Астрахань на пути в Персию

Астрахань на пути в Персию Торговля Русского государства с Персией после его выхода к Каспийскому морю стала быстро расти. Большую роль в торговле с Востоком играла Астрахань. По свидетельству Барбаро, еще в XV в. русские посылали свои суда в Астрахань за солью. в конце XV в. между Москвой и Астраханью уже ходили большие торговые караваны. В XV и начале XVI в. в Астрахань приезжали купцы из Персии, Средней Азии, Венеции и с Кавказа.
Значение Астрахани и волжского торгового пути возросло еще больше, когда некоторые европейские купцы, преимущественно английские, решили использовать этот путь для торговли с Востоком. В 60-х годах XVI в. англичане организовали специальную компанию для торговли с Россией, Персией и северными странами.
В 1561 г. член компании Дженкинсон предложил Ивану IV проект торговли с Персией. Вскоре торговля с Востоком через русские земли была затруднена тем, что только с согласия царя, при условии уплаты половинной пошлины, разрешалось ходить в Казань и Астрахань. Но в 1588 г. англичанам вновь было разрешено свободно ездить из Москвы в Персию, Бухару и Шемаху, не платя пошлин. При Михаиле Федоровиче англичане получили подтверждение своей привилегии на беспошлинную торговлю. Но англо-персидская торговля не приняла широких размеров, так как дальний путь, большие расходы и опасности, особенно в районе Каспийского моря, останавливали английских купцов. К концу XVII в. торговля между Персией и Англией почти полностью прекратилась, так как в Русском государстве для этих купцов были снова введены некоторые ограничения.
Добивались права торговли с Персией через русскую территорию и голландцы. Во время переговоров в Москве в 1630 г. голландские послы просили, чтобы им было предоставлено на тридцать лет право исключительной и беспошлинной торговли с Персией через Русское государство за ежегодный взнос в царскую казну 15 тысяч рублей. Но они получили отрицательный ответ; в подобной же просьбе по челобитной московских купцов было отказано и англичанам.
Торговля с Персией была особенно важна для Русского государства. Персия, отрезанная враждебной Турцией от европейского рынка, также была заинтересована в развитии торговли по Каспийскому морю и Волге. В течение нескольких столетий Персия вела торговлю, с Западной Европой (с венецианскими, генуэзскими и другими купцами). Начавшиеся турецко-персидские войны привели к полному прекращению торговли Персии с Европой. Черное море оказалось закрытым. Персия вынуждена была искать новых торговых путей. Торговля через Персидский залив только начинала налаживаться и еще не имела практического значения Оставался единственный путь - через Каспий и Русское государство.
В Москву приезжали персидские посланники по торговым делам. Все больше русских купцов участвовало в восточной торговле. До захвата турками западного побережья Каспийского моря (в 90-х годах XVI в.) русские и персидские, особенно гилянские, купцы ездили вдоль его западных берегов. Этот путь был уже освоен, там имелось много удобных «пристанищ». После захвата турками побережья торговый путь переместился к восточным берегам, малонаселенным, неудобным и опасным, так как пираты нападали на купеческие суда — «бусы». Поэтому некоторые купцы предпочитали ездить старым путем.
Персидские товары были в большом ходу в России. Ввозились главным образом шелк-сырец и предметы роскоши. В Москве был особый персидский гостиный двор с лавками. Торговля шелком была монополией царской казны. Лучшие сорта других товаров, в частности так называемые «узорные товары» (драгоценные камни, золотые и серебряные украшения), в первую очередь покупала казна. В Персию вывозились собольи, беличьи и прочие дорогие меха, кость, моржовые клыки, юфть, пенька, лен, хлеб. (Хожение купца Федота Котова в Персию, 1958 г.)

Мекканская торговая империя

ad2c96c39197cadda6089790f799341f.jpg
Первый удар мусульман (с мекканско-курейшитской торговой компанией в качестве ядра) пришелся именно по главным узлам международной торговли первой половины 7-го века: Ктесифон - Багдад, Дамаск - Бейрут, Александрия. Таким образом, южная сухопутная ветка Великого Шелкового Пути (ВШП), а также, обе морские ветки (красноморская и персидского залива) на пути в Индию, были полностью взяты под контроль. Оставалась еще северная ветка ВШП, которую контролировал Хазарский Каганат. Желание арабов завладеть также и этой веткой, было основной причиной 100-летней арабо-хазарской войны. О важности данного фронта для арабов говорит то что сам "халиф Гарун-аль-Рашид, по преданию, лично находился в Дербенте в течении 7-ми лет" (Козубский, "История города Дербента", 1906, стр. 31). Тем самым, превратив этот город, на указанный период, по факту, в политический центр Халифата. "... Нигде более, ни даже в Пальмире или Джераше, так ясно не чувствуешь биения пульса торговой, караванной жизни как в Петре (столица Набатейского царства). Нигде не ощущаешь так близко, так непосредственно того соединения горячей веры бедуина пустыни, руководителя караванов с лихорадочной жизнью купцов-спекулянтов, этого причудливого соединения, которое создало Магомета и его великую религиозную империю. В Мекке я не был; но атмосфера Петры такая же, как и Мекки, и здесь в Петре, я впервые понял, откуда у арабов Магомета появились те черты которые позволили им создать мировую религию и мировую империю, осуществить то, что когда-то осуществили шумеры и вавилоняне ..."; Ростовцев (1870-1



952), "Караванные города", стр. 56