Путешествия европейцев по Индийскому океану и Каспию в 12-15 века", Жан Ришар (1968)

... Инициатива морской войны в Индийском океане против мамелюков вероятно происходила от Аргун-хана, Ильханидского правителя Персии. Со слов Абу-ль-Фараджа известно что в 1290 году Аргун-хан принял на службу 900 генуэзских моряков, 700 из которых отправились прямо в Багдад, в то время как остальные 200 взяли корабль в Мосуле на берегу Тигра (они должны были, предположительно, заготовить строевой лес в Верхней Месопотамии, который собирались использовать для кораблестроения). Джон Винтертур сообщает нам что зиму они провели в Багдаде, работая на строительстве двух галер; и что одному из генуэзцев взбрело в голову осквернить мечеть, из-за чего начались сильные беспорядки. В конце концов, Гийом Адам сообщает нам, что пройдя вниз по течению до Басры, генуэзцы разделились на две группы, гвельфов и гибеллинов, и перебили друг друга. Это помешало организации коммерческого пиратства, задуманного монгольскими правителями (1291) ...
... Стоит отметить что Каспийское море предоставило европейским путешественникам те же возможности что и Индийский океан. В период, который последовал сразу после монгольских завоеваний, определенная их часть, могла предпочесть путь через Каспий нежели в обход по суше. Правда использование этого моря местными народами вероятно было не очень развито. В любом случае, еще до окончания 13-го века Марко Поло пишет о Гилянском (Каспийском) море и подчеркивает что "не так давно генуэзские купцы стали плавать в этом море на судах которые перевезли туда". Затем отмечает что "гилянский шелк" получали с южного берега этого моря. Когда генуэзцы продвинулись дальше от своих факторий в Крыму и на Кубани, они несомненно посчитали удобным перетаскивать и спускать небольшие суда в Каспий, чем возить свои товары через неспокойные границы монгольских держав и мелкие княжества мусульман и грузин Кавказского региона. Мы не знаем точное место, где эти суда спускались в море, но разумно предположить что это был конец дороги которая вела из Матреги к портам лезгинского побережья Дагестана. Францисканские миссионеры, которые обратили в католичество значительное количество кайтагцев, пользовались именно этой дорогой.
Именно в связи с этими христианами Лесгии, между 1390 и 1400 годами мы еще раз слышим об европейцах, спускающих корабли в Каспий. Нашествия Тамерлана поставили местные христианские общины в столь трудное положение, что отряд европейцев объединился для того чтобы снарядить и спустить на море небольшую эскадру для защиты этих кавказских христиан. Еще один генуэзец, Антонио Реккана, возглавил эту экспедицию, которая смогла успешно перевести военные действия на мусульманский берег. Однако, дело защиты христиан очень скоро уступило место желанию получать коммерческие выгоды. Реккана стал использовать для этого корабли, построенные для защиты Кайтага. Из-за этого Папа Бонифаций IX вынужден был взять инициативу на себя и организовать в 1399 году Крестовый поход под руководством местного францисканского наместника, Антонио Солпана (кайтагского вельможи) ...

Предшественниками греков-аргонавтов на в Черном и Азовском морях были лелеги-карийцы или 1000-летняя война за Великий Индийский Путь.

I. "Еще задолго до появления греков на реке Танаисе (Дон), финикияне, имевшие уже сильный торговый флот, заходили в Черное (Асканское) море и доходили до той дальней восточной земли, куда их, как и позднее греков, привлекала молва о золотых россыпях и о богатстве далеких баснословных стран. В этих странствованиях они из Черного моря заходили в Азовское и по Маныческому проливу появлялись в Каспийском, заходили в устья Волги и Урала, куда действительно из стран Приуральских могло доставляться золото. Из этих же стран они могли вывозить медь и другие металлы, а также мед, воск, рыбу, какой нет в других морях, например — красную, пушной товар и хлеб ...", Е. П. Савельев. Археологические очерки Дона. Выпуск ІІ-й. Городища дельты Дона.
1) Плутарх. „Танаис”, гл. ХІV, 1-2;
2) Н. Зейдлиц. „Сборник сведений о Кавказе”, том ІІ, 1872 г.
I (a) Ливенцовская (Левенцовская) крепость — укрепление, построенное племенами северокавказской культуры в 17 веке до новой эры. Отрыта археологами в в середине 1950-х годов. Расположена на окраине Ростова-на-Дону, между посёлками Ливенцовка и Каратаево. В прессе называется «Древнейшей крепостью Европы», «Донской Троей». Источник.
II. "Финикия (Φοινίκη) — греческое название части полосы на восточном берегу Средиземного моря. Самое правдоподобное его объяснение — "страна красного солнечного божества Финика" (Φοϊνιξ), появлявшегося с востока. Первоначально это имя прилагалось к Карии, ближайшему к Греции восточному берегу Малой Азии." Источник.
III. "Карийцы, пользовавшиеся широкой известностью в древнем мире как морской народ, жили во II тысячелетии до н. э. почти на всех островах Эгейского моря. Бесстрашные мореходы, бороздившие моря во всех направлениях, карийцы нередко наводили ужас на приморские области своими разбойничьими набегами. Из древней литературной традиции, дошедшей до нас через римского писателя Плиния Старшего, мы также знаем, что низовьями реки Танаис (теперь Дон) владели карийцы, прежде чем туда проникли греки. Стало быть, карийцы не только поддерживали связь с Причерноморьем, но кое-где имели и свои морские базы. Греческие купцы-мореходы позднее, начиная с VII в. до н. э., следовали по проложенным карийцами путям..."; (Plin. N. h., VI. 7 = SC, II, стр. 180.) Источник.
IV. "Карийцы пришли на материк с островов. В глубокой древности они были подвластны Миносу, назывались лелегами и жили на островах ... Они обязаны были только поставлять по требованию гребцов для его кораблей. Так как Минос покорил много земель и вёл победоносные войны, то и народ карийцев вместе с Миносом в те времена был самым могущественным народом на свете ... карийцев изгнали с их островов дорийцы и ионяне [греческие племена] (Геродот, История, Кн. 1, CLXXI) ... в Илиаде карийцы, лелеги и пеласги перечисляются Гомером как союзники троянцев ..." (Гомер, Илиада, 2.865); Селиванова Л.Л., научный сотрудник РАН: "... Народы моря были родственны "кавказцам" ...".
V. Ряд специалистов считают, что причиной Троянской войны, в первую очередь, была экономическая. То есть, борьба греков за открытие проливов и выход в Черное море;
1.) F. Sartiaux, «Troie, la guerre de Troie, et les origines préhistoriques de la question d'orient», Paris, 1916, p.215. Источник.
2.) T. W. Allen, «The Homeric catalogue of ships», Oxford, 1921, p. 175.
VI. Согласно одному из древнейших вариантов мифа об аргонавтах, как он был передан Гекатеем Милетским, "... мореплаватели возвращались домой через Фасис (Риони), после которого вышли в Океан (Индийский), оттуда - в Нил. А уже оттуда - в наше (Средиземное) море." (Комментарии (Схолии) к поэме Аполлония Родосского "Аргонавтика", IV, 239).
То есть, по сути, аргонавты должны были пройти, сначала, по северной ветке Великого индийского пути (с запада на восток), а затем по его южной морской ветке (с востока на запад). Здесь,
также, важно отметить, что Гекатей был родом из того самого Милета в Карии. Вероятно, до него могли дойти легенды о походах далеко на восток и, даже, возможно до Индии "доэллинских карийцев".
Вывод: По всей видимости, карийцы (лелеги) были народом "кавказского круга", неоднократно, посещавший берега Каспия. В результате же Троянской войны, греки-"варвары", захватив под свой контроль проливы, фактически, разорвали единое до этого этническое поле. Это противостояние начавшись еще до Троянской войны, продолжалось даже до времен Александра Македонского, когда грекам удалось войти в непосредственый контакт с вожделенной Индией. По свидетельству Квинта Курция Руфа, переправившись через Окс (Амударью), Македонский обнаружил городок населенный доэллинскими потомками Милета Карийского (бранхидами). Их переселил в свое время в Бактрию персидский царь Ксеркс. Несмотря на то, что прошло много лет с момента их переселения, они продолжали соблюдать греческие обычаи, но говорили на двух языках и искажали обиходную греческую речь. Они радостно приветствовали соотечественников, но Александр велел разрушить город до основания и перебить всех его жителей. Еще древние авторы, например Страбон, пытались дать объяснение этому, на первый взгляд, иррациональному поступку. Академик Ртвеладзе связывает этот город с городищем Талашкантепа в долине Сурхана Сурхандарьинской области Узбекистана.
Культуртрегерство карийцев по отношению к ранним грекам подтверждают ряд источников:
Геродот (I,171) пишет: "... Карийцы изобрели три вещи, которые впоследствии переняли у них эллины. Так, они научили эллинов прикреплять к своим шлемам султаны, изображать на щитах эмблемы и первыми стали прикреплять ручки на щитах (до тех пор все народы носили щиты без ручек и пользовались ими с помощью кожаных перевязей, надевая их на шею и на левое плечо)." Таким образом, классический образ эллинских воинов, во многом, восходит к карийскому прототипу.
Е. П. Савельев. Археологические очерки Дона. Выпуск ІІ-й. Городища дельты Дона.