Путешествия европейцев по Индийскому океану и Каспию в 12-15 века", Жан Ришар (1968)

... Инициатива морской войны в Индийском океане против мамелюков вероятно происходила от Аргун-хана, Ильханидского правителя Персии. Со слов Абу-ль-Фараджа известно что в 1290 году Аргун-хан принял на службу 900 генуэзских моряков, 700 из которых отправились прямо в Багдад, в то время как остальные 200 взяли корабль в Мосуле на берегу Тигра (они должны были, предположительно, заготовить строевой лес в Верхней Месопотамии, который собирались использовать для кораблестроения). Джон Винтертур сообщает нам что зиму они провели в Багдаде, работая на строительстве двух галер; и что одному из генуэзцев взбрело в голову осквернить мечеть, из-за чего начались сильные беспорядки. В конце концов, Гийом Адам сообщает нам, что пройдя вниз по течению до Басры, генуэзцы разделились на две группы, гвельфов и гибеллинов, и перебили друг друга. Это помешало организации коммерческого пиратства, задуманного монгольскими правителями (1291) ...
... Стоит отметить что Каспийское море предоставило европейским путешественникам те же возможности что и Индийский океан. В период, который последовал сразу после монгольских завоеваний, определенная их часть, могла предпочесть путь через Каспий нежели в обход по суше. Правда использование этого моря местными народами вероятно было не очень развито. В любом случае, еще до окончания 13-го века Марко Поло пишет о Гилянском (Каспийском) море и подчеркивает что "не так давно генуэзские купцы стали плавать в этом море на судах которые перевезли туда". Затем отмечает что "гилянский шелк" получали с южного берега этого моря. Когда генуэзцы продвинулись дальше от своих факторий в Крыму и на Кубани, они несомненно посчитали удобным перетаскивать и спускать небольшие суда в Каспий, чем возить свои товары через неспокойные границы монгольских держав и мелкие княжества мусульман и грузин Кавказского региона. Мы не знаем точное место, где эти суда спускались в море, но разумно предположить что это был конец дороги которая вела из Матреги к портам лезгинского побережья Дагестана. Францисканские миссионеры, которые обратили в католичество значительное количество кайтагцев, пользовались именно этой дорогой.
Именно в связи с этими христианами Лесгии, между 1390 и 1400 годами мы еще раз слышим об европейцах, спускающих корабли в Каспий. Нашествия Тамерлана поставили местные христианские общины в столь трудное положение, что отряд европейцев объединился для того чтобы снарядить и спустить на море небольшую эскадру для защиты этих кавказских христиан. Еще один генуэзец, Антонио Реккана, возглавил эту экспедицию, которая смогла успешно перевести военные действия на мусульманский берег. Однако, дело защиты христиан очень скоро уступило место желанию получать коммерческие выгоды. Реккана стал использовать для этого корабли, построенные для защиты Кайтага. Из-за этого Папа Бонифаций IX вынужден был взять инициативу на себя и организовать в 1399 году Крестовый поход под руководством местного францисканского наместника, Антонио Солпана (кайтагского вельможи) ...