Такое коварное море

92cac15cf4bb2e87d96d7f72514916ff.jpg
«Да что же это за море такое, - возмущались капитаны, получив на брифинге перед стартом третьей, заключительной гонки, прогноз погоды. – Идем на восток – ветер в морду, на юг – опять встречный. Теперь вот на запад надо, и снова ветер противный». И действительно, Черное море в нынешнем сентябре показало свой непредсказуемый норов в полной мере. f11082396dca54aaad5ed4a61685df8e.jpg
Организаторы регаты вынуждены были останавливать соревнования парусников в двух предыдущих гонках, перенося время финиша на более раннее, чтобы все суда успели в очередной порт к назначенному часу. В итоге в двух рейсах был зафиксирован лишь один чистый финиш - во второй гонке до Сочи, когда санкт-петербургской яхте «Акела» потребовались ровно сутки для преодоления стомильной дистанции.
42220446d804d698dd8f29cf5cc9b250.jpg
И тем не менее 25 сентября на старте третьего этапа сочинцы увидели красивейший парад парусов в свете заходящего солнца. Ветра практически не было, но три российских фрегата – «Мир», «Надежда» и «Херсонес» сумели пересечь стартовую линию без серьезной задержки. Их порыв поначалу поддержал и барк «Крузенштерн», но установившийся ночью штиль практически положил судно в дрейф. И на второй, и на третий гоночный день «Крузенштерн» находился в видимости сочинской публики, паруса безжизненно болтались на реях, а на палубе курсанты по телефонам со смехом рассказывали друзьям о перипетиях этой странной гонки. Капитан Михаил Еремченко пытался ценой постоянных авралов поймать любое дуновение ветерка, но главным движителем парусника все это время было лишь прибрежное течение.f65fcd9de5f7ff984a6cb60c758ab8ba.jpg
В таких условиях преимущество получили легкие яхты, и прежде всего «Акела». Она захватила лидерство с первых минут этой гонки и уходила все дальше и дальше, к берегам Крыма. «Миру» также удалось оторваться от краснодарского побережья и он возглавил таблицу в своем классе. «Надежда», экипаж которой мужественно вышел на дистанцию после потери стеньги фок-мачты, в полной мере ощутила недостаток трех парусов и невозможность всерьез думать о реванше в противостоянии с «Миром».
fb6352c097af447044c1c16ae1509748.jpg
На третьи сутки, когда с северо-запада все же немного задуло, маршрут «Крузенштерна» на электронной карте напоминал каракули ребенка, впервые взявшего в руки карандаш. Уже было понятно, что при таком ветре не только этот барк, но и остальные участники будут снова финишировать в море, а места распределятся по расстоянию, оставшемуся у каждого до недостижимой финальной линии.
0edbc91e80c616511a8e5af547c5e7a6.jpg
Так оно и случилось. Парусники, разбросанные по акватории Черного моря, 28 сентября включили двигатели и направились в болгарский порт Варна, где пройдут заключительные мероприятия Черноморской регаты.

Текст и фото: Валерий Василевский

Вторая гонка с борта "Акелы"

596499d9a3759f3cb862fbcbfd2d016e.jpg
Про санкт-петербургскую яхту "Акела" на регатах Tall Ships уже давно говорят как про немцев в футболе - "Гоняются все, а побеждает всегда "Акела". Вот и первый этап Черноморской регаты экипаж Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. МАКАРОВА выиграл со значительным преимуществом, получив в Новороссийске сразу три кубка. Но для капитана Алексея Чегурова, который три месяца вел свою яхту вокруг Европы на Черное море, победа на первом старте - это всего лишь возможное начало будущего регатного триумфа. За его плечами уже полувековой опыт участия в таких рейсах, и он прекрасно понимает, что только финиш в последней гонке определяет победителя.
efac1fb35a509614a72bbbea8d35e41e.jpgcb928953b79cbbba0d7327f54f93c658.jpg
В отличие от черноморских гонок двухлетней давности организаторы перехода Новороссийск-Сочи тоже решили сделать гоночным. Сто миль - дистанция короткая по меркам этой регаты, но прогноз погоды обещал много неприятностей. Встречный ветер, дождь, внезапные шквалы - все это не сулило ничего хорошего не только маленьким яхтам, но и большим парусным судам. Забегая вперед отмечу, что погодные сюрпризы вмешались в борьбу лидеров в классе А, "Мира" и "Надежды". И если "Миру" налетевший шквал стоил трех разорванных в клочья парусов, то "Надежда" и вовсе лишилась части фок-мачты и была вынуждена сойти с дистанции.c42f8c516af1f37f31bf0ab21a29b5b0.jpg
Перед стартом, который был дан вечером 19 сентября на выходе из Цемесской бухты, экипаж "Акелы", состоящий из двух опытных моряков и восьми молодых курсантов университета, был собран донельзя. Притаившись недалеко от стартового судна, знаменитой яхты "Кавказ" капитан маневрировал, отсчитывая последние секунды. И вот уже взлетает над палубой стаксель, восемь матросов повисают на борту на откренке, "Акела" буквально облизывает нос "Кавказа" и первой в своей группе стремительно уносится вперед. Уже в первые полчаса становится понятно, что соперники заметно отстают, не в состоянии идти столь же остро к генеральному курсу.
9181fc63adaae39809cb7411d1760ffd.jpg

Гоночная дисциплина на "Акеле" доведена до автоматизма. Молодежь, пять парней и три девушки, разбиты на две вахты, по шесть часов. За штурвалом поочередно Алексей и его старпом Анастасия Подобед. Вахтенные курсанты, словно воробьи на ветке, сидят на наветренном борту, откренивают лодку. но и отдыхающие внизу тоже должны располагаться вдоль того же, наветренного борта, кто на койках, кто прямо на палубе. Поворот - и все дружно вскакивают посреди ночи и продолжают сон уже на другом борту.
c9107587dd4463cdcfc42ee6b6c7006a.jpg
a9370cb9c7a57177f7f91c292abe14ee.jpg
К утру соперников уже не видно, но напряжение гонки на "Акеле" нисколько не спадает. Все те же четкие команды, все те же стремительные действия. Качка и крен такие, что думать о полноценном горячем питании невозможно, каждый перекусывает тем, что найдет. В полдень, в районе Туапсе ветер заметно усиливается, смена галсов происходит все чаще. Волны под три-четыре метра уже практически перекатываются через палубу яхты, обдавая кучей брызг вахтенную команду. Некоторых тошнит, но ребята только чуть смущенно улыбаются и продолжают работу.
06a32874c50a4cfdc4569f97b82a2c1f.jpg
Фото:

Констанца простилась с парусниками Черноморской регаты

340ed2e18011b3ce526f3cd148e4ac8c.jpg
Утром 11 сентября Констанца простилась с парусниками Черноморской регаты. Один за другим высокомачтовые красавцы величаво отходили от гостеприимного причала, провожаемые нескончаемыми аплодисментами тысяч зрителей. Парусники по традиции прощались долгими гудками.
Первой вышла в море румынская "Мирча". К сожалению, этот учебный корабль ВМФ Румынии - страны, входящей в альянс НАТО, так и не получил разрешения на дальнейшее участие в регате - политические распри современного мира и здесь стали препятствием для визита "Мирчи" в российские порты. Но на парад парусов парусник вышел, и, развернувшись, прошел вдоль всего строя судов. На реях "Мирчи" выстроились курсанты, дружными взмахами рук они прощались с гостями, желая всем хорошего рейса.
785ad801e1d5cc279796277c8117166a.jpg
9a10b92e69bc19879d01adb4dc20e3d1.jpg
Погода подготовила участникам первой гонки неприятный сюрприз - плотный северо-западный ветер не оставлял шансов на прямой маршрут. Такой ветер моряки называют противным, то есть препятствующим движению парусника. Яхты с противным ветром справляются методом частой лавировки, большие парусники вынуждены уходить далеко в сторону от генерального курса.
Главную интригу гонки составило соперничество двух российских фрегатов, "Мира" и "Надежды". Два года назад здесь, на Черном море, "Мир", выиграв первую гонку, уступил дальневосточникам во второй, а вместе с тем и первенство в общем зачете. Конечно же, капитан "Мира" Андрей Орлов был полон стремления вернуть себе верхнюю ступень пьедестала.3373167ce3a9b4422a67c80bb9fb781d.jpg
Старт был дан в 17 часов. Поначалу, перед стартовой линией, "Надежда" вырвалась вперед. Однако ее лидерство не продержалось и часа. "Мир", следовавший с подветренной стороны, стал настигать, в какой-то момент парусники сблизились на весьма опасную дистанцию между бортами, не превышавшую шестидесяти метров. На борту "Мира" среди курсантов царило настоящее веселье, они, выстроившись, вдоль борта, "погнали волну", поочередно приседая и вскакивая с поднятыми вверх руками. Соперники отозвались бурными аплодисментами. В определенный момент "Мир" стеной своих парусов прикрыл "Надежде" ветер и быстро ушел вперед. К закату суда разделяла уже добрая миля.
Однако наутро выяснилось, что, "Надежда, шедшая чуть острее к ветру, по сообщению рейсового комитета, оказалась ближе к финишной линии. Новость только раззадорила Андрея Орлова. Дежурные вахты постоянно носились по палубе от мачты к мачте, подстраивая паруса, и к вечеру "Мир" вернул себе лидерство.
368129abde32a33e05b2f469ea4ad970.jpg
На вторые сутки парусники оказались вблизи турецкого берега, до которого оставалось около тридцати миль. Свет от маяка и фонарей был виден невооруженным глазом. Близость берега привлекла к паруснику целую стаю птиц. Сначала над палубой появилась стайка маленьких желтобрюхих птичек, шустростью своей напоминавших наших родных воробьев, затем на реях разместилось целое семейство хищников, которых курсанты тут же прозвали "Соколы Эрдогана". Наряду со спортивной борьбой парусников в море развернулось еще одно, весьма трагическое действо. Соколы действительно устроили охоту на маленьких желтопузиков, которые неосторожно вытлетали в сторону от борта. К утру третьего дня гонки птицы исчезли, одни - в клювах хищников, другие потеряв интерес к иссякшей кормовой базе.
229c42c1749f99ba469b0951d0856ec8.jpg
43eaf0583b53386317a3ad12d9a74eb6.jpg
Поскольку парусники регаты оказались разбросаны по всей акватории Черного моря, оргкомитет принял решение закончить гонку в 19.00 14 сентября. Борьба между "Надеждой" и "Миром" закончилась в пользу последнего. Однако окончательные результаты пока не объявлены, предстоит пересчет позиций с учетом сложной таблицы гандикапов. Но еще один факт бесспорен - ближе всех к финишной линии оказалась яхта "Акела".
2398588f792946d56618160385002187.jpg
Текст и фото: Валерий Василевский

Старт даёт Констанца

5732a1a4ce652de050dde864138c7db3.jpg
Старинный румынский город Констанца два года назад стал заключительным портом первой Черноморской регаты больших парусников. И вот 8 сентября 2016 года причалы пассажирского терминала местного порта вновь украсились высокими мачтами и многоцветьем флагов расцвечивания. Вновь зазвучала в многочисленных кафе разноязычная речь - российские, болгарские, испанские, польские, моряки после длительных переходов на Черное море с удовольствием наслаждались прекрасной, еще совсем летней погодой, гостеприимством румынских организаторов.
2889646be3acb7fcaffa83f5f65df802.jpg
Самое серьезное испытание на пути в Констанцу выпало на долю экипажа российского парусника "Надежда" из Владивостока. Семьдесят четверо суток понадобилось судну, чтобы добраться до черноморских вод с тихоокеанского побережья. График плавания оказался настолько напряженным, что не удалось осуществить ни одного захода в порты по маршруту следования. И можно только представить себе состояние мальчишек и девчонок, которые впервые выйдя в море, сразу стали участниками такого рейса. Возможность прогуляться не по раскачивающейся палубе судна, а по твердой земле, они описали одним словом: "Счастье!"
0df32a53381c83766eceba31cc006e7a.jpg
3c19e1f11315f21f29dfed1d4878e95b.jpg

Помимо "Надежды", еще четыре парусника несут за кормой российский флаг. Это знаменитый барк "Крузенштерн" из Калининграда, фрегат "Мир" из Санкт-Петербурга, а также две питерские яхты - "Акела" и "Витязь". И если "Витязь" уже два года базируется на Черном море, то "Акеле" пришлось обогнуть Европу, чтобы вновь, как и пару лет назад, принять участие в предстоящих гонках. Капитан Алексей Чугуров хорошо помнит ту регату: во-первых, "Акела" стала тогда абсолютным победителем, а во-вторых, во время торжественной церемонии вручения наград в Сочи он получал приз из рук президента России Владимира Путина.
8ae58e9e7553b3994791fb7dda5d95b2.jpg

Иностранный состав участников Черноморской регаты-2016 также выглядит весьма представительно. Это два парусника из Румынии, учебный барк ВМФ страны "Мирча" и шхуна "Адорнате", два представителя Болгарии - баркентины "Калиакра" и "Роял Елена", и польский парусник "Погория".
aa5ecb6634c4dcaf4bdea9f571558f43.jpg

Дни в Констанце были посвящены не только праздным прогулкам. Организаторы подготовили для экипажей разнообразную и интересную программу. Торжественная церемония открытия прошла на концертной сцене прямо в порту, а уже 9 сентября команды парусников сначала состязались в захватывающих спортивных соревнованиях, а ближе к вечеру вышли на парад по улицам города, который завершился на центральной площади вручением различных призов и наград. Стоит отметить, что большинство первых мест по итогам состязаний достались спортивным командам "Мира" и "Крузенштерна", а "Надежда" получила специальный приз за самое продолжительное плавание к месту проведения нынешней регаты. Призы вместе с организаторами из международной ассоциации Sail Treining International вручал морякам известный румынский спортсмен в дисциплине айронмен Андрей Рошу, недавно поставивший новый рекорд страны, переплыв пролив Ла-Манш.
12161a12596771c56f24879113c452bf.jpg

Утром 11 сентября все суда отошли от своих причалов. Сначала состоялся парад парусов, который можно было наблюдать с многочисленных пляжей к северу от города, а затем был дан старт первой из гонок. Финишировать парусники будут через несколько дней в районе Новороссийска.
Текст и фото: Валерий Василевский