охотник на слонов майор Томас Роджерс (Major Thomas R. Rogers). Ему лично удалось убить около 1300 слонов, прежде, чем последовало "божественное наказание". В 1845 году в него ударила молния. Есть на маленьком кладбище и памятник человеку с русской фамилией - «Орлофф».
Памятник Первой и Второй мировым войнам
На церковной территории установлен и памятник всем солдатам Великой войны - так англичане назвали Первую мировую войну. После Второй мировой новый памятник ставить не стали — лишь на тот же самый памятник добавили еще одну мемориальную табличку. Место на памятнике осталось и для третьей — если что... Вообще-то довольно прогрессивная идея. Войн, революций и других знаменательных событий в истории человечества было так много, что проще строить универсальные памятники: один — для войн, второй — для революций, третий... По мере надобности можно добавлять на них новые таблички, или снимать старые, ставшие неактуальными. Можно брать пример с китайцев. У них в храме предков таблички с именами только пяти предыдущих поколений: после добавления новой, самая старая убирается в архив. И на алтаре по-прежнему остаются таблички только пяти предков.

Храмы и пагоды

Поначалу может показаться, что Бадуллу основали англичане — так много здесь всего «английского». Но это совсем не так. Город существовал задолго до появления колонизаторов. Из сохранившихся до наших дней зданий самое интересное - Катарагама Девале (XVIII в.). Старинный храмовый комплекс расположен в самом центре города - недалеко от автовокзала, между King St. и Lowe St.

Покрашенный белой известкой скромный снаружи индуистский храм с деревянной крышей изнутри и снаружи украшен потемневшими от времени фресками с рисунками в типичном кандийском стиле.
Фрески в индуистском храме
Статуя местного бога войны - Катарагамы, которому и посвящен храм, стоит в окружении индуистского бога Вишну (фигура с колоколом) и другого местного бога - Самана (он изображен с топором и флагом).
Вход в буддистский монастырь
Впрочем, в Бадулле есть не только христиане и индуисты, но и буддисты. На южной окраине города сохранился буддистский храм Мутиягана Вихара, основанный во времена первого буддистского царя Деванампиятисса.
Буддистская ступа в Бадулле
Большая белая ступа, священное дерево, алтари и многочисленные статуи Будды — все, как в обычном монастыре.    

Цейлон для молодоженов

Во время предыдущего визита  останавливался в сохранившемся от голландских колонизаторов отеле «Rest House». Но там, как оказалось, нет трехместных номеров. Пришлось искать другую гостиницу. И на окраине города нашли … гостиницу для молодоженов. Вообще, гостиниц для молодоженов, салонов по продаже свадебных платьев,  ресторанов, специализирующихся на свадебных торжествах здесь значительно больше, чем нужно местным жителям. Ланкийцы зазывают к себе молодоженов со всего мира, рекламируя свой остров как идеальное место для медового месяца. Здесь полно экзотики, но при этом безопасно и сравнительно дешево.      

Водопад Духинда

Город практически со всех сторон окружен рекой Бадуллоя и кольцом гор. В результате здесь создается особый микроклимат — его называют "Одеяло Бадулла", с высокой влажностью и частыми густыми туманами.

В семи километрах к северу от города река, стиснутая каменистыми утесами, обрушивается с 63-метровой высоты, создавая водопад Дунхинда.
До начала тропы мы доехали всего за полчаса на местном автобусе (они ходят там с такой же регулярностью как и городские маршруты).
От автобусной остановки до водопада остается еще пройти пару километров по каменистой тропинке, петляющей по склону скалы мимо киосков с прохладительными напитками.
Туристы на водопаде Духинда
Духинда - не самый высокий водопад Шри-Ланки, но самый многоводный и по-моему еще и самый живописный. Здесь всегда полно туристов, а по выходным и праздникам буквально не протолкаешься.
С этим водопадом связано много легенд. Например, все местные жители уверены, что на дне бассейна у основания водопада спрятаны огромные сокровища. Но доставать их никто не решается из страха перед двумя злыми духами. В них превратились принцесса и ее возлюбленный. Из-за огромной разницы в социальном положение они не смогли пожениться и предпочли покончить жизнь самоубийством, одновременно бросившись со скалы в водопад.
Возможно, они и не бросались, а всего лишь подскользнулись на мокрых камнях, когда пытались спуститься вниз к воде. Мы буквально чудом избежали их участи. Внизу, у самой воды постоянно висит облако брызг. Сфотографироваться — если не жалко фотоаппарат — еще можно, но сделать нормальные фотографии уже нет.
Водопад Духинда      
В Бадулле можно застрять надолго — климат здесь прохладный и комаров нет. Но впереди в горах нас ждет множество других не менее интересных мест.
Из Бадуллы теоретически можно уехать на поезде. Однако, движение по ланкийским железным дорогам не очень интенсивное. Вот и здесь утренний поезд уже ушел, а вечернего нужно было ждать еще несколько часов. Поедем на автобусе — они ходят через каждые 20-30 минут.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз По местам боев гражданской войны

Гражданская война на Шри-Ланке продолжается уже почти тридцать лет — то затухая, то разгораясь с новой силой. За это время погибло больше 25 тысяч человек. Тамильские «тигры» прославились на весь мир как мастера террористических актов. Именно они «придумали» использовать для терактов женщин-смертниц. Одна из таких «тигриц» взорвала президента Индии Раджива Ганди. Но самое удивительное, ни разу ни в одном террористическом акте не пострадал ни один иностранец. Поэтому западные страны никогда и не включали организацию «тигров освобождения» в число террористических организаций (после 11 сентября 2001 года отношение стало не таким благосклонным, как раньше). Это дает «тиграм» возможность вполне легально заниматься сбором средств в разбросанных по всему миру тамильских общинах.
В Батикалоа    
Длинные белые пляжи, бирюзовое море, колоритные городки, национальные парки восточной части страны стали доступны для туристов сравнительно недавно. Но и сейчас здесь приняты повышенные меры безопасности, и обстановка зачастую как в прифронтовой полосе.
Валерий Шанин и Олег Семичев по пути в Батикалоа
Каждый поезд в обязательном порядке сопровождают не полицейские, а солдаты с автоматами — на всякий случай. Сейчас вроде бы действует перемирие, но война может разгореться в любой момент.  


Баттикалоа

Город Баттикалоа (или просто "Батти") почти полностью окружен одной из крупнейших лагун восточного побережья. Для того, чтобы попасть в город с берега, приходится проехать по нескольким мостам и дамбам.
Памятник в Батикалоа
В 1602 г. Батти стал первым плацдармом голландцев на острове. С тех пор в западной части города остался маленький голландский форт (1682). Название города Баттикалоа для местных звучит примерно как Грозный для россиян — в разгар войны именно в этом, втором по величине городе восточного побережья - была штаб-квартира повстанцев. Странно, что городские здания удивительно мало пострадали. Хотя смотреть все равно не на что — никаких ярких или оригинальных зданий здесь нет.
Самая удивительная достопримечательность Баттикалоа расположена прямо на привокзальной площади. Это фонтан, украшенный поющей русалкой.
Русалка у вокзала Батикалоа
Так художник попытался символически передать легенду о живущих в районе Баттикалоа «поющих рыбах». Мало кто действительно слышал их «пение». Но однажды запущенная утка о якобы поющих рыбах продолжает жить.

Калмунай

Мы планировали переночевать в Баттикалоа и отправиться дальше на юг вдоль восточного побережья уже на следующий день. Но не тут-то было. Гостиниц в этом совершенно не туристическом городе раз-два и обчелся. Места там есть, но мало того, что условия более чем спартанские, так еще и просят за них втридорога. Лучше уж поехать дальше.
Автобусы, которые днем курсируют между городами с регулярностью поездов московского метро с наступлением вечера вдруг очень рано вообще перестают ходить. Так и в Баттикалоа было еще светло, а на автостанции (вернее, на площадке на берегу лимана) оставался только единственный — последний на сегодня автобус. Он шел в подходящем для нас направлении - на юг, но в какой-то неизвестный городок Калмунай. Вот и узнаем.
Автобус типа нашего пазика вскоре заполнился на 100% - не по площади, а по объему. Буквально ни одного кубического сантиметра внутреннего пространства не осталось неиспользованным. Те, кому все же не хватило места внутри, висели снаружи на поручнях.
Ехали долго. Даже удивительно, что на 42 километра (судя по карте) потратили полтора часа. Мимо пролетали стены домов, заборы, изредка вдалеке показывался берег моря и все время в окно светила огромная луна. Дорога казалась бесконечной. Казалось вот так мы и будем ехать годами.
Когда мы приехали в Калмунай, было уже совсем темно. Междугородные автобусы никуда не ходили. Придется искать ночлег здесь. Стали спрашивать местных жителей. Они вначале наперебой стали рекомендовать какой-то приморский четырехзвездный отель, но немного подумав вспомнили и о более дешевом варианте … в госпитале. Вскоре, правда, выяснилось, что речь все же идет не о госпитале, а о пристроенном к нему здании. В нем есть всего две комнаты для гостей. Спартанские условия, но в отличие от Баттикалоа хотя бы цена адекватная.      

Ампара

Из Калмуная рано утром попали на автобус, который за полтора часа довез нас до городка Ампара. Оттуда на тук-туке мы отправились в буддистский монастырь. Монастырь расположен на вершине скалы, с которой открывается прекрасный вид на расстилающуюся внизу равнину, заросшую кустарником и мелкими деревьями. Где-то там бродят слоны и, возможно, тигры. В самом монастыре можно посмотреть лишь на удивительно элегантную белую ступу и несколько скульптур, имитирующих знаменитые скульптуры Полоннарувы.  
Белая ступа в монастыре у Ампара
Дальше наш путь лежит в сторону Нагорья. Автобус везет нас в Бадуллу.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Мир без виз. Древняя столица сингалов

Полоннарува основана в III веке н.э. на берегу водохранилища Миннерия. Строительство порта Гокана (нынешний Тринкомали) и его превращение в главный центр международной торговли, способствовало процветанию Полоннарувы как важного торгового центра.
В 368 году здесь была построена царская резиденция, и город стал использоваться в качестве «запасной» столицы. Сюда правители сингалезского царства скрывались во время нападений индийцев на Анурадхапуру. Некоторые из царей, начиная с Аггабодхи IV (667-683), проводили здесь даже больше времени, чем в самой столице.  
В X веке на остров напала армия южно-индийской династии Чола. Столица сингалов Анурадхапура была захвачена и сожжена, и Полоннарува стала новой столицей. Когда царь Виджаябаху I (1055-1110) в 1070 г. освободился от влияния Чола, он предпочел не восстанавливать Анурадхапуру, а сделать Полоннаруву своей постоянной резиденцией.
В древних хрониках Полоннаруву называли «городом четырех ворот» (чатудвара), хотя в действительно ворот было 14. При царе Виджаябаху построили высокую прочную стену, покрыли ее штукатуркой и вырыли глубокий ров. А при его преемнике Паракрамабаху (1153-1186) главную стену окружили тремя дополнительными защитными стенами. В результате по площади город стал в четыре раза больше, чем Анурадхапура.    

Своего расцвета Полоннарува достигла при царе Паракрамабаху Великом (1153-1186). В этот период были построены огромные здания, разбиты прекрасные парки, создано водохранилище Паракрама Самудра ("Море Паракрамы"), площадью 2500 га (современное озеро находится в другом месте).  По преданию, именно царю Паракрамбаху принадлежат слова: "Ни одна капля воды, принесенной дождями, не должна быть унесена в океан, не послужив на пользу людям".

К сожалению, история Полоннарувы оказалась не такой долгой, как у предыдущей столицы острова - Анарудхапуры. Уже в  XIII веке после смерти царя Нишанкамала (1187-1196) начался закат. А после того как царь Бхуванекабаху II перенес столицу в Курунегала, Полоннаруву быстро забросили, и город стал постепенно разрушаться.

Реставрация началась в середине XX в., а в 1982 г. город включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас все еще продолжаются археологические раскопки, идет процесс реставрации и восстановления найденных памятников.

Руины Полоннарувы

Руины Полоннарувы растянулись с севера на юг на 4 км, лучше осматривать не пешком, а на велосипеде (в любом гестхаусе можно арендовать на день за 200-250 рупий). Если начать рано с утра, то весь город можно успеть осмотреть всего за один день.
Среди руин повсеместно встречаются буддистские и индуистские храмы и святилища. Входить в них можно только босиком. И это при том, что под солнцем камни и особенно песок раскаляются как сковородки на плите.    
Бесплатно иностранцам можно увидеть только южную группу руин и руины возле Rest House, вход на три остальные группы руин – платный. Билеты продают в информационном центре в музее возле Rest House. Для иностранцев вход - 25$. И это на Шри-Ланке, где средняя месячная зарплата не превышает 50$!
Вообще ситуация, когда билеты для иностранцев дороже, чем билеты для «своих» встречается и в других бедных странах мира (включая Россию). С моей точки зрения такая грубая попытка содрать с иностранцев три шкуры приводит к негативным последствиям в целом для страны. Часть иностранных туристов вообще отказывается от посещения достопримечательностей (не из-за отсутствия денег совсем, а из-за чувства несправедливости!), а часть ищет дырки в заборе и обходные пути. Местные жители также испытывают соблазн нажиться на высокой стоимости билетов, но уже «с другой стороны». Практически везде находятся местные хелперы, предлагающие провести внутрь за цену в разы ниже официальной таксы (через дыру в заборе, через обходную тропу, через знакомого охранника). Это неизбежно приводит к коррупции, вынуждая охранников делать вид, что они ничего не видят.  
Так и в Полоннаруве нас сразу же стали «обрабатывать». Предлагая тур по руинам на тук-туке местные хелперы сразу же в качестве бонуса предложили провести через задний вход всего за 10$ вместо 25$. Конечно неправильно давать деньги не государству, которое должно заботиться о сохранности памятников, а каким-то проходимцам. Но очень трудно устоять перед соблазном сэкономить. Если бы входной билет стоил столько же, сколько и для местных, с таким соблазном было бы проще бороться.    

По руинам с юга на север

Экскурсия началась с группы руин возле Rest House (гостиница, ресторан и кафе с видом на воду)  на маленьком полуострове, вклинивающемся в озеро Топавэва (Topa Wewa).

В нескольких шагах к северу от гостиницы начинаются руины дворца Нишшанкамалла. От самого дворца почти ничего не осталось. Но и сейчас можно догадаться, где именно находилась купальня, зал совещаний, где когда-то стоял каменный трон в форме льва (сейчас он в музее в Коломбо).

Оттуда виден угол городской стены, за которой находится городской дворец. Но, чтобы объехать посты и просочиться на охраняемую территорию, водитель тук-тука сделал большой крюк. Он долго вез нас вдоль канала и затем немного петлял по грунтовым дорогам. В результате мы действительно оказались на территории Полоннарувы без билетов, в обход постов.      

Экскурсия уже непосредственно по руинам началась в юго-западном углу древнего города. Там лежат руины царского дворца, построенного в период правления знаменитого сингальского царя Паракрамабаху I. Дворец был построен как настоящая крепость и окружен стеной. Здание высотой в семь этажей (три из камня, а еще четыре - из дерева) со стенами толщиной 3 метров, занимало площадь 31 на 13 метров. По свидетельству очевидцев во дворце было около 1000 комнат, а потолок в главном зале поддерживало 30 колонн.
Зал для аудиенций по периметру был украшен фризом с изображениями слонов, причем все слоны отличались друг от друга. К входу во дворец вела монументальная лестница с украшенной львами массивной балюстрадой. Конечно, все деревянные и большая часть каменных частей дворца не сохранились. Сейчас можно увидеть только столбы, на которых держалась крыша, и крестообразный по форме водоем (кумара покуна) – Шила Поккхарани.    

Следующая группа руин расположена метров на триста севернее дворца — по грунтовке через лес. «Четырехугольник» или Далада Малува (Терраса Зуба Будды) — это сакральный центр сингальской столицы. Здесь, неподалеку от царского дворца, хранилась знаменитая реликвия — Зуб Будды.

В юго-восточной части двора находится Вата-да-ге (круглый дом для хранения реликвий). На круглой террасе кирпичная стена, украшенная изображениями лотоса и священных гусей, львов и макак, окружает кирпичную дагобу (в ней хранился Зуб Будды) с четырьмя фигурами сидящего Будды. Все сооружение было увенчано не сохранившимся до наших дней украшенным изразцами деревянным куполом. В южном конце прямоугольного двора расположен Тупорама - это самый маленький гедиге в Полоннаруве, но единственный с сохранившейся крышей.  Внутри сохранилось несколько изображений Будды.

У восточной стены Хата-да-ге находится Гал Пота ("Каменная книга") – гранитная плита, размером 9 метров на 1.5 метра, толщиной от 40 до 66 сантиметров. На ней, в частности, написано, что при приказу Нишанкамалла эту плиту, весом около 25 тонн, привезли из Михинтале, в 90 км от Полоннарувы.

Сатмахал Прасада - интересное здание в виде семиярусной квадратной по форме пирамиды и украшенное рельефными фигурами из известняка. Ее удивительное сходство с памятниками архитектуры Камбоджи и Северного Таиланда позволяет строить гипотезы о проникновении влияния стран Индокитая.


Северная группа руин

Северная группа руин разбросана на большой территории к северу от городских стен. Ранкотвихара - четвертая по величине ступа Шри-Ланки (после великих ступ Анурадхапуры) видна слева от главной дороги. Ступа возвышается на высоту 55 метров и имеет основание в 168 метров в окружности.

Кирпичное здание начали строить по приказу Рупавити, одной из жен царя Паракрамабаху. А закончили уже при царе Нишшанкамалла. Рядом со ступой сохранилось еще несколько зданий. Будда Сима Пасада - зал торжественных  монастырских собраний – когда-то имел 12 этажей. Но от него осталась только платформа, стоящая на украшенных колоннах.

Ланкатилака («дом образа») состоит из внутреннего храма  и открытого зала – мандапа. Когда-то Ланкатилака достигала пяти этажей (около 30 метров высотой) и была украшена орнаментом из цветов, фигурами богов и браминов.

Это одно из самых больших из сохранившихся до наших дней древних зданий. Его длина 52 метра, ширина до 21 метров, высота украшенных рельефами стен до 16.8 метров. Внутри сохранилась гигантская кирпичная статуя стоящего Будды, достигавшего высоты 18.3 метров.

Будда стоит в традиционной позе: правая рука в положении «абхая-мудра», с согнутой в локте левой руки свисает край одеяния.

Ступа Киривихара ("Молочно-белая ступа") построена по приказу царицы Субхадры, жены короля Паракрамабаху. Ее купол, построенный на тронной террасе (песава), выполнен в форме гигантского "пузыря", высотой 24.4 метра.  

Храм Гал Вихара ("Каменный монастырь") был частью монастырского комплекса Уттарарама ("Северный монастырь"). От него сохранились огромные изображения Будды, вырезанные из одного цельного куска гранита: стоящий Будда (7 м. высотой), лежащий Будда (15 м. длиной) и сидящий Будда.

Подойти к ним непросто — песок к середине дня накаляется как сковородка, а обувь нужно обязательно снимать.

В Полоннаруве есть еще множество разрозненных руин, но рассчитанная на туристов программа обычно ограничивается именно этим описанным минимумом самых впечатляющих и лучше всего сохранившихся зданий.
Мы тоже задерживаться в Полоннаруве больше не будем, отправимся на мало посещаемое туристами Восточное побережье острова.
При поддержке сообщества путешественников Турбина кругосветка «Мир без виз» продолжается...
Страницы: Пред. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... 15 След.