Дерсу Узала – как это было

«После полудня Янсели вывел нас на тропинку, которая шла вдоль реки по соболиным ловушкам. Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей. Он ответил, что место это издавна принадлежит удэхейцу Монгули и, вероятно, мы вскоре встретим его самого. Действительно, не прошли мы и двух верст, как увидели какого-то человека; он стоял около одной из ловушек и что-то внимательно в ней рассматривал»…

Имя подполковника царской армии, натуралиста, путешественника, этнографа, писателя-гуманиста, популяризатора науки, исследователя Дальнего Востока; члена Российского географического общества, Вашингтонского национального и Британского королевского географических обществ, Владимира Клавдиевича Арсеньева чаще всего знакомо многим лишь по его роману «Дерсу Узала».



«Цвет кожи удэхейцев можно было бы назвать оливковым, со слабым оттенком желтизны. Летом они так сильно загорают, что становятся похожими на краснокожих. Впечатление это еще более усугубляется пестротой их костюмов. Длинные, прямые, черные как смоль волосы, заплетённые в две короткие косы, были сложены вдвое и туго перетянуты красными шнурами. Косы носятся на груди около плеч. Чтобы они не мешали, когда человек нагибается, сзади, ниже затылка, они соединены перемычкой, украшенной бисером и ракушками». (Из книги В. Арсеньева «Дерсу Узала»)



В самом начале XX века офицер Русской императорской армии Арсеньев, прошедший путь от прапорщика до полковника, предпринял ряд экспедиций для изучения Южного Приморья; позже он становится начальником конно-охотничьей команды. А во время русско-японской войны 1904–1905 годов руководил гарнизонной разведкой и был награждён тремя орденами. С 1906-го – Владимир Клавдиевич начал исследовать горы Сихотэ-Алиня. Затем По указу Николая II был освобождён от службы и переведён в Главное управление землеустройства и земледелия с сохранением воинского звания и чинопроизводства. С этого-то момента, собственно, и начинается его научная географическая деятельность.



«Дерсу был прав. Отличительная черта корейцев — невнимание к чужому интересу и негостеприимство. Это последнее казалось охотнику наиболее оскорбительным. Для него было совершенно непонятно, как можно отказать прохожему в гостеприимстве. Он стал вспоминать дни своего детства, когда корейцев не было вовсе… Но вот появились китайцы, а за ними — русские. Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее. Потом пришли корейцы. Леса начали гореть; соболь отдалился и всякого другого зверя стало меньше. Как дальше жить? Дерсу замолк и крепко задумался. Перед ним воскресло далёкое прошлое. Он весь ушёл в эти воспоминания. Задумался и я. Действительно, Уссурийский край быстро колонизировался. Недалеко уже то время, когда от первобытной девственной тайги и следа не останется. Исчезнут звери, широкие дороги прорежут леса, и там, где раньше ревел тигр, будет свистеть паровоз. Мне стало жаль страну, которую ожидало такое насилие человека. Мы сидели молча, и каждый по-своему думал об одном и том же». (Из книги В. Арсеньева «Дерсу Узала»)



Первую сводку о природе и населении Уссурийского края Арсеньев опубликовал в 1912-ом. После Октябрьской революции Владимир Клавдиевич путешествовал по Камчатке. Летом 1922-го он посетил Гижигинский район, по возвращении откуда чудом спасся от тайфуна на Охотском море. Маршруты исследователя были весьма увлекательны и сложны - Командорские острова, Советская Гавань, Хабаровск. Во всех экспедициях географ изучал быт, обычаи, промыслы, религиозные верования,  и фольклор народов Дальнего Востока. На тот же период приходится заведывание им краеведческим музеем в Хабаровске. Одновременно он преподавал в Дальневосточном университете и во Владивостокском педагогическом институте, где позже стал профессором. Арсеньев состоял членом 20 научных обществ и учреждений Сибири и Дальневосточного края. Подобная активная деятельность и душевные качества заслуженно принесли ему почти легендарную славу…



«Куда ни глянешь, всюду горы: вершины их, то остроконечные, как петушиные гребни, то ровные, как плато, то куполообразные, прятались друг за друга, уходили вдаль и как будто растворялись во мгле. Но вот взошло солнышко и пригрело землю. Иней исчез, и трава из пепельно-серебристой снова сделалась буро-жёлтой и сухой. Собрав свои котомки, мы стали взбираться на самую высокую гору. Много раз мы садились отдыхать, затем опять карабкались вверх и только к полудню достигли ее вершины. По барометрическим измерениям высота горы оказалась равной 6790 футам. Я назвал ее «Шайтаном». Это — самая высокая точка в центральной части Сихотэ-Алиня. Восточные склоны — каменистые и крутые, западные — пологие. Камни, покрывающие вершину Шайтана, были так плотно уложены, что можно подумать, будто их кто-нибудь нарочно утрамбовывал и пригонял друг к другу. Спуск с горы отнял у нас тоже много времени. В следующей, соседней седловине барометр показывал 3500 футов. Отсюда Сихотэ-Алинь поворачивает на северо-восток. Дальше мы по нему не пошли и начали спуск в долину реки Сицы». (Из книги В. Арсеньева «Дерсу Узала»)



Охотник Дерсу Узала  - коренной житель Уссурийского края, участник экспедиций Арсеньева. Именно он выступает главным действующим лицом в романах писателя-географа. Говорят, судьба связала его и русского путешественника, исследователя Уссурийского края вообщем-то случайно. В первых экспедициях Арсеньева он оказался в качестве проводника. Кстати, хотя Дерсу Узала — реально существовавший человек, упомянутый в дневниках Арсеньева, однако в силу того, что книги исследователя – все же литература, его образ несколько изменён. Его настоящее имя— Дэрчу́ Оджа́л (Дэрчу из рода Оджал).

«Я очень обрадовался приезду Дерсу. Целый день мы провели с ним в разговорах. Гольд рассказывал мне о том, как в верховьях реки Санда-Ваку зимой он поймал двух соболей, которых выменял у китайцев на одеяло, топор, котелок и чайник, а на оставшиеся деньги купил китайской дрели, из которой сшил себе новую палатку. Патроны он купил у русских охотников; удэхейские женщины сшили ему обувь, штаны и куртку. Когда снега начали таять, он перешёл в урочище Анучино и здесь жил у знакомого старика-гольда. Видя, что я долго не являюсь, он занялся охотой и убил пантача-оленя, рога которого оставил в кредит у китайцев. Между прочим, в Анучине его обокрали. Там он познакомился с каким-то промышленником и, по своей наивной простоте, рассказал ему о том, что соболевал зимой на реке Ваку и выгодно продал соболей. Промышленник предложил ему зайти в кабак и выпить вина. Дерсу охотно согласился. Почувствовав в голове хмель, гольд отдал своему новому приятелю на хранение все деньги. На другой день, когда Дерсу проснулся, промышленник исчез. Дерсу никак не мог этого понять. Люди его племени всегда отдавали друг другу на хранение меха и деньги, и никогда ничего не пропадало». (Из книги В. Арсеньева «Дерсу Узала»)



Арсеньев, будучи топографом по образованию, начинал свои исследования, выполняя маршрутную топографическую съёмку Южного Приморья и хребта Сихотэ-Алинь и параллельно занимаясь сбором научных материалов о геологии, флоре, фауне и населении региона. Проведя несколько десятилетий в исследованиях Дальнего Востока, Владимир Клавдиевич был непревзойдённым знатоком этих мест. Результатом его экспедиций явились первые детальные описания рельефа и гидрографии Приморья, богатые содержанием популярные труды, написанные литературным языком, а также художественные книги «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».



«Уход Дерсу произвёл на меня тягостное впечатление. Словно что оборвалось в груди; закралось какое-то нехорошее предчувствие; я чего-то боялся; что-то говорило мне, что я больше его не увижу. Недели через две после его ухода, от своего приятеля я получил телеграмму следующего содержания: «Человек, посланный вами в тайгу, найден убитым». Всю ночь я не спал. Смертельная тоска щемила мое сердце. Я чувствовал, что потерял близкого человека. Как много мы с ним пережили! Сколько раз он выручал меня в то время, когда сам находился на краю гибели! Дерсу нашли мёртвым около костра. Судя по обстановке, его убили сонным. Грабители искали у него денег и унесли винтовку». (Из книги В. Арсеньева «Дерсу Узала»)



Арсеньев создал новое краеведческое направление в отечественной научно-художественной литературе. Его именем названы приток Уссури, две горы (в Сихотэ-Алине и на острове Парамушир), вулкан на Камчатке, город и поселок. По официальной версии, он умер от крупозного воспаления легких. Скоропалительные  похороны усилили подозрения в его загадочной гибели. Вдова писателя-географа была расстреляна в 1938-ом году по обвинению в шпионаже, дочь осудили на 10 лет лагерей, а брат, арестованный в 1937-ом, бесследно исчез…

* * *
Фото: Кирилл Канунников©, Архивы Русского географического общества
* * *
В программе использованы подлинные архивные очерки и Труды экспедиций Русского географического общества

Программа создана при поддержке Русского географического общества


Монгольская юрта русского географа

«С каждым шагом к северу замечалось увядание растительности. Долины были безлюдны, но побитая трава свидетельствовала, что летом вся эта местность оживлена кочевниками. Термометр сильно падал; но ночами пошли заморозки. В одной из Хангайских долин, по течению Орхона, в хошуне Тушету-хана, находится знаменитый монастырь Эрдени-цзу, с которыми связаналегенда о водворении буддизма в Монголии»…

Исследователь-путешественник Григорий Николаевич Потанин был родом из семьи казачьего офицера. Сызмальства он был отдан отцом в Сибирский кадетский корпус, после окончания которого провел семь лет на офицерской службе. В 1855 году его переводят на Алтай, а оттуда в Омск, в контрольный отдел войскового правления. Но канцелярская работа угнетала Потанина, и он охотно взялся за разбор и изучение сибирских архивов, месяц за месяцем открывая немало интересных для истории Сибири фактов.




«Успех и необычайно короткий срок завоевания русскими такого огромного пространства, как Сибирь, заключается в инициативе казачьих артелей, которые, став охотниками-звероловами, разведывали новые места для промыслов. После удачной охоты казаки приносили и продавали соболей московским купцам, а воеводы, представители государственной власти, узнавали о новых источниках пушнины и направляли своих служилых людей для взимания ясака. Движущей силой освоения новых территорий был частный экономический интерес, и в случае успеха новой казачьей вылазки, место становилось известно властям и присоединялось к русским владениям».(Из отчета экспедиции Г.Н. Потанина Русскому географическому обществу)



Поняв, что без серьёзных знаний изучение родного края дело неблагодарное, Потанин оказывается вольнослушателем в Петербургском университете. Но столичная среда сразу вносит свои коррективы, в итоге за участие в студенческих волнениях в октябре 1861-го Григория арестовывают и он два месяца проводит в заключении в Петропавловской крепости. После освобождения продолжить учёбу не удается и Потанин возвращается в Омск. Говорят, именно то недолгое время, что будущий учёный проводит в среде революционно-настроенных студентов, и вносит серьезную сумятицу в его дальнейшие настроения. Летом 1865-го его вновь арестовывают. На этот по делу «Общества независимости Сибири». Обвинение по той поре тяжкое - стремлении отделить Сибирь от России. Суд в этот раз более суров – три года Омском остроге. Там его подвергают гражданской казни – публично ломаютшпагу над головой в знак лишения всех прав состояния - чинов, сословных привилегий, прав собственности. После чего Потанина отправляют на каторгу в Свеаборг, а затем в Тотьму небольшой городок под Вологдой. Однако, спустя три года после отбытия наказания по ходатайству Императорского Русского географического общества Потанина амнистируют.


Забота Русского Географического общества об одном из своих активных членов не прошла даром. Весной 1876 года Потанин отправляется в северо-западную Монголию. Вместе с ним в эту двухлетнюю экспедицию отправляется его супруга Александра Викторовна Лаврская, которой будет суждено стать его постоянной спутницей не только по жизни, но и по исследовательской деятельности. Именно ее замечательные рисунки отлично будут иллюстрировать труды Григория Николаевича. Меж тем, сам путь был отнюдь не увеселительной прогулкой. Вторгшись в земли и быт чужих народов, путешественники столкнулись и с реальными опасностями.




«Зимой, перед приходом экспедиции на Сантаху напали дунгане и увели скот. Жители бежали в горы, и мятежники успели убить только четырёх беспомощных стариков. Несмотря на отсутствие скота, крестьяне все-таки вспахали свои пашни. За Сантаху снова пошла Гобийская пустыня, но совершенно бесплодная часть ее продолжалась недолго. Ближе к горам Мачин-ола появилась растительность в виде жидких кустарников дзака. С горы Мачин открылся вид на долину, в которой лежит большое озеро Баркуль и на город того же имени. Виден был величавый Тянь-Шань, до половины покрытый снегом, а ниже хвойным лесом. В долине, параллельно хребту, тянулся ряд фанз вперемешку с пашнями. Деревья были еще без листьев».Из отчета экспедиции Г.Н. Потанина Русскому географическому обществу)




«Прибыв на берег, мы нашли груды камыша, но связать их было некому. Нанятые для этой цели дюрбюты обманули и не явились. По счатью, на следующий день прибыл китайский караван, шедший с кожами в Куку-хото, они нас и выручили. Караван был огромный – в 80 верблюдов и при нем стада в несколько тысяч баранов. Китайцы тотчас принялись строить паром. Связав несколько бочонков, они настлали на них камыша, протянули через реку веревку и благополучно переправились сами и перевезли нас». Из отчета экспедиции Г.Н. Потанина Русскому географическому обществу)





Потанин в своих экспедициях соблюдал два принципа сбора информации – системность и комплексность. Он знакомился с местностью, записывал сведения об истории поселения, его этническом составе, особенностях культуры и языка, постройках, жилище, одежде и обычаях. Именно подобный подход позволил сформировать обширную базу знаний о Монголии, Монгольском Алтае и Китае, ставшую основой для последующих прикладных исследований.Только Монгольских экспедиций Григорий Николаевич совершил две. Всё добытое в этих поездках было переработано Потаниным и обнародовано Русским географическим обществом в четырёхтомных «Очерках северо-западной Монголии. Потом были еще китайско-тибетские экспедиции, окончательный переезд в Томск, присвоение звания Почётного гражданина Сибири. Скончался Григорий Николаевич летом 1920-го и был похоронен на Преображенском кладбище. В 56-ом его могила была перенесена в Университетскую рощу Томского государственного университета.

Фото: Кирилл Канунников©, Архивы Русского географического общества

* * *

В программе использованы подлинные архивные очерки и Труды экспедиций Русского географического общества

Программа создана при поддержке Русского географического общества


Удивительные места в России, до которых можно доехать на автомобиле

Автомобильная поездка – иногда не просто способ весело и интересно провести время со своими попутчиками и разнообразить отпуск, но и, вероятно, единственная возможность добраться до некоторых удивительных мест. Об этом хорошо знают герои шоу «Приключения на колесах» (0+) на телеканале Travel Channel по субботам в 12:00 (мск), которые подбирают трейлеры для того, чтобы жить в путешествии. Во время таких поездок нередко встречаются действительно прекрасные места, доступные только автомобилистам, а самолеты или поезда их минуют. Таких красот – потрясающих и труднодосягаемых – много и в России.

Озеро Эльтон
«Чудо озеро», «Озеро между небом и землей», «Золотое озеро» – как только не называют сильно минерализованное и очень мелкое озеро Эльтон в Волгоградской области. Чистая гладь озера, словно зеркало, отражает небо, и горизонт исчезает. А на закате, когда ярко-багровый солнечный диск погружается в воду, начинает казаться, что реальный мир покидает эти места вместе с ним, уступая место волшебному. В летнюю жару озеро, испаряясь, обнажает огромные причудливые кристаллы соли, отливающие розовым. Таким цветом они обладают благодаря большому количеству минералов, очень полезных для человека. Это удивительное место находится в нескольких часах езды на машине от Волгограда: сперва нужно доехать до села Эльтон и от него двигаться на запад.

ozero-elton_08.jpg

Никола-Ленивец

Огромный арт-парк в Калужской области, «поглотивший» почти целую деревню, – место, которое особенно понравится любителям современного искусства. Никола-Ленивец расположился на более чем 600  га земли, на которых размещены удивительные арт-объекты и регулярно проходят модные фестивали. Здесь можно посмотреть на впечатляющую лестницу в небо, заблудиться в поляне лабиринтов или погулять по «поющей тропе». Никола-Ленивец может похвастаться и историческими памятниками: среди воздушных деревянных конструкций и ландшафтных экспериментов выделяется величественная Троицкая церковь, построенная два века назад. В качестве ориентира служит город Калуга, от которого следует ехать по дороге Р93, чтобы добраться до парка.

f_21-2.jpg

Ординская пещера

Близ села Орда в Пермской области спряталась одна из впечатляющих природных достопримечательностей Урала и настоящий рай для любителей дайвинга. Ординская пещера – это таинственный подводный тоннель у левого берега реки Кунгур, в недрах Казаковской горы. Необычное место так популярно среди исследователей и любителей экстремального и активного отдыха, что спуск в карстовых воронках оборудован лестницами и даже фонарями. А после спуска – начинается настоящая сказка… Забывшись на мгновенье, просторные подводные галереи пещеры и гроты можно принять за коридоры и залы какого-нибудь речного короля. То выходя на сушу внутри пещеры, то погружаясь вновь в воду, путешественник может пройти и проплыть около четырех километров под водой. Доехать до пещеры можно, свернув с трассы Екатеринбург-Пермь в сторону поселка Орда.

1-Ординская-пещера-–-уникальная-природная-достопримечательность-Пермского-края-min.jpg

Мурадымовское ущелье
Мурадымовсое ущелье по праву считается одним из прекрасных мест Башкирии. Огромный скалистый каньон, протянувшийся вдоль реки Большой Ик, может похвастаться невообразимыми пейзажами – картинами бесконечных скал и разнообразных растений. Отдельный интерес здесь представляют многочисленные пещеры, некоторые из них – действительно поражают воображение своими размерами. А еще Мурадымовское ущелье – это природный парк, который стал домом для множества редких видов животных и растений, в том числе пещерных.  Проще всего до Мурадымовского ущелья можно добраться из Уфы – по автодороге М7.

muradymovskoe-yshelje3.jpg

Фото:

Япония будущего из прошлого

Год 2017 - год Японии. Император впервые в истории этой, как считается, древнейшей монархии планеты Земля, уходит в отставку, на заслуженную пенсию/покой.

Своё отречение он сопровождает важными мероприятиями. 1 апреля Япония первой в истории человечества ввела в официальный оборот биткойн -  когда-то (с 2009) криптовалюту, цифровые деньги, которые заменят бумажки и монеты во всемирном масштабе. Ну, так оптимисты думают.  

https://www.youtube.com/watch?v=SMwD1K1F3u8

Малоизвестные обряды и ритуалы синтоистов немного помогают принять психологию самоотречения японцев. Их интерпретации смыслов смерти, жизни, детей, труда. И даже денег.

Тибет. Первое знакомство.

Зачаровывающие своей красотой пейзажи; священные озера; перевалы высотой 5000 метров, с развивающимися на них молитвенными флагами; монастыри, которым уже не одна сотня лет и, конечно, люди с их надеждами, чаяниями, повседневными заботами - всё это Тибет. Из всех монастырей, которые мы посетили, во время нашей десяти дневной поездки, больше всего запомнился Пелкор Чоде, с его фантастической ступой Гьянце Кумбум, огромной библиотекой и очаровывающими своей красотой статуями 15 - 16 века. Гид может рассказать и о непростой судьбе этого монастыря. В отдельные периоды его истории, только благодаря мужеству и героизму местных жителей были сохранены и дошли до наших дней его поистине бесценные реликвии, предметы интерьера, хранившиеся в нем книги. Когда-то в этих местах практиковал и проповедовал Падмасамбхава, Атиша, Миларепа, чьи песни наполненные мудростью, любовью и состраданием, теперь широко известны за пределами Тибета. Монастырь Ташилунпо в Шигадзе, долгое время остававшийся резиденцией Панчен-лам, основал в 1447 году первый Далай-лама - Гедун Друб. Здесь же проходила и Чайная конная дорога, соединявшая провинцию Юньнань, где выращивали, да и сейчас выращивают чай, с Тибетом, Афганистаном и Индией. И, даже сегодня, если открыть своё сердце, всё ещё можно услышать звон колокольчиков, тихое ржание лошадей, да приглушенный стук их копыт.
Даже беглое знакомство с Тибетом оставляет очень сильное впечатление, и если у вас будет такая возможность обязательно посетите эти удивительные места.
Ещё в прошлом году, на сайте журнала "Вокруг света", в своем блоге, я поделился и своими воспоминаниями о нашей поездки в Страну снежных гор - Химачал Прадеш (Индия). Если будет время и желание, найдите их - "Химачал Прадеш - Страна снежных гор. Индия".  



8c1f6660e20a8f9ed6ad0b3069874603.jpg

   
Последний вечер в Тибете выдался поистине фантастическим и мы, как зачарованные, всё смотрели и смотрели на эту феерию цветов и красок.

99c27f405ee5569fbf29e283c310df8d.jpg


Молодые мамы с детьми. Монастырь Ташилунпо, Шигадзе, Тибет.

49db2c570386733be2a6a4a3db874b30.jpg

Окно в монастырской пристройке. Монастырь Ташилунпо, Шигадзе, Тибет.

2caccfa327fb5805bb68dd020dc9e77b.jpg

Женщины спокойно отдыхающие и пьющие чай около входа в храм. Монастырь Пелкор Чоде, Гьянтзе (Гьянгдзе), Тибет.

0cb17bea9c963cefc7a4bf006f60fd59.jpg

Будды. Фрагмент настенной росписи. Монастырь Ташилунпо, Шигадзе, Тибет.

eb8e831d6337ec94295e82c59c21085c.jpg

Майтрейя - Будда грядущего. Монастырь 15-го века в Гьянтзе - Пелкор Чоде. Тибет.

0c6e7d0e077107ecc2069d6fac8c2bc4.jpg

В долинах уже всё в цвету, а на перевалах ещё вовсю лежит снег. И, это в июне месяце. Тибет.

16c46de1395ff254a681e054e9f92121.jpg

Знаменитая ступа необыкновенной красоты - Гьянце Кумбум. Монастырь Пелкор Чоде, Гьянтзе, Тибет.

592c071636fdf462457eba0a7d39884a.jpg

Дороги Тибета.

6923270c0e0aa60e61a0ffbc9a705fcb.jpg

Традиционные дебаты между монахами, проходящие в монастыре Сера. Монастырь Сера, Лхаса, Тибет.

00676a2cf106381a7bde1be50c7aa43a.jpg

Мельник. Как и положено всякому мельнику, будь-то в Англии, Германии или Тибете, весь обсыпан мукой. Тибет.

9b4c92996906a24c8d0406c8ea3e5813.jpg

Продавщица сувениров с дочкой. Монастырь Дрепунг, Лхаса, Тибет.

49f58aa5a874398ec8504d4b2c5df60b.jpg

Тысячеликий Авалокитешвара - Бодхиссатва Любви и Сострадания. Монастырь Пелкор Чоде, Гьянтзе, Тибет.

6bb767a0e0fdf43ca427267c7b27b876.jpg

Молитвенные флаги, а на горизонте возвышаются горы, укрытые ещё белым покрывалом. Перевал Тонг Ла, Тибет.

7a58be408c18eea15c92c2f7189b6c53.jpg

Монастырь Ташилунпо основан в 1447 году первым Далай Ламой - Гедун Друб, на склонах Дролма Ри, к западу от Шигадзе Дзонг. Шигадзе, Тибет.

568cc3c1861a67a729ee1605b4255043.jpg

Паломники и местные жители, совершающие простирания перед храмом Джоканг - главной святыней Тибета - их Стеной плача, их Ватиканом, их Меккой... Лхаса, Тибет.

716eb3726f62ebabc8c8612dec5e6085.jpg

Каждый занят своим делом, пока малыш увлеченно рисует, его мама накрывает столы и подаёт обед туристам. Поселок Тингри, Тибет.

6be54bfbbbfe85af0251bf60dda4a088.jpg

Пожилые монахи. Монастырь Дрепунг, как и монастырь Сера, был основан в 15 веке и относится к школе Гелуг, ещё на памяти этих монахов монастырь Сера и Дрепунг были крупнейшими в Тибете. Монастырь Дрепунг, Лхаса, Тибет.

ddd7a740177b72e926b9eb767f36c6c3.jpg

Паломники. Монастырь Ташилунпо, Шигадзе, Тибет.

d2439504be3d8d6fca1e7ecdc382336a.jpg

Одно из четырех Священных озер Тибета - Ямдрок Тсо.

3a070ef7c8fb000957f3956dcb214d1a.jpg

Атиша (982 - 1054), выдающийся мыслитель и проповедник, один из наиболее почитаемых в Тибете Учителей. После гонений царя Лангдармы, приверженца религии Бон, стоял у истоков возрождения буддизма в Тибете. Монастырь Пелкор Чоде, Гьянтзе, Тибет.

fda326eba55d127094761da2d78ec811.jpg

Вид открывающийся с перевала Тонг Ла - 5120 метров. Тибет.

1384b27a948588cfa8169fd49e666855.jpg

Подруги, бабушка с внуками, отдыхающие в одном из храмов, во время посещения монастыря Ташилунпо. Монастырь Ташилунпо, Шигадзе, Тибет.

1b5dea78794270a2d1af3f664e0ba1ba.jpg

Отдыхающая семья. Монастырь Ташилунпо, Шигадзе, Тибет.    
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 360 След.