Жара. Вода. И Новый год.

    Последние несколько истошно жарких недель в Москве мне не только не испортили настроение, давление и сон, но даже напомнили о самом любимом праздновании Нового года в моей жизни, скованном звоном колокольчиков, закупоренным в пузырьке с дурманящим запахом благовоний и растаявшем в сорокоградусной жаре Таиланда.

    Начнем с того, что тайский Новый год или Сонгкран приходится на 13 апреля.  Когда-то он зависел от астрологии, и каждый год отмечался в разные даты, но уже давно «несчастливое» в западном мире число стало символом удачи и веселья. Название обозначает «движение» или «смену», то есть переход солнца в знак Овна.
Как и везде в мире, многие старые традиции в Таиланде либо видоизменились, либо позабылись, и сейчас далеко не все тайцы могут объяснить, откуда есть пошло то, что происходит на улицах их городов и в храмах в этот период. А посмотреть там есть на что. Причем, как в столице, так и в провинциях.

Она кругом.

    Если вы оказались в Таиланде на Новый год, настойчиво не рекомендуется тратить время на макияж и надевать капризную одежду. Ни в Бангкоке, ни в деревнях. Причина банальна. Везде улицы заполнены “беснующимися” детьми и подростками, очень часто в компании со взрослыми, которые с превеликим удовольствиям выльют вам на голову ведро воды (иногда накаченной тут же из придорожного ручья!), попутно мазанув по щекам глиной, которая якобы должна защищать вас от нечисти, в то время как вода, естественно, обозначает духовную и физическую чистоту. Особенно понравившихся «жертв» глиной могут измазать основательно. Не говоря уже про температуру в +40С в тени. Так что, возможно, такой «мокрый» прием вас даже обрадует, а вот костюм от кутюр нет.

На сельской дороге. И так будет с каждым

Проселочная дорога и нетипичная для этой улицы пробка из машин, участвующих в водных баталиях и случайных проезжих. Под зонтиками слева – продавцы воды и глины – традиционного «оружия».

    В столице Таиланда мне лично приходилось несколько раз наблюдать, как расстраивались застигнутые врасплох водой западные туристки. Несчастные не знали, что Мекка хостелов для бэкпэкеров, художников и клабберов, Кхаосан Роуд (Khaosan Road), - официальная арена битвы водных мафий и снайперов-одиночек. Никакие крики протеста, даже отсутствие в руках атрибутов борьбы:  бутылки с водой, водного пистолета или миски с глиной – не спасут вас от чьего-то меткого попадания в симпатичную прическу. Ведь именно сюда на Новый год стекаются жители и гости Бангкока, чтобы основательно промокнуть, испачкаться, потратить деньги на водные и глиняные «запасы», на водные пистолеты, на любое другое, годное снаряжение, продаваемое тут же вдоль «тропы войны», и при этом получить массу положительной энергии. Если вы можете представить себе Cтарый Арбат в Москве с двумя ковыляющими навстречу друг другу потоками людей, вы можете представить себе эту улочку во время празднования «мокрого» Нового года. Торговцы, стоящие вдоль улицы, прячутся под навесными крышами, защищающими здания от разбушевавшейся в центре города прогнозируемой водной стихии.

    Уже на подходе к Кхаосан Роуд, которая находится всего лишь в километре от Королевского Дворца, появляются идущие домой, грязные и мокрые, но при этом неизменно сияющие, участники. По одному или группами они ловят рикш и иногда все еще продолжают поливать водой из водных пистолетов проезжающих мимо на рикшах сухих и ничего не подозревающих пассажиров. Машины в это время года имеют значительное преимущество не только потому, что в такую жару вы будете щедро овеяны кондиционером (кстати, я как североцентральнороссийский человек, даже сказала бы, заморожены), но и по той простой причине, что машина гарантирует безопасность от водных разбойников.  Хотя даже на вашей маленькой улочке в другом районе города, как правило, найдется несколько домов, рядом с которыми вдоль обочины будут залиты детские бассейны, а их маленькие хозяева будут с водой бросаться почти под колеса вашей машины, приобщаясь, под наблюдением взрослых, заметьте, к этой традиционной забаве. Причем задор, с которым все участники отдаются этой водной феерии, может с легкостью передаться вам, и уже через пару-тройку кварталов у вас возникнет непреодолимое желание забыть про планы, поехать домой, переодеться, взять с собой водный пистолет и отправиться на ту единственную, заветную улицу, где официально разрешен водный шабаш.

Отдыхаем после битвы. Купальники под верхнюю одежду настоятельно рекомендуются. Очки – нет. Упасть не даст толпа, а стекла не будут призывно проситься под струю воды. Мне мои очки только мешали.

В Бангкоке все спокойно.

    Несмотря на разные по напряженности и окраске события в Таиланде, в течение нескольких лет периодически расстраивающие оставшихся на родине друзей и родственников отдыхающих, в Бангкоке вполне спокойно. А для такого многолюдного действа принимаются и дополнительные меры безопасности. В начале и в конце Кхаосан Роуд стоят полицейские и проверяют вас дополнительно на выходе из металлической рамки – привычного атрибута любого массового праздника в Москве. С другой стороны, у вас не возникнет и мысли пронести с собой фотоаппарат, телефон или любой другой гаджет, не отличающийся водоотталкивающими свойствами, потому что промокшие насквозь люди, покидающие «арену», наглядно показывают, что ждет вас в конце. Поэтому все ценности остаются в машине. В руках только водный пистолет и деньги для закупки «патронов». На себе минимум одежды. И еще, если вы планируете «чуть-чуть постоять» на границе «мокрого» и «сухого» миров и немного пострелять, а потом пойти домой, скорее всего, ничего у вас не выйдет. Мои друзья – взрослые тайцы и уважаемые в своих профессиях люди - не смогли удержаться от того, чтобы не влиться в топчущийся поток, и с глазами, полными детского восторга у меня и детских воспоминаний у них, мы сделали три-четыре круга, пока не стало темнеть. Эта традиция – замечательный способ вернуться в детство, при этом за шкодничество вас никто не накажет!

Наступает ночь. Зовет и манит…

    Вода не покидает улицы города и вечером, как впрочем, и жара. В ночном клубе вам предложат по пакетику под телефон, документы, и все то мокнущее, что вы захотите спасти при случае, которых, на поверку, оказывается много. Во-первых, в клубах тоже «стреляют». Очевидно, водные пистолеты перекочевывают с улиц города в ночные клубы с сумерками. Во-вторых, иногда на сцене, на которую вы можете захотеть выйти потанцевать, может обнаружиться душ, в котором, после ушедших танцоров или моделей вам тоже может захотеться потанцевать, и вот тогда вашему мобильному телефону несдобровать, если вы не позаботитесь о нем заранее. А вообще, тайцы – добродушные и компанейские. Они могут одним огромным клубом размером с ангар дружно петь песни современных исполнителей, выступающих живьем на сцене. Они могут вместе с вами за компанию встать под этот душ. Они будут выделывать самые разные кренделя, не задумываясь о том, насколько правильно и или гламурно они танцуют.
В другом ресторане вы можете поучаствовать в забаве «меткий стрелок». После определенного количества заказанного на ваш столик пива один из гостей получает право кинуть мячик. Где подвох, спросите вы? Подвох в мишени. Точнее, в той, кто рядом с ней. А рядом с мишенью на жердочке над большой кадушкой с водой сидит девушка. Если вы с нескольких метров попадаете маленьким мячиком в мишень размером примерно с мячик, жердочка складывается, и девушка с визгом падает в эту кадушку. Награда, кроме безумного счастья, -  футболка с эмблемой пивного спонсора. Насколько я помню, с девушкой кричала одновременно и испуганно: от неожиданности, что попала. То есть я попала, а она не ожидала. Точнее, не ожидали мы обе. Но в воду свалилась только она.

    Ну, и наконец, именно столица Таиланда предлагает еще одно увеселение - поход в кабаре!  Например, Tawandang German Brewhouse.  Обратите внимание, азиатский Таиланд, французское название и немецкое заведение! Воистину, мир сегодня – одна большая деревня. Итак, представьте себе Гостиный Двор в Москве, только вместо столов, застеленных белыми скатертями, столь привычными глазу любого корпоративного служащего, справлявшего там Новый год, день рождения своей Компании и т. д., - простенький стол, заставленный яствами. Впритык. В Таиланде, как и во многих других странах в Азии, принято заказывать много разных блюд на компанию и брать себе на тарелку по чуть-чуть из каждого. Между столиками с трудом протискиваются официанты с подносами. Есть еще и второй этаж по периметру, как в театре, где тоже стоят столики и веселятся люди. И обязательные экраны под потолком этого стадиона для тех, кто хочет рассмотреть, во что одеты исполнители. Итого полторы тысячи человек зрителей плюс-минус. Один такой большущий ресторан на всех. Вот так тайцы проводят свои вечера среди друзей, родственников и нескольких дюжин десятков земляков. Тут же за столом танцуют, сидя, не вставая со стульев. И у всех замечательное настроение.

    А на сцене идет, как бы мы могли сказать, праздничный концерт: песенные номера перемежаются акробатическими и фокусами. Между заказами, а, может, и вместо оных, официанты выстраиваются в проходах и танцуют под своих любимых исполнителей, среди которых местные образчики «фабрики звезд», свои филиппы киркоровы, анжелики варум и т.д. Причем, все номера исключительно костюмированы и очень красочны. Некоторые песни исполняются на английском, и, как правило, именно они в данный момент времени крутятся по радио и исполняются в других кафе и ресторанах.

Цирковой номер на сцене в ресторане.

    Рассказ о Таиланде был бы не полным, если бы не упоминался Король. Он почитается в этой стране не только по требованию законов, но и, насколько я поняла, по искреннему убеждению, что Король – это свято. Для тайцев Король – царь, бог, флаг, президент, конституция - все. Не одного иностранного туриста уже лишили свободы за глупость или вольность в комментариях по поводу Короля. Даже во время этого концерта в ресторане в заключительной части была исполнена песня о Таиланде и Короле, что мне показалось почти воплощением, только очень цветным и цветастым, последних кадров советского фильма «Весна». Помните, там показывают «Мосфильм», знамена, марш советских граждан, воодушевление на лицах – все то же самое было на сцене в Бангкоке. Так же трогательно и наивно, только почему-то остался осадок чего-то чуть-чуть переделанного, искусственного и чересчур. С другой стороны, в Таиланде все цвета и цветы, звуки и запахи кажутся иногда чересчур. Но это для меня, человека, привыкшего к достаточно скудной зелени короткого лета центральной полосы России и вечно серого неба. Так, может, там это – норма?

Веселится стар и млад.

    А еще тайский Новый год – это пара дополнительных выходных дня, почти как в России, чтобы работающие в больших городах тайцы смогли вполне насладиться пробками, пробираясь в свои деревни в разных частях Таиланда. И, пока вы будете туда ползти, закройте окна, не мойте заранее машину, и запаситесь терпением: вы будете ехать очень медленно, вас будут обливать водой и кидаться глиной все, кому не лень, а еще вам успеют поднадоесть ди-джеи, вещающие прямо из плюющихся водой пикапов, стоящих рядом с вами в пробках. И зрелища, и новости, и хорошее настроение, ими создаваемое, – все рядом.

    Как и в России, Новый год - семейный праздник, когда в доме родителей собираются все разлетевшиеся в разные части страны дети, привозят внуков, а иногда и правнуков. Мне повезло:  я смогла увидеть встречу трех поколений на территории, где рядом со старым фамильным домом, построенном в тайском стиле, поставили дом вполне современный. А потом я совершила невозможное. Заставив себя встать к раннеутренней службе в храме, я была вознаграждена сполна тем, что получила возможность наблюдать такое непохожее на русскую службу действо.

Новогодняя служба.

    Хочу отметить, что в Таиланде монахами не рождаются, ими становятся. На время. В этой стране в определенном возрасте мужчины должны отдать долг обществу, взять отпуск на работе и поработать какое-то время в храме. Это считается почетно и почтенно, и, говорят, помогает в дальнейшей карьере. То есть это не есть сознательный уход от действительности или  желание удалиться от мирской суеты. А поскольку во время нахождения в монастыре зарплату не платят, то единственный для монахов источник пропитания – подаяния прихожан и обслуживание религиозных церемоний.

    Итак, на новогодней утренней службе собираются все, кто живет в этой местности либо в свое время помогал строить данный храм. В таком случае он может быть и не самым ближайшим к дому. Как и представители многих других азиатских культур, тайцы сидят на полу. Большое прямоугольное помещение, похожее на ангар, поделено на сцену и зал. Семьи садятся группами. Женщины каждой семьи либо накануне, либо рано утром собрали «дары» - туесочки, мисочки и тазики с рисом и множеством других тайских блюд – все они будут сначала предложены монахам, сидящим во время церемонии на сцене, а потом и поделены между членами одной семьи и съедены тут же в храме. В принципе, по изобилию это напоминает наш новогодний стол, только перенесенный в храм и на пол. И без алкоголя. Наблюдать за официальной частью, когда монахи читали молитвы, было тоже очень интересно,  только тайский язык мне показался неприступно сложным. Ведь именно в нем есть имена без единой гласной!

    В конце праздничной церемонии до того, как местный староста и другие уважаемые члены общества стали подносить монахам блюда, приготовленные каждой семьей, были объявлены новые дарители. В этом году собирались деньги на крышу, которая нуждалась в ремонте. Походив по окончании службы по храму и посмотрев на пыль и паутину вокруг, я подумала, что такая «сезонная» работа монахом имеет свои плюсы, ибо у тебя есть шанс заглянуть в себя, пострадать физически, возможно, сделать пару-тройки открытий о бренности бытия, а потом вернуться в этот мир лучшим, наверное,  человеком. Но она же плохо сказывается на состоянии строений, которые так не похожи на наши, чисто прибранные прихожанами-энтузиастами веры.
А закончилось все новогодне-монастырское действо на кладбище, куда пришла семья моих друзей и несколько монахов для совершения ритуала поминовения. Мы расположились у ступы – могилы одного из старших членов семьи. И здесь, вновь сидя, мои друзья молились и произносили молитвы, а монахи, поднося к лицам опахала с начертанными на них именами божеств, от их имени благословляли собравшихся.

Монахи у могилы на кладбище перед поминовением.

    Многие семьи после посещения фамильного храма едут в другие почитаемые храмы своего района. И в каждом из них они что-то покупают. Надо сказать, что религия коммерциализирована во всем мире. У нас продают свечки и поминание души, у них практически то же и затем же.  Где-то это специальный набор из нескольких листочков золота, которые нужно приклеить к фигуре Будды или другим священным предметам, расположенным в храме. Где-то это ароматическая вода, которой нужно обрызгать все фигурки богов, и особенно вашу личную, отвечающую за тот день, в который вы родились. Где-то деньги-подношения нанизывают на нитку, один конец закрепляют на земле, другой – на верхушке здания на территории храма, что символизирует, что ваши деньги попадают почти по прямому назначению или около того.

В Таиланде есть традиция – принести на Новый год в храм горсть песка вместо того, который вы уносите на своей обуви в течение года. Я подозреваю, что такой куличек можно купить тут же, в храме

Нужно обязательно побрызгать специальной душистой водой на статуи святых, особенно того, в чей день ты родился.

Подношения в виде злотой слюды. Продается тут же в храме в комплекте с душистой водой.

    Ну, а если вы, что естественно, ждете от Нового года чуда и вам интересно узнать, что случится с вашей живой плотью в новом году, можно сидя на полу в храме взять в руки стакан с разноцветными палочками и, хорошенько его встряхнув, добиться, чтобы из него выскочили одна или несколько палочек. Надо сказать, что это не так просто, как может показаться на первый взгляд, ибо палочки почему-то стараются затаиться в стакане. На каждой из палочек написан номер, а при входе в храм висит таблица соответствия цвету и номеру палочки и вашим предсказанием на новый год. Мой год, помнится, сулил много путешествий, что и произошло. И много воспоминаний, связанных с этими поездками. Возможно, следующий всплеск температуры мне напомнит об Индонезии или Маврикии, а пока СУКСАН ВАН СОНГКРАН или с Новым тайским годом!

Инструктаж по трясению новогодне-гадательных палочек

PS Поэтому тайцы и балуются водой. Обычно здесь, в часе езды от Бангкока, растет трава, а в полноводье вода поднимается на полтора-два метра. Середина апреля – самый засушливый период в Таиланде.

Поэтому тайцы и балуются водой. Обычно здесь, в часе езды от Бангкока, растет трава, а в полноводье вода поднимается на полтора-два метра. Середина апреля – самый засушливый период в Таиланде.