Все краски Азии: Королевство Таиланд

Рассказ о путешествии художников в страны Юго-Восточной Азии продолжается. Продолжается и выставка «Все краски Азии» в Дарвиновском музее.

Королевство Таиланд


939eb0a6fa3c7507d4564e527abdc868.JPG


Наконец мы достигли столицы королевства Таиланд — Бангкока. Путешествие наше происходило в мае. Утром, когда солнечный диск приподнялся над Сиамским заливом, но на горизонте ещё не оторвался от водной глади, и вся небесная конструкция напоминала гигантские песочные часы, мы добрались до цели нашего приезда — одного из многочисленных, но уникальных буддийский храмов — Khao Chong Krajok. Чтобы добраться до заветного храма, следовало преодолеть в полном снаряжении (а это этюдник, зонт, подрамник, на который натянут холст, стульчик, обязательный в таких местах фотоаппарат и трёхлитровый запас питьевой воды) 400 ступенек.
Бодро пройдя первые три ступеньки, ощущаешь, что тебя заметили, и кто-то наблюдает. Примерно через минуту выяснилось, наблюдали и готовились к встрече наши дальние родственники — обезьяны, которых на этой горе, как потом оказалось, было больше, чем местных жителей.
dca567d04a28289908b64ecea2a2d19a.JPG
Пройдено 150 ступенек. Орды обезьян с воплями перебираются параллельно с нами по кронам деревьев. От их количества лес раскачивается, как во время урагана. Небольшая передышка. Лес замер. Обезьяны внимательно изучают пришельцев. Много чего повидавшие на своём веку самцы-старейшины с удивлением смотрели на странно пахнущих масляной краской и скипидаром, обвешанных с ног до головы чем-то необычайно интересным, людей. Художники, считающие себя воспитанными людьми, любящими природу и всё живое на Земле, воспитанные на сказках Корнея Чуковского и Киплинга, уважительно и с почтением отнеслись к братьям нашим меньшим. Старались попросту не обращать на них внимания. Я и мои коллеги Лена Нинастина, Оля Яушева, Ира Макавеева расставили этюдники, воткнули в землю зонты, погрузились в работу. Ведь перед нами — долгожданный храм Khao Chong Krajok.
Но спокойно писать этюды не пришлось: обезьяны, используя свои методы и хитрости, применяя групповую тактику, всё время старались у нас что-нибудь украсть. Открыта и вылита на землю вода из бутыли. Украдены маслёнка и любимая кисть. Конечно же, пропали очки, зверски сожран приготовленный сухой паёк.
В этой борьбе мы положили мазки «пурпурного заката» спокойно лежащей под нашей горой синевы Сиамского залива. Золотая ступа горит оранжевым цветом, будто маяк, указывающий людям, что именно здесь красота и покой.
Четыреста ступенек вниз. Обезьяны нас уже не сопровождают... А что у нас взять усталых и ими же обобранных?! Но за ночь мы придумаем, как будем выживать и главное — работать. С преодолением последней ступеньки наступила ночь.

Все Краски Азии: королевство Бруней-Даруссалам

Продолжаем серию репортажей о путешествии российских художников в страны Юго-Восточной Азии. Результатом этих поездок стала выставка "Все краски Азии", которая проходит в Дарвиновском музее до 6 ноября. Также в рамках ДНЕЙ КУЛЬТУРЫ БРУНЕЯ в музее проходит фотовыставка «Гармония красоты и природы», дегустация блюд национальной кухни и многое другое.

Бруней-Даруссалам
e292249b16763207a94189d4f4bed681.JPG
Если ли рай на земле есть, то это — Бали, а если речь о сказке, то она начинается здесь, в Брунее. Справа и слева величественно проплывают мечети, тонущие в чудесном свечении и ореоле из сказочных садов. Стройные минареты устремлены в ночное небо, усыпанное мерцающими звёздами, а зеркальные поверхности куполов вобрали в себя всё мироздание.
Узнав мир живописи этой страны, мы увидим, что брунейцы-мусульмане не только талантливы, но и бесстрашны в следовании самым различным жанрам и тенденциям – от сугубо классических до жгуче современных.
757a29f25a96d29bd715e28979ac7107.JPG
Поэтому в Брунее сразу поддержали предложение центра АСЕАН при МГИМО (У) и общественной организации художников «Бюро творческих экспедиций» – впервые за все годы существования этого государства! – приехать в султанат и познакомить его граждан с коллекцией замечательных и разнообразных художественных произведений российских художников. С нескрываемым интересом брунейцы разглядывали ордена и медали, изготовленные народным художником России Александром Колодкиным, восхищались портретами и натюрмортами заслуженного художника России Ольги Яушевой, никого не оставили равнодушным керамические панно Светланы Могутиной. С любопытством вглядывались посетители в восточные пейзажи и гобелены руководителя экспедиции, художника Владимира Анисимова.
1a6f13a82b0f5d0de9bad2087b0e75d1.JPG
Поддержка стала ещё более искренней и энергичной после проведения мастер-классов нашими заслуженными художниками Ириной Маковеевой и Еленой Ненастиной. На занятиях студенты и старшеклассники, а также местные живописцы с удовольствием писали рекомендованные им тренировочные этюды.
d4a3160eab351fb6f98b62fae10b630c.JPG
Словом, «первый блин» в российско-брунейских культурных связях отнюдь не обернулся комом, но стал изысканным и радостным для всех началом многообещающих связей между культурами наших народов.
Фото: Владимир Анисимов
 

Все краски Азии: Республика Филиппины

f695a45d29faae300c7db3ded435c479.jpg
По струям воды, исхлеставшим иллюминатор, стало ясно: в Маниле идёт дождь.
И то, что случилось вслед за этим, достойно отдельного рассказа — на архипелаг надвигался тайфун! Правильнее будет сказать, он обрушился неожиданно, почти вероломно. Тайфуна, как оказалось, в это время года никто не ожидал.
d4f01f44358d4a5e3dd865cf188eb9f4.jpg
Старый город окружён высокой каменной стеной, сооружённой в XV веке. Позже стена укреплялась, и по всему периметру были пробиты бойницы, установлены пушки, и город мог неплохо обороняться. В стене на четыре стороны света были построены ворота, и только они в такой сильный тайфун являлись ливневыми стоками и спасали Интрамурос от полного затопления.
На следующий день тайфун почти стих. Серое небо прекратило изрыгать воду. Стайки счастливой детворы с криками и визгом купались и ныряли посреди проезжей части некогда оживлённой улицы. Мимо меня проплыла голова филиппинца, он сидел под водой на рикше и медленно перемещался по руслу улицы. Видно было, что человек ехал не по делу, а развлечения ради. Над ним подшучивали и посмеивались, в ответ рикшмен весело огрызался.
102f20e62df03137c903da553f19046d.jpg
Как ни старалась стихия помешать открытию выставок, всё состоялось в срок.
Здание Конгресса, в котором должна была пройти церемония открытия, располагается в деловой части города. Устроители развесили картины согласно экспедиционному маршруту, и первым, конечно же, был представлен уютный город Виган, за ним — Изабель, Аврора, Лагуна, Тагантай. Какие красивые названия! За этим стоят не менее красивые люди, природа, песни, танцы, гармонично вплетённые в трудовые, не менее прекрасные, будни.
26d7fce7609977eec500801641f81298.jpg
Интересно наблюдать за реакцией зрителя, рассматривающего картины, на которых изображён знакомый ему пейзаж, написанный умелой рукой русского художника. Председатель Конгресса стал называть по фамилии каждого художника. И имена эти, как птицы, летали в тишине зала. А последовавшие затем бурные овации поставили точку в этой интереснейшей экспедиции с романтическим названием «К островам Сампагиты».

Аплодисменты, аплодисменты, аплодисменты! Они раздаются у картин Л. Юги, Р. Яушева, Г. Поплавского, В. Переяславца, Ю. Петрова, В. Файковой, К. Ржешевской, Г. Кожанова, В. Чумаковой…


Текст: Владимира Анисимова

Фото: Николай Погорелов

Все краски Азии: Республика Союз Мьянма

e1115cb9aa1eefc82d91cfb4178b3516.jpg

Дорога до Мьянмы заняла более суток. Перелёт на восток или в Азию — всегда один из ярких и романтических моментов нашей кочевой творческой жизни. В аэропортах Дубаи или Сингапура можно отдохнуть в ласковых объятиях «Мархабы». Вдоволь насмотреться на людей, населяющих нашу планету, и удивиться некоторым ну уж очень необычным персонажам.


Только глубокой ночью мы добрались до Рангуна — столицы Мьянмы. Рано утром, не дожидаясь гостиничного завтрака, мы вышли в город и ахнули. Так вот она какая — сказочная, играющая солнечными зайчиками на золочёных ступах, Мьянма!
e65dfb3082c4d05e83579813d85ed6e4.JPG
Страна инопланетных ландшафтов, древних сокровищ, красочной культуры... И первое, что бросается в глаза, так это буйная тропическая растительность, яркие цвета, жаркое солнце и улыбчивые приветливые люди, населяющие эту страну.

Здесь живёт около 60 миллионов человек более 130 национальностей со своими диалектами и обычаями. Поэтому название страны «Союз Мьянма» абсолютно оправданно. Когда эта страна называлась Бирмой, люди, живущие в ней, назывались бирманцами, сейчас — это Мьянма, а люди, живущие в ней, носят название «мьямма». Так же называется самая многочисленная национальность — около 68% страны.

Удивительно, но в тот день, когда на территории России празднуют День космонавтики, в Мьянме отмечают Новый год. То есть в период между 12 и 17 апреля, когда в этом краю света наступает самая жара. Празднование Нового года в Бирме идёт несколько дней, и точные даты устанавливает правительство, о чём оповещает жителей Мьянмы в традиционном предновогоднем послании.

На этот раз Новый год застал нас в Мандалаи. Закружил апрель, заиграл пыльными ветрами, поднимая с улиц мусор. Жара. Работаем в обычном режиме — с утра до обеда, а с обеда — до темноты. В городе заметны праздничные приготовления.
1722b5e03fe272fd0fc6248ddfd5d03b.JPG
Мы верим в Деда Мороза и Снегурочку, а жители Мьянмы — в богов дождя. Вода — это жизнь, поэтому Новый год в Мьянме ещё называется праздником воды. Пока боги дождя только готовятся обрушить с небес бурные потоки воды, жители Мьянмы, не жалея сил, поливают друг друга. Причём никто на это не обижается: ничего не поделаешь — таковы древние ритуалы, которые все уважающие себя жители этой страны должны выполнять.

Мы за работой на озере Таунтоме, до середины которого тянется самый длинный мост во всей Юго-Восточной Азии, сделанный из тика. Длина его — 1200 метров. Сооружение стоит на 1086 брёвнах. Для строительства использовалось дерево, оставшееся от бывшего королевского дворца в Аве.
7395f6993f064b09a3fb7c036a6c11ce.jpg
Будто в дрёме вглядывался я в даль озера, любовался уходящим в перспективу мостом. Восхищался его простой, незатейливой конструкцией, удачным расположением в ландшафте. Солнце начало жечь. Из раздумий вывели неожиданно хлынувшие на меня потоки воды. Сначала слева и через какую-то секунду справа. Я словно провалился в прорубь в центре Северного Ледовитого океана. Меня охватил ужас, и я захлебнулся.

«Вынырнув», я жадно глотнул раскалённый воздух. Шок не проходил. Я начал соображать, что же это было.

А это был Новый год в Мандалаи.

8e33209a5ac057442410e497e51b59a5.JPG

Люди, облившие меня из вёдер, пришли в неописуемый восторг от моей реакции — они буквально умирали со смеху, я почувствовал себя центром Вселенной — надо мною смеются все. Казалось, что такого хохота и веселья здесь не было, пока сюда не пришёл я, с холстом и этюдником с красками. И сам засмеялся в голос, прямо в синее небо.

Кстати сказать, описанная выше комичная ситуация позволила мне подружиться со всеми обитателями приозёрья. Я даже получал некоторую выгоду, например, мог бесплатно кататься по озеру и, находясь в лодке, писать этюды. Так удавалось занять самую интересную точку, с которой наиболее удачно виден объект. В городе меня узнавали. Подходили, здоровались и часами наблюдали, как я рисовал королевский дворец на берегу реки Иравади.




Текст: Владимир Анисимов

Фото: Тыркин Олег Константинович

Все краски Азии: Малайзия

a5b633dad7e963435c71c7bca7eaaff6.JPG
Продолжаем рассказ об экспедиции художников по странам Юго-Восточной Азии и напоминаем, что результатом творческих поездок стала выставка «Все краски Азии», проходящая в Государственном Дарвиновском музее. С 24 сентября по 1 октября в музее проходят Дни культуры Малайзии.
e00e64c7fc10c3ba0f360402f19ef84f.JPG
Мы летим в Азию. На этот раз — полуостров Малакка. В здании аэровокзала Куала-Лумпура среди толпы встречающих, держащих над собой таблички с именами гостей, я увидел транспарант, на котором рублеными буквами было написано: «Экспедиция русских художников». Нас встречают! От этого на душе делается легко и приятно, и только в этот момент начинаешь понимать, что за многие тысячи километров от Москвы кто-то думал и переживал о том, чтобы обустроить всё так, как нужно нам, художникам, здесь, в Малайзии, неизвестной и экзотической.
e57d1cb77ad5ad00a9029e579b8bb670.JPG
Цель нашей экспедиции не только собрать творческий материал к открытию предстоящих выставок, но и добраться до места, ввиду своей удалённости от России редко посещаемого соотечественниками. Наша экспедиция стремительно продвигалась вглубь полуострова навстречу приключениям.
После Куала-Лумпур, этого мегаполиса с башнями-близнецами, старинным центром, застроенным ещё англичанами, с музеями, пятизвездочными отелями и традиционной людской суетой, мы попадаем в идиллию. Куда ни посмотришь — голубые и зелёные горы. Небо «звенит» от синего цвета и пения невиданных птиц.
f55c636fe3e3aa47a63e08d35089688a.JPG
Homestay — это российско-малазийский эксперимент, который заключался в том, чтобы мы жили вместе с людьми другой национальности и веры, в естественных условиях. Например, мэтр российской живописи, академик Владимир Иванович Переяславец будто обрёл младшего брата в лице Ашима, хозяина большой семьи, которому исполнилось 83 года. Они сидят за столиком, покрытым кружевной скатертью, пьют чай с пахлавой и рассказывают друг другу свою жизнь. Словно давным-давно в детстве потерялись, а телепередача «Жди меня» их нашла и свела вместе.
9a32e17a65000f4929257c6de54d9b55.JPG
Время, проведённое в тесном контакте с малайскими семьями, помогло проникнуться глубоким уважением к людям и стране, в которой мы прожили яркий отрезок жизни. Мы могли осмыслить своё, наболевшее, и понять, что у нас много общего. И самое главное — нас объединяет вселенская любовь.
Текст: Владимир Анисимов
Фото: Николай Погорелов

Все краски Азии: Королевство Камбоджа

Королевство Камбоджа


Продолжаем рассказ об экспедиции художников по странам Юго-Восточной Азии и напоминаем, что результатом творческих поездок стала выставка «Все краски Азии», проходящая в Государственном Дарвиновском музее.

d83f10aad78a23c3d5c54415c1df5523.JPG

Только в декабре 2015 года экспедиция художников достигла Камбоджи, практически двигаясь вдоль 110-го меридиана. Оставив позади Сингапур, Бруней, Малайзию, Лаос, десятки тысяч километров воздушных перелётов и сотни километров дорог и бездорожья. Много интересного повстречалось на нашем пути, но как во сне вспоминается переход границы между тайским и камбоджийским королевствами в местечке Араньяпратет. Звучит, как в сказке, а на самом деле, только мы очутились на границе, нас сразу же окружила толпа пхойпетцев — невысокого роста людей, мужчин и женщин, больше похожих на детей, наперебой предлагавших услуги по переброске многочисленного и необычного багажа на ту сторону, т.е. в Камбоджу. Торг был долгим, и если бы не помощь Пепси — так звали нашего сиамского помощника — сами бы мы никогда не договорились, а наш багаж попросту растащили бы в разные концы королевств.
02134b0c06efb42c07e02c4495d086f8.JPG
Ура! Мы добрались до Сиемреапа!
На русский язык название города переводится, как «Сиам побеждён». Увиденное потрясло нас. Циклопических размеров храмы расположены на необъятной территории. Естественно, за время пребывания мы не смогли осмотреть и десятую часть уникальных архитектурных сооружений. Уже работая над картинами в своей мастерской, вспоминаю храмовый комплекс — сказочный изумрудный город, затейливо украшенный рельефами, рассказывающими о жизни Будды. Улавливаются мотивы великих индийских эпосов Рамаяны и Махабхараты. И все изображения переплетаются с превосходно высеченными в камне гирляндами цветов — орхидей, роз и лотосов.
3aa780b92c8d8702d9ef8174aae3f452.JPG
Удивительно, как буддийские монахи своим присутствием украшают пейзаж, равно как и стоящий за мольбертом работающий художник.
Замечаешь в разных уголках храма стоящих по одному или по двое монахов — алые всполохи их одежд чудесно гармонируют с какой-нибудь покрытой вековым зелёным мхом глыбой, являющей собой архитектурную деталь.
c0078c7b74b6bcdaf9f64a9f5869f300.JPG
Весёлой толпой мимо меня пробежали громогласные китайские и японские туристы, которым, как мне показалось, интересен не сам храм, не его величие и красота, а они, любимые, на фоне храма в бесконечных селфи.
bf44d2aadbc2e76f1fc9dcbf6f5cec0c.jpg
Работая в храмах Ангкора, я ощущал, будто кто-то неведомый специально для меня показывает чудесную анимацию, в которой я сам — триликий Тримурти: зритель, артист и режиссёр.

Текст: Владимир Анисимов
Фото: Елена Баранова  

Все краски Азии: Сингапур

26 августа в Дарвиновском музее состоялась торжественная церемония открытия проекта «Все краски Азии», приуроченного к 20-летию подписания Договора о партнёрстве Россия-АСЕАН. В этот знаменательный день перед гостями церемонии свои двери распахнули залы 2 и 3 этажа выставочного комплекса, где представлено больше 150 произведений российских художников «Бюро творческих экспедиций», созданных во время путешествий по странам Юго-Восточной Азии, аутентичные предметы из частной коллекции Владимира Анисимова, экспонаты Музея искусств народов Востока и Дарвиновского музея.

Осуществлению проекта способствовала общественная организация художников «Бюро творческих экспедиций». Проект был поддержан Министерствами иностранных дел стран АСЕАН, дипломатическими миссиями, аккредитованными в Российской Федерации, представителями Министерств культур стран АСЕАН, которые оказывали неоценимую помощь и создавали все условия для плодотворного творчества российских художников во время экспедиций.

Таких экспедиций было десять. Российские художники побывали в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Вьетнаме, Брунее, Таиланде, Камбодже, Мьянме, Лаосе и на Филиппинах. О каждой из этих поездок талантливо и ярко написал президент Бюро творческих экспедиций Владимир Николаевич Анисимов.

Республика Сингапур

9b8fb49906a401d0447ae06697d60ba2.JPG

Усталость от почти суточного перелёта как рукой снимает, когда оказываешься в удивительном мире под названием Сингапур.
d507e386487e974175d7b2828d6f7f55.JPG

Утром следующего дня мы разбрелись по городу. Рустам Яушев и Александр Колодкин, не теряя времени, приступили к рисованию. Оказалось, что город очень продуман, и каждый его уголок являет собой законченную композицию. Я же вышел на Orchard Road, иными словами Садовую, одну из самых красивых улиц Сингапура, утопающую в изумрудной зелени экзотических — даже по местным меркам — деревьев. В высоких, вымытых до хрустального сияния умелыми руками индийских гастарбайтеров витринах, отражалась противоположная сторона улицы, причудливо и завораживающе преломлявшаяся в гранях здания, похожего на гигантский трамплин. Скользнув по искрящейся в солнечных лучах плоскости, взгляд устремляется вверх и растворяется в тысячекратно отражённом окнами синем небе.

fa3393aa4baf0e7280cfca5c61edf310.JPG
Ночь спустилась на город. Это особое зрелище, впечатление от которого в сто раз сильнее, чем от созерцания Сингапура днём.

Свою партию начинает закат, многократно отражаясь в зеркальных фасадах небоскрёбов, постепенно погружая город в ночь. Откуда-то сверху, из космоса, неведомыми лучами озаряется залив Марина Бэй. Доносятся успокаивающие звуки прекрасной китайской мелодии. И запах ванили.

Поздно вечером мы собрались в фойе гостиницы и стали наперебой рассказывать об увиденном. Художник Ирина Маковеева работала в национальном парке на острове Сентоза. Валентину Чумакову не оставил равнодушной архитектурный облик окраины города. В этнических кварталах сохранилось много домиков с черепичными крышами и приусадебными участками. Строения викторианской эпохи соседствуют там с ультрасовременной архитектурой из стекла и бетона.



676e10177036354a94eba8851a23d22a.JPG

Так прошёл первый день нашего пребывания в Сингапуре. Пусть же поскорее наступит завтра, которое наверняка принесёт нам что-то новое и совершенное!


Текст: Владимир Анисимов
Фото: Ольга Радченко