До свидания

Дорогие друзья «Вокруг Света»!

Последние три дня я испытываю удивительные эмоции. Это связано с тем, что в кои-то веки положительные комментарии в мой адрес, слова поддержки, дружбы и даже, иногда, любви на порядок превышают слова неприятные. Это очень приятно, и вместе с тем я постоянно испытываю неловкость. По двум причинам.

Во-первых, потому, что многие выражают поддержку или даже восхищение моим «поступком». Но никакого поступка не было. Поступком было бы послать журналиста (или поехать самой — мне очень хотелось!) к Путину и стерхам — и написать репортаж о том, как это было, со всеми подробностями, абсурдными (без сомнений) и кровавыми (если верить некоторым сообщениям). Это был бы красивый журналистский поступок, но очень некрасивый поступок по отношению к моему работодателю. Поэтому поступка не было — была безуспешная попытка избежать невозможного профессионального выбора: писать то, что видел, или не писать?

Вторая причина моей неловкости: пока я тут даю интервью и даже слегка купаюсь в лучах славы, сотрудники издательского дома «Вокруг Света» не слышат никаких приятных слов поддержки — а ведь они оказались в куда более сложной ситуации, хотя бы потому, что неоднозначная ситуация всегда тяжелее категоричной. Поэтому мне хотелось бы поблагодарить всех, кто последние 8 месяцев вместе со мной делал очень, как мне кажется (и как теперь говорят многие), крутой издательский проект.

Арт-директор Антон Федоров — человек, который приезжает в редакцию первым и уезжает последним, которому не дает покоя неправильный вид самой случайной продукции издательского дома — и который поэтому может посвятить выходные переделке этой самой случайной штуки — который может в последний день сдачи переверстать полномера просто потому, что может же быть еще лучше. В общем, арт-директор — мечта. И его команда — Дмитрий Тышкивский, Вадим Ильин, Анна Деревянко — команда-мечта. Кстати, если вы никогда этого не делали, прочитайте, пожалуйста, блог Антона на сайте «Вокруг Света» - человек не только умеет работать как никто, он умеет еще и описывать процесс работы.

Фотодиректора Галю Величко я знаю больше 15-ти лет - когда-то мы работали вместе еще в журнале "Итоги". Все эти годы я ею восхищаюсь. А в "Вокруг Света" мне довелось восхищаться еще и тремя сотрудниками ее отдела - редакторами, которые умеют делать то, что мне недоступно: видеть. Наталья Мазо, Олег Сендюрев, Елена Третьякова, я не знаю, как вы это делаете.

В один из первых дней моей работы в издательском доме, когда шел непростой процесс притирки старой и новой редакционных команд, ко мне зашел Михаил Шифрин, редактор отдела информации и досье, и сообщил две вещи: что не следует печатать в журнале ничего, что можно найти и в интернете, и что у нас в отделе истории работает гениальный человек Павел Котов. По второму пункту он оказался абсолютно прав. Ну, а по первому пункту, хоть я и не согласна, но понимаю, почему Шифрин так думает: сам-то он действительно уже знает все, что можно найти в интернете.

Потом оказалось, что в редакции есть еще один гений. Это Сергей Кондратьев, который занимается проверкой. Никто не любит искать и находить ошибки так, как это любит мой друг Андрей Борзенко, который в «Вокруг Света» пришел в роли моего заместителя. Но счастью его и вовсе не было конца, когда Кондратьев нашел девять неточностей в тексте, уже отредактированном Андреем.

Еще вместе со мной пришли люди, которых я знаю и люблю давно. Анна Немзер стала ответственным редактором, а заодно перепридумала и пересоздала рубрику «Дело вкуса». Вера Шенгелия, редактор отдела наук о человеке, придумала рубрику «Диссертация» - на мой взгляд, лучшее нововведение нашей редакции. Наталья Конрадова обнаружила, что больше всего любит уезжать куда-нибудь очень далеко и писать что-нибудь очень длинное; мы, редакторы, обнаружили, что предвкушение работы с такими Наташиными текстами сродни предвкушению какого-нибудь редкого, но знакомого с детства деликатеса. Карен Шаинян, побывавший за лето в Кении, Непале и на Новосибирских островах, среди прочих мест, еще и ведет рубрики «Медицина» и «Зоосфера» и еще кое-что от номера к номеру. А в только что ушедшем в типографию октябрьском номере его замечательный материал о малолетней непальской богине. Сергей Добрынин, пришедший в журналистику с год назад из математики, - в общем, он тоже гений. Как можно так писать, если ты не оттачивал мастерство всю жизнь, я не понимаю. Ну и со мной пришла Анна Черникова, управляющий редактор, хранитель дедлайнов, производственных секретов и моего здравого смысла.

За то время, что я здесь работала, Стас Артемов взял сайт «Вокруг света» и сумел практически в одиночку вдохнуть в него жизнь.

А еще в издательском доме есть отдел дизайна карт и планов, возглавляемый Дарьей Орешкиной, которую я просто люблю, поэтому не буду об отделе ничего писать — ну, кроме того, что без нее и без работы этого отдела невозможны не только журналы, но и путеводители.

Кстати, о путеводителях. У них потрясающий главный редактор Кира Ромашко, и очень крутая команда, которая собирается в следующем году делать совершенно новые по форме и содержанию путеводители, достойные имени «Вокруг Света.» А GPS-путеводители, под руководством Ильи Полесского и под редакцией Вари Бабицкой, уже выпустили новые замечательные авторские путеводители для айфонов и андроид-дивайсов — по московской Хитровке и по лондонскому Сити.

Еще из новинок - ждите электронной версии журнала "Вокруг Света", сделанной дизайнером Лилей Чуриловой. Это невероятно красиво.

И это не все. В издательском доме есть еще и журнал «Наука в Фокусе», с главным редактором которого, Егором Быковским, я все это время воевала потому, что он вставляет слишком много хорошего оригинального русскоязычного контента в переводной журнал. Всем бы руководителям мои проблемы.

В общем, мне очень жалко уходить. Коллеги, спасибо вам. Оставляю вам кофемашину и чашки. Мойте их иногда — а машину не забывайте выключать на выходные. Оля Горбенко, присмотрите за ними - без Вас это все работать не будет (я не про кофемашину)!

И еще — огромное спасибо Сергею Васильеву за возможность поработать в этом издательском доме, а в особенности — порулить великим журналом.

Маша Гессен
Фото: