• Архив

    «   Ноябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    

Казахстан: ближние дали

Лозунг прошлого «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» вновь становится актуальным. Машина позволяет наплевать на действительность, растущие курсы доллара и евро и уйти в отрыв по прямой.



Найти бюджетную прямую можно недалеко от дома. Дороги Казахстана с запада на восток превышают 3000 км, а с юга на север — 1700 км. Есть где разбежаться. Итак, я проехала по Казахстану на новом Nissan Pathfinder.


Бабка, собака и сотня овец
Пейзажи Казахстана часто сравнивают с американскими: те же пустынные просторы, уходящая в горизонт многокилометровая дорога и голубое небо. А главное — вокруг на десятки километров ни одного человека, ни одной машины. Только нескончаемая степь. Лишь где-то на горизонте маячат белые шапки гор и едва различимые точки — пасущиеся овцы. Стадо переливается по склонам арыков, словно сбежавшая из кастрюли манная каша. Догнать этот поток не так просто — пространство и время в степи обманчивы: из окна автомобиля все выглядит близким и еле движущимся, но на деле оказывается все иначе.



Заметив нас, пастух не сбавляет темп: мало ли зачем бегут люди по степи, может быть, у них дела. Устремляемся ему наперерез. Пастух наконец-то понимает, что цель нашей пробежки по степи он сам, и приветствует нас взмахом «погремушки», сделанной из нанизанных на проволоку ржавых банок. Ее шум овцы слышат даже сквозь завывания ветра. Увидев, что пастух остановился, его собака начинает описывать круги вокруг отары, не давая ей растечься по степи. Напоминающий героя старого советского кинофильма щуплый старичок-пастух говорит по-русски, впрочем, как и все встречающиеся по пути местные: «Отара? Нет, не его. Работает на хозяина. У того кроме овец неподалеку еще и лошадей табун есть, как без лошадей-то... Да, нет, не так чтобы много, четыре сотни голов, есть тут и побогаче люди — с табунами на семь сотен лошадей...  Хозяин, да, молодой — лет 50 ему всего. Мне-то сколько? Да 83 года пока еще... Дети? Есть, конечно. 18 человек. Много? Да нет, раньше в семьях детей не меньше десятка было... Нет, дети мои здесь не живут, в город подались. На что они мне здесь нужны, у меня бабка есть... Помогать с овцами? Зачем? У меня и собака есть... Мне уехать в город к детям? Для чего? У меня ж овцы, да и бабка...» 
Кто мы такие и что нам за дело до него, старик вопросом не задается  —  интересуются люди, значит, нужно им. Судя по тому, что нас он ни о чем нас не спрашивает, мы ему не нужны. Зачем? У него же собака и бабка есть...
Прощаемся. Громко крикнув на овец и тряхнув своей «погремушкой», 83-летний пастух продолжает путь быстрым легким шагом молодого человека.  



Тише едешь

Привычку при разрешенных 60 км/ч ехать со скоростью 79 км/ч лучше оставить на территории России. В Казахстане даже за незначительное превышение на 10–20 км/ч придется заплатить немалый штраф (18 520 тенге — это около 3700 рублей).

Большинство здешних загородных трасс однополосные, но обогнать грузовик в степи не проблема: дорога прямая и видимость до самого горизонта. Чем ближе к горам, тем разнообразнее пейзаж и интереснее дорога. Но совершать маневр на петляющей трассе запрещено знаками. Игнорировать их — себе дороже, можно лишиться прав.


Рога и копыта
Выходящие на дорогу верблюды, лошади, коровы и овцы — радость для фотографа, но проблема для водителя. Увы, не за каждым копытным по пятам следует пастух. Особо непредсказуемы лошади и коровы. Первые оказываются на дороге неожиданно из ниоткуда, вторые любят пастись вдоль полотна, а увидев на противоположной стороне других коров, спешат их догнать, несмотря на машины. 
Медленно вышагивающие верблюды, безусловно, не застанут врасплох. Однако во время встречи с ними лучше все же подстраховаться — животное может воспринять автомобиль как угрозу. Придется потом доказывать  страховщикам, что вмятина на вашей машине действительно от верблюда.



Всем ветрам назло
Несмотря на внушительные размеры «Патфайндера», ощущаешь себя в легковом автомобиле — отличная шумоизоляция и мягкий ход. Сохраняются эти ощущения и за городом — широкие трещины асфальта и ямки подвеска легко проглатывает. Сворачивая с дороги, чтобы промчаться по степи с ветерком, вспоминаю предупреждение о том, что на территории охранных зон можно пробить колесо. Говорят, здесь разбрасывают болты и гвозди, дабы отвадить браконьеров.
Отлично работающий в городе навигатор, попав в степь, задумывается и, предупредительно оповестив «продолжайте движение прямо», замолкает на несколько часов. Делать ему больше нечего — сворачивать некуда,  степь упирается в горизонт.


Американские горки

180 км от Алма-Аты, и мы прибываем к главной точке путешествия — Чарынскому каньону. Говорят, это неплохая возможность, не бывая в Америке, понять, как может выглядеть знаменитый Гранд Каньон. Чарынский — его уменьшенная копия.



Сформировавшийся около 12 миллионов лет назад, он протянулся на 154 километра вдоль реки Чарын. Находясь здесь среди высоких отвесных скал, чувствуешь себя героем вестерна. Кажется, что из-за поворота вот-вот появится индеец на диком скакуне.

Попасть сюда можно, проехав через пост национального парка и оплатив экосбор — 110 тенге за машину (1 тенге — около 2,75 рубля). 
Самое популярное место каньона — двухкилометровый отрезок, который из-за скал причудливой формы, напоминающих развалины древних башен, называют Долиной замков.



На дно Долины можно спуститься по деревянной лестнице или съехать по очень крутой, неровной и узкой тропе, маневрирующей среди выступающих со всех сторон камней с острыми краями, о которые легко порезать колесо.

Если вы счастливый обладатель полноприводного автомобиля, съехать вниз реально, а вот у остальных могут быть проблемы. Несмотря на небольшой клиренс (181 мм) и довольно ярко выраженные свесы, «Патфайндер» справился. Риск того стоил. Проехав по дну каньона под нависающими над головой глыбами, упираешься в настоящий «оазис» — площадку с реликтовыми ясенями, выходящую к горной реке Чарын. Здесь можно перевести дух и выпить в юрте-кафе чаю.  



Если спуститься в каньон удалось без приключений, то вот выехать из него вышло не сразу. В середине крутого и очень неровного подъема с сыпучим покрытием на приборной панели загорелось предупреждение о перегреве.


Степь да степь кругом

Солнце в степи садится раньше и быстрее. Только что было светло, а через 15 минут вокруг кромешная темнота. Разглядеть что-либо при свете луны нереально. Дороги как таковой в степи нет. Выдает ее наличие лишь еле заметный след шин. Проехав пару метров по хрустящим под колесами высохшим колючкам, пришлось признать, что с пути мы сбились. Первое, что приходит в голову — развернуться и поехать к той точке, где потеряли дорогу. Однако в степи это не так просто, как кажется, — нет  ориентира, за который можно было бы зацепиться взглядом и понять, откуда ты приехал. Куда ни повернись, «степь да степь кругом»…  
— Где вы находитесь? — волнуются дозвонившиеся до нас организаторы.

— В степи.

— А что проехали?

— Степь...

— Та-а-ак… А что вокруг видите?
— Степь. Только ее, родную, и видим. Без вариантов.
Ошалевший от казахских степей навигатор молчит, безуспешно пытаясь определить местоположение и пересчитать маршрут. Ждать попутку? Бесполезно. На десятки километров ни единой живой души. Будь я на другой машине, можно было бы начинать паниковать. Но с «Патфайндером» ощущаешь себя более защищенным. В конце концов, можно разложить все три ряда сидений и получить ровную поверхность — отличное место для ночлега. Тепло и комары не кусают. Увы, оценить прелесть ночевки в степи в этот раз не удалось — найти дорогу помог планшет. Его экран освещает дорогу не хуже фонарика.





Смотрины на обочине
Преодолев все опасности степи, выдыхаем. Но рано. На въезде в Алма-Ату машину резко кренит. Останавливаемся на обочине. Так и есть — колесо спустило. В шине торчит огромный шуруп. Уж не из степи ли «подарочек»? Не проходит и пяти минут, как рядом притормаживают одна за другой две машины. Интересно, тут все такие отзывчивые или это простое любопытство? Один из водителей, удостоверившись, что другой уже готов к нашему спасению, не спеша осматривает «Патфайндер» с головы до «ног», желает удачи и уезжает. Оставшийся предлагает отвезти на своей машине наше пробитое колесо в шиномонтаж. Услышав, что через десять минут уже примчится техничка,  «спасатель» огорчается. Видно, что ему хотелось получше рассмотреть новенький «Патфайндер». Жестом приглашаю заглянуть в салон. Белая кожа, богато выглядящая отделка панели, встроенные в подголовники мониторы производят впечатление — молодой человек нежно поглаживает сиденье рукой и довольно цокает языком. «Патфайндер» экзамен сдал.



На заметку

Основная сеть заправок — КазМунайГаз. Качество бензина не хуже привычного московского. Только позаботьтесь обменять рубли на тенге в крупном городе в дневное время, ночью банки не работают, автоматы найти сложно. Карточки принимают не везде, а за рубли вас не заправят.
Что касается цен на жилье, и в Астане, и в Алма-Ате можно найти номер на двоих за 1200–1300 руб.

Фото: пресс-служба Nissan, Мария Мернова, Владимир Севриновский