• Архив

    «   Сентябрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Поездка на Байкал. Сплав на байдарках вокруг о. Ольхон. Часть I. Длинное вступление

Не знаю кто первый захотел ехать на Байкал этим летом, но подготовку к поездке парни начали ещё в декабре. Окончательная версия плана такова: три дня на поезд до Иркутска, семидневный сплав на байдарках вокруг о. Ольхон, поездка по Кругобайкальской железной дороге, пара дней в Иркутске и поездка обратно, в Самару. За основу взяли отчёт о сплаве вокруг Ольхона отсюда http://www.magicbaikal.ru/tour01/index.htm, но решили добавить днёвку в середине путешествия и плыть в обратном направлении – против часовой стрелки.


Байдарки везли с собой из Самары, это даже не обсуждалось. Еду на сплав сначала хотели купить в Иркутске, но засомневались: это же Сибирь, цены должны быть выше, поэтому основное — крупы и консервы, — мы решили везти тоже из дома.

И так, трёх недельные отпуска взяты, примерный план поездки есть, меню на сплав расписано, но вопрос о четвертом участнике остаётся не решен. Можно сказать, что интрига сохранялась до самого отправления поезда: не смотря на то, что недостающий член экипажа нашёлся за пару недель до этого, к поезду он приехал и был представлен остальной команде, за 5 минут до отправления. Это было нашей первой ошибкой.



У каждого из нас была своя миссия в этом походе. Один был организатором мероприятия, другой — идейный вдохновитель. Именно его мечту мы осуществляли летом 2009 года. Я была ответственна за меню и составление продуктовой сметы. По совместительству, автор отчёта и единственная девушка, участвующая в походе И это было нашей второй ошибкой. Возможно, не стоило разбавлять мужскую компанию своим присутствием.



Поездка началась 15 июля 2009 года. Целое купе наше, но после того как мы занесли все вещи, казалось что людям там поместиться уже негде.


До Иркутска было весело. Все вместе играли в «Манчкин», так до конца и не разобравшись с правилами, постоянно ели,спали, выпивали (все кроме "новичка", который берег свои аксоны).


Начало отпуска — просто отличное.




Правда была одна неприятность: на подъезде к Иркутску мы позвонили женщине у которой собирались снять жильё. Квартира была занята, несмотря на договоренность. Но в течение ближайших 10 минут мы нашли другую 2-х комнатную квартиру в центре Иркутска за 1500руб., приемлемая цена, как мне кажется.

Что нас приятно удивило в Иркутске — это большое количество такси — мини-венов, куда помещались не только наши вещи и байдарки, но даже все мы, а средняя стоимость поездки была около 150 руб. По пути к квартире, таксист рассказал что погода в этом году была ужасной, только сейчас появилось солнышко, а за пару недель до нашего приезда выпадал снег. К моему удивлению, у таксиста не было акцента или особого говора. Как будто и не уезжали =)
Хозяйка квартиры приехала не одна, быстро показала квартиру, отдала ключи и ушла. Было ощущение что она нас боится. Утром, когда мы отдавали ей ключи, она даже не выходила из машины. Может от того что в квартире просто нечего было спереть...

По плану, утром мы должны за 5 часов добраться на автобусе до посёлка МРС, оттуда ходит паром до о. Ольхон. Там же и мы начнём своё путешествие.

И так, проснувшись рано утром мы отправились на автовокзал. До первого автобуса в МРС было больше полутора часов и мы решили воспользоваться маршруткой. Пока мы собирались, все козырные места уже были заняты. С нас взяли по 500р. с человека, причём были очень недовольны количеством багажа. Сначала, речь даже шла о дополнительной плате, но проблема исчезла сама собой.


К слову сказать, все габаритные рюкзаки грузились на крышу машины, но салон всё равно оказался очень маленьким и неудобным.
Нас уже было 9 человек и мы надеялись отправиться с минуты на минуту.
Полчаса ждём, час ждём, маршрутный автобус уже давно уехал, а мы никак не можем дождаться VIP клиентов для которых специально освободили место согнав других пассажиров. Всё это время водитель таскал пакеты с провизией и баночным пивом и пытался растолкать их куда только мог: за сидение переднего пассажира, под сидения в салоне, за задние сидения — причём для этого он открыл заднюю дверь микроавтобуса, затолкал шмотки и как можно быстрее её захлопнул пока всё не вывалилось. Завершали картину два арбуза на только что освободившихся сидениях для VIP клиентов.
С нами в маршрутке оказались два австралийца в сопровождении парня из Перми. Им всё это было ново. «Хозяин» маршрутки, так я его назвала потому что именно ему а не водителю мы отдавали деньги за проезд, привёл ещё одну интересную особу. Девушка не говорила по русски, но ей очень хотелось попасть на Байкал. Заглянув в маршрутку она произнесла что-то очень похожее на «О Господи» и отошла. Набравшись смелости, она заглянула опять и спросила, легально ли это. Мы заверили её, что поездка не опасна а мы не кусаемся, девушка села, но всю дорогу, пока не уснула, прикрывала рот большим платком, как будто боялась подцепить какую-нибудь заразу.


(здесь она заснула, не выдержала напряжения)
VIP пассажирами оказались бурятский парень Боря и его спутница. К тому времени когда они пришли, к нам подсадили ещё двоих бурятов. Мне это напомнило мультик для взрослых про резиновый автобус, который всё-таки сжимается до своих обычных размеров, перед тем как поехать дальше.
Не могу передать как мы радовались когда маршрутка тронулась!
Трасса была отличной, по пути мы сделали одну остановку, где пара немолодых бурятов и без того плохо державшихся на ногах, накатили ещё в придорожном кафе.


За 13 км до МРС прекрасная ровная трасса закончилась и началась недостроенная дорога из щебенки.


Пыль коромыслом, все окна закрыты наглухо, в маршрутке трясёт и кидает то вправо то влево.


По дороге мы видели знак «ограничение скорости 70 км/ч». Хотела бы я посмотреть на человека, который прокатится здесь с такой скоростью и не растеряет половину автомобиля по дороге.

И вот он Байкал. Синий-синий.


Как говорит легенда: «в незапамятные времена появились в этих краях люди. Оглянулись они окрест - все хорошо: леса немереные, степи обширные. Да одна беда - воды в этом земном крае ни капли. Встретили они странника, который не советовал им от счастья счастье искать. Но не послушали совета, пошли дальше. Кружили, кружили, измотались донельзя, одежду изорвали, обувь износили - нет такого места, где все бы им было от Бога припасено. Вот и опять оказался этот странник перед путниками. На ком же еще сорвать досаду свою, рожденную усталостью и безнадежностью? И стали люди хулить странника. А тот поднялся на вершину, уперся ногами в камень, вынул из груди свое сердце, да и бросил его в долину. Прожгло сердце толщу земли, и вода из той пробоины хлынула, чистая и приворотная: кто испил её - места этого, названного Байкалом, не позабудет. И когда береговые глыбы льда охвачены пламенем заката, кажется, что это осколки сердца великого странника…»

Байкал был похож на море. А над ним кружили огромные жирные альбатросы... Насчёт «кружили альбатросы» я конечно преувеличила, но там повсюду сидели жирные чайки, которые, вполне вероятно, могли бы и покружить.


До острова Ольхон ходят два парома.


У одного из них название — «Ольхонские ворота».




Капитан парома (пусть знатоки меня поправят) оказался очень разговорчив. Он советовал машинам как лучше заехать, куда прижаться и кого пропустить.
Мы решили не переправляться на остров и стартовать с этого берега. В трёхстах метрах от переправы нашли уютненькое местечко с краю бухты Базарной


и поставили палатки.


Здесь же нашли дрова для костра — кто-то оставил обрезки досок.

Недалеко от лагеря, на вершине небольшой горы стоял обелиск главе Ольхонского района и ещё трём неизвестным людям, погибшим при странных обстоятельствах.
После сборки байдарки, немного пофотографировавшись на фоне Байкала,

мы отправились на поиски местной рыбы — омуль.

Дошли до ларьков и кафешек на площади возле переправы, хотели найти свежую рыбу. В одном из кафе, женщина, мечтательно глядя вдаль, рассказала нам что рыбы сейчас нет, она ушла в море.
Прямо как в легенде про омулеву бочку.
Давным-давно над Байкалом хозяйничали ветра Култук и Баргузин. Любили они друг к другу в гости ходить - поиграть, повеселиться. А для забавы была у них одна на двоих игрушка - омулевая бочка: куда плывет она, туда и омули неисчислимыми косяками тянутся.
Полюбили богатыри Сарму, хозяйку Малого моря. Оно называется так потому, что от Большого моря, Байкала, отделяет его остров Ольхон. А у Сармы свой путь по волнам проложен, и если уж разгуляется она каким часом, то добру не бывать: норов-то у нее покруче, чем у Баргузина с Култуком, да и силы побольше.
Решили богатыри одновременно свататься. А в скором времени и ответ от Сармы принес баклан:
- Замуж выходить меня пока неволя не гонит, но приглядеть жениха надо. А вы мне нравитесь оба. Однако ж кто из вас лучше - судить буду после, когда увижу, кто скорее исполнит мое желание. А желание мое таково: хочу иметь омулевую бочку, чтобы и мое Малое море кишело рыбой. И кого из вас я увижу с бочкой первым, того и назову своим мужем!
В той кутерьме, которую подняли ветры-великаны, когда улетел баклан, никак нельзя было определить, кто кого осилит. Долго возились, а поскольку силы-то у обоих одинаковые, один другого не может одолеть.
...Уморились, глядь, а бочки-то и не стало вдруг: то ли в воду ушла, то ли в небо улетела... Решили подождать, когда бочка сама появится.
Сарма же сперва ждала, чем кончится спор у великанов, а потом послала своего верного баклана передать богатырям, что она ни за кого из них замуж не пойдет, одной, мол, лучше.
Только с тех пор, говорят, в Большом море куда меньше рыбы стало, чем прежде...

Возвращаясь к суровой действительности, свежего омуля мы нашли в посёлке МРС за 70р/кг. В 1 кг 7 рыб среднего размера. Ещё купили омуля холодного копчения заводского производства (что-то около 240р/кг) и по бутылочке пива. В этот день мы попробовали уху из омуля, омуля жаренного в фольге на углях и омуля холодного копчения. Очень вкусная рыба.
Ближе к вечеру погода сильно изменилась. После дневной жары быстро похолодало а с Байкала подул сильный промозглый ветер. Остаток вечера мы наблюдали разборки чаек и красивый закат над бухтой, который длился, как мне показалось, бесконечно.


Здесь мы последний раз перед долгим перерывом позвонили домой. Здесь, начинающееся путешествие представлялось мне тяжелым и небезопасным. Завтра мы отправляемся в путешествие на байдарках по озеру Байкал.

Продолжение следует... =)

Анна Кербель

Один день из нашего путешествия. КБЖД.

В 2009 годы мы решили совершить плаванье на байдарках по Байкалу, вокруг острова Ольхон. Наше путешествие началось с родного города Самара. Мы доехали на поезде до Иркутска, сделали вояж вокруг Ольхона (о котором чуть позже), погуляли по Иркутску, и съездили по Кругобайкальской железной дороге.
Идея посетить КБЖД - «Золотую пряжку стального пояса России» - появилась пока я искал информацию о Байкале.



Справка по КБЖД:
- Маршрут: Слюдянка – порт Байкал;
- Длина маршрута: 89 км;
- Количество станций вдоль дороги: 4 станции и 1 разъезд;
- Сооружения: 38 тоннелей, 15 каменных и 3 железобетонных галерей;
- Самый длинный тоннель: Половинный, длиной 777.5 м;
- Самый большой населенный пункт: Маритуй.

Есть два варианта попасть на КБЖД:
Цивилизованный, на комфортабельном экскурсионном поезде «Кругобайкальский экспресс» и самостоятельный способ путешествия, на местном поезде №951 «матаня».
Цивилизованная экскурсия включала в себя переезд из Иркутска на ветку КБЖД и потом обратно на автобусе в Иркутск. На самой дороге показывают и рассказывают про все достопримечательности, делают остановки с гидом.
"Матаня" же – это обычный поезд, используется местными жителями как единственный способ сообщения по суше. Этот поезд «мотается» из Слюдянки в порт Байкал и снова в Слюдянку 4 раза в неделю. Состав состоит из тепловоза, почтового вагона, грузового вагона–магазина и двух хороших пассажирских вагонов. Скорость поезда очень маленькая, 73 км осиливает за 6 часов! Никакой экскурсии соответственно нет, станции не объявляются, километры с достопримечательностями определять нужно по белым табличкам на столбах, предварительно прочитав о них или подсев к разговорчивому местному жителю. Они, к слову сказать, очень охотно отвечают на вопросы и травят байки :).

Билеты на «Кругобайкальский экспресс» мы пытались забронировать ещё во время сплава вокруг Ольхона, но оказалось, что бронировать по телефону нельзя, и надо обязательно приехать за ними лично. Причём на удобный день, билетов уже нет, а на день нашего отправления из Иркутска, осталось только несколько штук.
По возвращению в Иркутск, готовый ехать за билетами на КБЖД сразу, только бросив сумки, я позвонил в агентство. Билетов уже не было.

И так … Так и не купив путёвки на «Кругобайкальских экспресс», мы решили действовать самостоятельно!

Совет тем, кто всё же захочет прокатиться цивилизовано: покупайте путёвки заранее, причём бронировать нельзя, необходимо ехать за ними прямо в офисы продаж!

И так, за 18 часов до поезда в Самару мы отправились в это путешествие.
Будильник заведён на 6:30, выезд из дома наметили на 7:30. В результате форс-мажорных обстоятельств (разницы во времени с домом и настроек телефона) будильник поднял нас в 7:30. Быстрые сборы (30 минут), вызов такси (кстати, чётко работают, молодцы, телефон, если кому понадобится, 83952 222 777 – «Байкальский экспресс») и сдача всех вещей в багажное отделение вокзала. Всё успели!
Покупка билетов на электричку Иркутск пасс. – Слюдянка. Отправление 8:45 – прибытие в 12:30. По стоимости: 123 рубля на двоих (маршрутка в 2 раза дороже).
Слюдянка.

Очень симпатичная станция, отреставрирована с использованием байкальского мрамора, кстати.


Здание вокзала. Станция Слюдянка.


Хилков М.И. Министр путей и сообщений в 1895—1905 годах.


Станция Слюдянка.

Время обеденное, решили поесть в каком-нибудь кафе. Нам указали на противоположенную сторону от вокзала. Это оказалась обычная столовая для железнодорожников. Описывать её не буду, в общем, дёшево и сердито!

До отправления поезда в Самару 12 часов.
Покупка билетов на поезд «матаня» от Слюдянки до порта Байкал - 96 рублей на двоих.


Тот самый знаменитый поезд «матаня».


Пассажирский вагон поезда.

Чтобы путешествие было ещё более увлекательным, мы попросились к машинистам. Было получено разрешение пересесть на тепловоз на следующей после Слюдянки станции!
Тронулись с опозданием на 40 минут. На следующей станции простояли ещё минут 30. Пока стояли, местные жители подтвердили наши опасения, что парома от порта Байкал до Листвянки по приезду уже точно не будет! Путешествие становилось всё интересней :-)! Наверное, вы подумали, что не будет проблемы найти моторку?! Ну-ну, читаем далее …
Примерно на 137 км мы пересели на тепловоз. Место мы выбрали самое клёвое, прямо на носу тепловоза.


Тут мы продолжили своё путешествие…


…таким образом.

Заранее подумав о таком вариант путешествия, мы захватили тёплую одежду и куртки. Всё очень пригодилось. Путешествие приобрело новые краски. Мы ехали, можно сказать, впереди паровоза, обзору ничего не мешало, и фотографировать было очень удобно.
Как я уже писал, небольшая скорость тепловоза, прекрасный обзор и книжка с описанием дороги под рукой. Что ещё нужно для осмотра этого «памятника под открытым небом»?!

«… и мы понеслись» ©


Извилистые пути старой железной дороги, различные мосты и виадуки, скалистые причудливые мысы, каменные галереи, которые, протянув руку, кажется, можно потрогать. Интересные водотоки различных горных речек и ручьёв, подпорные итальянские стенки, ну и конечно же тоннели различной формы и длины.




Тоннель "Сосновая", 1-путная (53 метра)


Мост через р. Ангасолка. Единственый на Кругобайкалке виадук эстакадного типа.


Портал одного из тоннелей дороги.




Мост через р. Шабартуй.


Байкал совсем близко.


Разъезд Уланово. Рядом расположена экспозиция железнодорожной техники, где можно увидеть старые паровозы.


Чуть ли не единственный светофор на всём участке.


р. Маритуй (в поселке Маритуй).




Камень-гриб у тоннеля "Бакланий".



В самом вагоне днём свет не включают, поэтому в некоторых тоннелях наступает полная темнота и разглядеть его не получается, но вот на носу тепловоза, под здоровенным прожектором, всё отлично видно. Кстати, самым длинным тоннелем считается «Половинный» ( 777,5 метров), но нам он не показался таким уж длинным, скорее всего это из-за того, что он прямой и «свет в конце тоннеля» виден с самого начала.


Тоннель «Половинный».

Что можно сказать о дороге?! Это действительно красивое и удивительное место. Впечатляют возможности людей ещё в 1900-хх годах .Ощущение, что на этой дороге было продумано всё до мелочей и на любой случай. При этом, например, для каменных кладок не использовался связующий раствор, а все тоннели были пробиты вручную, с использованием лишь взрывчатки. На данный момент некоторые конструкции демонтированы и отстроены новые современные, некоторые просто начали укреплять, используя бетон, но таких мало и это радует. Общий облик пока не страдает. По всему пути следования поезда встречаются палатки на оборудованных и диких полянках, встречаются так же и турбазы.


Выставочный комплекс недалеко от Старой Ангасолки.


Дом отдыха ВСЖД.

Поезд останавливается в любом месте по требованию или в посёлках для торговли. В любом месте можно сойти или сесть на него предупредив проводника/махнув рукой.
На всём пути 4-5 «крупных» посёлка (станции). Хотя посёлками их сложно назвать, некоторые по 5 домов. Но мне кажется, как раз здесь и возможно почувствовать уединение и близость с природой Байкала.
С одним из машинистов зашёл разговор о названии нашего города «Самара». Спрашивал у нас, нравится ли нам это название или всё же «Куйбышев» звучал лучше :-).
Передавал привет самарским сослуживцам, так что кто узнает его по этой фотографии, то вам привет с Байкала!


Машинист тепловоза.

Пока стояли на самой крупной станции Маритуй они предложили нам побыть машинистами.


Оказалось, что управлять тепловозом не так уж и сложно :).

По пути встретили тот самый «Кругобайкальских экспресс», на который так и не смогли достать путёвку. Привели в восторг пассажиров этого экспресса своим местоположением и, возможно, попали в частный фотоальбом какого-нибудь иностранного туриста.
Дождь прервал наше путешествие на тепловозе. Промокнув до нитки, но всё равно, оставшись довольными, мы перебрались в общий вагон.

По приезду в порт Байкал, стало ясно, что с лодками здесь тоже напряг. Выбраться отсюда можно 3-мя способами:
1) по воздуху :-);
2) по ЖД в обратную сторону;
3) по воде, переправившись до посёлка Листвянка.
На первый способ мы даже не надеялись. По ЖД, самый ближайший поезд до Листвняки был в 01:50, как раз «матаня». Нас это не устраивало, так как наш поезд до Самары отправлялся из Иркутска в 01:30.
Оставался только последний вариант. Но местные жители утверждали, что здесь, да ещё и в такую погоду, вряд ли кто-то перевезёт. Кое-как нашли телефон одного рыбака, он обещал выслать за нами лодку. Прождали час, лодки всё ещё нет.

До отправления поезда в Самару 4.5 часа.
В местном порту нам могли бы помочь за определённую сумму 10 000 рублей, отправив по спецрейсу теплоход «Бабушкин» :-).
Совместно с нами в поисках лодки/катера была группа туристов из Чехии, один из туристов которых 4 дня назад пропал безвести.
В общем, ещё 30 минут кросса по посёлку увенчались успехом и мне удалось вытащить из-за стола одного лодочника, который сразу согласился помочь переправить нас. Фамилию, к сожалению, я не запомнил, имя Ренат. Огромное ему спасибо!
К этому времени и за чехами приплыл «опаздалец»-катер. Все кто хотел, покинули милый посёлок, порт Байкал!



До отправления поезда в Самару 3.5 часа.
Нам осталось 70 км до ЖД вокзала. Автобусы уже не ходили, и мы решили ловить машину. Такси 1600 р. – «не айс». Уловом оказался «пацаномобиль» – Волга, с неработающими приборами и с тремя пацанами… Она и те кто в ней были, сильно напрягли Аню. Она начала запоминать все подробности внутреннего интерьера автомобиля, имена и разговоры «пацанов». Мне же Волга напомнила о друге из Кинель-Черкасс. Санёк, привет! :-) . Нас довезли до микрорайона Солнечный. Там, удачно пересев на маршрутное такси №16, мы прокатились с мини-экскурсией по лучшему району города Иркутск -  Солнечный (это со слов пассажиров маршрутки), по Октябрьскому (центр) и Свердловскому районам, и благополучно прибыли на ЖД вокзал.

До отправления поезда в Самару 2.5 часа, у нас вагон времени … куда бы ещё успеть съездить :) ?!