Казанский колорит

У каждого города есть свои «фишки». Что-то такое, что есть только там и нигде больше. Не всегда в архитектурном, а часто в бытовом плане. В этом смысле, перемещаясь по России, очень интересно узнать «А как у вас?». Это «А как у вас?» может быть самым разным: как у вас платят за проезд в транспорте, где у вас берут питьевую воду, как у вас работает мобильный интернет, и так далее.



Несколько подобных наблюдений о Казани.
1. Уровень жизни города, я давно заметил, коррелирует со стоимостью проезда в общественном транспорте. В Казани проезд в транспорте стоит 18 рублей. Для сравнения – в Петербурге 21, а в Москве все 25.
2. В Казани очень много спортивных сооружений. Стадионы-стадионы-стадионы. Есть ощущение, что город готовится к универсиаде, а заодно к чемпионату мира по водным видам спорта, к ЧМ по футболу и прочему-прочему-прочему. Готовится и, во многом, уже готов. Спорта в этом городе очень много.
3. В городе много ездят на такси. Поездка почти куда угодно укладывается в 130-150 рублей. Такси, в силу их доступности, здесь очень популярны.
4. В метро есть пандусы и рамки металлодетекторов. На всех станциях. Это удивило.





5. Во дворах стоят бочки с питьевой водой. Купить можно по два рубля за литр. Подобное видел только во дворах Петербурга, и то только в одном районе – Калининском. Может, это теперь общероссийская программа…
6. Выделенные полосы для общественного транспорта есть почти на всех центральных (может, и не только центральных, но я был в основном там) улицах.
7. В городе очень многое отреставрированно, но многое предстоит сделать, и многое делается.



8. Очень много объектов для активного отдыха. Очень много студентов.



Такие наблюдения.

Как в Казани помнят о «Булгарии»

Трагедия с теплоходом «Булгария» случилась больше двух недель назад. Тем не менее, для Казани это до сих пор болевая точка. Особенно остро это ощущается возле речного вокзала. Две недели спустя, когда абсолютное большинство погибших уже опознано и похоронено, сюда продолжают нести цветы и детские игрушки. Такого количества скорби я не видел давно.

Казань была запланирована давно, задолго до «Булгарии». Оказавшись в этом городе, не сходить к речному вокзалу было нельзя. Здесь все напоминает о трагедии. Кажется, что никто не то что не собирается забывать о случившемся, но и наоборот всячески делает так, чтобы это помнили. Есть ощущение, что происходит это не только на уровне простых людей, которые на моих глазах приносили цветы, но и на уровне администрации речного вокзала. Здесь, кажется, везде есть напоминания о случившемся.

Причал речного вокзала в Казани

Так выглядит пустая набережная у причала, откуда уходят в рейсы круизные теплоходы. Воскресенье, 24 июля, середина дня.



Отсюда в свой последний путь ушел теплоход «Булгария».



Приезжающий и отъезжающих встречает большой баннер на главном фасаде речного вокзала. На баннере – напоминание о случившимся и банковские реквизиты для желающих помочь.



А это – центр причала. Здесь флаги, под флагами – напоминание о случившимся, игрушки, фотографии, плакаты.



Здесь – фотография самой «Булгарии».



И много-много детских игрушек.



Счет числу букетов и игрушек идет на тысячи



Все не влезает в кадр



Здесь – фотографии и своеобразная стенгазета, где каждый может повесить, что угодно. В том числе плакат с полным отчаяния текстом: «Суки, опомнитесь! Что же вы сделали?!»

По дороге в Москву оказался в купе напротив урожденной казанки. Она говорит: «Мне стыдно за наш народ. Это ж надо, такая алчность. Знали же, что пароход неисправен. Утонула «Булгария» и следом в рейс пошел такой же».

Очень многие жители Казани готовы говорить о трагедии, как о своей. Которая болит и которая не отпускает спустя две недели после катастрофы.

Трагедия на Волге и воспоминания о Севастополе

Севастополь разделен бухтой. На одной стороне бухты живет треть населения, на другой – две трети. Я не считал, но так говорят. Бухту можно объехать, но это далеко. А так север и юг бухты соединяет «паром». Там это называют «катером». Переправа длится меньше 10 минут и стоит 2,5 гривны (меньше 10 рублей).

У «катеров» есть расписание, но фактически они ходят «по заполняемости». Это означает, что отплывает «катер» после того, как в него набьются люди до такой степени, что дальше не влезть. Мне это очень напоминало кадры из индийских фильмов, там так переправляются на кораблях и ездят на поездах.

На «катере» написано: вместимость 200 человек. Фактическая наполняемость превышает вместимость раза в два.



Понятно, что в случае ЧП спастись шансов мало: «катер» закрытый, верхней палубы нет, то есть не всплыть, а при такой наполняемости мало шансов хоть на что-нибудь вообще. Ты зажат между людьми. Спасжилеты, если и есть, то их никто не достанет.

«Эти катера плавают так постоянно и много лет. И ничего не случалось», – сказал дядька в тельняшке, который плыл со мной. «Это чушь, что написано 200 человек. На самом деле вместимость 400», – сказал он. В то же время подтвердил, что в случае любой нештатной ситуации трагедии не избежать.

Этот разговор происходил в другой стране задолго до трагедии. Тем не менее сегодня он мне вспомнился очень отчетливо, как и тот катер, забитый под завязку настолько, что двери почти не закрывались.

Соболезнования родным и близким погибших.

В Крым на поезде

Несколько советов для тех, кто собрался на отдых в Крым по железной дороге. Советы – исходя из личного опыта. Надеюсь, помогут.

Время в пути
Поезд, который идет до Симферополя больше суток, – плохой поезд. Дело в том, что летом на этом южном направлении добавляется много дополнительных поездов, в том числе с совершенно диким расписанием – они идут очень медленно. В то же время, среди круглогодичных и дополнительных поездов, есть такие, которые успевают преодолеть расстояние за 22 часа (поезд 29 Москва – Симферополь). Дополнительный же поезд 269 Петербург – Севастополь идет от Москвы до Симферополя 27 часов.

Российские и украинские поезда
Важно при покупке обратить внимание на то, в украинском или российском поезде вы поедете. У них разное ценообразование: российские, как правило, чуть дешевле. Разные правила: в российских поездах они хотя бы есть. И разное качество вагонов: в российских поездах новые попадаются чаще, чем в украинских.

Кондиционер
При покупке билета можно заметить класс вагона. Если купейный вагон класса 2Л или 2Э (во втором случае – с питанием), то в вагоне должен быть кондиционер. Плацкартные вагоны с кондиционерами обозначаются буквами 3Э. Часто бывает так, что и вагоны других классов оказываются с кондиционерами или вентиляторами, но только в случаях 2Л, 2Э и 3Э это гарантировано. Во всех остальных – на удачу.

Покупка билетов
Билеты не обязательно покупать за 45 суток. Как правило, начиная за 2 недели до поездки, к поездам цепляют дополнительные вагоны, открывают продажи туда, куда она раньше была закрыта, назначают дополнительные поезда. По опыту покупок билетов на разные направления, могу сказать, что вероятность купить билет накануне поездки выше, чем сильно заранее. Имеет смысл ждать появление билетов за 7, 5 и 3 суток до отправления поезда, а также в 8 утра в день, предшествующий отправлению.

Покупка билетов через сайт РЖД
Через сайт РЖД всегда можно мониторить ситуацию с билетами и покупать их лучше как раз на сайте. Процедура занимает не больше пять минут, нужна лишь банковская карта. Здесь важно помнить, что, купив билет, его нужно распечатать либо в кассе, либо в терминале на вокзалах. Причем сделать это можно только на территории России. Ни в коем случае не покупайте обратный билет через интернет, находясь уже на Украине: на вокзале его там невозможно распечатать, а электронная регистрация, которая позволяет садиться в поезд без билета, по паспорту, для поездов международного сообщения отсутствует.

Обязанности проводника в поездах РЖД
В вагонах с кондиционером вы имеете право требовать температуру не выше 26 градусов. Вы имеете право требовать стакан и кипяток бесплатно (кипяток должен быть всегда), никто не может заставлять вас покупать чай. Вы можете не сдавать белье, уборка белья является обязанностью проводника. В туалете должно быть мыло и бумага. Купе, когда вы туда приходите, должно быть убрано. Если там мусор, требуйте уборки. Помните, что если в вашем купе окно предполагает то, что оно должно открываться, оно должно открываться и закрываться. Чай стоит столько, сколько написано в прейскуранте у купе проводника. Если проводник отказывается выполнять свои обязанности, скажите, что пожалуетесь на горячую линию РЖД, проводник сразу станет шелковым. Если не станет – сдержите свое слово: 8-800-775-00-00. Только помните, что на Украине роуминг.

Обмен денег в поезде
По поезду ходят менялы, которые предлагают поменять рубли на гривны по дороге туда и гривны на рубли по дороге обратно. Среди менял есть и мошенники и относительно честные. Курс, как правило, невыгодный. Даже на вокзале в Севастополе, Симферополе вам предложат обмен по нормальному курсу. В поездах формирования РЖД все продается за рубли.

Дубровицы: действительно уникальный храм

Дубровицы – место всего двух достопримечательностей, однако, несмотря на это, поездка туда надолго осталась в памяти: слишком необычный храм, непривычная тишина в двух шагах от города, живая природа.

В Дубровицах – усадьба Голицыных, церковь Знамения Пресвятой Богородицы и живописный берег реки Пахры. Чтобы добраться сюда без машины нужно доехать на электричке до Подольска, а оттуда сесть на любой автобус или маршрутку, идущую до Дубровиц (кажется, 15 и 65). Автобусы ходят в среднем 1-2 раза в час и как правило согласованы с электричками. Говорят, еще ходят маршрутки из Москвы, но мы их не заметили, поэтому и вам не советуем рисковать.



Конечно, если ехать сюда, то ради храма. Уникального. В данном случае, «уникальный» – не штамп, а реальная характеристика. Уникальный – то есть такой, какого больше нигде нет. Нет даже похожего. И не посмотреть его, живя в Москве, убежден, просто нельзя.



Усадьба, да простят меня ценители, вполне посредственная, есть и получше, и поближе. В ней сейчас ЗАГС и, кажется, институт животноводства. Соседство характерное. А вот про храм – история отдельная. С истории и начнем. В ней, как водится, не обошлось без Петра Первого.

Рассказывают так. Якобы приехал Петр вместе с князей Голицыным сюда в 1687 году и, «стоя на холме, что круто над лугом высится, который меж двух рек залегает», Петр, вдохновленный увиденным, сказал: «Этому бы кораблю да мачту сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой, и в мире бы другой не было». Ну и поставили какое-то время спустя. Освящать, правда, долго не хотели чуждую для православия архитектуру, но Петр отменил патриаршество, церковью стал управлять Синод, и храм освятили. Эту историю я вычитал в книжке об этих местах, которая продается прямо в храме.

Рядом с церковью насыпали курган, «смотровую площадку», с которой открывается чудесный вид на церковь и окрестности.



В советское время в церкви, ясное дело, был склад. Хорошо хоть не взорвали (как колокольню рядом с храмом). Рассказывают, что однажды в Дубровицы съехались на симпозиум генетиков ученые со всего мира. Храм увидел американец и сфотографировал. Фотография эта якобы попала на глаза Рокфеллера. Тот просил советскую власть продать ему эту церковь, но ему отказали. Отказ Рокфеллер получил и в ответ на предложение отреставрировать храм.



Поездка в Дубровицы – это не просто поездка, чтобы посмотреть храм. Тут можно и погулять. Побродить по берегам речки. Полазить по оврагам.
К сожалению, ничего кроме храма и усадьбы, в окрестностях найти не удалось. Но, возможно, это исключительно от незнания достопримечательностей Подольска.



Да, есть там все же кое-что, в самом Подольске... Музей Ленина. Мы даже грешным делом подумали зайти от избытка времени: любопытно же, что из себя представляют современные музеи Ильича. Однако смотрительница, завидев меня, сказала: «Надутый, какой-то, не пущу», и ушла. Дело, как выяснилось, было не только в «надутости», но и в том, что в музее воскресенье - выходной день. А тут была к тому же Пасха. Не очень-то и хотелось, как говорится.
Страницы: Пред. | 1 | 2 |