Куда и на чем отправиться в соло-путешествие

Кто-то любит путешествовать большой компанией, кто-то – в одиночку. У индивидуальных поездок много плюсов:  свобода в выборе времени и маршрута, глубокое погружение в атмосферу другой страны, знакомство с новыми людьми. При этом индивидуальное путешествие требует планирования не меньше, чем путешествие с компанией. Один из важных моментов – способ передвижения: какой вид транспорта выбрать? Представляем подборку стран и оптимальных способов передвижения по ним для соло-путешественников.
США – автомобиль
Соединенные штаты – это и небоскребы Манхэттена, и Голливуд, и Силиконовая долина, и «одноэтажная Америка», и огромные национальные парки, и многое-многое другое. Чтобы увидеть большинство достопримечательностей США, нужен как минимум месяц. Оптимальный способ добраться до всех интересных мест индивидуальному путешественнику –  арендовать машину.
В США хорошо развита дорожная сеть и придорожная инфраструктура – вдоль шоссе можно найти не только заправки, но и закусочные, туалеты, зоны отдыха. Качество дорожного полотна позволяет ехать быстро. Недалеко от трасс располагаются мотели: условия проживания в них не всегда комфортные, но, если вы не успеваете доехать до города и вам срочно надо где-то заночевать – мотель вполне подойдет. Вторая причина, почему по США лучше передвигаться на автомобиле – это путешествия по знаменитым американским национальным паркам. «Гранд-Каньон», «Йеллоустон», «Секвойю», «Долину смерти», «Йосемити» невозможно обойти за один день. Зато можно объехать. Тем более что в большинстве парков входной («въездной») билет дает право находиться на территории несколько дней. Парки оборудованы туристической инфраструктурой: местами для пикника, санитарными зонами, в них есть кемпинги, где можно припарковать машину и заночевать.  Ну а главная причина путешествовать по США именно на автомобиле – это сами дороги и их окрестности. Из окна автомобиля то и дело будут открываться впечатляющие пейзажи. Например, одной из самых красивых дорог мира считается трасса №1, соединяющая Лос-Анджелес с Сан-Франциско и пролегающая вдоль берега Тихого океана. Нельзя не упомянуть о том, что в США встречаются платные дороги, поэтому, собираясь в путешествие, заранее изучите карту.  
009f9c665aa0dcd76baf0adc4634601d.jpg
Исландия – дом на колесах
«Побывать в Исландии – это как побывать на другой планете», – утверждают посетившие этот остров путешественники. «Исландия не похожа ни на что, Исландия удивительна» – отзываются туристы об этой небольшой, но богатой природными красотами стране. Действительно, чего в Исландии только нет: гейзеры, ледники, водопады, базальтовые горы, пещеры, морские котики, киты, олени и, конечно, прекрасный Атлантический океан.
Туристическая дорога пролегает вокруг острова: вдоль нее и рядом с ней расположены главные достопримечательности. Оптимальный транспорт для передвижения по Исландии индивидуального путешественника – это дом на колесах. В нем вы сможете не только с комфортом (что важно при суровой исландской погоде) объехать весь остров, но и ночевать, и готовить себе еду.  Узнать больше о домах на колесах можно за просмотром шоу «Приключения на колесах» (0+) телеканале Travel Channel с 5 июня по будням в 21:00 MCK. Герои шоу выбирают себе трейлеры для длительного путешествия: посмотрев передачу, вы поймете, на что стоит обратить внимание при аренде фургона. Дом на колесах позволит вам не зависеть от отелей (которые, кстати, в Исландии дорогие) и свободно двигаться по маршруту. Встать на ночевку или стоянку можно будет в кемпинге. Их на острове много, и, что самое приятное, расположены они в очень красивых местах. Но необходимо учитывать, что работают кемпинги только в летнее время, обычно с мая по сентябрь, т.к. зимой туристов в Исландии практически нет.
eede1fa441e29b69e31fbf7f9736c461.jpg
Таиланд – скутер
Таиланд для многих российских туристов стал уже «своим». Манящие песчаные пляжи, спелые экзотические фрукты, древние буддийские храмы и небоскребы Бангкока – все это разнообразный, постоянно меняющийся и сохраняющий старинные традиции Таиланд. Трудно сказать, каких развлечений здесь нельзя найти. Хотите прокатиться на слоне? Пожалуйста. Посетить храм змей? Конечно. Заняться йогой? Да.
В какой бы части этой страны вы ни находились, наиболее удобным способом передвижения будет скутер. Арендовать его дешевле, чем автомобиль, к тому же на узких тайских дорогах вы рискуете застрять в пробке или не найти место под парковку. Заполучив мотобайком, вы сможете передвигаться куда угодно и когда угодно. Например, самостоятельно доехать до статуи Большого Будды (высотой 45 метров) на Пхукете. Статуя находится высоко на горе, к ней не ходит общественный транспорт, а на скутере вы без проблем преодолеете серпантин. Если вы прилетели в Таиланд ради пляжного отдыха, на мотобайке вы сможете объездить все пляжи в округе и найти самый подходящий. Вполне реально обнаружить красивый безлюдный дикий пляж. Необходимо знать, что в Таиланде левостороннее движение, поэтому какое-то время придется к этому привыкать. Для аренды скутера необходимо предъявлять права международного образца. Хотя, надо сказать, не во всех пунктах проката это условие строго соблюдается, из-за чего иногда на дороге оказываются неопытные водители. Сумбурное авто- и мотодвижение – пожалуй, единственный минус, который может омрачить пользование скутером в Таиланде.
9cc2ca5b0e8ae83ac52fd742ec33b278.jpg
Малайзия – автостоп  

Малайзия – одна из самых экономически развитых стран Юго-Восточной Азии. Здесь всегда тепло или жарко, на фоне тропической природы возвышаются мечети, индуистские храмы и современные небоскрёбы. Одни из самых  известных – башни-близнецы Петронас высотой 452 метра, стоящие в центре столицы Куала-Лумпур. Прекрасные национальные парки, занесенные в список наследия ЮНЕСКО архитектурные памятники, удивительный микс малайской, китайской и индийской культур – все это Малайзия.
Географически страна делится на материковую и островную части. Более популярна у туристов материковая: на ней расположен международный аэропорт и по ней удобно передвигаться, благо дороги в Малайзии прекрасного качества. Индивидуальным путешественникам мы рекомендуем выбрать автостоп. Даже если вы ранее не пользовались этим способом передвижения, в Малайзии у вас не возникнет проблем. Автостоп в стране законодательно не запрещен. Большинство водителей-малайцев хорошо знают, что это такое, и не будут просить с вас деньги в конце поездки (как бывает в Индии или Вьетнаме). Малайцы уверенно говорят на английском и обычно доброжелательны к незнакомцам и рады пообщаться. А ведь общение с местными жителями добавляет впечатлений. Единственный момент, который нужно учитывать: несмотря на то, что нравы в Малайзии не строгие и форма одежды для женщин не регламентирована, одиноко путешествующим девушкам лучше подобрать скромную одежду.

Три года одной жизни. Пржевальский. Часть 2

«В последних числах октября мы выступили из Кяхты и покинули пределы родины, затратив на переход от Кяхты до Урги девять суток. После закупки дополнительно верблюдов и лошадей, а также 30 баранов и распределения обязанностей между всеми участниками экспедиции, 8 ноября мы тронулись в путь».


Три года одной жизни. Пржевальский. Часть 1

«Накануне я зачитал приказ, в котором простыми словами, доходчивыми для рядовых солдат, рассказал о значимости предпринимаемого дела: Товарищи! Дело, которое мы теперь начинаем, - великое дело. Мы идём исследовать неведомый Тибет, сделать его достоянием науки... Вся Россия, мало того, весь образованный мир с доверием и надеждой смотрят на нас. Не пощадим же ни сил, ни здоровья, ни самой жизни, если то потребуется, чтобы выполнить нашу громкую задачу до конца и сослужить тем службу как для науки, так и для славы дорогого Отечества!»…

Известнейший русский путешественник и натуралист Николай Михайлович Пржевальский после двух азиатских экспедиций прекрасно понимал, что весь регион Монголии, Тибета и части Китая подлежит постоянному и пристальному изучению. И вот, впереди был новый путь, новые неизведанные земли.

«В нашем выступившем караване было 57 верблюдов (40 под вьюками, 14 «под верхом» у казаков, 3 запасных) и 7 верховых лошадей. Я ехал впереди отряда с проводником-монголом и препаратором Телешовым. Головной эшелон вёл Иринчинов. В середине каравана был Козлов, только начинающий свои путешествия по Центральной Азии. В арьергарде находился Роборовский. Позади каравана один из верховых казаков гнал стадо баранов - живой запас нашего продовольствия. Чтобы быстрее достичь Тибета, решили до Цайдама идти путем, уже пройденным до этого дважды, а местами и трижды во время прежних путешествий. Сначала стояли сильные морозы. Но по мере продвижения на юг солнце днем все ощутимее пригревало. Снег, лежавший в окрестностях Урги, исчез. В первый день Нового 1884 года мы пили чай на открытом воздухе и любовались видом на Алашаньский хребет». (Из путевых дневников Н.М. Пржевальского)

«Тихая погода стояла далеко не всегда. Нередко налетали бури. Обыкновенно западные или северо-западные. Они являются тут могучими деятелями в геологических образованиях и в изменениях рельефа поверхности пустыни, производят здесь ту же активную работу, какую творит текучая вода наших стран. Нужно видеть воочию всю силу разгулявшегося в пустыне ветра, чтобы оценить вполне его разрушающее действие. Не только пыль и песок наполняют в это время атмосферу, но в воздухе иногда поднимается мелкая галька, а более крупные камешки катятся по поверхности почвы». (Из отчёта Н.М. Пржевальского Русскому географическому обществу)


Как и в прежних своих путешествиях, Пржевальский регулярно ведет метеорологические наблюдения, дает характеристику зимнего климата Гоби, определяет абсолютные высоты местности, исследует животный и растительный мир. К концу января 1884 г. экспедиция достигла южной границы пустыни Алашань. Первым объектом исследования стала гористая местность Ганьсу, входящая в систему Наньшаня. Стоянку устроили на берегу реки Тэтунг, левого притока Хуанхэ, близ кумирни Чертынтон. Это живописное место было хорошо знакомо и любимо Пржевальским. Он говорил, что лучшей стоянки они не имели нигде во всей Центральной Азии.

«Здесь прекрасные обширные леса, с быстро текущими по ним в глубоких ущельях ручьями, роскошные альпийские луга, устланные летом пёстрым ковром цветов, рядом с дикими, недоступными скалами и голыми каменистыми осыпями самого верхнего горного пояса; внизу же быстрый, извилистый Тэтунг, который шумно бурлит среди отвесных каменных громад, - все это сочетается в таких дивных, ласкающих взор формах, какие не легко поддаются описанию. И еще сильнее чувствуется обаятельная прелесть этой чудной природы для путешественника, только что покинувшего утомительно-однообразные, безжизненные равнины Гоби...» (Из отчёта Н.М. Пржевальского Русскому географическому обществу)


В Ганьсу путешественники охотились на косуль, лисиц и других зверей, скупали приносимые населением звериные шкуры, наблюдали за ранним весенним перелётом птиц. Затем экспедиция вышла на степную кукунорскую равнину. Проследовав вдоль северного и северо-западного берегов озера Кукунор, она перевалила через Кукунорский хребет и к началу мая оказалась в восточной части Цайдама. Здесь исследователи остановилась во владениях местного князька Дзун-Засака. Первый этап путешествия был завершен. Пересечено две трети Центральной Азии, доставлены на исходные позиции необходимые для выполнения главной цели средства и запасы. На это ушло более шести месяцев. Надо было вночь пополнить запасы продовольствия и купить новых верблюдов, так как старые обессилели от долгой дороги и зимней бескормицы.

«Тащить с собой в Тибет все снаряжение было невозможно, и мы устроили у Барун-Засака склад. В караул назначили Иринчинова с шестью казаками. Остальные отправились к истокам Желтой реки, рассчитывая вернуться через три-четыре месяца». (Из путевых дневников Н.М. Пржевальского)



9 мая экспедиция выступила в новый путь и, перевалив через хребет Бурхан-Будда, вышла на волнистое плато Северного Тибета. Перед путешественниками лежала местность, где никогда еще не ступала нога европейца. Да и сами китайцы ее почти не знали. Наконец, к 17-му числу Пржевальский достиг истоков Желтой реки - Хуанхэ и разбил бивуак на правом ее берегу.

«Таким образом, давнишние наши стремления увенчались наконец успехом: мы видели теперь воочию таинственную колыбель великой китайской реки и пили воду из ее истоков. Радости нашей не имелось конца». (Из путевых дневников Н.М. Пржевальского)


Пржевальский первый из всех исследователей Азии точно определил долготу и широту истоков Хуанхэ и нанёс их на карту. Решена была важная географическая задача. Исследовав горы Баян-Хара-Ула - водораздел двух великих китайских рек - Хуанхэ и Янцзы, посланник Русского Географического общества обнаружил, что за водоразделом резко меняется характер местности: вместо однообразных плато возникают изрезанные долинами горы, на дне ущелий зеленеют лужайки, появляются цветы, насекомые и птицы. Здесь уже значительно теплее, хотя по сравнению с Тибетским плато высота местности ниже всего на 300 - 350 метров. Затем путешественники вышли в долину верхнего течения Янцзы. Собрав довольно большие ботанические и зоологические коллекции, путники покинули ее и повернули обратно к верховьям Хуанхэ.

«Путь по горам был крайне тяжёлым. Сильно затрудняли движение каравана непрерывные дожди и вздувшиеся реки. На одной из переправ, спасая уплывавших баранов, чуть не утонул Роборовский. Июля, 3-го числа караван поднялся прежним путем на водораздел Хуанхэ и Янцзы и вступил вновь на Тибетское плато. Было лето, а здесь, на большой высоте, мы попали в стужу и сырость. Дожди нередко сменялись снегопадом, по ночам морозило. Болота, топи, разлившиеся речки встречались на каждом шагу. Люди спали на мокрых войлоках, одежда на нас не просыхала, оружие постоянно ржавело. От пронизывающего до костей холода страдали не только мы сами, но и верблюды». (Из отчёта Н.М. Пржевальского Русскому географическому обществу)



В конце августа экспедиция прибыла в город Хотан - центр обширного и знаменитого с древности оазиса. Отсюда путь уже лежал на север, домой. С началом сентября караван выступил из Хотана и двинулся вдоль одноименной реки через пустыню Такла-Макан. Весь месяц стояла жара. Даже во второй половине в тени было +25. Людей донимали комары, а верблюдов - клещи. К счастью, хотя бы ночи были прохладные. Незаметно минул сентябрь. 7 октября экспедиция вышла на берег Тарима пересекла оазис и оказалась в Аксу. Здесь были проданы по дешёвке старые верблюды, а весь багаж экспедиции был завьючен на 40 новых, присланных из Семиречья.

«Близился конец путешествия. Отряд подходил к Тянь-Шаню. Утром 29 октября мы начали подъем на перевал Бедель, спуск затем с которого выдался очень трудным, так как снег был покрыт ледяной коркой. Нам пришлось поодиночке сводить каждого верблюда, при этом двое казаков поддерживали его верёвками. На самой вершине перевала, откуда открывались далёкие виды, я поздравил всех участников экспедиции с блестящим ее выполнением». (Из путевых дневников Н.М. Пржевальского)


Встреча в столице после четвертой Центральноазиатской экспедиции Пржевальского была триумфальной. Сам Николай Михайлович был произведен в генерал-майоры и получил добавочную пожизненную пенсию. Поручика Роборовского наградили орденом Св. Владимира 4-й степени, он также получил прибавку к пожизненной пенсии. Отметили и всех. В феврале 1886 г. Совет общества постановил переименовать хребет Загадочный в хребет Пржевальского. А к марту 1888 г., когда работа над рукописью о путешествии была закончена, Пржевальский тотчас же представил Совету Географического общества план нового, пятого. Исходным пунктом экспедиции намечался город Каракол на озере Иссык-Куль. Собираясь в новый дальний путь, генерал-майор в последний раз приехал в свою любимую Слободу. Он составил подробную инструкцию для управляющего и сделал необходимые хозяйственные распоряжения. На этот раз Николай Михайлович отправлялся в экспедицию без обычного энтузиазма, очень нервничал. Тяжело расставался он и с няней, и с родными. Будто в последний раз, он стал прощаться и вдруг заплакал. Вероятно, тяжёлое предчувствие давило ему сердце. В ходе этой пятой экспедиции у восточного берега Иссык-Куля, Пржевальский заболел брюшным тифом и умер 20 октября 1888 года...

«Я нисколько не боюсь смерти, я ведь несколько раз стоял лицом к лицу с ней. Если что, похороните меня непременно на Иссык-Куле, на красивом берегу у Каракола. А надпись сделайте простую: «Путешественник Пржевальский». (Из путевых дневников Н.М. Пржевальского)


Прослушать программу целиком можно на сайте радио Серебряный дождь

* * *
Фото: Кирилл Канунников©, Архивы Русского географического общества, Petri Kaipiainen©, проектов The Land Of Snows© и Tibet Travel©
* * *
В программе использованы подлинные архивные очерки и Труды экспедиций Русского географического общества

Программа создана при поддержке Русского географического общества

Три года одной жизни. Пржевальский. Часть 1

«Восточная оконечность Тянь-Шаня имеет ширину всего 20 - 30 верст, но вершины хребтов местами поднимаются выше снеговой линии. С севера Тянь-Шань представляется огромной крутой стеной. Подножие северного склона занимают полупустыни и степи, затем появляются густые хвойные леса, которые одевают горы, выше - субальпийские и альпийские луга»… (Из отчёта Н.М. Пржевальского Русскому географическому обществу)

Известнейший русский путешественник и натуралист Николай Михайлович Пржевальский первоначально быть таковым вовсе не планировал, а видел свое будущее в военной карьере. Выходец из шляхетского рода, что отличился ратными подвигами еще на Ливонской войне, прошел первоначальную службу в Рязанском и Полоцком пехотных полках, получил офицерский чин, затем отучился в Николаевской академии Генштаба, по окончании отправился в Польшу, где после подавления мятежа преподавал историю и географию в училище.


За время пребывания в Варшаве у молодого офицера и проснулся искренний интерес к науке постижения Земли. Там им был составлен учебник географии, заслуживший полное одобрение со стороны специалистов. Пржевальский долго добивался перевода в Сибирь для изучения её необъятной природы. Наконец, в конце марта 1867 года Пржевальский прибывает в Иркутск, где работает в библиотеке Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества, изучая Уссурийский край и добиваясь долгожданной командировки по нему. 23 мая он пишет в Варшаву своему другу Илье Фатееву:

«Через три дня, то есть 26 мая, я еду на Амур, оттуда на реку Уссури, озеро Ханка и на берега Великого океана, к границам Кореи. Вообще экспедиция великолепная. Я рад до безумия! Главное, что я один и могу свободно располагать своим временем, местом и занятием. Да, на меня выпала завидная доля и трудная обязанность - исследовать местности, в большей части которых еще не ступала нога образованного европейца. Тем более что это будет первое мое заявление о себе учёному миру, следовательно, нужно поработать усердно».


«Касаемо снаряжения нашей экспедиции, то научное оборудование состояло всего-навсего из термометра, компаса и маршрутных карт. Не было даже барометра. Единственно, чего было вдоволь, - это дроби и пороху. Дроби мы взяли четыре пуда. И это было необходимо. Охота не только давала материал для зоологической коллекции, но и обеспечивала питание участников экспедиции». (Из отчёта Н.М. Пржевальского Русскому географическому обществу)



Уссурийская тайга произвела на Пржевальского незабываемое впечатление. В отличие от довольно однообразных сибирских флоры и фауны, разнообразие видов здесь было необычайное. Исследуя берега Уссури, Пржевальский знакомился также с жившими здесь казаками, написал специальную статью о бедственном их положении. Вскоре, преодолев почти полтысячи километров, путешественники прибыли в станицу Буссе, откуда по реке Сунгачив, они дошли до озера Ханка.

«Первое, что бросается в здешних местах в глаза - обширные заросли лотоса и исключительное обилие и разнообразие рыбы. Лотос орехоносный (по латыни - "нелюмбия";) встречается в России в дельте Волги, в Закавказье и на Дальнем Востоке. Это водное растение - близкий родственник гвианской царственной виктории, разве только ей и уступает место по своей красоте. Чудно впечатление, производимое, в особенности в первый раз, озером, сплошь покрытым этими цветами. Огромные (более аршина в диаметре) круглые кожистые листья, немного приподнятые над водою, совершенно закрывают ее своею яркой зеленью, а над ними высятся на толстых стеблях сотни розовых цветов, из которых иные имеют шесть вершков в диаметре своих развёрнутых лепестков». (Из отчёта Н.М. Пржевальского Русскому географическому обществу)


Три летних месяца 1869-го года Николай Михайлович посвятил изучению долин рек, впадающих в озеро с юга и запада отысканию южных путей сообщения, как водных, так и сухопутных. Переплыв на пароходе озеро, Пржевальский 7 августа вновь очутился у истока Сунгачи, откуда начинал свои исследования. На следующий день он должен был ехать на Уссури, спуститься к Амуру и затем к Иркутску, домой. Экзамен на путешественника был сдан. В начале октября Пржевальский прибывает в Иркутск, где получает приказ о переводе в Генеральный штаб. 29 октября он делает сообщение на заседании Сибирского отделения Географического общества о своих исследованиях, и многочисленные слушатели высоко оценивают вклад молодого учёного в изучение нового края. Сразу после отчёта о путешествии Пржевальский представил в Географическое общество предложение об экспедиции в Центральную Азию. Его энергично поддержал русский географ и известный общественный деятель Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский. Совет Общества одобрил проект экспедиции и обратился в Военное министерство с просьбой о командировании Пржевальского в Северный Китай на три года и о соответствующем снаряжении экспедиции. Министерство отзывается на просьбу Географического общества и назначает в помощники Пржевальскому одного из его бывших учеников, подпоручика Михаила Александровича Пыльцова, - человека, соответствовавшего требованиям экспедиционной работы.

«Однако средства на нашу экспедицию были выделены очень скудные. Вместе с Петром Петровичем мы составили составлен подробный план, согласно которому наметили провести комплексное изучение природы Монголии, Ордос и Ганьсу, что на севере Китая и крайне надеялись дойти до Тибета. Нельзя сказать, что до нас здесь никто не бывал. Но среди купцов и дипломатов, кои были в основном количестве, не было натуралистов. Даже немец Фридрих Рихтгофен, много сделавший для изучения геологии Китая, не доходил в Центральную Азию». (Из отчёта Н.М. Пржевальского Русскому географическому обществу)


В начале ноября 1870 г., проехав всю Сибирь на почтовых лошадях, Пржевальский и Пыльцов прибыли в забайкальский город Кяхту, через который велась торговля России с Китаем. Отсюда, взяв казака-бурята в качестве переводчика с монгольского, наняв верблюдов и телегу, путешественники отправились в свою первую зарубежную экспедицию. Она получила название Монгольской, так как большая часть пути, в особенности на первом и последнем этапах, проходила по землям, населённым монголами.

Преодолев за неделю трёхсоткилометровый путь от Кяхты до главного города Монголии - Урги (ныне Улан-Батор). В своих записях Николай Михайлович отмечал, что природа Кяхтой и Ургой очень сходна с Забайкальем: средневысотные горы, обилие лесов и вод, те же превосходные луга на пологих склонах. Южнее Урги путешественники вступили в восточную часть пустыни Гоби, так называемую Монгольскую Гоби.

«Здесь Гоби не столь бесплодна, как в своей центральной и западной частях. Растительность имеет скорее полупустынный характер, монголы пасут отары овец. Но даже тут она производит совершенно безотрадное впечатление своим однообразием и неприветливостью. Поверхность пустыни преимущественно волнистая, покрыта крупнозернистым гравием и мелкой галькой, местами полосами желтого сыпучего песка. Деревьев и кустарников здесь нет, растет лишь редкая трава. Из птиц мы встречали лишь воронов, быстрокрылых пустынников и многочисленных монгольских жаворонков, подражающих пению различных птиц. Кстати, вороны в Монголии смелы и даже "нахальны". Они воруют у путешественников пищу, расклёвывают горбы у наших верблюдов». (Из отчёта Н.М. Пржевальского Русскому географическому обществу)

Первый этап экспедиции продлился почти полгода. В полевых условиях, путешественники ознакомились с природой восточной части Монголии и Северо-Восточного Китая и, главное, освоились с непривычной обстановкой, выработав приёмы работы в малозаселённой и иноязычной стране. В начале мая 1871 г., переформировав отряд, Пржевальский выступил в новый поход. На этот раз он отправился в еще не известные науке края - в Ордос, к изгибу реки Хуанхэ. Караван состоял из восьми верблюдов, двух лошадей и собаки Фауст. Пржевальский с Пыльцовым ехали на лошадях, казаки - на верблюдах. Экспедиция пошла на запад, по холмам, а затем вдоль северного подножия гор Иншань.

Не имея проводника, экспедиция двигалась, следуя советам местных жителей. Большие сложности пришлось испытать из-за незнания китайского языка и подозрительности местных. После войн Китая с Францией и Англией здешние жители с большой осторожностью относились ко всем чужеземцам.

«Порядок наших вьючных хождений всегда был один и тот же. Мы с товарищем ехали впереди своего каравана, делали съемку, собирали растения или стреляли попадавшихся птиц; вьючные же верблюды, привязанные за бурундуки один к другому, управлялись казаками. Один из них ехал впереди, вёл в поводу первого верблюда, а другой казак вместе с проводником-монголом, если таковой был у нас, замыкали шествие. Так идешь, бывало, часа два, три по утренней прохладе; наконец солнце поднимается высоко и начинает жечь невыносимо. Раскаленная почва пустыни дышит жаром, как из печи. Становится очень тяжело: голова болит и кружится, пот ручьём льёт с лица и со всего тела, чувствуешь полное расслабление и сильную усталость». (Из отчёта Н.М. Пржевальского Русскому географическому обществу)

К середине июня путешественники достигли города Баотоу, близ которого переправились на плоскодонных баркасах через Хуанхэ, и вступили в  Ордос – большое пустынное плато Центральной Азии, издавна считавшееся прародиной тюрков. Шёл первый год долгой трёхлетней экспедиции Пржевальского…

Продолжение - во второй части.

Прослушать программу целиком можно на сайте радио Серебряный дождь

* * *
Фото: Кирилл Канунников ©, Архивы Русского географического общества, Petri Kaipiainen©, проектов The Land Of Snows© и Tibet Travel©
* * *
В программе использованы подлинные архивные очерки и Труды экспедиций Русского географического общества

Программа создана при поддержке Русского географического общества

«НА РОСТОВСКИХ СТРИТ»

Ростов-на-Дону обладает совершенно особым очарованием. Называют его по-разному: РНД, «Ворота Кавказа» и даже «Ростов-папа». В этом городе невозможно усидеть дома, непременно тянет на улицу, начиная с апреля-мая и до конца осени, так уж точно. На его улицах чувствуешь дуновение южного ветра, ощущаешь загар южного солнца, слышишь рэп, попсу и джаз, ешь раков, шашлык и суши, встречаешь казаков, армян, молодожёнов, неформалов, брутальных парней, хвастающихся тачкой и знойных красоток, сам город неотделим от Дона, но если сесть на машину, уже через час будешь на море...

Приглашаем и вас оценить красоту этих мест -




РОСТОВСКИЙ РЭП

В последние пару десятилетий едва ли не главной фишкой Ростова-на-Дону стал рэп. Из Ростова вышли такие известные представители этого музыкального направления, как Баста (Василий Вакуленко), Каста, Влади и т.д.

Под ростовский рэп особенно хорошо гулять по местным улицам, чем и воспользовалось РОУД-МУВИ ПО РОССИИ -




ЗМИЁВСКАЯ БАЛКА

12 августа 1942 года фашистами в пригороде Ростова-на-Дону на Змиёвской балке были расстреляны 27 тыс. человек, главным образом евреев, среди которых были также укрывавшие их граждане и пленные красноармейцы

Змиёвская балка - это место самого большого массового уничтожения евреев на территории России в период Великой Отечественной войны. Сейчас здесь находится крупный мемориальный комплекс -




СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ

Здесь просто красиво... -




НАХИЧЕВАНЬ-НА-ДОНУ (АРМЯНЕ В РОСТОВЕ)

Мало, кто знает, но в России, в Ростове-на-Дону есть маленькая Армения. Когда-то на правом берегу реки Дон стоял армянский город Нахичевань-на-Дону, но 89 лет назад он слился с Ростовом и теперь чётких границ между армянским населением и русским в городе нет. Атмосферное и самобытное место -




ГОРОД-ДРУГ, ГОРОД-ВРАГ

Город - гарант, город - друг, город - враг, город - очаг?
Город, который может отвергнуть, не объяснив и принять без причин,
Город, готовый играть с каждым, кто бросил в его жерло жребий,
Кто жаждет жести, жаждет женщин,

Город холодных дел, горячих тел,
Город даров весомых, ворот высоких, воров в законе,
Город - тесный с видом на просторы,
Город страстный, пёстрый, опасный,

Город, с которым я вырос и вошёл в симбиоз,
Город - точка опоры, точка отсчета, мой нулевой километр,
Город контрастов, город корысти, город аллей,
Город, который даже в леденящий январь, всех городов остается теплей,

Город - драйвер, город драйва, город - вертиго,
Город, взгляд которого всех в окрестности манит,
Город, в котором зарабатывают меньше, чем тратят,
Город, в котором можно надолго увязнуть,

Город - деспот, город - деревня, город, которым я горд и который мне дорог,
Город - театр, город - такси, город - усадьба,
Город разношерстных районов, вечерних прогулок,
Город в котором я даже в жаркий июль продрог,

Город, который каждый день разный,
То праздный, то знатный,
Город где переплетаются тысячи судеб, суден и судей,
В общем, - это тот город, который пригоден для жизни... -




ПАРАМОНЫ

Ещё недавно жители Ростова-на-Дону проводили жаркие летние часы в... одном из Парамоновских складов – руинах старинных складских сооружений на берегу Дона. Когда-то здесь забил родник, превратив остов старинного здания в самый настоящий бассейн -




РОСТОВ - ЦЕНТР

Прогуляемся по центру Ростова-на-Дону, узнаем историю мэра города Андрея Байкова и о монументе, имеющем народное название «Конь с яйцами» -




ПРАВБЕРДОН

Набережная Ростова-на-Дону – это главная «визитная карточка» города. На протяжении многих лет она является излюбленным местом отдыха ростовчан и гостей южной столицы. На новой, а вернее обновленной в 2014 году набережной, можно не только увидеть красивейшую панораму реки Дон, разнообразные скульптуры, фонтаны, арт-объекты, но и отдохнуть в ресторане или кафе -




ЛЕВБЕРДОН

Левбердон или Лебердон — это неофициальное название части Кировского и Ленинского районов Ростова-на-Дону, находящихся на левом берегу реки Дон. Здесь у ростовчан принято отдыхать от городской суеты -




СТАЧКА

Памятник стачке 1902 года — это мемориальный комплекс в Железнодорожном районе Ростова-на-Дону. Установлен на месте митингов во время ноябрьской стачки 1902 года. Сегодня здесь помимо любителей истории можно увидеть велосипедистов, автомобилистов, детей и молодожёнов -

ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА КОЛЕСАХ: КУДА ОТПРАВИТЬСЯ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ НА МАШИНЕ

Свобода, незабываемые моменты, тысячи преодоленных километров и сотни прекрасных фотографий – путешествия на машине, несомненно, – неисчерпаемый источник впечатлений и воспоминаний. С этим согласятся герои шоу «Приключения на колесах» (0+) на телеканале Travel Channel (по будням, в 21:00 (МСК)). Для идеальной поездки они выбирают «дома на колесах» и подсказывают, на что нужно обращать внимание в этом нелегком деле. А когда подходящий транспорт найден, все, что остается – определиться с направлением и включить зажигание.
Тоскана  
Вдохновляющие пейзажи, бесконечные виноградники, теплые света и незабываемая ароматная кухня – поездка в Тоскану запомнится любому путешественнику как яркая и добрая сказка. Начать стоит во Флоренции, столице региона. Пары-тройки дней будет достаточно для того, чтобы налюбоваться ее черепичными крышами, старинными мостами и собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Когда программа минимум выполнена, отправляйтесь на юг. Через 60 километров умопомрачительных видов вы прибудете в средневековый городок Чертальдо. Он знаменит легендарными стеклодувами, старинными постройками и тем, что здесь родился Джованни Бокаччо. В получасе езды отсюда – удивительный город Сан-Джиминьяно, который входит в список Всемирного наследия. Примечателен он главным образом тем, что на его небольшой площади уместились сразу 13 высоких башен, а когда-то их было 72. В 30 км отсюда – атмосферная Вольтерра, облик которой почти не изменился за последние пятнадцать столетий. Следующий пункт на карте, обязательный для посещения, – знаменитая яркая Сиена. По дороге к последней остановке в путешествии стоит сделать небольшой крюк и заехать в Аббатство Святого Антимо, крупный комплекс зданий в романском стиле, построенный в XI веке. Уже оттуда отправляйтесь в Пьенцу, прекрасный город эпохи Ренессанс. Отдельная местная достопримечательность – сыр пекорино, который обожают многие.  
71eeb533c39a76c32a768bf8232efbb7.png
Калифорния
Веселая и долгая поездка по яркой Калифорнии – мечта любого заядлого путешественника, рожденная американским кинематографом. Знаменитое Тихоокеанское шоссе, проходит вдоль живописного побережья и потому становится прекрасной дорогой для неторопливого исследования штата. Начать можно на севере, в Сан-Франциско – прокатиться по знаменитому мосту Золотые Ворота,  посетить выставки современного искусства и полежать на золотистых пляжах. В полутора часах езды по дороге №1 – Санта-Круз, город-праздник со знаменитым парком аттракционов. Далее по маршруту – уютный Монтерей и модный Кармел. В каждом городе стоит задержаться на один-два дня, чтобы проникнуться их атмосферой. Проезжая между ними, с шоссе можно свернуть на платную 17-ти мильную дорогу – прогулочную автотрассу, протянувшуюся вдоль огромных полей для гольфа, густых лесов и множества смотровых площадок с видом на океан. Еще больше удивительных пейзажей ждут путешественников в районе Биг-Сур. Проехав его, стоит обязательно заглянуть на «Зачарованный холм» и посетить огромный замок Херста. Далее, минуя виноградники и скалистые пляжи, дорога приведет в огромный Лос-Анджелес. Насладившись красотами города ангелов и сделав селфи на фоне всех кино-достопримечательностей, можно отправляться дальше. Поклонникам мыльных опер будет интересно посетить легендарную Санта-Барбару, что находится недалеко от самого южного города штата, Сан-Диего – конечной точки в маршруте.
39fd69d8a86f67e08663091c83cc24f4.jpg
Грузия-Армения
Интересное и красивое путешествие на автомобиле можно устроить и по Закавказью. И начать стоит с  романтичного Тбилиси с его кружевными фасадами и несмолкаемой музыкой. Насладившись атмосферой столицы, отправляйтесь в сторону побережья и по пути не забудьте заехать в богатый историческими памятниками Кутаиси. Обязательны к посещению уютные курортные города Кобулети и Батуми. Отсюда уже можно направляться в сторону Армении. Те, у кого в запасе много времени, могут сделать небольшой крюк и заехать в Боржоми, чтобы испить целебные воды из источника. После пересечения границы Грузия-Армения не стоит сразу отправляться в столицу. Посетите второй по величине город страны Гюмри, а потом отправляйтесь на восток – через Ванадзор к горному курорту Дилиджан. В паре часов спокойной езды отсюда – горное озеро Севан – обязательный пункт в Армении. Дорога до Еревана отсюда займет чуть больше часа. Изучив все памятники и музеи «розового города», отправляйтесь на юг – через знаменитый курорт Джермук к таинственному монастырю Татев.
c51ada36dd6699c4b724404ddd7cc4c5.jpg
Великобритания
Автопутешествие – оптимальный вариант для вдумчивого изучения туманного Альбиона и большинства его красот. Арендовав автомобиль в Лондоне и посетив все главные достопримечательности столицы, отправляйтесь на запад – к бескрайним просторам Уэльса. В ярком Бристоле не забудьте просмотреть местные афиши: скорее всего, в городе будет проходить какой-нибудь музыкальный или арт-фестиваль. Прокатитесь по Клифтонскому мосту, а потом полюбуйтесь на него издалека – этой достопримечательностью особенно гордятся жители города. После пересекайте залив и двигайтесь вдоль побережья – к Кардиффу. На местные таинственные замки не жалко потратить и неделю. Затем маршрут поворачивает на север – через Национальный парк Брекон-Биконс к Ливерпулю. Отдав дань легендарной группе или футбольному клубу, отправляйтесь в Манчестер. Этот город словно создан для веселья и ночных прогулок. Именно в свете фонарей его старинная архитектура кажется особенно величавой. После Мансестера двигайтесь дальше на север – навстречу стауту и Лох-несскому чудовищу. В Шотландии больше всего времени стоит потратить на исследование парков, озер и гор и поиск среди них таинственных и суровых замков. Уже на обратном пути заезжайте в Эдинбург и Глазго и отправляйтесь обратно в Англию вдоль восточного побережья.

d05ece846eafe25c4b461ffb6d500c42.jpg
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 360 След.